Фольклор.
методическая разработка на тему

Орлова Любовь Георгиевна

Знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

« Шварцевский детский сад общеразвивающего вида « Рябинушка»

администрации муниципального образования Киреевский район

Конспект

вечера развлечения

( с использованием фольклора)

« Посиделки»

Составила и провела:

воспитатель Л. Г. Орлова

2015 год

Программное содержание: обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей. Продолжать знакомить с тем, что мы живём в России, что в России много народов разных национальностей, и у каждого народа есть свои обычаи, продолжать знакомить с обычаями русского народа, с элементами интерьера русской избы. Вспомнить с детьми знакомые и познакомить с новыми пословицами, поговорками о Родине, о труде, о лени – мачехе. Воспитывать в детях любовь к Родине, трудолюбие, неприязнь к лени. Через образный язык фольклорных произведений помочь детям открыть для себя многое и в чувствах человека, и в его отношении к окружающему миру.

Предшествующая работа: знакомила детей с элементами интерьера русской избы, выучила с детьми пословицы, поговорки о Родине, о труде, разучивала с детьми русские народные песни, игры, хороводы.

Материалы : бутафорская печь, стол, на нём самовар, чугунки, плошки, деревянные лавки. Прялка, полка с домашней утварью, зеркало в обрамлении полотенца – рушника, на полу лежат самотканые дорожки. Стена оформлена предметами прикладного искусства: вышитыми салфетками, расшитыми рушниками, висит люлька, накрытая лоскутным одеялом. Дети и взрослые одеты в народные костюмы.

Ход.

Дети входят в группу под музыку народной песни « По улице мостовой» и садятся на лавочку возле печки.

Ведущая: Многонародов разных национальностей живут в нашей стране и у каждого народа свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Родина русского народа – Россия.

                       «Россия, Россия – края дорогие,

                       Здесь издавна русские люди живут,

                        Они прославляют просторы родные,

                         Раздольные песни поют».

Группа воспитателей исполняет песню « Родина» (« вижу чудное  приволье……)

Ведущая: Крепко любили и любят свою Родину русские люди, они сложили о ней много песен и сказаний, храбро защищали её от враговвместе с другими народами нашей страны, они знали, что отстоять её можно тогда, когда  « Один за всех, а все - за одного».

- Дети, какие вы знаете пословицы, поговорки о нашей Родине, о её защитниках – русских богатырях.

                       «За народное дело бейся смело»,

                      « Жить – Родине служить»,

                       «На чужой стороне и весна не красна»,

                      « Человек без Родины, что соловей без песни».

- А как вы думаете, Русь маленькая или большая?

- Какие города вы знаете? Крупные города были центром губерний, например Смоленская губерния, Московская, Вологодская, Тульская.

                           «Мы гордимся стариною,

                           Стала нам она родною.

                            Вечно радует кого – то

                            Наших прадедов работа»

                            «Есть в нашей группе уголок,

                             Всё в нём русское живёт,

                              Расписные ложки, румяные матрёшки,

                             Вышитые скатерти, плетёные солонки,

                             Расписные доски, вологодские кружева,

                             Золотая хохлома!»

-Давайте пройдём в нашу светлую горенку. У русского народа есть свои обычаи, сказки, песни, танцы, традиции, с которыми мы продолжаем с вами знакомиться. После сбора урожая молодёжь устраивала посиделки, которые начинались в середине октября и заканчивались к весне.

- Что же делали парни и девчата на посиделках? (девушки шили, вышивали, за работой они пели песни) Парни тоже приходили с работой: лапти плели и корзины, верёвки вили. А собирались посиделки в русской деревенской избе. В ней много необычного, незнакомого нам. Я загадаю вам загадки, а вы найдёте отгадки в нашем уголке или на иллюстрациях:

               1.  « Сверху дыра, снизу дыра,

                 А посередине – огонь да вода»

               2 .« Новая посудина, а вся в дырках»

               3.« Три братца пошли на речку купаться.

                    Двое купаются, третий на берегу валяется.

                  Искупались , вышли, на третьем повисли»

               4.« Смастерили из досок и одели поясок

                     И хранит посуда эта с грядки собранное лето»

                5.« Чёрный конь скачет в огонь»

                 6.« Не бык, а бодает,

                       Не ест, а еду хватает,

                       Что схватит, отдаёт,

                        Сам в угол идёт»

               7.« Кто не бьёт, не ругает, а слёзы лить заставляет»

                8. «В избе – изба, на избе – труба.

                    Зашумело в избе, загудело в трубе.

                     Видит пламя народ, а тушить не идёт».

-Все предметы, которые мы видим в «нашем русском уголке» были необходимы в старину, да и украшали быт крестьян. Только я не пойму, для чего тут связками висит лук?

- Издавна лук считался средством от сглаза и порчи, поэтому хозяйки связками его вешали при входе в избу, а также в местах содержания скота. Лук зашивали в омулеты, которые воины одевали на грудь, собираясь в поход. Известны целебные свойства лука. Назовите их. (луковый сок капают в нос при простуде, соком лука натирают голову, чтобы волосы лучше росли. Если пчела ужалила – натирают то место луковым соком. Печёный лук прикладывают к ранам. Когда зуб болит – чесноком лечат).

- Давайте вспомним пословицы о луке:

                         Лук – добро и в бою и во щах.

                         Лук – от семи недуг.

                         Лук да баня всё правят.

- В народе существует выражение: « горе луковое», оно означает мелкие печали, маленькие беды, которые не стоят огорчения, не заслуживают слёз.

- Собирались парни идевушки на посиделки и запевали песню русскую, раздольную. А какие пословицы вы знаете о русской народной песне?

1.   Хорошая русская песня дух бодрит;

2.    Где песня поётся, там весело живётся;

3.   С хорошей русской песней и труд спорится.

                     Слушание в грамзаписи: « Ой, вставала я ранёшенько».

- Запевайте и вы, песню шуточную, прибауточную. Дети поют песни:

                           «Андрей – воробей»;

                           « Чики – чикалочки»;

                           «Патока с имбирём».

Собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки – прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться, А какие посиделки без шуток – прибауток! Наши весельчаки хотят слово сказать смешное, всех позабавить.

                           Выходят два мальчика:

        Федясь– Ваньк! А Ваньк!

          Ванька – А!

          - А повторь слово  « иду»!

          А что?

          - Ну повторь!

           Ну, иду!

         - У тебя нос в меду!

          Эй, подловил! ( Чешет затылок и задумывается)

          - Федясь, а у тебя под ногами грязь!

( Федяська наклоняется и смотрит себе под ноги)

            Не кланяйся, я тебе не князь!

Ведущая: Вот так, весельчаки –балагуры позабавили! А как соберутся добры молодцы да красны девицы, тут и песне место найдётся, и пляске, и игре.

            Игра « Баба Яга»

Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью про них говорили:

     1.    « Мал да удал»;

      2.   « Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка».

- А лентяев в народе не любили, смеялись над ними и так говорили:

« Хочешь есть калачи – не сиди на печи»;

                      «Спишь, спишь – а отдохнуть некогда».

Много  сложил народ пословиц и поговорок о труде.

(Вспоминают пословицы и поговорки о труде)

Под русскую народную музыку входят две бабушки.

Даниловна: Пословицы поговорки услыхали и к вам в гости прибежали.

Гавриловна: Где песни поют, там весело живут. Правда, Гавриловна?

Вместе: Здравствуйте, ребята! Мы- потешницы старушки, неразлучные подружки . Я – бабушка Даниловна. Я – бабушка Гавриловна.

Вместе: Неразлучные подружки, мы живём в одной избушке.

Даниловна : В лесочке, в лесочке избушка на кочке, блинами оббита, оладьями крыта.

Гавриловна: Ограда кругом – пирожки с творожком. Нынче мы расскажем в лицах весёлые небылицы:

- Как Марфуша для Петра наварила, напекла: 92 блина, 2 корыта киселя, 50 пирогов, не нашла и едоков.

- Сел комарик на дубочек,на еловый на пенёчек, свесил ножки на песочек, сунул носик под листочек. Спрятался. К вам у нас один вопрос: « Кто потешек знает воз?»

Чтение детьми потешек.

Дети инсценируют русскую народную песню « Как у наших у ворот».

Гавриловна: Нам не устоять, Даниловна!

Даниловна: Ой, не устоять,  Гавриловна!

Пляшут вместе с детьми.

_ Даниловна и Гавриловна, а наши дети умеют частушки петь:

- Мальчик: Девочка – беляночка, где ты набелилася?

- Девочка: Я вчера коров доила, молоком умылася.

                     - Вы послушайте, девчата, нескладуху буду петь:

                    « На дубу свинья пасётся, в бане парится медведь»

                - Меня судят на мосту, что ленивая расту.

Я на это не гляжу – пойду на печке полежу.

- Запрягу я кошку в дрожки, а котёнка в тарантас.

Повезу свою подружку всем соседям на показ.

Вместе: Хорошо частушки пели, хорошо и хлопали.

А сейчас бы мы хотели, чтобы вы похлопали.

Бабушки хвалят детей.

Бабушки: Спасибо вам, хозяева добрые и ласковые,

Чтоб жилось вам и богателось,

Чтоб было всё, что хотелось.

И собачку вам, и кота……..

А нам пора с вашего двора.

Бабушки уходят, хозяйка угощает их пирогами, а детей приглашает всех к столу:

                « Сверху пар, снизу пар,

                  Кипит наш русский самовар.

                  Милости прошу на чашку чая!

                   Вот так мы живём!

                 Кренделёчки, прянички жуём!

                 Чаем запиваем!

                 Всех в гости приглашаем!

Дети пьют чай с пирогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...