Фольклорный праздник "Праздничная Ярмарка на Верба хлест" (для детей старшего дошкольного возраста)
методическая разработка по теме

Трищенко Елена Анатольевна

     Материал разработан на основе русского народного творчества. Цель - расширять знания детей о славянском весеннем празднике "Верба хлест"; продолжать приобщать к русской народной культуре.

     Дети предварительно разучивают и исполняют на празднике русские народные песни, танец, частушки, инсценировки, мини - сценку, играют в русскую народную игру, читают стихи, произносят скороговорки, отгадывают загадки...

     Чтобы заинтересовать детей и доставить радость, весь материал построен на шутках, юморе забавных скоморохов и веселом детском репертуаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель. Продолжать приобщать детей к народному творчеству, к русской народной культуре.

Материал и оборудование.   Веточки вербы; ложки (по две на каждого ребенка); атрибуты для инсценирования песни; ярмарочный товар (конфеты, шоколад, бублики); сума (в ней платочек, яблоко, шляпа, гребень, туясок), клюка; шумовые инструменты; костюмы для Лени и Дремы; угощение.

     Зал оформлен под ярмарочную площадь.

     Звучит русская народная мелодия (по выбору музыкального руководителя), дети входят в зал, рассаживаются на места.

Ведущий.       Посмотрите на эти веточки, ребята, с какого они дерева? (Ответы детей).

                                          Верба, верба, верба, верба зацвела.  

                                          Это значит верно, что Весна пришла!

     С давних времен из года в год люди отмечают древний славянский праздник Вербахлест. Существует поверье, что расцветающая Верба, полное сил дерево, может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А особенно целебными считались на Вербе – сережки, так как люди считали, что сережки были наделены особой силой.

     Наш народ богат русскими традициями. С давних времен по праздникам устраивались Ярмарки! Что такое ярмарка? (Ответы детей). И у нас сегодня праздничная Ярмарка!

                                          Как ведется на Руси, ты у каждого спроси,

                                          Все гуляния народные, яркие

                                          Начинаются с праздничной Ярмарки.

                                          Здесь на Ярмарке детсад показать вам будет рад

                                          Песни звонкие, мелодичные… Танцы старые, симпатичные!..

(Ведущий обращается к детям). Вы нам спойте и спляшите, как гуляли на Руси, покажите!  

  • Дети инсценируют песню «Как у наших у ворот» ( русская народная песня, обр. Н.Метлова

     Под русскую народную песню «Коробейники», в зале появляются два молодца – Фома и Ерема.

Фома (поет).                 У меня полна коробушка, в «коробейниках» хожу.

                                          У меня товары дельные, подходи – ка веселей!

                                          Плату я беру не деньгами, а улыбками гостей!

Вместе.                             Ой, полным – полна коробушка, все здесь купишь без труда!

                                          Приходите, гости званные, к нам на Ярмарку сюда!

Фома (глядя на детей).  Что за молодцы сидят, в ложки поиграть хотят?

Ерема.                              Что же, глянем поскорей, чем порадуют гостей?

1-й ребенок.                     Аты – баты, шли ребята, аты – баты на базар…

2-й ребенок.                     Аты – баты, что купили?..

Вместе.                             Ложек ярких сорок пар!

  • Выступает ансамбль ложкарей (группа детей), музыка по усмотрению музыкального руководителя.

Фома.                                 Загляните к нам в палатку – вот конфеты, шоколадки.

                                            Калачи, да булочки, кренделя, да бублички!

Ерема.                                Перед тем, как дать монетку, надо спробовать конфетку!  

     Пробует конфетку, хватается за зуб.

Ерема.                                Ой,ой,ой, ой, ой, ой, ой!..

Фома.                                 Что, Еремушка с тобой?

Ерема.                                Зуб болит! Ой, как болит!..

Фома.                                 Друг вам правду говорит.

Ведущий.                          Чудо – веточки у нас, а на ветках почки,

                                            И не надо ни травы, ни цветов – веночков.

     Предлагает почки с Вербы. Ерема прикладывает почку к больному зубу, боль затихает.

Ерема.                                 Зуб прошел! Ну и дела-а… Значит Верба помогла!

Фома.                                  Не останемся в долгу, видеть вас хотим в кругу!

  • Проводится русская народная игра «Шел Макар на базар»

Дети идут по кругу и поют:  Как пошел один Макар с большой сумкой на базар.

                                                   А базар с воротами, он стучит в них ботами (стучит о пол).

Дети.                                        Кто там?

Макар (ребенок).                     Это я, Макар! Пришел на базар.

Дети.               А зачем сума?

Макар.             Для товара припасена.

Дети.              А зачем клюка?

Макар.            Вам побить бока!

Дети.              Не пустим!

Дети (поют). Ах, Макар, ты, Макар, сам пришел ты на базар.

                        Вот какие ручища, вот какие ножища,

                        Вот, какие усища, такая бородища...  

Макар.           Мне на что клюка? Вам набью бока!..  (Дети разбегаются. Макар пытается дотронуться до ребят клюкой. Повторить игру).                        

  • Проводится русская народная игра «У Макара что в суме?»

     Дети сидят на местах. Взрослый вынимает из сумы товар. Например, носовой платок. Сморкается, дети повторяют; достает и откусывает яблоко. Ребята делают то же самое и т.д. После вопроса "что купил Макар?", дети должны вспомнить и показать товар в определенном порядке. 

Фома.              Вы – весельчаки, что надо! А мы веселим до упада!

Ерема              Не верите – смотрите! Что не видели, потом не говорите!

Фома.              Рады ярмарке мы оба!..

Ерема.             Фома!..

Фома.              Да Ерема!

Ерема.             Низко поклонились (кланяются, колпаки падают)…

Фома.              Колпаки свалились. Начнем сначала. Рады ярмарке мы оба!.. (Повторяют).

Ерема (в последний раз).  Колпаки не свалились.

Фома.              Подвинься! (Подталкивает Ерему).

Ерема.             Нет, ты подвинься! Фома вредный, голос медный.

                        Сам с кувшин, голова с аршин! (Смеется).

Фома.              Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой!

                        Ерему поднимали, животы надорвали! (Смеется).

Ерема.             Ах, так! (Берет веточку Вербы и слегка бьет Фому).

                        Верба бела бьет за дело!

Фома (проделывает то же самое).   Верба красна бьет напрасно!.

Вместе.           Вербахлест, бей до слез! Вставай рано, меть барана!

Ведущий.      Не надо сориться, друзья! В Вербное воскресенье действительно положено осторожно хлестать друг друга веточками Вербы. Но не для того, чтобы сделать друг другу больно и наказать обидчика. А для того, чтобы ушли все болезни, невзгоды, все плохое, человек был здоров и счастлив!

Ребенок.          Верба моя, вербонька! Вербонька моя пушистая, да сучковатая.

                         С березкой она гукалась, крепкий наказ давала:

                         Дружно жить, друг друга любить;

                         Не унывать, шутить и шутки понимать.

Ведущий.        Продолжать веселье будем, здесь на ярмарке пошутим!

  • Дети  исполняют переклички.

1-й.                          –Где  же  ты,  Федул?

2-й.                          –В  горнице!

1-й.                          –А  что  делаешь?

2-й.                          –Петру  помогаю!

1-й.                          –А  что  Пётр  делает?

2-й.                          –Да  на  печи  лежит!

3-й.                         –Вставай,  Дунюшка,  уже  день  занимается!

4-й.                         -Пусть  занимается,  у  него  до  вечера  много дел.                                                

3-й.                         -Вставай,  Дунюшка, уже  солнышко  всходит!

4-й.                         -Пусть  всходит,  ему  далеко  бежать  нужно!

3-й.                         -Вставай, Дунюшка,  каша  готова!

4-й.                         -А  я  уже  за  столом  сижу!

5-й.                         –Я  медведя  поймал!

6-й.                         -Так  веди  его  сюда!

5-й.                         -Не  идёт!

6-й.                         -Так  сам  иди!

5-й.                         -Медведь  не  пускает!

7-й.                          –Филя,  есть  хочешь?

8-й.                          –Да  нет,  я  уже  перекусил!

7-й.                          –А  чем  перекусил?

8-й.                     -Да  съел  два  пирога,  горшок  сметаны, решето  калачей,  ведёрко  щей…

 *****************************************************************************                                    

9-й.                           –Тебе  поклон  послала.

10-й.                         –Хто?

9-й.                           –Маша.

10-й.                         –Кака  Маша?

9-й.                          –Свинья  наша!

Фома.                      Мы так хохотали, животы надорвали!

Ерема.                     Берите, что хотите, задаром отдадим!..

Ведущий.                Загадки посмотрите, мы отгадать хотим!

  • Фома и Ерема по очереди загадывают детям загадки

1-я загадка.             Морщинистый Тит всю деревню веселит (гармонь).

2-я загадка.             В лесу тяп – тяп, дома ляп – ляп,

                                 В руках плачет, а кто слушает – скачет (балалайка).

3-я загадка.             Деревянные сестрички, две сестрички – невелички,

                                 Застучали по бокам, он ответил: «Трам – трам – трам!» (барабан). 

4-я загадка.             Раскрашенные, а не картинки, деревянные, а не игрушки

                                (деревянные ложки).

5-я загадка.             Очень весело поет, если дуете в нее.

                                 Не палочка, не трубочка, а что же это?.. (Дудочка).

Ведущий.                Сколько за все возьмете?

Фома.                       А частушки здесь споете? (Ответы детей).

Ерема.                      Инструменты разбирай, да частушки запевай!

  • Дети исполняют частушки

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                         1-й.  Рано утром, вечерком, поздно на рассвете,

                                 Баба ехала верхом в ситцевой карете.

                                 

                         2-й.   Между небом и землей поросенок рылся

                                   И нечаянно хвостом к небу прицепился.

                         3-й.   Сидит ежик на березе – новая рубашечка,

                                   На головке сапожок, на ноге фуражечка.

                           

                         4-й.   На горе стоит телега, слезы капают с дуги.

                                   Под горой стоит корова, надевает сапоги.

                         5-й.   Поглядите – ка, ребята, что на крыше деется:

                                  Воробей в рожок играет, за соломку держится.

Вместе.                     Ох, раз, еще раз, мы поклонимся сейчас.

                                  Начинаем перепляс, постараемся для вас!

  • Дети исполняют «Тверскую кадриль» (Музыкальный руководитель.-2009.-№2.- с.46)

Фома.       Скороговорки покупайте, кошельки не открывайте!

Ерема.      Ребятам даром отдадим, давайте их проговорим!

  • Дети проговаривают скороговорки

                            1-я.   Шла Саша по шоссе и сосала сушку,

                                     А потом пришла домой, села на подушку.

                            2-я.   Кукушка кукушонку купила капюшон.

                                     Кукушонок в капюшоне смешон.

                            3-я.  Три сороки тараторки тараторили на горке.

                            4-я.  Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Ведущий.           Вы,  ребята, поспешите, весь товар свой покажите!

Фома и Ерема (вместе).  Ох, лень!.. Да дрема одолела (зевают),

                                            Как работать надоело!..

  • Появляются Лень и Дрема (дети подготовительной к школе группы)

Дрема.                       Сестрица Лень, сними шапку! Жарко!

Лень.                         Рада бы снять, да руку протянуть лень!

Дрема.                       Понимаю (зевает, закрывает глаза).

Ведущий.                  Здравствуйте, гости незваные! Кто вы такие?

Дрема и лень.          Как это незваные? Сами позвали и в кусты?

Ведущий.                  Кто вас позвал?

Дрема и лень.           Да вот они! (Показывают на Фому и Ерему).

     Фома и Ерема, облокотившись друг о друга, дремлют.

Ведущий.                  И верно! Они говорили: «Ох, лень, да, дрема одолела!»

Дрема и лень.           Вот мы и пришли! Ярмарке конец!

     Дрема и лень присаживаются и засыпают. Ведущий предлагает образовать круг вокруг них.

  • Проводится игра «Лень и Дрема на полице»

Дети идут по кругу и поют:

                                    Лень и Дрема на полице, вяжут вместе рукавицы.

                                    Поднимайтесь, хватит спать,

                                    Будем петь мы и плясать.

Лень и Дрема отмахиваются, продолжают спать. Дети идут в круг и поют:

                                    Посмотрите на народ, да вставайте в хоровод.

                                    Влево, вправо повернитесь, пошутите, подразнитесь!

Дети дразнят Лень и Дрему. Лень и Дрема: «Ах, так!». Догоняют детей.

Ведущий.                   Вот они опять зевнули, на ходу опять заснули. Ох!

Лень и Дрема вновь засыпают.

                                Песню надо бы здесь спеть, припугнуть бы их успеть!

                                Песню русскую народную, могучую, хороводную!..

                                Про кузнецов молодых, веселых, да удалых!

                                Напугаются, да побегут восвояси!

  • Исполняется русская народная песня «Во кузнице» (обр. М.Красева)

     Лень и Дрема продолжают спать. Ведущий берет веточку вербы и со словами «Вербахлест, бей до слез», прогоняет Лень и Дрему.

Ведущий.           Ребята, вот видите, опять нам веточки вербы помогли. Знать и правда Верба обладает чудодейственной силой в праздничный день.

     Наконец, просыпаются продавцы Фома и Ерема.

Фома.                     Ничего нам не понять...

Ерема.                    Как могли мы столько спать? 

Ведущий.              Лень и Дрема приходили,

                               Вы их сами пригласили.

Фома.                     По делом нам, стало быть!..  

Ерема.                    Думать нужно, ну а после говорить!

Фома.                     Сном волшебным насладился,

                                Будто заново родился!

Ерема.                    Захотелось петь, плясать,

                               Вместе с вами танцевать!

  • Дети исполняют парный танец (по выбору музыкального руководителя)

Ерема.                     Ты, Фома, продал товар?

Фома.                      Видишь, опустел базар!

Ерема.                     Не совсем - то он пустой, посмотри...

Фома.                      Постой, постой! Для ребят тут, без сомненья,

                                 Напоследок угощенье!

Ерема.                     Интересно, что же здесь?

Вместе.                   В пирожках мешочек весь! Вот, берите на дорожку,

                                Подкрепитесь, хоть немножко! Проголодались ведь!

     Дети принимают угощение, благодарят друзей.

Ведущий.               Верба, верба, расцветай,

                                Праздник яркий украшай!

                                Этот день мы не забудем!

                                 Очень долго помнить будем!

Фома.                      До свиданья! В добрый час!

Ерема.                     И на следующем базаре,

                                  Рады будем видеть вас!  

                                                  Праздник окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенняя ярмарка!" Музыкально-театральное представление для детей старшего дошкольного возраста.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объеденены устный фольклор, музыкальное и изобразительное и...

Сценарий фольклорного развлечения "Ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий фольклорного развлечения "Ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста...

«Русская ярмарка» (фольклорно - музыкальный праздник для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями)

Сценарий фольклорного праздника с русским народными песнями, играми, плясками, хороводами, поговорками...

Методическая разработка Сценарий праздника в фольклорном стиле для детей старшего дошкольного возраста "Осенняя Ярмарка"

Сценарий праздника в фольклорном стиле для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Празднику Осени. Данный материал подходит для ярмарочных гуляний детей старшей и подготовительной групп....

"Золотая ярмарка" сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста

В данном конспекте представлен музыкальный и литературный материал....

Сценарий фольклорного праздника «Рождественские колядки на Кубани для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Цель: поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры,продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками, прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитыва...

Сценарий развлечения «Ярмарка» по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ экономического мышления, умения использовать в игре знания о финансовых понятиях....