Групповой детский творческий проект «Обычаи и традиции адыгов».
проект (средняя, старшая группа) по теме

Алибегова Зухра Аминовна

Групповой детский творческий проект

              «Обычаи и традиции адыгов».

Проект разработали: воспитатели     Алибегова З.А.,

                                                                                              Мекешева А.Д.,

                                                                                              Нагоева Р.А.,

                                                                                              Хасанова Ф.Х.

Руководитель проекта: старший воспитатель Качура О.А.

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкальных руководителей.

Тема проекта: «Обычаи и традиции адыгов".

Актуальность темы:

  Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.

  "Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.

  Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

   Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность), вариативность   использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.

    Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.

Цель проекта:

Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

Задачи проекта:

•       Формировать у подрастающего поколения чувства  национальной   гордости за родной язык и культуру.

•       Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.

•       Развивать у детей творческую познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

•       Знакомство с адыгейскими народными играми.

•       Приобщение детей  другой национальности к адыгской культуре, традициям.

          

Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. Социализация.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети  старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

•       Создание ситуации для мотивации начала проекта.

•       Проведение консультации для родителей  по организации, подготовке и проведению проекта.

•       Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

Ожидаемый результат:

1.Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2.Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов.

3.Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Продукты проекта:

-фотоматериалы,

-видеоматериалы,

-сценарий проведения праздника «Обычаи и традиции адыгов»,

-проектная папка,

- выставка детских работ,

-создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,

-сюжет на телевидении.

        

 

                    Сценарий

Праздника  посвящённого обычаям и традициям адыгского народа.

Задачи: знакомство с адыгейскими народными играми, песнями, танцами, с поэзией адыгских писателей и поэтов.

 (Звучит музыка, ведущий в танце заходит в зал)

 

Ведущий:       О куп!!! Непэ тизэхахьэ къекIолIагъэхэм зэкIэми салам   фабэ  шъосэхы. Тизэхахьэ зыфэгъэхьыгъэр адыгэ шэн-хабзэхэм язэхэтыкIэ сабыйхэр нэIуасэ фэтшIынэу ары.

  Добрый день друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашем празднике весны! Ребята, вы знаете, что наша республика многонациональная и в ней проживает много разных народов.

Ведущий: Скажите, а вы знаете как называется наша республика?

Дети: Да, Республика Адыгея.

Ведущий: Правильно. А вы знаете, какие народы проживают в нашей республике?

Дети: Адыги, русские, армяне, греки.....

Ведущий: Молодцы, ребята. Каждый из этих народов чтит свой язык, традиции, свою историю. Так вот сегодня, мы хотим пригласить вас в мир адыгской культуры и показать вам всю красоту, величие и традиции адыгского народа.

Наш праздник открывают ребята старшей группы, которые подготовили для вас очень красивый и необычный танец.

(Танец детей "Зэфак")

 

Ведущий: Наш праздник продолжается, и сейчас мы послушаем стихи наших адыгских поэтов.

(Чтение стихов детьми)     

                                                                                                          

"Адыгский стол" написал Руслан  Нехай, читает Качура Степан   

"Моя Адыгея" написал  Джафар Чуяко, читают  Лунин Матвей и Руденко Арина

"Адагабзэр сян" написал Исхак Машбаш, читают Кушу Амина, Бижева Самира и Хапачева Расита.

Ведущий: Ребята на нашем празднике присутствуют бабушки, а чем они занимаются, мы сейчас узнаем, давайте послушаем, о чём они тут говорят.

 

1-я бабушка: Сегодня праздник, весна на улице,  настроение у всех хорошее, в гости приехали наши внуки, вот как их много, мэшэллахь! А мы тут сидим и грустим, давайте я вам щалям пожарю, а пока  щалям  жарится, давайте споём нашим детям красивую песню.

( Бабушки исполняют адыгейскую народную песню "Адэ сыда джы къэхъугъэр ей").

Ведущий: Очень красивую песню спели нам наши бабушки. Вам понравилась песня, ребята?

Дети: Да, понравилась.

Ведущий: Пока бабушки пели, одна из них связала необычную игрушку и хочет с вами поиграть.

2-я бабушка: Игра называется "Хэт нахь псынкI?"("Кто быстрее?") В этой игре будут участвовать девочки.

(Проводится игра с девочками.)

 

2-я бабушка: А следующая игра для наших мальчиков. Узнаем кто самый сильный и ловкий из них. Игра называется "Хэт нахь лъэш?"("Кто сильнее?")

(Проводится игра с мальчиками.)

 

Ведущий: Вот какие интересные игры знают наши бабушки, понравилось вам?

Дети: Даааа, понравилось.

(Пока дети играют  в народные игры,  в зал заносится детская колыбелька (кушъэ)).

 

Ведущий: Дети, послушайте... по-моему, я слышу плач младенца.

3-я бабушка: (Заходит в центр зала с младенцем на руках) Ребята, посмотрите, у нас родился малыш. Сегодня мы будем проводить обряд первого купания ребёнка.

(Проводится обряд купания ребёнка, который сопровождается словами ведущего.)

 

Ведущий: После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку", что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это проводилось в старину: брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения.  Что же означали эти атрибуты?

 В холодной воде с золой закалялся ребёнок. Золото                            предвещало долгую и счастливую жизнь, этому ребёнку.

  Обряд купания сопровождался такими нареканиями:

        Ручки растите,

        Ножки ходите,

        Своё тело носите,

        Язык говори, свою голову корми!

 Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышиное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка, выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша.

Ведущий: Приблизительно через 2 недели после рождения ребёнка проводился обряд укладывания ребёнка в колыбель.

(3-я бабушка совершает обряд укладывания, сопровождающийся словами ведущего.)

 

Ведущий: Этот обряд совершался приблизительно через 2 недели после рождения. Здесь важно отметить из чего делали колыбель. Её изготовляли из боярышника. Поскольку боярышник считался самым крепким и счастливым деревом.

  В начале, в колыбельку сажали кошку, чтобы ребёнку сладко спалось. Клали туда яйцо, что предвещало младенцу долгую жизнь.

  Желая уберечь ребёнка от "дурного сглаза", адыги соблюдали ряд обычаев: Около колыбели ставили чашку с освящённой молитвой водой и туда клали яйцо, полагая, что при появлении злого духа, яйцо треснет. Поэтому каждый приходящий должен был помочить водой руку и протереть лобик ребёнку.

  Как правило, обряд "кушъэхапхэ" сопровождался колыбельной песней или колыбельным напевом. Под лёгкое покачивание колыбели ребёнок постепенно засыпал.

Ведущий: Чтобы наш ребёнок крепко спал, давайте мы споём ему песню "Славься адыгский язык"

(Дети исполняют песню.)

 

Ведущий: Издавна адыги отмечали приход весны. В этот день украшали священное дерево. Повязывали разноцветные ленточки на дерево и загадывали желание, чтобы год был богатым, урожайным.

Ребята, давайте, и мы с вами повяжем ленточки на дерево и загадаем желание.

Дети украшают священное дерево. Звучит народная музыка "Удж"

 

Ведущий: Вот и загадали мы свои желания. А сейчас я приглашаю всех на танец дружбы "Удж хъурай"

Дети, воспитатели, гости танцуют. Заходит 1-я бабушка с подносом.

 

1-я бабушка: Ребята пока вы танцевали и веселились готов и наш щалям. Угощайтесь. (Раздача угощения)

Ведущий: Наш праздник подошёл к концу. До свидания.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповой детский творческий проект

              «Обычаи и традиции адыгов».

Проект разработали: воспитатели     Алибегова З.А.,

                                                                                              Мекешева А.Д.,

                                                                                              Нагоева Р.А.,

                                                                                              Хасанова Ф.Х.

Руководитель проекта: старший воспитатель Качура О.А.

Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкальных руководителей.

Тема проекта: «Обычаи и традиции адыгов".

Актуальность темы:

  Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.

  "Что покажешь ребёнку-то его дорога"- так издавна говорят адыги. И действительно, мудрость народная не требует комментариев. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.

  Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории республики Адыгея, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

   Одним из перспективных методов, способствующих приобщению дошкольников к народной педагогике, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграции, творческая организация (креативность), вариативность   использования материала - вот те ключи к успеху в воспитании и обучении детей.

    Дидактический смысл творческой деятельности заключается в том, что она помогает связывать обучение с жизнью, формирует творческие навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность.

Цель проекта:

Приобщение детей к культурному наследию, духовным ценностям народов.

Задачи проекта:

  • Формировать у подрастающего поколения чувства  национальной   гордости за родной язык и культуру.
  • Углублять знаний об истории, традициях и культуре народов.
  • Развивать у детей творческую познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Знакомство с адыгейскими народными играми.
  • Приобщение детей  другой национальности к адыгской культуре, традициям.

           

Интеграция образовательных областей: Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Музыка. Социализация.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети  старших и подготовительных групп, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

  • Создание ситуации для мотивации начала проекта.
  • Проведение консультации для родителей  по организации, подготовке и проведению проекта.
  • Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

Ожидаемый результат:

1.Создание единого инновационного пространства, объединяющего педагогический коллектив дошкольного учреждения.

2.Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов.

3.Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Продукты проекта:

-фотоматериалы,

-видеоматериалы,

-сценарий проведения праздника «Обычаи и традиции адыгов»,

-проектная папка,

- выставка детских работ,

-создание мини-музея предметов быта и музыкальных инструментов,

-сюжет на телевидении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Обычаи и традиции моего народа"

Расширить представление детей о традициях и обычаях народной культуры Кавказа. Воспитывать детей в духе толерантности, повышая культуру межнационального общения....

Проект «Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы» Народная мастерская

Данный приоритет группы  «Народная мастерская» эффективно содействует духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение детей к народной культуре, развитие творческих с...

Проект "Обычаи и традиции русского народа"

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о св...

«Обычаи и традиции адыгов»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Проект «ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА» (для детей старшего дошкольного возраста)

Вид проекта: информационно - творческийПродолжительность: краткосрочный – 2 недели (14.03 - 25.03)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель.Актуальность:...

Проект «Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы»

Проект «Обычаи и традиции русского народа через тряпичные куклы»...