"Родина наша - колыбель героев"
материал (старшая группа) по теме

Букатина Светлана Григорьевна

Музыкально-театрализованная композиция для старших дошкольников, посвящённая Дню народного единства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Родина наша – колыбель героев».

Цель:

Познакомить детей с Днем народного единства, празднующимся 4 ноября;

со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами  прославившими страну. Дать представление о событиях начала XVII века в России, о завершении смуты на Руси.

Задачи.

Образовательные:

- дать первоначальные знания об истории праздника «День народного единства», о событиях 1612 года. Обобщить знания детей об истории возникновения Руси.

Познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.

Познакомить с русским царём Иваном Грозным, царевичем Лжедмитрием, купцом Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским.

Дать представление о народном ополчении.

Познакомить с иконой Казанской Божьей Матери. Познакомить с историческими памятниками: Минину и Пожарскому, собором Казанской иконы Божьей матери.

Формирование пассивного словаря: богатыри, былина, гусляр,  народное ополчение, смутное время, предводители   К. Минин и Д. Пожарский, образ Пресвятой Богородицы.

Активизация словаря: царь, захватчики, защитники, опера, икона.

Развивающие:

- развивать гражданско-патриотическое чувство, чувство долга и ответственности за свою Родину, раскрывать творческий потенциал детей.

Воспитательные:

- воспитывать желание беречь и защищать свою Родину, сохранять её традиции;

-воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей;

-воспитывать чувство любви к героическому прошлому России.

Интеграция образовательных областей:

«Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Формы работы:

беседа по сказкам, пословицам, проблемная ситуация, рассматривание иллюстраций познавательного характера, диалог с детьми при восприятии картинок и репродукций, обобщение и выводы в результате беседы и рассматривания иллюстраций, исполнение песен, танцевальных композиций, хороводов, участие в оркестре.

Оборудование и материалы:

репродукция картины «Три богатыря» Васнецова,

иллюстрации об исторических событиях 1612 года, фотографии памятника предводителям народного ополчения К. Минину и Д. Пожарскому, портреты Ивана Грозного, Лжедмитрия,

слайд-презентация,  музыкальное сопровождение, театрализованные костюмы.

Музыкальный материал:

М.Глинка Хор «Славься!» из оперы “Жизнь за царя», М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», А.Бородин «Богатырская симфония», А.Хачатурян «Танец с саблями», звонница Свято-Троицкого монастыря, песня «Богатырская сила» в исполнении гр. «Цветы», звучание гусель.

Предварительная работа:

чтение русских народных и авторских сказок, пословиц.

 

ХОД ПРАЗДНИКА.

Звучит песня в исполнении группы «Цветы» - «Богатырская сила».  Дети с перестроенями входят в зал в костюмах (мальчики - русские рубахи, шаровары; девочки - блузки, сарафаны, атласные ленты на голове; у «трёх богатырей» – доспехи).

Читают перекличкой:

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

 Вместе жить, работать, строить,
           Сеять хлеб, растить детей,
           Созидать, любить и спорить,
           Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Проходят на стулья.

Звучит музыка, на центральной стене слайды с русскими пейзажами.

Ведущ: -  О, светлая и красно украшенная земля русская!

                 Многими красотами дивишь ты!

                 Озёрами многими и реками источниками.

                 Горами крутыми, холмами высокими,

                 Дубравами частыми, полями дивными.

                 Зверьми различными, птицами бесчисленными.

                 Городами великими, сёлами дивными, садами монастырскими.

                 Всего ты исполнена, земля русская!

Ведущ: - Больше 1000 лет тому назад основали славяне здесь своё государство, названное Русью. Русь защищалась от соседних врагов. В былинах воспеты богатыри – защитники нашей родины – Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Рассматривание слайда - картины В.Васнецова «Богатыри».

Звучит музыка (А.П. Бородин «Богатырская симфония» или М.Мусоргский «Богатырские ворота»).

Вопросы к детям:

Чем были вооружены богатыри? Для чего им нужен был верный конь?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Где на картине изображён Илья Муромец?

Звучат гусли «В огороде». Выходит гусляр. Садится на стул, берёт гусли.

Ведущ: - Кто ты?

Гусляр: - Я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче.

Богатыри выходят на середину.

 Илья Муромец: - Нам лет ещё немного,

                                Но все мы удальцы.

                                Шагаем дружно в ногу,

                                Дружинные бойцы.

Ведущ: - И на кого ни посмотри,

                Все как один – богатыри!

Добрыня Никитич: - На лбу бывают шишки,

                                       Под глазом  - фонари,

                                       Уж если мы мальчишки,

                                       То мы – богатыри!

Алёша Попович: - Упрямые, с утра мы –

                                 Опять на бой, в дозор…

                                 От тех сражений травмы

                                 Остались до сих пор.

Ведущ: -  С такими бравыми парнями

                 Мы как за прочными стенами.

                 Довольны старые бойцы:

                 Растут на смену удальцы!

               - Богатыри святорусские!

                 Оседлайте вы коней своих добрых,

                 Покажите удаль молодецкую!

Дети заводят инсценированный хоровод «Эх, зимушка-зима».

Ведущ: - Русь росла, крепла, а враги её опаснее и сильнее становились. Управлял народом русским царь Иван Грозный. Когда он умер, на русский трон воцарился польский королевич и хотел завладеть Русью, чтобы стала она частью Польского королевства.

Народ долго терпел и решил свергнуть Польского королевича. Собралось целое войско.

Купец Козьма Минин вооружил людей, а князь Дмитрий Пожарский возглавил войско.

Начались бои за Москву. Вся русская земля встала против захватчиков.

Рассматривание слайдов.  Звучит «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского.

Ведущ: - Давайте и мы с вами, ребята, представим себя на поле сражений - построим оборонительное укрепление в двух командах:  войска польского и русского войска.. А затем и силой померяемся.

Проводится игра «Построй оборонительную стену из модулей» (в двух командах) и «Перетягивание каната».

Инсценированная композиция битвы с участием мальчиков с мечами под «Танец с саблями» А.Хачатуряна.

Ведущ: - Одержать победу русскому войску помогла вера в Бога. Они обратились с молитвой к Господу и к образу Пресвятой Богородицы. Молитва их была услышана,  вражеское войско сдалось.

Новый русский царь наградил Минина и Пожарского. И князь Пожарский на свои средства построил деревянный собор во имя Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади.

Звучит звон колоколов.

Слайды Красной площади, памятника Минину и Пожарскому. Рассматривания образа Казанской иконы Пресвятой Богородицы, Казанского собора на Красной площади.

Ведущ: -  …И поднималась Русь с колен
                    В руках с иконой перед битвой,
                    Благословленная молитвой
                    Под звон грядущих перемен.

4 ноября наша страна стала отмечать День народного единства.

Об этих памятных днях поэты слагали стихи, композиторы сочиняли музыку.

И мы сейчас с вами исполним торжественную песню – хор «Славься» М.И.Глинки из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Дети исполняют  хор «Славься» с музыкальными инструментами (валдайские колокольчики, музыкальный треугольник, тамбурин, бубны).

Ведущ: -Ушли в историю года,
              Цари менялись и народы,
              Но время смутное, невзгоды
              Русь не забудет никогда!

     Деревни, села, города
              С поклоном русскому народу
              Сегодня празднуют свободу
              И День единства навсегда!
Дети выходят из зала маршем  под инструментальное исполнение  хора «Славься».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-театрализованное представление "Родина наша-колыбель героев".

Вызвать патриотические чувства к героям России былых времен....

Патриотический проект "Салют героям 9 мая" / Альбом "Наши прадеды-герои"

Краткосрочный патриотический творческо-исследовательский проект...

«Уж постоим мы головою за Родину свою» Посвящается героям войны 1812 года.

Цели:знакомство с жизнью и творчеством Дениса Давыдова;воспитание чувства патриотизма людей к Родине, гордости за великих людей России....

«РОДИНА НАША – КОЛЫБЕЛЬ ГЕРОЕВ» (литературно-театрализованная композиция)

laquo;РОДИНА НАША – КОЛЫБЕЛЬ ГЕРОЕВ»(литературно-театрализованная композиция)...

Проект к 23 февраля "Наша Родина.Наша армия.Наша символика"

Проект создан для расширения у детей знаний о Российской армии, о истории возникновения праздника. Имеется материал для знакомства с государственной символикой, структурой вооруженных сил....

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...