«Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством»
статья на тему

Майорова Елена Алексеевна

Описание опыта работы по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_d.p.is_kusstvu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством»

 «Человек по натуре своей – художник.

 Он всюду, так или иначе,

стремиться вносить

в свою жизнь красоту…»

 А. М. Горький

Декоративно – прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта, созданных по законам красоты. Слитность материального и духовного как эстетическое начало декоративного искусства уходит истоками в глубокую древность. Декоративно – прикладное искусство это многовековое представление народа о красоте.

Русское народное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в художественных ремеслах, оно поднялось на уровень искусства составляющего наше отечественное богатство. Богатство это заключено в Хохломской, Семеновской, жостовской, Городецкой, Дымковской и др. росписях.

Изобразительное народное искусство, сильное образами, красами, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, простотой своих форм легко воспринимаются детьми, и воспитывает в них чувства прекрасного. На занятиях по декоративно – прикладному искусству развивается эстетическое восприятие, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь детей. У них развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Высокая значимость народного декоративно – прикладного искусства и во влияние его на формирование внутреннего мира детей.

Н. П. Сакулина  говорила о том, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамично по рисунку, реалистическое в образах. Пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому пониманию и чувству.

Через народное искусство дети в доступной форме и на близком материале усваивают язык своего народа, его нравы и обычаи.

С целью ознакомления детей с народного декоративно – прикладным искусством мы создали все необходимые условия работы: подобрали литературу, готовые изделия и создали мини музей,  изготовили дидактические игры, подобрали наглядный иллюстрационный материал, установили связь с музеем и фабрикой «Хохломская роспись».

А также поставили следующие задачи:

  1. Формирование духовно-нравственного отношение и чувств сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с народным творчеством.
  2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно - прикладного искусства.
  3. Формировать обобщенные знания и умения:
  • Умение различать стили известных видов декоративной живописи:     хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.
  • Освоение детьми элементов, колорита, композиции.
  • Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
  1. Развивать художественно – творческие способности в процессе воспитания     произведений декоративного искусства и детской деятельности.
  2. Воспитывать у детей умение восхищаться красотой хохломских изделий, чувство гордости за свой родной край.

Начинаем формировать интерес к декоративно изобразительному искусству начинаем со второй младшей группы, где учим детей замечать яркость цветовых образов в народной игрушке (дымковской, семеновской - матрешке). Рассматривание организуем так, чтобы ребенок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Затем рисуем несложные элементы народного узора: кольцо, круги разного размера, листочки (способом приманивания), в конце учебного года рисуем узор «клетка» Учим рисовать ритмичный узор, располагая внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

В средней группе вводится декоративное рисование на основе знакомства детей с народным декоративно – прикладным искусством (дымковская, хохломская).

Рассматривая с детьми предметы народного искусства, учим видеть и выделять элементы  узора: точки, кольца, круги, прямые линии. Мы показываем, что у каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Например, у дымковской игрушки используются красный, синий, зеленый, желтой  и др., которые ярко выделяются на белом фоне, в узоре присутствует черный цвет – маленькие точки, черточки, украшающие крупные элементы. Объясняем, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.

Учим составлять симметричные  узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге.

Чтобы занятия были эффективнее, составление узора связываем с украшением вещей (юбка дымковской барышни, хвост индюка  и т.д.)

Успех обучения декоративному рисованию во многом зависит от того, насколько интересно организуется восприятие детьми изделий, использование игровых приемов, сюрпризных моментов.

На основе одного из видов народного искусства могут быть проведены 2-3 занятия по рисованию. Например: расписывание коврика (полоски) для дымковской куклы, используется один из элементов узора – круги, украшенные как на дымковской игрушке. Затем, можно предложить  украсить полоску 2-3 элементами  - кругами и мазками или овалами, чередуя их, и ввести в них черточки, точки.

Учим детей чередовать полосы (линии) широкие и узкие, линии и круги,  линии и овалы (мазки), выбирая цвет для каждого элемента согласно с колоритом росписи.

Для росписи  детям можно давать силуэты животных, фартуки матрешек, вырезанные из бумаги. И предоставлять возможность творить.

В старшей группе детей продолжают учить составлять узор по мотивам народного искусства. Учим выделять особенности каждого вида росписи.

Продолжаем воспитывать умение составлять симметричные узоры на бумаге разной формы: полосе, квадрате, розетте, круге, многоугольнике, выделяя середину, углы, кайму, украшать объемные формы – лепные изделия, работы из картона.

Побуждаем детей использовать в узоре геометрические элементы: кольца, круги, точки, прямые и волнистые линии, завиток; растительный орнамент: цветы, листья, ягоды.

Обращаем внимание детей на особенности цветового и композиционного решения: например в городецкой росписи в середине изображается большой цветок, а слева и справа – одинаковые по цвету и величине, листья. Учим видеть красоту сочетания розового и темно красного, голубого и темно синего, роль белого в оживлении рисунка, знакомим с приемами украшения листьев. Показываем общий принцип изображения: сначала у всех цветов рисуется круг, затем маленькие круги и дугу или несколько дуг, подбирая цвет. Обращаем внимание, что такое сочетание цветов является основой городецкой композиции.

При рассматривании хохломской росписи отмечаем, что чем легче завиток, тем характернее будет узор. Важно показать детям, как волнистая линия, завиток заполняют форму: полоску, квадрат, прямоугольник, круг; как завиток завивается вокруг бокала, бочонка и пр. Учим их рисовать линии, завитки легко, концом кисти. Узоры отбираем наиболее простые, с учетом возможностей дошкольников.

Дети сами выбирают цвет бумаги (красный, желтый, черный) и цвет краски для элементов узора так, чтобы передавать его яркость, красивое сочетание с фоном. Они рисуют легкие завитки и яркие пятна  больших ягод или грозди ягод, украшая веточку маленькой травкой, которая бежит по всему завитку (волнистая линия).

Так, как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то на каждом занятии имеет место игровая мотивация.

В подготовительной группе продолжаем формировать  детское творчество. Дети составляют симметричные узоры по мотивам народного искусства на бумаге разной формы (квадрате, круге, многоугольнике и т. д.). Дополнительно вводятся новые композиции – ассиметричная, (хохломской, жостовской росписи), когда цветки или завитки заполняют всю поверхность формы.

На занятиях наряду с учебными задачами, предусматриваются и творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выбирать мотивы композиции, не нарушая особенности росписи.

Основным приемом обучения является рассматривание узора на предметах, выделение элементов, их цвета, положения.  Используем  прием обведение элементов рукой, определение их места в узоре. С этой же целью можно использовать фланелеграфе, на котором располагаем готовые формы, показывая тот или иной вариант композиции. Также широко используются и игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей. Целесообразно проводить упражнения 2-3 минуты, в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы на небольшом листе бумаги. В группе устраиваем выставки предметов народного искусства и работ детей.

Также при ознакомлении детей с декоративно прикладным искусством проводим экскурсии в музей, фабрику хохломской росписи, проводим беседы о творчестве народных мастеров, рассматриваем альбомы, книги, изделия народного творчества, поводим разнообразные дидактические игры: «составь узор», «подбери элемент узора», «собери картинку» и др., конкурсы, выставки.  

Так как наш город Семенов - столица «Золотой Хохломы» данный вид промысла является для нас более близким и родным и занимает большее места в воспитании детей.

Очень интересна и сложна технология изготовления хохломских изделий. Она заключается не только в росписи художником, а в предварительном проведении большого количества подготовительных операций: выточенное изделие многократно шпаклюют, олифят, лудят – покрывают порошком алюминия, подвергаются закалке в печи при высокой температуре.

Характерной чертой росписи является сочетание пылающей киновари желтого, черного и зеленого цвета.

Наиболее распространенным орнаментом является вьющаяся ветвь с гроздями разнообразных ягод и листьев, окруженных травкой.

Существует три вида росписи: «верховое письмо» - «травка» - наиболее простое и более сложное «фоновое» и «кудрина».

Перед началом работы по ознакомлению детей хохломской росписью для рассматривания и использования в качестве образцов были отобраны три группы предметов, в которых четко вырисовывались элементы узора: травки, цветы, бутоны, ягоды и листья.

В первой группе предметов: низенькие солонки, чашки, небольшие поставцы, ложки, написанные «травкой». Элементы узора расположены в узкой полосе, и ритмически чередуясь, соединяются между собой «кустиками травки».

Во второй группе предметов  находятся также поставцы, чаши, бочата, бокалы написанные верховым письмом,  а композиция узора была более сложной – в виде нескольких украшенных завитков.

В третью группу входят предметы хохломы, разные по форме: ковши, вазы, подносы, написанные «кудриной» и «под фон».

Изделия первых двух групп используются в качестве предметов – образцов, а предметы третьей группы для формирования чувства восхищения радости при общении с прекрасным,  для рассматривания

Также мы ознакомились с методической и специальной литературой по истории и технологии хохломской обработки древесины, с продукцией и технологией изготовления предметов хохломы, овладели простейшими приемами в манере хохломского письма, подготовили альбомы с последовательностью обучения декоративному рисованию.

Наша работа строится путем постепенного усложнения материала. В начале путем рассказа, через показ и объяснение вызывали у детей эстетические эмоции, воспитывали у них умение видеть узор и интерес к  народному искусству хохломы, желание передавать этот узор в своем рисунке.

С помощью показа способов действия учим детей видеть элементы узора, особенности его расположения, характерные цветосочетания, хохломской росписи, закрепляем умение рисовать кончиком кисти. Затем детям предоставляем возможность самим создавать узор из элементов нескольких образцов.

Стараемся предоставить детям больше самостоятельности в выборе темы, композиции, в предоставлении замысла. Вместе с этим ведем обучению планированию действий, последовательности выполнения узора, особенно на первых прах обучения. Именно на занятиях такого типа дети приобретают умение творчески работать: самостоятельно ставить цель, планировать свою работу, выполнять ее до конца, подбирать необходимый материал.

Работу с детьми условно разбиваем на несколько этапов.

На первом этапе ставим задачи ознакомления детей с хохломской росписью и прививаем уважение к людям, творящим красоту, а также желание украшать рисунок элементами растительного орнамента в стиле народного искусства хохломы.

С этой целью провели несколько занятий:

  • Экскурсии в музей и фабрику Золотой Хохломы.
  • Беседы «Наша золотая хохлома», «Семеновская матрешка»
  • Наблюдение за работой художницы, приглашенной в детский сад.
  • Дидактические игры.
  • Рассматривание изделий.

Во время бесед подчеркнули, что изделия хохломской росписи и семеновская матрешка известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Также прозвучали и народные предания о возникновение промысла и об умельцах родного края. Мы старались дать эмоциональную характеристику вещи. Широко использовали стихотворения о хохломе разных авторов: Ю. Андрианова, Ю. Николаевой, В. Автономова и др.

Большое влияние на формирование интереса к хохломе и желание самим делать красивые вещи оказало наблюдение за трудом художницы, которая была приглашена в детский сад. Дети увидели приемы свободной росписи, своеобразие цветовых сочетаний. Они с большим вниманием наблюдали, что делает художница. Свою работу художница сопровождала объяснением и отвечала на вопросы детей.

Во время рассматривания вещей знакомились с их наименованием, искали на изделиях, знакомые элементы: травку, листья, цветы, сравнивали рисунки.

Во время экскурсии в музей и фабрику хохломской росписи дети увидели, как появляются изделия,  как их готовят к росписи, познакомились с историей и первыми, старинными изделиями, разными видами росписи («травкой», «кудриной», «фоном»), а в заключении сами стали настоящими мастерами, что вызвало у них особую радость. На прощание детям подарили подарки.

В результате работы у детей развилось эстетическое восприятие, заметно возрос интерес к произведениям народного искусства.

Далее нами были проведена серия занятий по обучению детей некоторым элементам хохломской росписи на занятиях по декоративному рисованию. При планировании задач каждого занятия учитывалась сложность задач и усвоение детьми пройденного материала. На первых занятиях мы учили детей рисовать элементы узора: травку, перышки, штрихи, завитки, ягоды,  листья  рябины, земляники и т. д.  А также дети учились подбирать цвета соответственно фону бумаги (красному, черному, желтому).

 Все занятия проводились в игровой форме. Большое место на них отводилось рассматриванию отдельных элементов узора, которые дети должны передать в рисунке. Рассматривание проводим как на занятии, так и в повседневной жизни. Делаем частичный  и общий показ отдельных элементов, учим планировать свою работу на бумаге, предварительно намечая работу концом кисти.

На всех первых занятиях приходилось проводить большую индивидуальную работу т. к. при рисовании у детей возникали трудности.

В ходе индивидуальной работы обращалось внимание детей на образец,
на котором имелся изображаемый элемент; наводящими вопросами помогали детям отыскивать свою ошибку, показывать на своем листе бумаги как надо рисовать. Трудный элемент «травки» давался рисовать по образцу воспитателя, в котором изображение несколько упрощалось.

Большое внимание уделялось обучению детей вертикальному движению кисти, смелому ведению кисти.

Научив детей изображать отдельные элементы хохломы, перешли к следующему этапу – обучение детей композиции узора на  форматах бумаги в виде чашей, поставцов, ваз и т.д.

На первых занятиях учили рисовать ветку с ритмично и последовательно расположенными элементами узора, соединяемых штрихами или кустиками травки. При объяснении использовался анализ композиции узора на предметах образцах.

Далее перешли к составлению узора на основе двух и более основных завитков. Такая композиция узора наиболее распространена в хохломской росписи.

Кроме анализа образцов на таких занятиях применялись специально изготовленные таблицы, на которых была последовательность рисования: основной завиток, цветы, ягоды, листья и травка.

Во время объяснения при помощи вопросов уточняем, как могут располагаться завитки, сколько их может быть; затем на мольберте можно показать, как можно расположить завитки. Какое количество завитков дети решили сделать сами. Старались поддержать ребенка помочь проявить свою активность.

Во время работ с помощью указаний и вопросов направляем детей: «подумай, что еще можно нарисовать и где?», «А, что ты здесь подрисуешь?», «Как ты думаешь чего здесь не хватает?» и т. д.

Большое внимание уделяем анализу работ, например, вывешенные работы называли «витриной магазина» и предлагали детям купить себе понравившуюся вещь, затем объяснить, почему ребенок выбрал именно это. Задавали наводящие вопросы «что бы вы нарисовали по-другому?», «чтобы вы посоветовали нарисовать Лене, чтобы ее работа была красочнее?».

После проделанной работы было проведено контрольное обследование, которое включало опрос-беседу с детьми, проведение занятия декоративного рисования, наблюдение за детьми и анализ детских работ.

Данные опроса показали, что у детей значительно расширились и углубились знания о народном искусстве хохломы, а также и других видах росписи. Особенно важно то, что у детей заметно развивается эстетическое восприятие.

Анализ детских работ  показывает, что в своих рисунках дети смогли передать поэтическую выразительность народного искусства, научились располагать узор по всему листу бумаги, рисовать различные элементы орнамента, красиво сочетать краски между собой и с фоном бумаги.

Наша работа позволяет сделать следующие выводы:

Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на детей, способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, способствует развитию детского творчества и формирует эстетические вкус, помогает развитию любви к родному краю.

При условии овладения техническими навыками в соответствии с программными требованиями дети 4-7 лет могут овладеть не только простейшими элементами, но и более сложными элементами и композицией узора в манере хохломской росписи и передать ее стиль в декоративном рисовании.

В каждом крае, области, есть то родное и близкое народное искусство, которое должно занять большое место в воспитательном процессе детского сада и оказали положительное влияние в будущей жизни детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

"История русского костюма", "Жостовские подносы", "Знакомство с уральской вышивкой", ""В гостях у мастеров", "Каменный цветок", ""Русская матрешка"...

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Рабочая программа по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством...

Презентация "Знакомство детей с видами народного декоративно-прикладного искусства"

Данная презентация знакомит с формами , этапами работы, методическими приемами , которые можно использовать при ознакомлении детей с видами народного декоративно-прикладного искусства....

Конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

История русского костюмаЖостовские подносыПутешествие к хлудневским мастерамРусская матрешка В гостях у мастеров...

Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством

Декоративно – прикладное искусство один из наиболее древних и поныне развивающихся видов народного творчества. Оно воплощает в себе предметы быта, созданных по законам красоты. Декоративно ...

Легенды и сказки для знакомства детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Легенды и сказки для знакомства детей с русским народным декоративно-прикладным искусством.Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» (знакомство со знаками народных орнаментов)I  в...

Консультация "Совместная работа воспитателя и родителей по ознакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством".

Задачи работы по озакомлению детей с русским народным декоративно-прикладным искусством:1.              Формирование у детей эмоциональ...