Главные вкладки

    Сценарий фольклорного праздника, посвященного дню родного языка "Край мой, Мордовия!"
    материал (подготовительная группа) по теме

    Материал празника позволяет формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев, вызывает интерес детей к прошлому, истории своего края.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №85 комбинированного вида»

    СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА,

    ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА

    «КРАЙ МОЙ, МОРДОВИЯ!»

    для подготовительной группы

    Подготовила:

    музыкальный руководитель

    Емелина Н. В.

    Саранск 2014


    Программное содержание: 

    – вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, знакомить с народными промыслами, обрядами и традициями мордовского народа;

    – формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев;

    – развивать у детей способность эмоционально-образного восприятия мордовского музыкального искусства;

    – способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к мордовской культуре. 

    Оборудование: «Весна в Мордовии» – муз. Г. Вдовина, ст. К. Смородиной, морд. нар. песня «Раужо баран» («Черный баран»), «Кавто цёрат тикше ледить», «Авкай, молян мон вирев», «Умарина» муз. Н. Бояркина, мордовские считалки, игры, частушки, мордовская музыка, материал для игры: хлеб, ложка, нож, яблоко, полотенце, лапти; инвентарь для инсценировки песни: косы, снопы.

    Предварительная работа: разучивание песен, стихов, считалок, игр, частушек, беседа о мордовских традициях, разучивание танцев, подготовка инсценировки песни.

    Методические приемы: пение, чтение стихов, считалок, танцевальные номера.

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие.

    Действующие лица: охотник Дамай, Ведущий.

    Ход праздника:

    Дети входят в зал, встают полукругом.

    Муз. руководитель: Шумбратадо, кельгома ялгат!

    Шумбрачи, вечкевикс оят!         

    Исяннармесез, дуслар!

    Добрый день, дорогие друзья!

    Мы рады вас приветствовать на празднике, посвященном родному языку.

    Дети: В долгожданный этот праздник

    Здесь вам каждый очень рад!

    И поэтому мы вместе

    Говорим гостям – Шумбрат!

    Муз. руководитель: «Сколько сказочных мест у России,

    Городов у России не счесть.

    Может, где-то бывает красивей,

    Но не будет роднее, чем здесь».

    Как вы думаете, о каком городе эти строки? (о Саранске) Вы любите свой город? Почему? Какой наш город? (Ответы детей)

    Дети: Есть на свете город солнца, там всегда смеются дети,

    Там все умные как японцы, в лучшем городе планеты.

    Спросит мальчик златогривый, я отвечу без подсказки:

    «Где живется всех счастливей?»

    Все вместе: «Ну, конечно же, в Саранске!».

    Муз. руководитель: Сколько теплых и ласковых слов вы сказали о своем городе!

    Ведущий: Здравствуй, Мордовия, здравствуй,

    Славься, родная земля!

    О щедрой Мордовии, светлой Мордовии

    Добрая песня моя!

    МОРДОВСКАЯ ПЕСНЯ «Весна в Мордовии» (садятся).

    Дети: 1. Язык родной – как небо голубое

    И родниковая, прозрачная вода,

    Как утренняя звездочка на небе

    И собранная пчелками еда!

    2. Если язык мой пропадет,

    Я тоже пропаду,

    Его нужно сохранить,

    Без языка родного нам не жить!

    3. Ты – моя Родина, край наш Мордовия!

    В жизни опора, любовь и судьба!

    Мокша и эрьзя, татары и русские

    Мы, твои дети, славим тебя!

    СТИХИ про родной язык:

    1. Эрзянь кель, тон валскень зоря,

    Норовжорчонь гайть.

    Тон певтеме мазый моро,

    Кельме ведень тансть.

    2. Минек покштянок умонь шкасто 

    Пачтизь миненек сырнень келенть.

    Сон вирень письмакс жойни састо,

    Эжди, кецявты эрзянь меленть.

    3. Тонадынек минь эсь кельсэ

    Васень валонть ёвтнеме.

    Эйкакш шкане паро мельсэ

    Тетяй, авай мереме.

    Ведущий. Очень интересно, кто же прислал нам письмо. Давайте почитаем. (Читает.) «Спешу к вам в гости из мордовских лесов. Охотник Дамай».

    Ведущий. Ребята, а вы знаете, кто такой Дамай?

    Дети. Это смелый охотник из морд. нар. сказки «Красивый Дамай».

    Ведущий. Ждем, ждем дорогого гостя. А пока давайте разомнемся.

    Звучит мордовская народная песня «Раужо баран» («Черный баран»). Дети, держась за руки, идут по кругу.

    1. Где же ты был, черный баран?

    Где же ты был, черный баран?

    1. На мельнице, на мельнице,

    Мой хороший друг.

    1. Что ты там делал, черный баран?

    Что ты там делал, черный баран?

    1. Муку молол, муку молол,

    Мой хороший друг.

    1. Чем же ты молол, черный баран?

    Чем же ты молол, черный баран?

    6. И рогами, и ногами,

    Мой хороший друг.

    4 шага на носках, 4 шага на пятках.

    4 пружинки, 4 хлопка вверху.

    4 шага вперед, 4 шага назад.

    4 шагов по кругу, руки на поясе, чередовать движения локтями вперед - назад.

    Взяться за руки, бег, сгибая ноги назад.

    Стоят на месте, руки имитируют рожки, 8 притопов, попеременно

    В зале появляется охотник Дамай. Звучит морд. нар. песня «Косо, косо, да Утята» в обр. А. Путушкина.

    Дамай. Шумбратадо, ялгат!

    Здравствуйте, дети!

    Дети. Шумбратадо!

    Дамай. Я охотник Дамай. С давних пор в мордовских селах жили охотники - сильные, ловкие, выносливые, сообразительные. Часто они устраивали соревнования. Вот послушайте основные правила: быть частным и справедливым в состязаниях; стремиться доводить борьбу до конца; не зазнаваться, одержав победу; не печалится в случае проигрыша. Сегодня я тоже хочу с вами поиграть в мордовские народные игры. А вы, ребята, знаете, как выбирают ведущих?

    Дети. При помощи считалок.

    Дамай. Тогда я объявляю конкурс считалок.

    Дети по очереди произносят считалки.

    1. Хоть мон ёмла нумолнян,

    Сякокс ёжуня улян.

    Мон врьгазонь пейда кяшан

    Тяни эсон варжак вешентть.

    2. Машати - пяштеня,        

    Дашати - пяштеня,

    Катонясь – ёмла,

    Теенза – колма.

    3. Петя, Петя, Петушок,

    Листя бойкане, дружок,

    Пацяса тюрьхтяма,

    Пильгса топоттяма.

    4. Алыинда, тупыинда,

    Миколок, коколок,

    Куды пря подков

    Подырман.

    Дамай. Молодцы! Знаете вы считалки. А предлагаю поиграть в мордовскую игру «В ГОРШОЧКИ».

    Игра. Мисак чакшат? Продашь свой горшок?

    Миса.               Продам. 

    Ведущий. А теперь музыкальная пауза.

    Ставьте ушки на макушки,

    Споем мордовские частушки.

    Дети исполняют мордовские частушки.

    Мальчик: Наши девочки всюду славятся, 

    Наши танцы любят все.

    Выходите мордовские красавицы,

    Да станцуйте во всей красе! 

    МОРДОВСКИЙ ТАНЕЦ «Мордовочки». 

    Дамай: Вадря! А сейчас проверим, как вы знаете мордовский язык. И следующая игра «Покажи предмет, названный по-мордовски!»

    (Из предметов, разложенных на двух столах, нужно поднимать называемые ведущим.)

    Кши – хлеб, Пенч – ложка,         Пеель – нож,         Умарь – яблоко, Нардамо – полотенце, Карть – лапти.

    Ведущий: Эй, мордовские ребята, что притихли в уголке?

    Побыстрее в круг вставай! Тикше ледеме давай!

    ИНСЦЕНИРОВКА МОРДОВСКОЙ ПЕСНИ «Кавто цёрат тикше ледить»

    Ребенок. Мокшане, эрзяне, татары и русские,

                    Дружной, единой семьею живем.

                    Край прославляем, Саранск величаем,

                    Песню мордовскую поем!

    МОРДОВСКАЯ ПЕСНЯ «Авкай, молян мон вирев»

    Дамай: Мне очень понравилось как вы поете, но я хочу знать, в какие еще вы любите мордовские игры играть? Давайте поиграем.

    МОРДОВСКАЯ ИГРА «В ключи»

    Игра. Дядя, тетя, у тебя ключи?   Леляй (патяй), панжуматне тонь кедьсе?

    Вон у дяди (тети) спроси.              Оно лелянь (патянь) кедьсте кевксть.

    Посередине поищи.                          Кунчкасо вешнек!

    Дамай: Очень весело мне было с вами и интересно, ребята! Пек вадря! Но пора мне возвращаться в свою сказку «Красивый Дамай». До новых встреч! Васедемазонок!

    Ведущий: Вот мордовочки идут,

    Женихов с собой ведут.

    Чтобы было веселее

    Танец свой сейчас начнут!

    МОРДОВСКИЙ ТАНЕЦ «Умарина»

    Дети: 1. На российских  огромных просторах

    Есть зелёный затерянный рай.

    Это светлый, уютный и скромный

    Мой любимый мордовский край!

    2. На просторах республики нашей

    Вместе с русскими дружно живем.

    Вместе с ними и сеем и пашем,

    Вместе пляшем и песни поём.

    3. Земли мордовские широки, необъятны,

    Каждый день и хорош и пригож,

    Поезжай за моря-океаны,

    Лучше Мордовии ты не найдешь!

    Ведущий: Наш праздник подошел к концу.

    Васедемазонок!         

    Вастомазанок!

    Сау каласыз, дуслар!         

    До новых встреч, дорогие друзья!



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №85 комбинированного вида»

    СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА,

    ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА

    «КРАЙ МОЙ, МОРДОВИЯ!»

    для подготовительной группы

    Подготовила:

    музыкальный руководитель

    Емелина Н. В.

    Саранск 2014


    Программное содержание: 

    – вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, знакомить с народными промыслами, обрядами и традициями мордовского народа;

    – формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев;

    – развивать у детей способность эмоционально-образного восприятия мордовского музыкального искусства;

    – способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к мордовской культуре. 

    Оборудование: «Весна в Мордовии» – муз. Г. Вдовина, ст. К. Смородиной, морд. нар. песня «Раужо баран» («Черный баран»), «Кавто цёрат тикше ледить», «Авкай, молян мон вирев», «Умарина» муз. Н. Бояркина, мордовские считалки, игры, частушки, мордовская музыка, материал для игры: хлеб, ложка, нож, яблоко, полотенце, лапти; инвентарь для инсценировки песни: косы, снопы.

    Предварительная работа: разучивание песен, стихов, считалок, игр, частушек, беседа о мордовских традициях, разучивание танцев, подготовка инсценировки песни.

    Методические приемы: пение, чтение стихов, считалок, танцевальные номера.

    Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие.

    Действующие лица: охотник Дамай, Ведущий.

    Ход праздника:

    Дети входят в зал, встают полукругом.

    Муз. руководитель: Шумбратадо, кельгома ялгат!

    Шумбрачи, вечкевикс оят!         

    Исяннармесез, дуслар!

    Добрый день, дорогие друзья!

    Мы рады вас приветствовать на празднике, посвященном родному языку.

    Дети: В долгожданный этот праздник

    Здесь вам каждый очень рад!

    И поэтому мы вместе

    Говорим гостям – Шумбрат!

    Муз. руководитель: «Сколько сказочных мест у России,

    Городов у России не счесть.

    Может, где-то бывает красивей,

    Но не будет роднее, чем здесь».

    Как вы думаете, о каком городе эти строки? (о Саранске) Вы любите свой город? Почему? Какой наш город? (Ответы детей)

    Дети: Есть на свете город солнца, там всегда смеются дети,

    Там все умные как японцы, в лучшем городе планеты.

    Спросит мальчик златогривый, я отвечу без подсказки:

    «Где живется всех счастливей?»

    Все вместе: «Ну, конечно же, в Саранске!».

    Муз. руководитель: Сколько теплых и ласковых слов вы сказали о своем городе!

    Ведущий: Здравствуй, Мордовия, здравствуй,

    Славься, родная земля!

    О щедрой Мордовии, светлой Мордовии

    Добрая песня моя!

    МОРДОВСКАЯ ПЕСНЯ «Весна в Мордовии» (садятся).

    Дети: 1. Язык родной – как небо голубое

    И родниковая, прозрачная вода,

    Как утренняя звездочка на небе

    И собранная пчелками еда!

    2. Если язык мой пропадет,

    Я тоже пропаду,

    Его нужно сохранить,

    Без языка родного нам не жить!

    3. Ты – моя Родина, край наш Мордовия!

    В жизни опора, любовь и судьба!

    Мокша и эрьзя, татары и русские

    Мы, твои дети, славим тебя!

    СТИХИ про родной язык:

    1. Эрзянь кель, тон валскень зоря,

    Норовжорчонь гайть.

    Тон певтеме мазый моро,

    Кельме ведень тансть.

    2. Минек покштянок умонь шкасто 

    Пачтизь миненек сырнень келенть.

    Сон вирень письмакс жойни састо,

    Эжди, кецявты эрзянь меленть.

    3. Тонадынек минь эсь кельсэ

    Васень валонть ёвтнеме.

    Эйкакш шкане паро мельсэ

    Тетяй, авай мереме.

    Ведущий. Очень интересно, кто же прислал нам письмо. Давайте почитаем. (Читает.) «Спешу к вам в гости из мордовских лесов. Охотник Дамай».

    Ведущий. Ребята, а вы знаете, кто такой Дамай?

    Дети. Это смелый охотник из морд. нар. сказки «Красивый Дамай».

    Ведущий. Ждем, ждем дорогого гостя. А пока давайте разомнемся.

    Звучит мордовская народная песня «Раужо баран» («Черный баран»). Дети, держась за руки, идут по кругу.

    1. Где же ты был, черный баран?

    Где же ты был, черный баран?

    1. На мельнице, на мельнице,

    Мой хороший друг.

    1. Что ты там делал, черный баран?

    Что ты там делал, черный баран?

    1. Муку молол, муку молол,

    Мой хороший друг.

    1. Чем же ты молол, черный баран?

    Чем же ты молол, черный баран?

    6. И рогами, и ногами,

    Мой хороший друг.

    4 шага на носках, 4 шага на пятках.

    4 пружинки, 4 хлопка вверху.

    4 шага вперед, 4 шага назад.

    4 шагов по кругу, руки на поясе, чередовать движения локтями вперед - назад.

    Взяться за руки, бег, сгибая ноги назад.

    Стоят на месте, руки имитируют рожки, 8 притопов, попеременно

    В зале появляется охотник Дамай. Звучит морд. нар. песня «Косо, косо, да Утята» в обр. А. Путушкина.

    Дамай. Шумбратадо, ялгат!

    Здравствуйте, дети!

    Дети. Шумбратадо!

    Дамай. Я охотник Дамай. С давних пор в мордовских селах жили охотники - сильные, ловкие, выносливые, сообразительные. Часто они устраивали соревнования. Вот послушайте основные правила: быть частным и справедливым в состязаниях; стремиться доводить борьбу до конца; не зазнаваться, одержав победу; не печалится в случае проигрыша. Сегодня я тоже хочу с вами поиграть в мордовские народные игры. А вы, ребята, знаете, как выбирают ведущих?

    Дети. При помощи считалок.

    Дамай. Тогда я объявляю конкурс считалок.

    Дети по очереди произносят считалки.

    1. Хоть мон ёмла нумолнян,

    Сякокс ёжуня улян.

    Мон врьгазонь пейда кяшан

    Тяни эсон варжак вешентть.

    2. Машати - пяштеня,        

    Дашати - пяштеня,

    Катонясь – ёмла,

    Теенза – колма.

    3. Петя, Петя, Петушок,

    Листя бойкане, дружок,

    Пацяса тюрьхтяма,

    Пильгса топоттяма.

    4. Алыинда, тупыинда,

    Миколок, коколок,

    Куды пря подков

    Подырман.

    Дамай. Молодцы! Знаете вы считалки. А предлагаю поиграть в мордовскую игру «В ГОРШОЧКИ».

    Игра. Мисак чакшат? Продашь свой горшок?

    Миса.               Продам. 

    Ведущий. А теперь музыкальная пауза.

    Ставьте ушки на макушки,

    Споем мордовские частушки.

    Дети исполняют мордовские частушки.

    Мальчик: Наши девочки всюду славятся, 

    Наши танцы любят все.

    Выходите мордовские красавицы,

    Да станцуйте во всей красе! 

    МОРДОВСКИЙ ТАНЕЦ «Мордовочки». 

    Дамай: Вадря! А сейчас проверим, как вы знаете мордовский язык. И следующая игра «Покажи предмет, названный по-мордовски!»

    (Из предметов, разложенных на двух столах, нужно поднимать называемые ведущим.)

    Кши – хлеб, Пенч – ложка,         Пеель – нож,         Умарь – яблоко, Нардамо – полотенце, Карть – лапти.

    Ведущий: Эй, мордовские ребята, что притихли в уголке?

    Побыстрее в круг вставай! Тикше ледеме давай!

    ИНСЦЕНИРОВКА МОРДОВСКОЙ ПЕСНИ «Кавто цёрат тикше ледить»

    Ребенок. Мокшане, эрзяне, татары и русские,

                    Дружной, единой семьею живем.

                    Край прославляем, Саранск величаем,

                    Песню мордовскую поем!

    МОРДОВСКАЯ ПЕСНЯ «Авкай, молян мон вирев»

    Дамай: Мне очень понравилось как вы поете, но я хочу знать, в какие еще вы любите мордовские игры играть? Давайте поиграем.

    МОРДОВСКАЯ ИГРА «В ключи»

    Игра. Дядя, тетя, у тебя ключи?   Леляй (патяй), панжуматне тонь кедьсе?

    Вон у дяди (тети) спроси.              Оно лелянь (патянь) кедьсте кевксть.

    Посередине поищи.                          Кунчкасо вешнек!

    Дамай: Очень весело мне было с вами и интересно, ребята! Пек вадря! Но пора мне возвращаться в свою сказку «Красивый Дамай». До новых встреч! Васедемазонок!

    Ведущий: Вот мордовочки идут,

    Женихов с собой ведут.

    Чтобы было веселее

    Танец свой сейчас начнут!

    МОРДОВСКИЙ ТАНЕЦ «Умарина»

    Дети: 1. На российских  огромных просторах

    Есть зелёный затерянный рай.

    Это светлый, уютный и скромный

    Мой любимый мордовский край!

    2. На просторах республики нашей

    Вместе с русскими дружно живем.

    Вместе с ними и сеем и пашем,

    Вместе пляшем и песни поём.

    3. Земли мордовские широки, необъятны,

    Каждый день и хорош и пригож,

    Поезжай за моря-океаны,

    Лучше Мордовии ты не найдешь!

    Ведущий: Наш праздник подошел к концу.

    Васедемазонок!         

    Вастомазанок!

    Сау каласыз, дуслар!         

    До новых встреч, дорогие друзья!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместно с детьми и родителями фольклорный праздник посвященный народным играм и традициям Южного Урала)

    Сценарий праздника, направленный на ознакомления детей дошкольного возраста с одной из традиций встречи весны....

    Сценарий фольклорного праздника, посвященного «Дню Матери»

    Цель: закрепить знания детей о русских фольклорных традициях и обрядах на примере малых жанров детского фольклора; о русских народных играх. Расширить словарный запас детей, развивать память, вни...

    Сценарий фольклорного праздника, в подготовительной группе посвященного «Дню Матери"

    Сценарий фольклорного праздника, в подготовительной группе посвященного «Дню Матери"...

    Сценарий фольклорного праздника, посвященного 8 марта в младшей группе «Весенние посиделки с мамочками»

    Цель: обобщение знаний  учащихся о характерных признаках весны, о весенних народных праздниках, традициях и культуре русского народа....

    Фольклорный праздник. посвященный Дню матери

    Воспитывать любовь и уважение к матери. Способствовать сближению детей и родителей,...

    Сценарий фольклорного праздника, посвященного "Дню матери"

    Цель: закрепление знаний детей о русских фольклорных традициях и обрядах....

    Сценарий фольклорного развлечения «Мой край родной, Мордовия моя!»

    Данный сценарий фольклорного развлечения способствует возрождению забытых традиций, песен, танцев, познанию родного края....