Сценарий праздника "Масленица" для детей старшей и подготовительной групп
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Сценарий содержит познавательный материал об истории проведения Масленичной недели, веселые конкурсы, игры и соревнования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Праздник Масленицы для детей старшей и подготовительной групп.        

( Муз.руководитель  Петрова К.А., ГБДОУ д/с№57, Калининского района , г.Санкт-Петербурга)

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

ВЕД -         Кто не знает, сообщаем!
        Сегодня Масленицу мы встречаем!
        Зиму провожаем,
        Весну закликаем!
А чтобы праздник встретить, что нам нужно?
(Дети отвечают: -   Веселиться, радоваться, хороводы водить!

ВЕД -
 Сегодня мы будем зиму гнать со двора, звать весну.
        Масленица - очень древний праздник, он был самым веселым         праздником в году.
         Люди не работали целую неделю, а только веселились, ходили в гости         друг к другу,  ели разные вкусности!
        Праздник отмечали в марте, когда зима уже уходила.
        Вместе с зимой уходили холод, голод, невзгоды. Весна приносила         тепло, солнце, зелень, цветы, надежды на счастливую жизнь и         хороший урожай.

ВЕД  – А теперь – ответьте, что бывает зимой?
                Вьюги да метели?
Дети: Да! (поднимают руки вверх)
                 Смех да веселье?
                Коньки да салазки?
                Цветы «Анютины глазки»?
                Снежные горки?
                Грибы на пригорке?
                Резные снежинки?
                Зимние ботинки?
                Трескучие морозы?
                Красивые розы?
                Звонкие капели?
                Птичьи трели?


ВЕД – Ребята, давайте споем песню про конец зимы!
3,4,8 гр
– (Стоя у мест) -  «Еще травка не растет…»                            -сесть

ВЕД – К празднику готовились заранее – строили снежные крепости,         заливали горки, чтобы они стали         ледяными.
        
Зачем?  (Кататься с горок)
        
А еще - убирали дом, готовили угощения на всю неделю.
ВЕД – Но самым главным угощением было что?
                        
У Масленицы герой один:
                        Круглый и вкусный?..
                        А зовут его…  (Блин)

ВЕД - Блин – символ Масленицы. Он – горячий и круглый, как Солнце, которое все         так ждут!
        
 -А с какой начинкой бывают блины?
(Дети – С грибами, с капустой, творогом, картошкой…) 
        -Что еще готовили к столу, знаете?

(Дети – Блины, пироги, жаворонки, голубей, сласти, орехи, семечки…)

ВЕД – А с
какой начинкой бывают пирожки?
                        (Дети – перечисляют)

ВЕД - Ребята, может мы вместе блины испечём, поможете мне тесто завести?

Дети: -Да!

ВЕД - Блины печь-дело сложное!
                Сначала кладём дрожжи                -Плюх,плюх,плюх!
                Вбиваем яички —                         Чик-чок, чик-чок, чик-чок!
                Сыпем ложками сахар —                 Раз, два, три! Раз, два, три.
                Льём подсолнечное масло –  
(низким голосом) -буль,буль,буль!
                Сыпем муку —                         - шшшшшшшш,
                Солим , пробуем, мешаем -  (
правой рукой, мешаем левой)
(хватается руками за голову)
        - Ой ребята, а мы ведь самое главное забыли с вами!
        Тесто блинное на молоке ведь заводят, а молока-то у меня и нет…
        Давайте позовем коровку и попросим бурёнку-Алёнку нам молочка         принести, тесто завести!

Все:         Бурёнка-Алёнка!
        К нам скорее приходи!
        Молочка нам приноси!
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
(Под музыку выходит ростовая кукла Корова с вёдром, танцует, приветствует всех)

ВЕД -  Ну, спасибо тебе, бурёнушка, ну спасибо тебе, Алёнушка!
        Выручила ты нас с ребятами, нам ведь Масленицу надо встречать, блины печь!
(Бурёнка шепчет что - то ВЕД.)

ВЕД -  Ребята, Бурёнка мне сказала, что уж очень вы ей понравились! Теперь         отпустим буренку – пусть идет, молока нагуливает!

(Корова уходит)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВЕД –
(Делает вид, что добавляет молоко в тесто)
        - Ну вот блины наши уже и жарятся! А нам пора Масленицу звать!

Дети кричат- «Мас-ле-ни-ца!»

Под  весел. муз. ( Фолк-шоу-группа «Колесо» … «Едет…Давай, встречай!»)  воспитатели вносят Масленицу, обходят с ней по залу, припласывая, ставят в центре зала). – (Дети хлопают).

ВЕД – Здравствуй, Масленица! Мы ждали тебя! Давай-ка мы тебя         рассмотрим хорошенько!
        Вы видите, что привязано к руке Масленицы? Блин!
        Каждый день праздничной недели имел свое название.
         Первый день праздника назывался «Встреча».
        В этот день  делали вот такое чучело – большую толстую бабу, набитую         соломой и старыми тряпками, сажали на палку.
ВЕД – Ой, смотрите – Масленица не только в руке блин держит! В другой         руке – что там?
(берет лист с загадками из рук М-цы, читает         загадки)

        Жидкое, а не вода,
        Белое, а не снег.
        Ешь да пей,
        Да гостям налей
        И коту не пожалей.
(Молоко.)
        Лоснятся у него бока,
        Он сотворен из молока,
        В нем бывает много дыр,
        Все мы очень любим …
(Сыр.)
        Белая бочка,
        Нет на ней ни сучочка.
        Может разбиться,
        А может свариться.
(Яйцо.)
        Захотели мы поесть,
        Напечем их горок шесть,
        Наедимся, как слоны.
        Очень любим мы …
(Блины.)

ВЕД - С блинами мы с вами разобрались.  Можно продолжать веселиться.

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

ВЕД – На второй день праздника люди ходили в гости, на ярмарку, катались в         расписных санях и хвастались ими перед соседями. Катались с горок,         мужчины мерялись силой, устраивались кулачные бои. Состязались в         ловкости, находчивости. Второй день называли  «Заигрыш».
        Мы сейчас тоже посоревнуемся – кто более внимательный?

Игра - «На слово «три»… 
(2 участника, стол, на столе – блин (бутафорский).
Вед. произносит различные фразы – «Раз,2,…пять! Три…ннадцать!                         Три…ста! «Раз,2,…10!...Три…ста тысяч!»
                 А потом, быстро, как бы невзначай, говорит:
                - «Ну, с вами можно
три часа играть, а вы все не можете                                 сосредоточиться!»
                Кто услышал в тексте слово «три» и схватил блин – выиграл.)

ВЕД - Третий  день назывался очень вкусно: «Лакомка»!
        Женщины звали мужей своих взрослых дочек (зятьёв) на блины.
        И у нас блины!
         Наша Маслёна будет наблюдать за соревнованиями . Мы поиграем в         игру с блинами. (Поставить Масленицу  около столика)

Игра «Кто перенесет больше блинов с подноса на свою тарелку»

                        ( 2-3 человека, 1 поднос с блинами, 2-3 пустые тарелки) Блины бутафорские. Переносить по одному)

                                        -  ИТ О Г И -

ВЕД – На  третий день заканчивалась «Узкая Масленица» - когда         праздновали, в основном, в своих семьях.
        Сейчас мы встанем около Масленицы  и спляшем для нее веселый         танец про веснушки!

Т (все) – по кругу – «Где живут веснушки?»                        -сесть

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж


ВЕД - В четверг начиналась
Широкая Масленица – «Широкий _                разгул».
        Гуляли шумно, весело, тратили много денег на еду и развлечения,         угощали друг друга. Наряжались в  веселые, яркие наряды. Каждый         мужчина хотел показать, что он самый сильный. Женщины наряжались         – каждая хотела быть самой красивой!
(Перенести Масленицу на другое место)

ВЕД - Сейчас я вас на смекалку проверю. Я буду рассказывать о тех, кто летает и         не летает, а вы все внимательно слушайте. На словах «летят, летят»,         вместе со мной нужно поднимать руки и махать ими как крылышками, или         совсем не махать.

Грачи летят, на всю Русь кричат:
Гу-гу-гу, мы несем весну!
Летят, летят, летят!
Пчелы летят, жжужат-гудят:
Жу-жу-жу, медову несем росу!
Летят, летят, летят!
Поросята летят, розовеньки визжат:
Хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят, летят, летят!
Комары летят, во все горло звенят:
Зы-зы-зы,наточим носы!
Летят, летят, летят!
Медведи летят, во все горло рычат:
Ры-ры-ры, не пустим в боры!
Летят, летят, летят!

Вед. Ну, молодцы, внимательные какие, трудно вас с толку сбить.

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

ВЕД – В пятницу  взрослая дочь, в ответ на мамино приглашение, звала свою         мать к себе в гости на блины.
        Мама должна была придти не одна, а с подругами. Было шумно и         весело. Выходили на улицу, играли во взятие снежной крепости, в         снежки.
        Кто у нас сегодня самый меткий?

Игра «Попади снежком в блин Маслёны». 
(Муз. «Ой, блины, блины…»)
                                (5 чел. У каждого по 2 снежка. Бросаем поочередно                                         по одному снежку.) 1-2 раза

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

ВЕД – В субботу – «Золовкины посиделки». 
          Катались с горок, ели угощения, каждый придумывал, как лучше встретить гостей.

Игра « Золотая рыбка» :

ВЕД - На концах бечевок- палки,
        Называются «моталки,
        Посреди бечевки рыбка
        Ты мотай бечевку шибко.
        Тот, кто первый намотает,
        Тот и рыбку получает,
        Рыбку не простую,
        Рыбку золотую.

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

ВЕД – В воскресенье – последний день праздника.
        -Как вы думаете, что будет, если всю неделю кататься с горок,         бороться, бросаться снежками?
        -Да, будут синяки и шишки.
        Их залечивали, поправляли здоровье.
        Догуливали, доедали то, что осталось.  
        Этот день назывался
«Прощеное воскресенье» - с утра просили         прощения у своих близких за те обиды, которые им причинили , даже         нечаянно, в течение года.
        У хозяек было много забот.
        -Какие?
        -Да, отмыть дом, вымыть всю посуду – ведь гуляли целую неделю!
        Отмывали так, чтобы не осталось ни жириночки!
        -А Масленицу куда девали?

        Т.к. она изображала злую зиму, голод и несчастья, ее сжигали. Сам         праздник Масленицы, гулянья любили, а Масленицу – нет.  Настоящую         Масленицу делали некрасивой, на лице не изображалось ни глаз, ни         рта, ни носа.

        Но сейчас все изменилось – мы не боимся холода и голода. Поэтому         Масленицу мы не будем сжигать.
         Мы ее делаем веселой, и она украшает наш праздник.

И блины у нас есть настоящие!

МАМА: Ой, сыночки, дочки!
        Испекла для вас блиночки.
        Блиночки горячи,
        Не хотят сидеть в печи.
        Блиночки румяны,
        С маслицем, сметаной.
        Угощайтесь детки!

ВЕД – Спасибо большое! Мы обязательно отведаем блинов, это будет немного         позже – в группе. А сейчас – проводим Масленицу, пусть зима уходит, а весна приходит!

        
«Масленица со двора съезжает»… (М-цу носят взрослые на                                                                 руках. Она машет и уходит)        

ВЕД -                 Вот уж Зимушка проходит,
                Белоснежная проходит,
                Снег и холод прочь уводит
                Весну красную приводит.

        Давайте хороводы водить!        

Х-д (ВСЕ) -  «Весну звали» (фонограмма)                  -НЕ садиться!

ВЕД -         Идет матушка-Весна,
        Отворяйте ворота!
        А теперь, через весеннюю дугу - милости просим!

(Под муз. дети проходят через дугу, а ведущий произносит):                                                
ВЕД -         Пусть нам ярко светит весеннее солнышко!
        Пусть оно нас согревает, тепла не жалеет!
        Пусть принесет нам радость и здоровье!
        Весну красную зовем, скоро лето в гости ждем!..
 …И т.д., своими словами.

(Каждая группа цепочкой проходит через дугу, подходит к своему воспитателю, который берет блины со столика, и уводит детей в группу.)


жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж

        

        ВЕД - А теперь мы посмотрим интересный фильм про этот праздник!  -?

жжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжжж



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Масленица. Сценарий для детей старшей и подготовительной группы

Это сценарий приздника масленница дла детей старшей и подготовительной группы....

"Новогодние приключения" (Сценарий для детей старших и подготовительных групп"

Новогодние приключения.(Подготовительная группа)Главные герои:Дед Мороз, Снегурочка, Бармалей, Кикимора, ведущий и дети.Дети под музыку входят в зал.Ведущий:  Что за гостья к нам пришла...

Масленица, сценарий для детей старшей и подготовительной групп.

Сценарий включает в себя песни, игры, конкурсы про Масленицу....

сценарий, для детей старшей и подготовительной группы в ДОУ "Салют, Победе!"

Я уверена, что патриотическое воспитание подрастающего поколения начинается в дошкольном образовательном учреждении. И далеко не последнюю роль в этом отведено музыкальному руководителю. м ы составляе...

Сценарий выступления детей старшей и подготовительной групп в реабилитационном центре "Милосердие"

Сценарий выступления перед людьми пожилого возраста с целью раскрепощения и проявления талантов детей с ОВЗ...

Сценарий для детей старшей и подготовительной групп "Масленица"

Сценарий разработан для мероприятия на улице....