Откуда сказки к нам приходят
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Народные и авторские сказки  ( подготовительная  группа).

Цель - Познакомить детей с богатством русской  народной культуры - сказками.  Авторские и народные  сказки, и  их особенности.

Задачи: Учить узнавать знакомые сказки по характерным признакам. Узнавать и правильно называть сказочных персонажей и уметь находить различие между  авторской  и народной  сказкой.     

  • активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев;
  • воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_na_temu.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение на тему «Откуда сказка к нам пришла?»

Народные и авторские сказки  ( подготовительная  группа).

Цель - Познакомить детей с богатством русской  народной культуры - сказками.  Авторские и народные  сказки, и  их особенности.

Задачи: Учить узнавать знакомые сказки по характерным признакам. Узнавать и правильно называть сказочных персонажей и уметь находить различие между  авторской  и народной  сказкой.      

  • активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев;
  • воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

Занятие проводится в музыкальном зале: приглашаются гости – дети из других групп (ученики первых  классов из школы)

Предварительная работа чтение народных и авторских сказок ( по желанию детей) –

Прослушивание народных русских инструментов (балалайка, гармошка, гусли и др.) . Просмотр иллюстраций по русским и авторским сказкам. Приготовление атрибутов и костюмов к развлечению (костюмы были приготовлены для русской народной сказки «Заюшкина избушка», авторской сказки А.Волкова «Волшебник изумрудного города»).  Декорация - сказочный лес, избушки – ледяная и лубяная, дворец волшебный.

Дополнительно принимают участие дети - сказочные персонажи в костюмах - Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Иванушки – дурочка, Змея – Горыныча, Разбойников.

Ведущие - два воспитателя. Они, наряженные  в  русских костюмы, исполняют роль  сказочниц.

Звучит русская народная мелодия, под которую, ритмично двигаясь, в зал входят ведущие-сказочницы.

1 Сказочница - Здравствуйте дорогие девочки и мальчики, а так же воспитатели и преподаватели!

2 Сказочница - Ух и много ж вас сегодня к нам в гости пожаловало! Милости просим!  

Сказочницы  вместе кланяются.

1 Сказ. Сегодня ребята мы вам расскажем историю возникновения сказки.

2  Сказ. И обязательно покажем две сказки. И в гости из сказок к нам придут сказочные персонажи, которых вы должны будете узнать и назвать их по имени.

1 Сказ. - Ну, слушайте и запоминайте. В древности сказки назывались байками. (баять -значит говорить) Человек рассказывающий сказки назывался бахарем. Сказка пришла на смену мифу. Миф это рассказ о божествах или  божественных существах, в которые верил древний человек.

2 Сказ  - Фантастика, невероятность событий, о которых говорится в сказках, появились на основе древних рассказов о чудесном , сверхъестественном, волшебном в природе. Но сами сказки — более позднее явление. Использовав  фантастику рассказов древнего человека, сказочники, по существу, говорили не о природе, не о взаимоотношениях с ней человека, а о жизни человека в обществе, о нем самом. И если мы повнимательнее присмотримся к сказкам, то без особых усилий узнаем приметы вполне определенной эпохи

1 Сказ.  - Классифицирует сказки – Волшебные сказки (Царевна-лягушка, Кощей  бессмертный, «Василиса прекрасная», « Иван царевич и серый волк»).  Предлагает детям самим назвать сказки.

2 Сказ. - Сказки о животных. Просит назвать детей «лисичка со скалочкой», «Три медведя» «Теремок» Заяц и ёж» «Кот и лиса» «Волки семеро козлят».

1Сказ. - Бытовые сказки - Это сказки о жизни народа (их быт, чем они занимаются) «Каша из топора» «Болтливая баба» «Чудесные лапоточки».

2 Сказ. - Ребята, а вы знаете, что есть сказки народные (их сочинил народ). Авторские сказки (написал автор).  Подвести детей к этим суждениям. Каких авторов вы знаете?  Дети должны сами перечислить (А Пушкин, Г Андерсен, Братья Гримм, Ш.Перро).  Какие сказочные произведения они написали? Дети отвечают. Поговорить о народных сказках - перечислить народы.

1 Сказ. Поговорим  о персонажах русских  народных сказок. Загадываются загадки, выходят персонажи сказок (дети в костюмах) и рассказывают о себе

Первым выходит под музыку Иванушка – дурачок.

Танцует  и говорит – Эх, как неловки божие коровки.

Толи дело – муравьи  или  ящерицы!

1  Сказ. - Ребята,  вы узнали  его? Ответы  детей. Правильно  Иванушка - дурачок.   Слово  дурак  в древние времена  имело другой смысл. Ивана так прозвали, потому что он никого не обманывал, Иван бесстрашный, добрый, благородный герой. Но он был ленив  и беден, а раз беден, значит дурак.

2 Сказ. Ребята - следующий наш гость  - отрицательный персонаж  русских народных сказок , демоническое существо, враждебное людям. Сила его в чародействе, он неуязвим для окружающих.

Под  демоническую музыку  выходит  Кащей.

-Я бессмертный я Кощей, прячу смерть свою я от людей.

Прячу, прячу далеко, высоко  и глубоко!

А где смерть  Кощея, дети?  Ответы  детей  (в яйце, утка, заяц, дуб)

1 Сказ  -  (Змей  Горыныч) Страшное  существо  (многоголовое) , способное летать, плюётся огнем.    Под быструю музыку  вылетает Змей - Горыныч.

Что за чудище такое?  Многоголовое,  большое,

Над землёю  я лечу, жарким  пламенем  дышу.   (ответы  детей)

2  Сказ.   -  Баба-Яга -   один из самых  ярких  женских   образов. Она как  отрицательный,  так и положительный  персонаж  (кормит добрых молодцев,  в бани их парит,  спать укладывает)

Залетает  на  метле  Баба – Яга. - Я живу  в  лесной избушке. Очень  милая старушка.

Костяной  стучу  ногой,  Все зовут меня  - Ягой!    

Как у Бабы у Яги нет совсем одной ноги.

Зато есть замечательный - аппарат   летательный!!!     Какой?   Ответы детей (ступа и Баба – Яга)

1 Сказ. -  Хвалит детей,  что они назвали всех сказочных персонажей  и предлагает новое задание . Просмотрим   две сказки драматизации   и  танец по  сказке  и правильно  назвать  героев  сказок  и  авторов  сказок.

Быстро расставляются декорации.

2 сказочница. Эту сказку любят дети. Это волшебная  сказка – где добро  побеждает зло!

Звучит музыка из мультфильма  «Волшебник изумрудного города» Герои  сказки   начинают выступление (показывают отрывок  сказки  ЭЛЛИ СТРАШИЛА, ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК, ЛЕВ, ТОТОШКА)

После просмотра  дети называют  сказку и автора. «Волшебник изумрудного города».А написал  эту сказку А.Волков. – Это авторская  сказка.

1 Сказ. Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка»   Дети  называют  сказку и определяют,  что она  народная.

2 Сказ. К вам  в гости пришли  разбойники,  они станцуют и споют. Вы должны угадать из какой они  сказки. Звучит песня «разбойников»  «Бременские  музыканты»   Братья  Гримм.

Сказочницы  подводят итоги развлечения, хвалят детей  за усвоение материала   о сказках, за активное  участие в отгадывании загадок и предлагают  всем детям  встать в большой круг  и станцевать весёлый шуточный  танец «У ОЛЕНЯ  ДОМ  БОЛЬШОЙ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Откуда книга к нам приходит" (История одной книги)

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста о том, как появилась бумажная книга....

Презентация к занятию "Откуда книга к нам приходит"

Презентация к познавательному занятию...

Презентация к занятию "Откуда книга к нам приходит"

Презентация к познавательному занятию...

Сценарий музыкальной сказки для детей подготовительной группы «Сказки к нам приходят»

Сценарий музыкальной сказки для детей подготовительной группы "Сказки к нам приходят". Сам сюжет взят на просторах интернета, спасибо коллегам! Хотелось поставить музыкальную сказку необычную, неордин...

"Откуда книга в дом приходит" - конспект беседы - презентации для старшего дошкольного возраста.

Цель. Развитие познавательного интереса детей, интереса к книгам.Задачи:Обучающие: ·        Продолжать обогащать представления детей о мире предметов.·...

Откуда хлеб на стол приходит

Презентация для детей среднего дошкольного возраста "Откуда хлеб на стол приходит", дающая детям представления о хлебе -  как одном из величайших богатств на земле; знакомящая с произво...