Учебный материал с театрализацией для детей старшего возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Мажарова Юлия Петровна

Разработка конспекта образовательной области "Речевое развитие", по ФГОС, с элементами театральной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, интегрирует по всем образовательным областям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  № 5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ

 МО ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Конспект образовательной ситуации

 образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС, с элементами театрализованной деятельности

для детей старшей группы

Тема: «Сказочный герой в беде»

                                                                                          Подготовила

                                                            воспитатель

                                                                                          Мажарова Юлия Петровна

                                         

2015 год

Образовательная область: речевое развитие

Вид деятельности: непосредственно -образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «Сказочный герой в беде»

Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Программное содержание

Образовательные задачи: 

- продолжать знакомить детей с русскими народными сказками;

 - учить детей брать на себя роль сказочного персонажа и вести ее конца;

- формировать звуковую культуру речи;

- учить интонационно и выразительно передавать характер персонажей сказки, выражать эмоции через движения и мимику;

- обогащать и активизировать лексику слов;

- закреплять последовательную цепочку героев в сказке,

- вызвать у детей эмоционально радостное настроение.

Развивающие: 

- развивать дикцию и фонематическое восприятие; 

- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.

- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.

- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Колобок». Рассматривание серий иллюстраций к сказке «Колобок». Настольные игры: «Про сказки», «В гостях у сказки», пазлы - мозаика «Сложи сказку».

с родителями:

Изготовление атрибутов к сказке «Колобок».

Словарная работа:

Проговаривание песенки Колобка, активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие.

Материалы и оборудование:

Панно с изображением русской печи; сундук; настольная ширма - домик; деревья (березки, елочки); грибы; пень; атрибуты к драматизации сказки  (Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, старик, старуха); иллюстрации к сказкам ( «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка».); магнитофон.

Игрушки:

Мягкая игрушка-Колобок и зайчик; куклы (бабушка и дедушка); музыкальная шкатулка.

Ход образовательной ситуации

(Дети заходят в группу и садятся на стульчики.)

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите сказки? (ответы детей). Я сегодня хочу вам предложить отправиться вместе со мной в сказку.

(магнитофонная запись: плачь зайчика)

Воспитатель: Ой! Ребята! Вы слышали? Кто - то плачет? Кто же это может быть? (предлагается детям поискать, кто это может быть).

Дети: (ищут по группе и находят за стульчиками Зайчика).

Воспитатель: Почему ты зайчик плачешь? Что с тобой случилось? И как ты оказался здесь?

(Магнитофонная запись: Я гулял по лесу, бегал, прыгал. И не заметил, как убежал далеко от дома. Не мог найти дорогу и прибежал к вам. Помогите мне, пожалуйста, вернуться обратно домой, в сказку.)

Воспитатель:  Бедный зайчик потерялся. (Дети жалеют зайчика и гладят его). А из какой ты сказки? Ведь сказок так много? Как же нам тебе помочь? (дети переживают за зайчика).

Ребята, я кажется догадываюсь, как можно помочь зайчику.  А вы? (ответы детей). У нас есть иллюстрации к сказкам.  Как вы думаете, как они могут нам помочь?

Дети: Зайчик посмотрит их и сразу вспомнит, из какой он сказки. (Воспитатель предлагает детям подойти к столам, где расположены иллюстрации сказок и выбрать ту иллюстрацию к сказке, где живет зайчик.)

Дети: называют название сказки к каждой иллюстрации и вспоминают, какие там живут герои. Если там живет зайчик, то иллюстрацию кладут на край стола.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Узнали все сказки и вспомнили, кто живет в них! Вы помогли зайчику найти, в каких он сказках живет!

Ой! Смотрите ребята, оказывается, зайчик живет в этой сказке («Заюшкина избушка»), в этой («Теремок») и в этой («Колобок»)? Как же нам узнать из какой он именно сказки?  (ответы детей)

Дети: Переживают за зайчика и гладят его.

(Магнитофонная запись: Зайчик снова плачет.)

Воспитатель: Не плачь, мы с ребятами тебе обязательно поможем. (Зайчик шепчет что-то на ухо воспитателю). Дети мне зайчик сказал, что он кое-что вспомнил. В его сказке была песенка: Я НА СМЕТАНЕ МЕШЁН, НА ОКОШКЕ СТУЖЁН......

Дети: радостно сообщают зайчику, что это сказка "Колобок".

(Магнитофонная запись: Зайчик смеётся.)

Воспитатель: Ну, значит, нам пора отправляться в путешествие! В сказку! Вставайте скорей в круг и все вместе произнесем волшебные слова. (Дети произносят слова и выполняют движения за воспитателем).

Ручкой хлопни-раз, два, три

Ножкой топни-раз. два, три

Повернись вокруг себя

В сказке очутился "Я"

Воспитатель:  Вот мы и попали в сказку. Смотрите, дом стоит и огонь горит. Рядом лес, грибы растут. Слышите, музыка играет? – (да). Воспитатель открывает сундук и находит там вместе с детьми костюмы героев сказки: старика, старухи, зайца, волка, медведя, лисы и Колобка. Друзья мои, я вам предлагаю выбрать себе тот костюм, какого бы героя вы смогли сыграть в сказке «Колобок». Воспитатель начинает рассказывать сказку: Жил-был старик со старухою…

Во время показа воспитатель помогает детям проговаривать слова текста и пространственному движению в ориентировке, за их координационными движениями рук и ног. После показа сказки детьми, воспитатель пытается обратиться к Зайчику. Дети замечают, что его нет.

Воспитатель: Ребята, Зайчик посмотрел свою сказку, обрадовался, что мы ему помогли, и убежал к себе домой. А нам пора возвращаться обратно в детский сад, в группу.

Дети: Радуются за Зайчика и улыбаются друг другу. Дети снимают костюмы и кладут их в сундук. Встают в круг вместе с воспитателем и проговаривают волшебные слова.

Ручкой хлопни - раз, два, три

Ножкой топни- раз, два, три

Повернись вокруг себя

В группе оказался Я.

Воспитатель: И опять мы с вами в группе. Наши стульчики и игрушки. (Дети садятся на стульчики и отвечают на вопросы воспитателя).

- Понравилась ли вам играть в сказке? (ответы детей)

- Как называлась наша сказка? («Колобок»)

- Кто испек Колобка? (старуха)

- Кого встретил Колобок в лесу? (зайчика, волка, медведя и лису)

- Какими были зайчик, волк и медведь? (ответы детей: добрыми, хорошими; они не съели Колобка)

А как можно показать, что мы добрые, хорошие, радостные? (работаем с эмоцией «радости») 

- А какая была лиса? (ответы детей: хитрая, злая, не хорошая, плохая; она съела Колобка.)

А как можно показать, что мы хитрые,  злые? (работаем с эмоцией «злости», «самодовольства») 

- Что она сделала с Колобком? (ответы детей: она его съела)

Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы играли сказку. Помогли нашему Зайчику и ответили на все вопросы.

Магнитофонная запись: заиграла музыка.

Воспитатель: Ребята, это же наша музыкальная шкатулка! (Открывают ее, и видят там угощения. Дети радуются. Воспитатель объясняет детям, что этот подарочек оставил им зайчик.

Литература:

  • О.А.Гнедова, Л.Е.Майдонюк «Театрализация сказок в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками». Санк - Пет. «Детство Пресс» 2007г.
  • А.Н.Брызгалова, М.А.Калиновская « Театрально – игровая деятельность дошкольников». Минск «Изд.Юнипресс» 2006г.
  • Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» М., «Аркти»1999 г.

Приложение 1

Описание: Описание: http://festival.1september.ru/articles/589245/img5.jpg            Описание: Описание: https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTYNrMJHWah8SCeQONE5HZ-r7nyhYRQVZt2Ghkd9lDnObv5Kf2N

Описание: Описание: http://audioskazki.info/uploads/1289597673_teremok1.jpg  Описание: Описание: http://static.my-shop.ru/product/f2/110/1099194.jpg

Описание: Описание: http://xplayone.ru/images/softimages/8-2013/Russkie-narodnie-skazki-detyam/Russkie-narodnie-skazki-detyam-1.jpg   Описание: http://rodnik-dobra.ru/wp-content/uploads/2011/12/ryaba.jpg

Приложение 2

СКАЗКА «КОЛОБОК»

Жил-был старик со старухою. Просит старик:

Старик: «Испеки, старуха, колобок». —

Старуха: «Из чего печь-то? Муки нету».

Старик: «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется».

    Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

   Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. 

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

Заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем».

Колобок: «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон.
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
От  тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему волк:

Волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!»  

Колобок: «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,

От  тебя, волка, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только волк его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему медведь:

Медведь: «Колобок, колобок! Я тебя съем».  

Колобок: «Где тебе, косолапому, съесть меня!»

Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
Я у зайца ушел,
Я у волка ушел,
У тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!..

Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:

Лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький».

А колобок запел:

Колобок: Я по коробу скребен,
                 По сусеку метен,
                 На сметане мешон,
                Да в масле пряжон,
                На окошке стужон;
                Я от дедушки ушел,
                Я от бабушки ушел,
               Я от зайца ушел,
               Я от волка ушел,
               От  медведя ушел,
               От тебя, лиса, и подавно уйду!

Лиса: «Какая славная песенка! Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок по громче».

Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.

Лиса: «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», (высунула свой язык; колобок  прыг ей на язык, а лиса — ам его! и скушала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический материал. План - конспект НОД для детей старшего возраста"Школа мяча"

План – конспектНепосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий«Школа м...

Проектная деятельность по театрализации для детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность по театрализации для детей старшего дошкольного возраста....

Логопедический материал на развитие речи детей(старшего возраста) «Коррекционные упражнения на воде.»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Основные виды упражнений, используются на занятии в бассейне для детей с общим недоразвитием речи. Они направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамич...

«Цветок здоровья» посвящённый «Дню матери» Физкультурный досуг для детей старшего возраста

laquo;Цветок здоровья»посвящённый «Дню матери»Физкультурный досуг для детей старшего возраста...

«ТЕРЕМОК» Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи и театрализации для детей старшего дошкольного возраста своими руками.

Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие "теремок" , его можно использовать как для индивидуальной  работы , так и для работы с малыми подгруппами, с детьми ОВЗ....

Конспект досуговой деятельности по экологии с элементами театрализации для детей старшего дошкольного возраста "В стане птиц"

закреплять умение ребенка владеть элементарными представлениями из области природы; опираясь на свои знания и умения проявлять инициативу в познавательно- исследовательской деятельности....