Завтра была война
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Архипова Татьяна Владимировна

Тема, которая звучит в данной работе, мне чрезвычайно дорога.... Это 9 Мая, День Победы. Сначала родилась идея сделать  сценарий по принципу телеспектакля, с выдержками из рассказов советских авторов  о детях войны, с развитием сюжета и т.д. 

Я очень не люблю, когда к разговору об этом великом празднике подходят формально, как к очередной дате. Поэтому хотелось, чтобы дети, которые будут выступать, смогли донести до зрителя именно это настроение - мечты детей до войны, письма на фронт, хотелось, чтобы сохранилась тональность этого дня - без пафоса, камерно, с болью, но в то же время - надежда, жажда победы, желание объединиться, чтобы приблизить эту победу. Естественно, это - работа не одного дня. За год до нашего спектакля с детьми воспитатель старшей группы Новожилова Светлана Филипповна начала работу по этой теме. Дети рассматривали иллюстрации, им читали книги дома и в детском саду, родителям была дана рекомендация посетить памятные места нашего города, связанные с Великой Отечественной войной. Дети возлагали цветы к памятникам героям Великой ОтечественнойТак что детям было уже многое известно. Поэтому в подготовительной группе на следующий год  мы продолжили эту работу на новом уровне и попытались донести до слушателя  своё настроение и чувства. Основной акцент был поставлен на детях войны.

Для детей  логопедического детского сада работа была непростой. Поэтому мы не обошлись без помощи логопеда. У нас чудесный педагог - Попова Ирина Семёновна, которая не просто помогла детям правильно выучить текст, но и дорнести его до зрителей, да так, что родители ушли в слезах. Это достижение!!!!

В первый раз спектакль был представлен как районное мероприятие, а потом был показан родителям. Оказалось, перед родителями выступать гораздо сложнее и ответственнее.

Во время работы над спектаклем репетиции в основном проводилась подгруппами, так ка весь материал разделён на блоки:

- довоенное детство;

- начало войны;

- письма детей на фронт, работа на заводах;

- "привал", воспоминания;

- блокада Ленинграда, дети в блокадном городе;

- памятные места в городе;

- города-герои, Победа.

Музыка, которая использовалась в спектакле - только  оригинальные записи военных лет. чтобы сохранить именно дух  того далёкого времени. 

Презентация во время спектакля очень помогла - по сценарию многие дети рассказывли свои "кадры" из хроники военных лет.

Роли ведущего - взрослого у нас не было. У нас говорили, действовали ТОЛЬКО ДЕТИ!

По-моему, у нас получилось

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_maya.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

                        ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА  

Автор: Архипова Татьяна Владимировна, музыкальный руководитель ГБДОУ №42 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербург

Цель: воспитание патриотизма, уважения, чувства гордости и благодарости к великим событиям Великой Отечественной войны.

                           

Предварительная работа:

- организация фотовыставки

- оформление детского сада и зала – детские работы, репродукции плакатов

- возложение цветов к памятникам героям войны

Музыкальные номера:

  1. Никита Богословский. Любимый город
  2. Александров. Священная война
  3. Н. Богословский. Тёмная ночь
  4. Е. Петерсбургский. Синий платочек
  5. А. Новиков. Смуглянка
  6. Альбинони. Адажио
  7. Д. Тухманов. День Победы
  8. Д. Тухманов. Аист на крыше

Ход спектакля:

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.

Но  всё  это случилось потом. А сначала… Сначала всё было по-другому.

Звучит песня «Любимый город» в исполнении Марка Бернеса.

На слайдах – довоенные семейные фотографии.

Дети рассаживаются кучками по залу.

Четверо детей садятся немного вперёд и рассказывают друг другу свои истории:

  1. Дружная у нас семья – отец, мать, мой старший брат Витя и я. Моего брата приняли в школу, а со мной как  быть – не знали. По возрасту ну никак я не подходил для первого класса, зато всегда был сообразительным и настойчивым не по годам. Меня сразу во второй класс и приняли!
  2. А я всегда мечтал о подвигах… Как мне хотелось быть и моряком-героем, и командиром, и разведчиком. Особенно когда погиб мой отец, бывший матрос флота, мне особенно захотелось стать взрослым. Ведь я – единственный мужчина в семье!
  3. А мне очень нравилось отдыхать у бабушки. Она живёт на Чёрном море! Это же настоящее море!!! Сколько приключений!!! Я всегда родителям письма писал – как мы отдыхаем, купаемся. В письмах я рисовал рисунки – и вот тогда на страницах писем оживали корабли, причудливые города, вырастали диковинные растения…
  4. А я, представляете, всегда хотела прыгнуть с парашютом, как мой старший  брат…

- И  как – прыгнула?

- Конечно. Представляете – сделала парашют из простыни и прыгнула с самого высокого дерева.

- И что же?

- Вот и очутилась в больнице.  Теперь всё позади. Я снова дома, с родителями.  Снова начала ходить, бегать, столько интересного впереди!!!!  И вдруг…  всё изменилось.

Звучит голос диктора: (дети внезапно встают, замирают, слушают)

-  Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского союза!Голос Левитана (запись) о начале войны. Исполняется первый куплет песни «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

Сигнал тревоги 
над страной.
Подкрался враг,
Как вор ночной.
Фашистов черная орда

Не вступит в наши города!

Можно включить звуки стрельбы, сирены

Врагоказался был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Но  мы все – и взрослые, и дети, все  как один поднялись на защиту своей Родины. Нашим солдатам пришлось нелегко на этой войне, чтобы отстоять каждый клочок нашей земли. Это были жестокие бои  за каждую деревню, за каждый дом, улицу. А мы… Мы помогали взрослым, как могли – даже на заводы пошли работать. И мечта была одна на всех – победить и выжить.

.

(мальчик сидит за столом и «пишет» письмо)

В эти дни четырнадцатилетний мальчик Фёдор Быков писал отцу на фронт:

« Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас много ребят,  мы  учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что  мы своей работой поможем отстоять Ленинград… Дорогой папа! Я всё время хочу есть, и мама всё время хочет есть. Хлеба теперь дают мало, мяса вообще нет. Дорогой папа! Бей фашистов!

                                        Остаюсь твой сын, рабочий завода Фёдор Быков»

Мужчины, юноши, и даже многие женщины ушли на фронт. Женщины  и даже  дети трудились на заводах. Многие юные девушки  переносили тяжёлые посылки, разбирали большое количество почты. Но они прекрасно понимали, что почтовая связь  в военное время была  «связующей ниточкой» между фронтом и тылом. Письма из дома…

Переход  к «затишью»

На слайде – изображение землянки

Звучит песня «Тёмная ночь» в исполнении М. Бернеса

Сценка «На привале»

Мальчики-солдаты смазывают винтовки, бреются, чистят сапоги, читают письма. Девочки-медсёстры перебинтовывают раненых, скатывают бинты…

Тёмная ночь. Не слышна канонада…

О любимых своих вспоминают солдаты,

Как не хватает в землянке сейчас

Нежных, любимых и ласковых глаз…

«Синий платочек» в исполнении К. Шульженко – 4 пары детей танцуют вальс-воспоминание

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки.

А  песни…

Какие песни фронтовые
Минувшей созданы войной!
В них чувства трепетно-живые
Встают безудержной волной.

Звучит песня – дети поют её у «землянки»

СМУГЛЯНКА – с дирижёром

Песни, письма… Война…

Нашему городу в истории войны отведено особое место.

Ленинград… Блокадный Ленинград…

Все дети присаживаются на стулья, трое детей остаются рассказывать истории по слайдам

Музыка Альбинони в исполнении оркестра П.Мориа

Слайды с изображением жителей блокадного города (все слайды – фотографии только военных лет)

Перед нами – страшные картины тех дней. Враг окружил город кольцом блокады.

Вглядись в эти фотографии – и ты поймёшь, как жили ленинградцы в блокадную зиму.

А вот он, блокадный кусочек хлеба – 125 граммов на весь день!

К страшному слову «блокада» прибавилось страшное слово «голод». Ленинградцы слабели, некоторые  умирали.

Слайд с изображением человека с кусочком хлеба в руках

Сейчас это голодный человек придёт домой  и отрежет тоненький  ломтик от этого маленького кусочка хлеба. Ломтик хлеба, кружка кипятка, ложка жиденькой каши – вот весь обед.  Он съест его, не снимая шубы и шапки. Почему?

Небывалый мороз  на улице. И в доме – такой же мороз. Нет  отопления, нечем топить печи, нет электричества. Холодно и темно в  комнате…

Слайд с изображением Дороги жизни

Больше двух лет,   днём и ночью,  шли Дорогой жизни  корабли и машины, спасая  Ленинград  от голодной смерти.

Водители забыли об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами, днём и ночью ведут свои простреленные машины.

Дорогой  жизни шёл  к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим,

Ещё  не знают на земле

Страшней и радостней дороги.          О. Берггольц

 Но  всё равно  в Ленинграде не хватает хлеба, нет мяса, сахара, овощей… Люди умирают…

Слайд.

Дети блокадного Ленинграда… Что может быть страшней этих фотографий?

Слайд.

Об этой девочке знает весь мир – Таня Савичева.Её  дневник стал одним из символов  Великой Отечественной войны.

Это – всего лишь несколько страниц  записной книжки. Но в них - 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. В этих записях – голос маленькой девочки. Карандаш царапает, пальцы слабые, не слушаются, словно деревянные. Но чётко  подводят итог:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

(дневник можно сократить, не называя даты)

 По дороге из Питера к Ладоге «Цветок жизни» — белая каменная ромашка. «Цветок» посвящен  детям, погибшим в блокадном Ленинграде.

Слайд  с изображением памятника

Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, - здесь проходила Дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб.

На лепестках каменной ромашки — лицо улыбающегося мальчика и слова детской песни «Пусть всегда будет солнце».  Рядом находится плита, на которой высечена надпись: «Детям — юным героям Ленинграда»

Слайды, поочерёдно изображающие города. Дети, называя каждый свой город, по одному выходят и выстраиваются в полукруг перед зрителями.

Не только Ленинград  выстоял в этой войне и стал городом-героем.

Вот они – города-герои

- Москва

- Севастополь

- Минск

- Керчь

- Одесса

- Мурманск

- Смоленск

- Тула

- Брестская крепость

- Новороссийск

- Волгоград

МЫ – ВЫСТОЯЛИ!

Звучит песня «День Победы» в исполнении Л. Лещенко.

- Мир - это солнечное утро.

- Мир - это когда день полон забот.

- Мир - это золотые поля и цветущие сады.

- Мир - это когда открыты двери школ и садов.

- Мир - это когда гремит весенний гром и не грохочут пушки.

- Мир - это когда папа, мама и я рядом.

Все. Мир - это жизнь!

Танцевальная композиция «Аист на крыше»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Победы.Была война.Была Блокада...

Сценарий праздника "День Победы". Была война. Была Блокада...Для старшего дошкольного возраста "старшая группа"....

КОНСПЕКТ НОД ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕМА: "БЫЛА ВОЙНА,БЫЛА БЛОКАДА...."

Конспект НОД  воспитателя с детьми подготовительной группы с использованием компьютерных технологий. Тема: "Была война, была блокада...." Данный мтериал может быть использован в подгото...

Открытое мероприятие "Была война - была блокада"

Открытое мероприятие "Была война - была блокада"...

Проект: “Была война, была блокада” (подготовительная к школе группа)

Задачи проекта: 1.Расширять представление детей о блокадном Ленинграде.2. Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки, обогатить словарный запас детей.3. Познакомить детей...

«Была война, была победа!» или «Что рассказать дошкольнику о войне?»

laquo;Была война, была победа!» или «Что рассказать дошкольнику о войне?!»...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Была война…. Была блокада….»

Основной целью патриотического воспитания в соответствии с ФГОС является – социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государств...