Яз килә,Нәүрүз килә!
методическая разработка по теме

Мортазина Гульчачак Мурдафитовна

 

                              Тема: “Яз килә, Нәүрүз килә!”      (сценарий праздника Навруз для детей старших групп)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khazer_2015_navruz_avtosokhranennyy.docx23.66 КБ
Файл nuruz_byrme.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тема: “Яз килә, Нәүрүз килә!”

(сценарий праздника Навруз для детей старших групп)

Ведущий: Исәнмесез, балалар! Хәерле көн! Сегодня у нас праздник Навруз.  Слово «Навруз» означает «новый день». Навруз – это период  пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда, мирной жизни. Навруз – это гимн родной природе, праздник всеобщего согласия. А хозяйкой этого праздника является     Наврузбика. Нәүрүз котлы булсын!

 А сейчас дети прочитают нам стихи о Навруз, о встрече весны.

Стихи детей.

1.Нәүрүз килә,Нәүрүз!
Бу  тәмле сүз
Яз дигән сүз
Яшлек дигән суз

2.Когда приходит к нам Навруз,

цветут сады, цветут поля.

Когда приходит к нам Навруз,

весною дышет вся земля!

Когда приходит к нам Навруз,

звучит и музыка и смех.

3.Нәүрүз килә, Нәүрүз килә

 күктән нурлар сибелә

Туган илем, туган җирем

язны күреп сөенә.

4. Менә инде яз килде

Тубәдән тамчы тама.

Көндез көн җылы була,

Суыта кичкә таба.

5. Навруз Байрам мы отмечаем, 
Навруз приходит в каждый дом, 
Сегодня мы весну встречаем, 
С её капелью и теплом! 
Пускай веселый этот праздник 
Вам счастье, радость принесет.
 

Вед. Нәүрүз килә, Нәүрүз килә, илләр, көннәр ямьләнә

Бергәләшеп җырларга дип куллар кулга бәйләнә.

Дети исполняют песню                     «Яз килә»

Кояш көлеп карый безгә - 
Күзләр чагыла.
Елгалардан бозлар ага 
Диңгез артына.

Яз, яз, яз җитә,
Тәрәзәләр ачтылар,
Тып-тып-тып-тып-тып итә
Эре-эре тамчылар.

Тиздән шаулап яфрак ярыр
Озын ак каен.
Ал чәчәкләр алып килер
Безгә май ае.

Вед. Смотрите, ребята, к нам кто-то летит. Это ведь- Грач. Здравствуй, Грач. Ты птица весенняя, горластая. Одним из первых ты появляешься весной. Помоги нам позвать Навруз, пусть скорей зима уйдет и с собой морозы унесет. 

Грач. Крак, крак, крак!

    Я морозу первый враг.

  Птичье пение солнце зовет.

  Навруз в гости приглашает

 Зиму уйти заставляет.

  Крак, крак, крак! (говорит все тише и тише)

  Нет я не смогу один позвать Навруз.

Вед.  Что же нам ,ребята, делать? Нам нужно найти грачу помощника .Давайте позовем Мияу.

Дети: Кис, кис, кис!

                                                 Появляется Кошка.

Кошка: Исэнмесез  балалар ! Зачем вы меня звали? Мяу-мяу-мяу!

Вед.   Мияу , нужно нам Навруз позвать.. Син матур ,эйбэт . Помоги нам, пожалуйста.

Кошка: А пусть дети со мной поиграют, мяу-мяу. И я им помогу.

Вед.   Ребята, давайте поиграем с Мияу .

Игра «Снайперы»
Дети встают в две колонны. На расстоянии 3м перед каждой колонной положить по обручу. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой и левой рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребенок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла

Вед. Молодцы балалар! Эйдэгез эле хэзер йорэклэрне жилкендереп  жырлап алыйк. Ал гармунынны  Данияр.

                                                  « Бии –итек читеклэр» 

. Гармун уйныйм, гармун уйныйм.

    Һаман гармун уйныйм мин.

    Остарып җиткәч барсында

    Биетергә уйлыйм мин.

Остарып җиткәч барсында

Биетергә уйлыйм мин.

2. Учларыңны шапылдатып

    Чәчләреңне сыпыр да.

    Тыпыр-тыпыр, тыпыр-тыпыр,

    Тыпыр-тыпыр, тыпыр да.

 3. Эй, бии итек-читекләр.

     Эй, уйныйм мин, уйныйм мин.

     Минем кебек шәп гармунчы

     Юктыр диеп уйлыйм мин.

Минем кебек шәп гармунчы

Юктыр диеп уйлыйм мин.

Вед.Нинди тавыш бу! Кем анда?

( Звучит музыка)

 Появляются Убырлы и Шурале.

Убырлы: Здравствуйте, друзья! Опять меня красивую на праздник не позвали. Все о Навруз говорите. А я её спрятала, ни за что не найдете!

Вед.   Ой, ребята, что же нам делать? Как освободить нашу Навруз? А мы сейчас Кыш бабая позовем, он тебя вмиг заморозит.

Убырлы: Ой, простите меня, старушку древнюю. Забыла я куда Навруз спрятала. Может, у моего родственника Шурале спросим. Эй, Шурале, мой друг иди сюда. Что ты такой грустный?

Шурале: Замерз совсем! Жду не дождусь, когда Навруз придет и тепло будет.

Убырлы: Далась тебе Навруз! Я же её спрятала. А куда непомню.

Шурале: Вспоминай быстрей, сил нет, сильно замерз.

Убырлы: А пусть дети с нами поиграют, и ты Шурале согреешься , и я вспомню где Навруз.

                                                         Игра – эстафета:

                                                 “ Дуем –дуем зиму гоним”

Дети встают в две колонны. На расстоянии 3м перед каждой колонной положить по   шнуру. Дети по очереди дуют на шар  стараясь задуть  шар за шнур.

Вед.     Убырлы ,ты вспомнила где Навруз?

Убырлы:  Ну повеселили нас так уж и быть скажу. Нужно сказать волшебные слова, она и появится. Навруз, Навруз, хуш килэсен Навруз!

Дети зовут. Появляется Навруз.

Навруз:  Здравствуйте   ! Исәнмесез, балалар!

          Агымсулар кичтем мин,

          сезгә килеп җиттем мин.

          Нәуруз әйтеп үттем мин.

          Инде мине тыңлагыз, моңаеп утырмагыз –

          Уйнагыз да, көлегез, биегез дә, җырлагыз.

          Нәүрүз мөбарәкбад!

           Эйдэгез уйныйбыз.

                                                  «Яулык салыш» уены

   Навруз:  Кулъяулыгым яшел, яшел

  Яшел чирәм остендә.

Сиздермичә ташлап китәм

Бер иптәшем артына.( кем артында яулык  жэза бирелэ: жырларга,биергэ һ .б)

Вед.  Эйдэгез балалар  Нәүрүзбикәгэ   жыр жырлыйбыз. 

                                  "Коймаклар" уен - жыры уйнала.
Балалар, кулга-кул тотынышып, тугәрәк ясыйлар,
Нәүрүзбикә  уртада.

Буген Нәүрүз бәйрәменә
Без чакырдык кунаклар;
Кунакларнын килуенә
Без пешердек коймаклар.
Коймакларга карасаң,
Менә  шулай күпергән,
Менә шулай жәелгән,
Менә шулай кысылган.
Коймагыңны майлап ал,
Теләгәнеңне сайлап ал.

                                                           Игры – эстафеты.

1. “Бег в мешках”.

     2.  «Перенеси яица».

                 3.« Перенеси через речку».

Две команды. По два ребенка делают стульчик с помощью рук и несут игрушки с одной стороны зала(игрушки внутри обруча) в другую  на сушу ( тоже в обруч)Побеждает та команда ,которая первая донесут все  игрушки через речку

На татарском языке рассказать о своей игрушке.( Н-р:  Бу курчак. Курчак матур.

Курчак утыра.)

   Навруз:   Ребята, провели такой замечательный праздник. Спасли меня от  Убырлы  спасибо вам большое! Я пришла к вам не с пустыми руками хочу вас отблагодарить. Получайте призы. Дает детям татарское национальное блюдо чак-чак.

Вед.     Вот и наступила долгожданная весна, Навруз остается вместе с нами. Она нас будет каждый день встречать на улице с теплым солнышком, с капельками с крыш.  Спасибо тебе большое!  

          Язлар , җәйләр имин булсын, күк йөзе аяз булсын.

          Барчабызга сәламәтлек, бәхет алып килсен!

Татарская пляска.



Предварительный просмотр:

                              Тема: “Яз килә, Нәүрүз килә!”

(сценарий праздника Навруз для детей старших групп)

Ведущий: Исәнмесез, балалар! Хәерле көн! Сегодня у нас праздник Навруз.  Слово «Навруз» означает «новый день». Навруз – это период  пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда, мирной жизни. Навруз – это гимн родной природе, праздник всеобщего согласия. А хозяйкой этого праздника является     Наврузбика. Нәүрүз котлы булсын!

 А сейчас дети прочитают нам стихи о Навруз, о встрече весны.

Стихи детей.

1.Нәүрүз килә,Нәүрүз!
Бу  тәмле сүз
Яз дигән сүз
Яшлек дигән суз

2.Когда приходит к нам Навруз,

цветут сады, цветут поля.

Когда приходит к нам Навруз,

весною дышет вся земля!

Когда приходит к нам Навруз,

звучит и музыка и смех.

3.Нәүрүз килә, Нәүрүз килә

 күктән нурлар сибелә

Туган илем, туган җирем

язны күреп сөенә.

4. Менә инде яз килде

Тубәдән тамчы тама.

Көндез көн җылы була,

Суыта кичкә таба.

5. Навруз Байрам мы отмечаем, 
Навруз приходит в каждый дом, 
Сегодня мы весну встречаем, 
С её капелью и теплом! 
Пускай веселый этот праздник 
Вам счастье, радость принесет.
 

Вед. Нәүрүз килә, Нәүрүз килә, илләр, көннәр ямьләнә

Бергәләшеп җырларга дип куллар кулга бәйләнә.

Дети исполняют песню                     «Яз килә»

Кояш көлеп карый безгә - 
Күзләр чагыла.
Елгалардан бозлар ага 
Диңгез артына.

Яз, яз, яз җитә,
Тәрәзәләр ачтылар,
Тып-тып-тып-тып-тып итә
Эре-эре тамчылар.

Тиздән шаулап яфрак ярыр
Озын ак каен.
Ал чәчәкләр алып килер
Безгә май ае.

Вед. Смотрите, ребята, к нам кто-то летит. Это ведь- Грач. Здравствуй, Грач. Ты птица весенняя, горластая. Одним из первых ты появляешься весной. Помоги нам позвать Навруз, пусть скорей зима уйдет и с собой морозы унесет. 

Грач. Крак, крак, крак!

    Я морозу первый враг.

  Птичье пение солнце зовет.

  Навруз в гости приглашает

 Зиму уйти заставляет.

  Крак, крак, крак! (говорит все тише и тише)

  Нет я не смогу один позвать Навруз.

Вед.  Что же нам ,ребята, делать? Нам нужно найти грачу помощника .Давайте позовем Мияу.

Дети: Кис, кис, кис!

                                                 Появляется Кошка.

Кошка: Исэнмесез  балалар ! Зачем вы меня звали? Мяу-мяу-мяу!

Вед.   Мияу , нужно нам Навруз позвать.. Син матур ,эйбэт . Помоги нам, пожалуйста.

Кошка: А пусть дети со мной поиграют, мяу-мяу. И я им помогу.

Вед.   Ребята, давайте поиграем с Мияу .

Игра «Снайперы»
Дети встают в две колонны. На расстоянии 3м перед каждой колонной положить по обручу. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой и левой рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребенок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла

Вед. Молодцы балалар! Эйдэгез эле хэзер йорэклэрне жилкендереп  жырлап алыйк. Ал гармунынны  Данияр.

                                                  « Бии –итек читеклэр» 

. Гармун уйныйм, гармун уйныйм.

    Һаман гармун уйныйм мин.

    Остарып җиткәч барсында

    Биетергә уйлыйм мин.

Остарып җиткәч барсында

Биетергә уйлыйм мин.

2. Учларыңны шапылдатып

    Чәчләреңне сыпыр да.

    Тыпыр-тыпыр, тыпыр-тыпыр,

    Тыпыр-тыпыр, тыпыр да.

 3. Эй, бии итек-читекләр.

     Эй, уйныйм мин, уйныйм мин.

     Минем кебек шәп гармунчы

     Юктыр диеп уйлыйм мин.

Минем кебек шәп гармунчы

Юктыр диеп уйлыйм мин.

Вед.Нинди тавыш бу! Кем анда?

( Звучит музыка)

 Появляются Убырлы и Шурале.

Убырлы: Здравствуйте, друзья! Опять меня красивую на праздник не позвали. Все о Навруз говорите. А я её спрятала, ни за что не найдете!

Вед.   Ой, ребята, что же нам делать? Как освободить нашу Навруз? А мы сейчас Кыш бабая позовем, он тебя вмиг заморозит.

Убырлы: Ой, простите меня, старушку древнюю. Забыла я куда Навруз спрятала. Может, у моего родственника Шурале спросим. Эй, Шурале, мой друг иди сюда. Что ты такой грустный?

Шурале: Замерз совсем! Жду не дождусь, когда Навруз придет и тепло будет.

Убырлы: Далась тебе Навруз! Я же её спрятала. А куда непомню.

Шурале: Вспоминай быстрей, сил нет, сильно замерз.

Убырлы: А пусть дети с нами поиграют, и ты Шурале согреешься , и я вспомню где Навруз.

                                                         Игра – эстафета:

                                                 “ Дуем –дуем зиму гоним”

Дети встают в две колонны. На расстоянии 3м перед каждой колонной положить по   шнуру. Дети по очереди дуют на шар  стараясь задуть  шар за шнур.

Вед.     Убырлы ,ты вспомнила где Навруз?

Убырлы:  Ну повеселили нас так уж и быть скажу. Нужно сказать волшебные слова, она и появится. Навруз, Навруз, хуш килэсен Навруз!

Дети зовут. Появляется Навруз.

Навруз:  Здравствуйте   ! Исәнмесез, балалар!

          Агымсулар кичтем мин,

          сезгә килеп җиттем мин.

          Нәуруз әйтеп үттем мин.

          Инде мине тыңлагыз, моңаеп утырмагыз –

          Уйнагыз да, көлегез, биегез дә, җырлагыз.

          Нәүрүз мөбарәкбад!

           Эйдэгез уйныйбыз.

                                                  «Яулык салыш» уены

   Навруз:  Кулъяулыгым яшел, яшел

  Яшел чирәм остендә.

Сиздермичә ташлап китәм

Бер иптәшем артына.( кем артында яулык  жэза бирелэ: жырларга,биергэ һ .б)

Вед.  Эйдэгез балалар  Нәүрүзбикәгэ   жыр жырлыйбыз. 

                                  "Коймаклар" уен - жыры уйнала.
Балалар, кулга-кул тотынышып, тугәрәк ясыйлар,
Нәүрүзбикә  уртада.

Буген Нәүрүз бәйрәменә
Без чакырдык кунаклар;
Кунакларнын килуенә
Без пешердек коймаклар.
Коймакларга карасаң,
Менә  шулай күпергән,
Менә шулай жәелгән,
Менә шулай кысылган.
Коймагыңны майлап ал,
Теләгәнеңне сайлап ал.

                                                           Игры – эстафеты.

1. “Бег в мешках”.

     2.  «Перенеси яица».

                 3.« Перенеси через речку».

Две команды. По два ребенка делают стульчик с помощью рук и несут игрушки с одной стороны зала(игрушки внутри обруча) в другую  на сушу ( тоже в обруч)Побеждает та команда ,которая первая донесут все  игрушки через речку

На татарском языке рассказать о своей игрушке.( Н-р:  Бу курчак. Курчак матур.

Курчак утыра.)

   Навруз:   Ребята, провели такой замечательный праздник. Спасли меня от  Убырлы  спасибо вам большое! Я пришла к вам не с пустыми руками хочу вас отблагодарить. Получайте призы. Дает детям татарское национальное блюдо чак-чак.

Вед.     Вот и наступила долгожданная весна, Навруз остается вместе с нами. Она нас будет каждый день встречать на улице с теплым солнышком, с капельками с крыш.  Спасибо тебе большое!  

          Язлар , җәйләр имин булсын, күк йөзе аяз булсын.

          Барчабызга сәламәтлек, бәхет алып килсен!

Татарская пляска.