«К нам пришла весна». Старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цыбунова Ольга Владимировна - Музыкальный руководитель

Конспект образовательной деятельности. Образовательная область «Музыка».

Тема: «К нам пришла весна»

Тип:    Итоговое

Цель:  Воспитание любви к природе через музыкально-игровую деятельность, закрепление  пройденного материала.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovoy_od_tsybunova_o.v._det.sad_no99.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цыбунова  Ольга Владимировна

Музыкальный руководитель

1 квалификационная  категория

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №99 «Дулкын»

г. Набережные Челны

Конспект образовательной деятельности. Образовательная область «Музыка». «К нам пришла весна». Старшая группа   

Тема: «К нам пришла весна»

Тип:    Итоговое

Цель:  Воспитание любви к природе через музыкально-игровую деятельность, закрепление  пройденного материала.

Задачи:

  • Развивающие – развивать чувство ритма через музыкально-двигательные упражнения; активизировать воображение детей через слушание музыкальных произведений; развивать слушательские навыки; развивать вокально-хоровые навыки через разучивание песен и упражнений; развивать память, внимание и воображение через знакомство с музыкальным материалом.
  • Воспитательные - пробуждать эмоциональную отзывчивость на музыку; научить детей внимательно слушать музыку; правильно сидеть при слушании музыки; воспитывать чувство доброжелательности по отношению к другим детям (муз. приветствие); воспитывать культуру поведения детей на музыкальном занятии; воспитывать любовь к природе.
  • Образовательные – пополнять словарный запас детей через характер муз. произведения; закрепить знания детей о жанрах в музыке; разучить инструментальную и вокально-инструментальную музыку; разучить музыкальные инструменты.

Интеграционные образовательные области

Задачи

«Художественно-эстетическое развитие»

  • приобщать детей к музыкальному искусству, способствовать музыкально-эстетическому развитию детей, способности эмоционально воспринимать музыку;
  • развивать чувство ритма, интонационный и тембровый слух; совершенствовать  умение  различать  звучание музыкальных инструментов;
  • формировать навык совместного пения;  петь всю песню, а не концы фраз,  не опережая и не отставая друг от друга;
  • продолжать учить  начинать и заканчивать движения с началом и концом звучания музыки;
  • формировать стойкие музыкальные впечатления;
  • закрепить знания детей о музыкальных инструментах.

«Познавательное развитие»

  • расширить кругозор детей, их знания об окружающем мире; уточнить  понятие  детей  о времени  года, воспитывать у детей заботливое отношение к живой природе;
  • развивать  познавательный интерес  средствами музыки, художественного творчества, вызывать эмоциональный отклик при рассматривании иллюстраций.

«Социально- коммуникативное развитие»

  • развивать игровую деятельность, чувство коллективизма, дисциплинированность;
  • воспитывать культуру слушания музыки;  приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  • помогать детям наводящими вопросами, искать вместе с детьми новые определения (синонимы), помогать детям с ответами на поставленные вопросы;
  • способствовать совместной деятельности детей и родителей.

«Речевое развитие»

  • развивать свободное общение по поводу прослушанной музыки со сверстниками и взрослыми, развивать все компоненты устной речи (диалогическую и монологическую формы); закрепить понятие о вальсе.
  • развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей, развивать умение эмоционально отзываться на музыку, учить детей отвечать, находя образные слова и выражения;
  • развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

«Физическое развитие»

  • развивать физ.  качества для муз.– ритм.  деятельности (ритмичная ходьба и легкий бег парами по кругу, боковой галоп по кругу парами, кружение на носочках,  движения с атрибутами); двигаться в соответствии с контрастным характером музыки;
  • накапливать и обогащать двигательный опыт детей; развивать выносливость и координацию,  пространственную ориентацию.

Предварительная работа:

  • беседа с детьми о весне, весенних явлениях природы, рассматривание иллюстраций;
  • разучивание репертуара.
  • использование МДИ с использованием пособия  «Музыкальный стул».

Репертуар:

  1. Музыкальное приветствие. Организационный момент.
  2. Упражнения: «Марш» Н.Золотарева, «Бег» Е.Тиличеева
  3. Упражнение «Салют» П. Мариа
  4. Музицирование: МДИ с использованием пособия  «Музыкальный стул»- «Угадай, на чём играю»
  5. Слушание муз. произведения: «Вальс» С.Майкапар
  6. Распевка: «К нам пришла весна»
  7. Пение: «Скворушка» Ю.Слонов
  8. Пляска: «Озорная полька» Н.Вересокиной
  9. Игра: «Игра с бубнами» М.Красева

Активизация словаря: музыка воздушная, солнечная, кружащаяся, танец-кружение, невесомые звуки,  пение «а капелла».

Материал  и  оборудование:

  • иллюстрации на тему: “Скворец”, “Бабочки”, “Танцующие звери”, портрет С.Я.Майкапара
  • пособие  «Музыкальный стул»;
  • на столе  – ленты 4 цветов для упражнения;
  • музыкальный центр;
  • бубен;
  • магнитная доска.

Ход ОД.

Дети входят в зал и строятся в одну линию.

1.Приветствие

Муз. руководитель (поёт):  Здравствуйте, ребята.

Дети (поют по трезвучию вниз):  Здравствуйте!

Муз. руководитель (поёт) (УМК): Исәнмесез, балалар.

Дети (поют по трезвучию вниз):  Исәнмесез!

Муз. руководитель:  Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель:  - Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Отгадайте, что это?

Зеленоглаза, весела,

Девица- красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится:

Зелень - листьям,

Нам - тепло,

Волшебство

- Чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

- Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица - ...

Дети: Весна!

Муз. руководитель (УМК):  Молодцы, ребята, а вспомните-ка, как будет весна на татарском языке? (Яз)

Посмотрите, какое весеннее солнышко заглянуло к нам в окошко. Солнышко нам улыбнулось, мы улыбнулись ему.  И сейчас будем повторять наши упражнения - маршировать  и легко бегать друг за другом.

Музыкально-ритмические движения

Воспитатель: Ребята, мы будем маршировать друг за другом по малому кругу. Будет 2 варианта упражнений, так-что будьте очень внимательны - слушайте музыку и задания. Повернулись за ведущим направо.

2.«Марш» Н.Золотарева, «Бег» Е.Тиличеева

Повторить 1-й  и 2-й варианты упражнения.

  1. Дети шагают в колонне по одному, с окончанием музыки воспитатель говорит: «Кругом». Дети перестраиваются и продолжают маршировать в другую сторону. Смена движений на легком беге.

Воспитатель: Молодцы, ребята,  а сейчас мы повторим упражнение “Салют”. Подойдите, пожалуйста, капитаны и возьмите ленточки для своей команды. Бегать надо легко, под музыку плавно покачивая правой рукой с лентой. Левая рука свободно свисает вдоль туловища. Внимательно  слушайте музыкальные части, начинайте и заканчивайте движение со «своей» музыкой.

3.Упражнение «Салют» П. Мариа

Раздать детям разноцветные ленточки 4 цветов и разделить их на 4 команды. Дети становятся в 4 круга по четырем сторонам музыкального зала.

1 фигура

Музыка А. Дети бегут по кругу, правая рука выполняет покачивания вправо-влево. На повторение музыки двигаются в обратном направлении.

Музыка Б. Дети стоят лицом к центру своего круга.

1 такт - дети с красными лентами резко поднимают руку вверх и слегка колышут ими до конца 4-ой фразы.

2 такт – то же выполняют дети с голубыми лентами.

3 такт – то же выполняют дети с синими лентами.

4 такт – то же выполняют дети с зелёными лентами.

5-8 такты – все кружатся на носках, выполняя покачивания над головой, к концу 8 такта руки опустить.

Проигрыш. Дети перестраиваются в общий круг.

2 фигура

Музыка А. Дети бегут по кругу по линии танца, правая рука выполняет покачивания вправо-влево. На повторение музыки двигаются в обратном направлении.

Музыка Б. Повторение движений 1 фигуры.

Проигрыш. Дети плавно машут опущенными лентами.

3 фигура

Музыка А. Дети бегут к центру зала, поднимают ленты вверх и трепещут ими. На повторение музыки двигаются в обратном направлении. Повтор 2 раза.

Проигрыш. Дети плавно машут опущенными лентами.

По окончании упражнения резко поднимаю руки вверх: «Ура!»

Муз. руководитель: Молодцы, ребята. Сейчас капитаны команд соберут все ленты и принесут их воспитателю. А вы, ребята, повернулись за ведущим и садимся на стульчики. Дети садятся на стульчики.

Развитие чувства ритма, музицирование

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, что у меня здесь есть для вас – целый стул музыкальных инструментов! Сегодня мы будем играть в игру «Угадай, на чём играю». Выходите 4 человека к нашему музыкальному стулу (педагог называет имена), встаем полукругом и выбираем музыкальный инструмент, на котором будем играть. Звук извлекаем правильно. А определять, что звучит, будет сегодня ….. (педагог называет имя). Уйна! (УМК)

4.МДИ с использованием пособия  «Музыкальный стул»-

«Угадай, на чём играю»

Цель. Развивать у детей тембровый слух.

Игровой материал. Музыкальный стул, на котором крепятся все музыкальные инструменты, знакомые ребёнку данного возраста (барабан, дудочка, ложки, треугольник, бубен, кубики деревянные, погремушки, колокольчики и др.)

Ход игры. Один ребёнок встаёт спиной к стулу. Другой рассматривает стул и выбирает любой понравившийся инструмент, издаёт звук и кладёт его на место.  Первый ребёнок  должен по звучанию определить и сказать название инструмента либо повернуться и показать на стуле прозвучавший инструмент. Игра проводится 2 раза.

Муз. руководитель: Молодцы, ребята, садитесь.

Слушание музыки

Муз. руководитель (психологический  настрой на занятие): Сейчас мы будем слушать музыку, сядьте удобно, спинка прямая.  Наши ручки нам не мешают, наши глазки внимательно смотрят, наши ушки внимательно слушают.

На прошлом занятии мы с вами слушали муз. произведение композитора Самуила Моисеевича Майкапара. (показ портрета), подбирали иллюстрации к характеру музыки. Сейчас, я сыграю для вас, а вы ещё раз послушайте и вспомните то, о чём мы говорили на прошлом занятии.

5.«Вальс» С.Майкапар

Муз. руководитель:  Ребята, как вы думаете, что за музыка сейчас прозвучала? (Ответы детей). Как вы догадались, что это вальс? Какая музыка по характеру? О чём она вам рассказала? Какие слова подойдут к этой музыке? (Как правило, дети говорят: «Лёгкая, быстрая, плавная»).  

Муз. руководитель (дополняет детей): Музыка прозвучала воздушная, солнечная, кружащаяся, волшебная  и т.д.  Я хочу вам напомнить, что вальс может быть разным - легким и воздушным, неторопливым и сдержанным, но обязательно должен быть красивым и плавным. Вальс - это танец-кружение. Ребята, обратите внимание  на 2 картинки и скажите, какая из них  подходит к этой музыке. - Почему вы выбрали именно эту  картинку? - Да, вы услышали легкие, невесомые звуки, как будто для бабочек играет не фортепиано, а необыкновенные колокольчики.  Ребята, я предлагаю вам дома вместе с родителями сочинить небольшое стихотворение  про танцующих бабочек. Например:

Музыка звучит для нас,

                                 Бабочки танцуют вальс!

Хотите еще раз послушать вальс?

Повторное слушание

Распевание, пение

Муз. руководитель:  Ребята, сейчас мы подготовимся к пению, споем «На-на-на-на-на, к нам пришла весна». Обратите внимание на мелодию, которая сначала, как по ступенькам,  поднимается вверх, а потом опускается вниз. Нарисуем рукой, как кисточкой. Без җырлыйбыз! (УМК)

6.Распевка «На-на-на-на-на, к нам пришла весна»

(Мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимает настроение, задает позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшает эмоциональный климат на занятии, подготавливает голос к пению, упражнение «Музыкальная кисточка» - показ высоты звука рукой).

Муз. руководитель:  Мы хорошо распелись и сейчас будем петь песню «Скворушка».  Давайте рассмотрим картинку. Я исполню песню «а капелла», это значит голосом без сопровождения пианино, а вы скажите мне какая песня по характеру? (ответы детей, педагог обращает внимание на  напевный, ласковый характер). Кто хочет запевать песню? (привлекать к пению малоактивных, застенчивых детей). Вставайте возле стульчиков. Напоминаю, что во время пения надо следить за дыханием и внятно пропевать слова. Поём дружно и весело. Без җырлыйбыз! (УМК)

7.«Скворушка» Ю.Слонов

Работать над певческими навыками, дыханием. Работа над чистым интонированием, обратить внимание на правильную артикуляцию гласных звуков в словах: «берёзку», «песенку». Начинать пение после вступления, петь в умеренном темпе, напевным голосом. Слышать и различать вступление, куплет и припев. Закрепить понятие о вступлении, куплете и припеве).

Музыкальный руководитель: У вас хорошо получилось. А сейчас споем еще раз эмоциональнее. (дети поют).

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, когда исполнение песни у нас получилось лучше? (ответ детей: Когда пели второй раз.) Правильно, второй раз вы исполнили песню выразительнее, следили за дикцией и дыханием.  

Воспитатель:  Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы сегодня пели: дружно, выразительно, звонко. А сейчас мы исполним  наш знакомый танец «Озорная полька». Мальчики, приглашайте девочек. Вставайте парами по кругу, мальчик спиной к центру. Сейчас мы возьмемся за руки и выполним подготовительное  упражнение: походим по кругу приставными шагами вправо и влево. Без биибез! (УМК)

Пляска

8.«Озорная полька» Н.Вересокиной

Воспитатель:  Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы танцевали (индивидуальная похвала). А сейчас мы поиграем в  игру с бубном. Вставайте в широкий и ровный круг, а  я выберу ведущего считалкой. Играть надо честно, не подглядывать!

Игра

9.«Игра с бубнами» М.Красева

Все дети стоят в кругу. В центре - ведущий с бубном.

Такты 1-8. Все дети произвольно танцуют. Ведущий ритмично играет на бубне.

Такты 9-16. Дети закрывают глаза и убирают руки за спину. Ведущий тихо, на носочках, выходит из круга, обходит детей сзади, кому-то одному дает в руки бубен и, походив еще немного по кругу, встает вместе со всеми детьми. По сигналу педагога, дети открывают глаза и называют имя ребенка, которому отдали бубен. Тот, чье имя назвали, должен показать свои руки.

Учить детей использовать знакомые танцевальные движения, а также придумывать свои. Воспитывать выдержку. Развивать творчество, реакцию на сигнал.

Подведение итогов муз. занятия.

  • описание положительных действий воспитанников,
  • определение перспективы полученных знаний.

Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу. Мне очень понравилось с вами заниматься: вы правильно выполняли упражнения, внимательно слушали музыку, звонко пели, угадали звучание всех инструментов.  Чему мы  сегодня научились на занятии? (ответы детей). Вечером обязательно расскажите родителям, что нового вы сегодня узнали.

Оцените свою работу на занятии. Сейчас похлопают себе те дети, которые считают, что они хорошо пели. А сейчас хлопают ребята, считающие, что они правильно отгадали музыкальные инструменты. А теперь – ребята, считающие, что они правильно танцевали. Я согласна с вашей оценкой.  До свидания, ребята.

Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Весна пришла" для старшей группы

Досуговое развлечение для старшей группы...

Презентация "Весна пришла" для старшей группы по познавательному развитию.

Формировать интерес и любовь к природе, систематизировать знания детей о времени года весна. Закрепить знания об  изменениях в природе, связанные с приходом весны. Дать понятие о толковании ...

Проект «Пришла весна, пришла победа !» (старшая группа)

Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный....

Сценарий праздника " И снова к нам пришла весна" старшая группа

Сценарий праздника 8 марта "И снова к нам пришла весна" старшая группа...

Конспект занятия « В гости к нам пришла весна» Старшая группа

Конспект  занятия  по организации совместной партнерской деятельности взрослого с детьми дошкольного возраста...

Конспект НОД по речевому развитию с элементами мнемотехники «Пришла весна» (старшая группа)

Конспект НОД  по речевому развитию с элементами мнемотехники  «Пришла весна» (старшая группа)...

Сценарий праздника «К нам пришла весна!» (старшая группа)

Сценарий праздника «К нам пришла весна!» (старшая группа)...