Проект по теме:"Масленица"
проект (старшая группа) на тему

Гребенева  Любовь

Разработка проекта  о праздновании русского народного праздника "Масленица", символа окончания зимы и встречи весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект работы по теме: "Масленица"563.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Проект по теме «Масленица»

Воспитатель: Гребенева Л.В.

Санкт – Петербург 2015

Проект по теме «Масленица»

Вид проекта: информационно-практический.

Длительность проекта: краткосрочный  - 2 недели (9 – 22 февраля).

Проблема: дети не знают, что такое «Масленица».

Цель:

- сформировать у детей представление о празднике «Масленица» - как о народном традиционном празднике не только русского  населения, но и других народов мира.

Задачи:

- Создание необходимых условий для детей в группе и на улице для информирования детей о праздновании «Масленицы».

- Привлечение к практической деятельности  по теме, детей и родителей.

- Составить алгоритм работы для всех участников проекта.

- Создать необходимые условия для самостоятельной работы участников проекта по своим задачам.

- Обсудить промежуточные результаты работы, с внесением необходимых дополнений.

- Презентация проекта группами.

- Фотогалерея  продуктов детской деятельности.

Участники проекта: дети, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

 Организация среды:

- центр литературы,

- центр физического развития,
- центр изобразительной деятельности,

- центр игр,

- центр конструирования.

- прогулка на улице.

 Методы и приемы: 
- Словесный (беседы, чтение художественной литературы, пение, загадывание загадок, заучивание потешек, закличек  и пр.) 
- Наглядный (рассматривание картин, иллюстраций, просмотр мультфильмов и видеороликов и пр.) 
- Практический (создание поделок, куклы на ложке (из ткани), разучивание танцев и пр.) 
- Игровой (подвижные, народные, сюжетно – ролевые игры, обыгрывание проблемных ситуаций и пр.) 

 

Участники

проекта

Меропроиятия

Срок реализации

Продукт

Ответственный

дети

«Здравствуй, Масленица!»

9 февраля

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»

(в группе)

воспитатели

Развлечение «Петрушка приглашает на ярмарку»

10-13 февраля

Изготовление блинов, кренделей, бубликов, оладушек  из солёного теста (в группе)

воспитатели

«Украсим участок к масленичной неделе»

16-17 февраля

Разноцветные горки, снежки. Украшение кустарников ленточками.

Полив дорожек в стиле чувашского узора (на улице)

воспитатели

Минипостановка «Балаганное представление»

18 февраля

Подбор костюмов к театрализованной постановке (в группе).

Развлечение на улице.

родители

Изготовление обрядовой «Куклы на ложке»

20 февраля

Текстильная кукла на деревянной ложке (в группе) для игр на улице.

воспитатели

педагоги

«Давайте, поиграем!»

10-12 февраля

Картотека народных подвижных игр

воспитатели,

логопед

«Подготовка к ярмарке»

10-13 февраля

Подготовка солёного теста для поделок, образцы предметов булочных изделий, различные формочки для печенья.

воспитатели

«Наш участок, самый красивый!»

16-17 февраля

Подкрашенная вода в лейках, цветная бумага, ножницы, клей.

воспитатели

«Как праздновали масленицу раньше на Руси?»

16-19 февраля

Иллюстрации, видеопрезентация, энциклопедия, музыкальные инструменты,

Аудиокассета.

воспитатели,

муз.руководитель,

логопед

Мастер-класс «Кукла-на-ложке».

20 февраля

Пополнение папки «Куклы своими руками» материалом о пошаговом выполнении текстильной куклы на деревянной ложке.

воспитатели

родители

Анкетирование родителей

9-10 февраля

Анализ анкетирования

воспитатели

«Приглашение на ярмарку»

10 февраля

Объявление

воспитатели,

логопед

Подготовка к ярмарке

11-13 февраля

Выпечка булочных изделий, сделанных детьми. Совместное расписывание.

родители

«Петрушка приглашает на представление»

18-19 февраля

Изготовление костюмов для детей.

родители

Приложение 1.

Объявление

Дорогие  наши  мамочки  и папочки!

Нас ждёт праздник – просто объеденье!

Если в этот день вы напечёте нам блины!

Мы помажем их вареньем-

 До чего ж они будут вкусны!

Очень ждём Вас на праздник!

 Ваши любимые зайчики и солнышки!

Приложение 2.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Как вы считаете, следует ли знакомить детей с русскими традициями, народным творчеством?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления

 с русским народным творчеством?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Какие народные праздники, обычаи вы знаете?

______________________________________

____________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

  1. Как вы знакомите детей  с русским народным творчеством?

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

  1. Что вы можете предложить организовать  в ДОУ по ознакомлению детей с русским народным творчеством и какое участие  принять сами?

           ______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

 

 

Приложение 3

Народные игры к Масленице

«Заря – заряница»

 Заря: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - заря ходит сзади с лентой и говорит:

 
Заря - зарница, 
Красная девица, 
По полю ходила, 
ключи обронила, 
Ключи золотые, 
Ленты голубые, 
Кольца обвитые 
За водой пошла!
 

 

     С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу.

      Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

 Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

 

«Петушки»

       На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих.

Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой.

       Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами)

«Малечена-калечина»

       Играющие выбирают водящего.  Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см).

 Все произносят такие слова: 
Малечена - калечина, 
Сколько часов 
Осталось до вечера, 
До зимнего? 


    После слов "До зимнего?" дети ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять".  

       Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

      Могут быть другие забавы для всей семьи с детьми. Если много снега, то можно строить снежную бабу и с закрытыми глазами постараться приставить ей морковку, попав  в нужное место.

Перетягивание каната. Перепрыгивание через канат.

«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

«Ворон»

Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.

«Солнце»

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче, - Дети ходят

Лето будет жарче. - по кругу.

Я зима теплее, - Идут в центр.

А весна милее - Из центра обратно.

А зима теплее, - В центр.

А весна милее. - Обратно.

После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.

«Теремок»

Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.

Ход игры:

Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.

Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.

Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.

У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.

«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,

Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг.

Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по

Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.

Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.

У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.

«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.

Кто, кто в не высоком живёт?»

Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»

Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»

Мышка. «Иди ко мне жить!»

Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.

«Сова»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.

Ход игры:

Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.

«Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

«Баба - Яга»

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

Ход игры:

Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:

Баба-Яга, «костяная нога», - Дети ходят

С печки упала, ногу сломала. - по кругу.

Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.

Побежала в баньку, - Из круга обратно.

Испугала зайку.

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

«Медведь»

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

Ход игры:

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Всё на нас глядит.

А потом как зарычит

И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

«Угадай, кто зовёт?»

Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».

Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь, мы к тебе пришли,

Мы к тебе пришли, медку принесли.

«Медведь» ходит вперевалочку.

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.

Медведь, медведь, получай-ка мёд,

Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт?

«Медведь» кушает мед.

Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.

 «Сороконожка»

Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки

Ход игры:

Дети встают друг с другом и поют:

Шла сороконожка

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: кап!

- Ой, промокнут сорок лап!

- Идут «паровозиком» пружинным шагом.

- лёгкий бег.

Насморк мне не нужен,

Обойду я лужи.

Грязи в дом не принесу,

Каждой лапкой потрясу.

Идут, высоко поднимая ноги

- стоя, трясут правой ногой

- левой ногой

Шла сороконожка

По сухой дорожке

И затопала потом,

- Ой, какой от лапок гром!

- Идут «паровозиком» пружинным шагом.

- Идут топающим шагом

«Ловушка»

Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.

Ход игры:

Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.

Дети идут по кругу и поют:

Скок, скок, сапожок,

Выходи-ка на лужок,

То прыжком, то бочком,

Топай, топай каблучком.

Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.

Приложение 4

Песни о Масленице

Она пешею да не ходит,

Все на саночках подъезжает,

 Люли-люли подъезжает,

Люли-люли подъезжает.

У ней саночки расписные,

У ней слуги-то молодые,

Люли-люли молодые,

Люли-люли молодые

Прощай, Масленица.

 Прощай, прощай,

 Прощай масленица.

 Прощай, прощай,

 Прощай масленица.

 Маслену мы провожали,

 Тяжко по ней воздыхали,

 Прости, маслена, прощай,

 А на тот год приезжай,

 Поскорее

 Прощай, прощай,

 Прощай масленица.

 Прощай, прощай,

 Прощай масленица

 Масленица воротися,

 До велика дня протянися.

 Говорила семь недель ,

 А остался один день

 День последний

 Прощай, прощай,

 Прощай масленица.

 Прощай, прощай,

 Прощай масленица.

 Приди весна

 С великой радостью

 С великой милостью

 И благодатью

 Проигрыш

 Маслену мы привечали,

 Под горами пели, играли.

 А сегодня воскресенье,

 Наше кончится веселье.

 Под горами

 Прощай, прощай,

 Прощай масленица.

 Прощай, прощай,

 Прощай масленица.

 Масленицу прогадали,

 Свою дорогую зажигали.

 Гори Маслена жарчей,

 Будет солнышко ярчей

 И прекрасней.

 Прощай, прощай,

 Прощай масленица.

 Прощай, прощай,

 Прощай масленица.


 

Приложение 5

Мастер-класс по изготовлению куклы на ложке.

 

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0788.jpg

 C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0789.jpg

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0790.jpg

 

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0791.jpg

 

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0792.jpg

 

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0793.jpg

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0794.jpg

 

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0795.jpg

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0797.jpg

 

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0798.jpg

 

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0799.jpg

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0803.jpg

 

C:\Users\Владелец\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0800.jpg

 

История этой куклы неизвестна, в некоторых источниках говорится, что матери занимали своих детей после обеда или ужина, чтобы те не мешали заниматься домашними делами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский проект на тему "Масленица" старшая группа

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста....

Проект на тему:"Масленица".

Проект создан для детей младшей группы, чтобы познакомить их с народными традициями. Воспитание любви к народному творчеству, к праздникам дает большой потенциал к познанию и творчеству....

Педагогический проект на тему «МАСЛЕНИЦА» (вторая младшая группа для детей с нарушениями слуха)

Педагогический проектна тему«МАСЛЕНИЦА»(вторая младшая группа для детей с нарушениями слуха)  Информационная карта проектаАктуальность: Ежегодное проведение развлечений, посвящен...

Проект на тему: «МАСЛЕНИЦА» Старшая группа

Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь все...

Познавательно творческий проект на тему: « Масленица!» ( для младшего и среднего дошкольного возраста)

Актуальность: Тема проекта «Масленица – объедуха.» является актуальной. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный...

Проект на тему " Масленица идёт- весну ведёт" в 1 младшей группе

Проект на тему " Масленица идёт- весну ведёт" в 1 младшей группе(Художественно-эстетическое, коммуникативное , познавательное развитие)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2990...

Проект на тему " Масленица идёт- весну ведёт" в 1 младшей группе

Проект на тему " Масленица идёт- весну ведёт" в 1 младшей группе...