Проект развлечения «Весна, весна, на чём пришла…»
проект (подготовительная группа) на тему

Ермилина Мария Анатольевна

Проект развлечения «Весна, весна, на чём пришла…»

Цель проекта: обогатить чувственный опыт детей через развлечение « Весна, Весна, на чём пришла…»

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с древними русскими праздниками, объяснить их происхождение и назначение.

2.Воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.

3.Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому  , кто в ней нуждается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesna.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект развлечения «Весна, весна, на чём пришла…»

Цель проекта: обогатить чувственный опыт детей через развлечение « Весна, Весна, на чём пришла…»

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с древними русскими праздниками, объяснить их происхождение и назначение.

2.Воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу.

3.Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность, умение понять горе другого человека и посочувствовать ему; желание оказывать помощь тому  , кто в ней нуждается.

Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы. Возраст 5-6 лет.

Время реализации проекта: январь-апрель.

Аннотация к проекту: Наблюдения показывают , что дети редко интересуются старинными обычаями, праздниками .Привлекая детей к разучиванию новых танцев, русских народных игр, расписыванию образцов по мотивам русского народного творчества ( дымковская, городецкая роспись, гжель),Рассматривание различных игрушек, поделок русских мастеров , альбомов по прикладному искусству создаём заинтересованность к истории нашей Родины, жизни наших предков. Эмоциональные переживания, связанные с подготовкой к развлечению , способствуют проявлению интереса к народным традициям, активизируют поисковую и творческую деятельность.

                               Схема реализации проекта.

Разделы программы

Виды детско-взрослой деятельности

Речевое  развитие

Составление рассказа по картине « Богатыри» В.М. Васнецова.

Беседа: «Во что одевались на Руси. Как праздники встречали…»

Звуковая культура речи в потешках, закличках.

Художественная

литература

Знакомство детей с малыми фольклорными формами: приметы, потешки, заклички, загадки.

Чтение русских народных сказок: « Царевна- лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Финист- ясный сокол».

Былины: «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой,

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Литературные сказки: Н. Телешов « Крупеничка».

К.Паустовский « Тёплый хлеб».

Календарные обрядовые песни.

К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

 

Познавательное

развитие.

Экскурсия в Избу – музей, знакомство с бытом крестьян.

Свободное рассматривание альбомов «Русский традиционный костюм: мужской и женский»

Беседы на тему русских народных традиций.

Свободное рассматривание альбомов с изображениями русского народного творчества: « Дымковская роспись», «Городецкая роспись», «Богородские  игрушки», «Гжель»,  «Золотая хохлома».

Социально – нравственное воспитание.

Организовать выставку предметов народного промысла (привлечь к оформлению родителей).

Праздник « Проводы зимы. Масленица».

Праздник «Весна, весна, на чём пришла…»

Рассказы воспитателя о святочной неделе, о традициях и обычаях.

Игровая деятельность.

Организация сюжетно-ролевой игры «Дочки - матери» с использованием русских нарядов, самодельных кукол из ткани.(привлечь к изготовлению родителей).

Дидактические игры: «Собери узор», «Наряди куклу»( игра изготовлена родителями и воспитателями группы)

Подвижные игры: «Золотые ворота», «Гори, гори ясно», «Тетера»,» Плетень», «Карусель».

Изобразительная  деятельность.

Изготовление из глины петушка и дальнейшая роспись по дымковским мотивам.

Роспись подноса по мотивам «Городецкой росписи».

Рисование на тему «Дымковская слобода». Роспись фигур , обведённых по шаблону.

Украшение фартука по выбору детей полосами, кругами, квадратами.

Музыка.

Разучивание песен о весне.

Разучивание закличек.

Разучивание танца «С павловскими платками».

Разучивание хоровода» Ходит матушка – весна».

Разучивание русского народного танца «Карусель».

Разучивание и исполнение простейших мелодий на детских музыкальных инструментах.

Работа с родителями

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к презентации проекта: «Весна, весна, на чём пришла…»

(сплести пояса для костюмов мальчиков, сшить передники для костюмов девочек, украсить их вышивкой и плетением).

Этапы работы над проектом.

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагога

 

Подготовитель-ный этап

Рассматривают альбомы, иллюстрации  о жизни наших предков.

Чтение былин ,сказок, потешек, закличек, рассказов о жизни в старину,о значении весны для природы и людей.

2.Осознают проблему.

3.Принимают задачи проекта.

2.Формирует проблему.

Проблема: мы очень мало знаем о жизни наших предков, о  том , что значила весна для людей.

Цель: Организовать праздник встречи весны.

3.Формирует задачи:

- Как встречали праздники на Руси?

- Во что одевались?

-Почему очень ждали весну?

- Почему так встречали весну?

Систематизация.

Практическая деятельность.

Оформление

Презентация

Диалоговые беседы, экскурсия.

Поэтапная подготовка к

презентации.

Беседы по теме.

Рассматривание иллюстраций.

Разучивание стихов, песен, танцев, игр, закличек.

Изготовление цветов для оформления игрового пространства.

Выставка работ по прикладному искусству: рисование,  лепка, аппликация,

Выставка самодельных кукол ( привлечь родителей).

Договариваются о защите

проекта.

Представляют продукт деятельности: сюжетно-ролевая игра «Весна. Весна, на чём пришла…»

Проводит экскурсию в  Избу – музей .где рассказывает о жизни предков, показывает предметы жизненно необходимые в быту крестьян. Сравнива -ет,  с помощью детей, условия жизни.

Проводит беседы:

«Малые фольклорные формы: загадки, потешки, поговорки».

«Вот так Масленица!»

«Русские обычаи – взаимопомощь и сострадание. Гостеприимство».

« В гостях у народных мастеров» . (закрепить у детей знания о народных промыслах).

Готовится совместно с детьми.

Оказывает практическую помощь.

Ведёт совместно с детьми экспериментальную деятельность.

Помогает в оформлении зала, выставки.

Принимает активное участие в защите проекта.

Под звуки спокойной музыки выходит ведущая и начинает повествование. Хозяйка:  Дай Бог тому, кто в нашем дому,-

                  Дорогим гостям, милым детушкам.

                 Наделил бы нас Господь

          И житьём, и бытьём, и здоровьицем.

   Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, желанные .Пожалуйте к нам пляски да игры смотреть, песни да заклички  слушать. А расскажу я вам нынче про старину, как на Руси- матушке третью весну встречают. Вот уже и март прошёл, по-старому водоток-протальник, вот и березозол подошёл. А с ним и велик праздник Благовещение- так велик праздник, что даже грешников в аду на него не мучают. Не знаю как сейчас, а раньше –то так было. В канун Благовещения жгли обрядовые костры, водили хороводы вокруг изб. Огонь очищал и людей, и землю. В ночь под Благовещение совершался обряд хлебопреломления. Люди просили весну о неспослании в новом земледельческом году урожая .Да что это я говорю. Сделайте милость посмотрите сами.

Выходят в зал под русскую народную музыку дети и выстраиваются полукругом около стульчиков.

1.Внимание. внимание! Жители ближние и дальние!        

Праздник начинается! Сюда все приглашаются!

2.Сегодня все на празднике гуляем! И с поклоном приглашаем!

Всех, кто любит веселиться, и смеяться и резвиться!          

Ведущий: Посмотрите вокруг детишки, девчонки и мальчишки!

Ребятки хорошенькие сидят и во все глаза глядят.

А сумеют ли они загадку отгадать?

Светает рано по утрам проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад. Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает. Кто это время года знает?             (весна)

Ведущий: Что за праздник отмечаем?

Дети: Весну встречаем.

Ведущий: Мы сюда пришли, чтобы весну зазывать, весну в нашем краю встречать.

Отшумели все метели, и морозы не трещат,

С крыш закапали капели, и сосульки в ряд висят.

Веселее и теплее стали мартовские дни,

И под снегом, на дорожках, уж проталины видны.

Звонко нам поет синица возле нашего окна            

В марте в дверь к нам постучится настоящая весна.

Ведущий: А теперь, чтобы весна нас услышала, споём песню:

«Идёт весна».

1.Собрались мы позабавиться да потешиться.            

2.Пошутить, поиграть, позабавиться.                              

Вместе: Смех вам да веселье.

Воспитатель: Просим в избу: красному гостю – красное место.

Милости просим, а хлеб –соль по- старинному. (угощаем гостей хлебом – солью)

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Где потеснее, там и веселее.

Надоела нам зима, покличьте нам, гости, весну - красну.

Дети (поочерёдно)

Жаворонки, прилетите, холодную зиму унесите,

Тёплую весну принесите.

2.Нам зима-то надокучила, без хлебушка замучила.          

3.Кулик-весна, на чём пришла. На кнутике, на хомутике.        

4.Приди весна, приди красна! Со льном высоким,

С корнем глубоким, с хлебом обильным!

5.Благослови мати, весну закликати,

Весну закликати, зиму провожати,

Пусть зима уходит впрок весну пустит на порог.

6.Весна, весна, проснись со сна! А ты, зима, ступай за моря

Надоела ты нам, наскучила. Наши рученьки заморозила.

Ведущий: А чтобы согреться, спляшем русский народный танец «Карусель».

 Ведущий: Что-то не слышит нас весна. А ну - ка, детки, давайте её позовём.

  1. Приди весна, приди с радостью,

Приди весна с великой милостью,

С тёплым солнышком, красным вёдрышком.

Приди, Весна ясная, приди, Весна, красная,                                      

С клейкими почками, с первыми листочками.

3.Ау, ау, аукаем, Весну приаукиваем,

Март, март- солнцу рад,

Апрель, апрель – открой дверь.

Май, май – веселись, пой, играй.

Хоровод: «ходит матушка - весна»

Ведущий: Становись в круг, детвора.

Вам весёлая игра: «Гори, гори ясно». Выбираем водящего считалкой.

Считалка: Верба распустилась, вся распушилась,

                     Без вербы нет весны, мы играем, водишь ты.

Ведущий: надоела нам зима. Здравствуй, матушка-весна!

К нам скорее приходи, с собою солнце приводи.

Будем солнышко мы звать, будем солнышко встречать.

Русская народная закличка.

«Солнышко, солнышко (руки вверх, показываем лучики)

Выгляни в окошечко (пальчиками делаем окошко)

Дам тебе веретёшечко, (вращают кулачками перед грудью)

Насыплю горошечка. (сыплют горошек»).

Солнышко появись, красное обрядись.                      

Поскорей, не робей нас ребят обогрей.

Выходит девочка в костюме солнышка.

Я – солнышко в небе, я – свет и тепло,

Вы меня позвали-и вот я пришло.

Дорогие господа, ну ка, стройте ворота!

 Подвижная игра: «Золотые ворота.»

Ведущий: Ребята, Солнышко пришло к нам, значит и весна близко. Давайте покличем её.

Эге – гей! Весна – красна ждём, чтоб ты скорей пришла                

Чтобы вместе с трелью птичьей ты тепло нам принесла.

Весна приди, три угодья принеси.                                              

Первое угодье – в лугах половодье,

Второе угодье_ Солнце на подворье,

Третье угодье- зелёное раздолье!

Снег блестит на солнце корочкой хрустящей,                            

Весело чирикают на ветках воробьи,

Серые сугробы в лужи расплываются,

Вот уже длиннее и теплее дни…

Зажурчал ручей в овражке, прилетели с юга пташки.

Греет солнышко с утра – в гости к нам идёт весна…

Входит воспитатель в костюме весны.

Здравствуйте, мои друзья, вот я пришла, Весна – красна!

К вам спешила очень я!

Лесам и птичкам очень я нужна,

Несу с собой тепло и свет, и солнца раннего привет.

Инсценировка стихотворения.

- Ну, весна, как дела? У меня уборка.

-Для чего тебе метла?  – Снег смести с пригорка.

-Для чего тебе ручьи? – Мусор смыть с дорожек.

-Для чего тебе лучи? –Для уборки тоже.

Всё промою, просушу, вас на праздник приглашу.

Но не только вас зову, птичек приглашаю.

Веселиться от души я вам предлагаю.

Подвижная игра: «Найди своё гнездо».

Ведущий: А теперь, Весна, мы для тебя песню споём:

«К нам пришла весна».

Ведущий: Весна – красна, Ты с чем пришла?

Весна: С сохой, с бороной, с лошадкой вороной;

           С рожью зернистой, с пшеницей золотистой;

           С травой шелковою, с водою ключевою,

          С калиной – малиной, с красною рябиной!

Ведущий: Расскажи- ка всем, Весна,

             Как дорогу к нам нашла.

Весна: Грачи – кулики из – за моря прилетали,

              И Весне путь указали.

             Вы, ребятки, птиц встречайте,

            Кричать закличку начинайте!

Русская народная закличка «Жаворонки прилетали»

Исполняют дети, сидя на местах.

Жаворонки прилетали, (руки как крылья)

Весну – красну отмыкали. (пальцы одной руки собирают в щепоть и вращают ими в середине раскрытой ладони другой руки)

Серы снеги покатились, (Вытягивают руки перед собой и выполняют

В реках воды появились.       Волнообразные движения кистями рук)

Вы не клюйте песок, (грозят пальцем.)

Не тупите свой носок.

Пригодится вам носок (стучат указательными пальцами по коленям)

На овсяный колосок!

Ведущий: В ночь под Благовещение просыпается ото сна нечистая сила (русалки, лешие) Много её на земле. Ох и много же бед от нечистой силы. А как в старину детей, да и взрослых от нечистой силы защищали?

Ответы детей. (одевали обереги. Повязывали ленточки на голову, мальчикам повязывали поясок-замыкали круг, а круг - это символ солнца).

Во время гуляния под Благовещение, стучали, гремели, отгоняя нечистую силу от своих жилищ. И наши мальчики сейчас сыграют на музыкальных инструментах. Вы играйте погромче, отгоните от наших домов нечистую силу в лес, глухомань, болото.

Дети (поочерёдно).

Как у нашего соседа весела была беседа                  

Гуси в гусли, утки в дудки,

Чечётки в трещётки,

Чайки в балалайки,

Две синицы – крошки заиграли в ложки,

Играют. Играют, всех потешают,

Ведущий: А от красных девиц прими в дар, Весна, «Танец с платками».

Ведущий: Весна –красна, что ты нам принесла?

Весна: Принесла я вам здоровья:

          Первое –коровье, второе – овечье, третье – человечье.

          Верба, верба, верба хлест.

         Верба хлёст, бьёт до слёз,

          Верба бела бьёт за дело,

         Верба красна бьёт напрасно,

        Верба синя бьёт насильно.

        Верба снова – будь здорова.

         Хворобы в лес, на верес,

       А здоровье в кости!

Трогает вербой всех детей.

Весна: Мне у вас очень понравилось, предлагаю поиграть в игру.

Подвижная игра: «Ручейки, озёра.»

 Спасибо, милая весна,

Ты душиста и ясна,

Зеленеют лес и луг,

Красота нас ждёт вокруг,

И зовёт лесной ручей

На прогулку всех детей.

Весна: А теперь детвора, всем на улицу пора!

Песни петь, хороводы водить, в игры играть,

Весело плясать – Благовещение справлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - развлечение "Весна, весна, поди сюда!"

Знакомство детей с народными праздниками и обычаями...

Развлечение "Весна, весна, поди сюда!"

Развлечение для детей средней группы "Весна, весна, поди сюда!" Консект открытого занятия....

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

Конспект развлечения "Весна, весна идет.."

Весенний праздник  в группе раннего возраста (1-2года )    «Весна, весна идет...»...

Сценарий занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Весна, весна, поди сюда! Пришла масленица!»

Создать условия для формирования знаний и воспитание любви к русской национальной культуре....