Главные вкладки

    Мероприятие «Говори на родном языке» Викторина «В мире слов»
    план-конспект занятия на тему

    Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

    Задачи викторины:

    1. закрепить знания о Международном дне родного языка;
    2. развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений;
    3. развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
    4. воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл den_rodnogo_yazyka.docx21.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Итоговое мероприятие тематической недели «Говори на родном языке»

    Викторина «В мире слов»

    Участники: дети 5-7 лет, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

    Задачи викторины:

    1. закрепить знания о Международном дне родного языка;
    2. развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений;
    3. развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
    4. воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
    5. воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.

    Место проведения: музыкальный зал

    Предварительная работа: беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Слова-друзья», «Многозначные слова», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров;   чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен, разучивание стихов о крылатых выражениях.

    Оборудование и материал: эмблемы «Умники» и «Знайки», картинки с многозначными словами, картинка с изображением реки, силуэты матрёшек и детали для их украшения, клей, презентация «Крылатые выражения», магнитофон, мультимедийный проектор, экран, медали.

    Ход проведения

    Дети с воспитателем входят в музыкальный зал, рассаживаются на скамейках.

    Инсценировка: стук в дверь, входят три  мальчика.

    1 мальчик:  Не сердитесь!

    2 мальчик:  Не обижайтесь!

    3 мальчик: Не злитесь!

    Воспитатель:  Где вы были?

    1 мальчик:  Недалеко!

    2 мальчик:  Близко!

    3 мальчик: Рядом!

    Воспитатель:  Присаживайтесь. Как-то  вы странно отвечали, говорите об одном и том же, но по-разному. Ребята, а вы узнали, что это за слова? (слова – друзья)

    - Почему их так называют? (Они обозначают одно и то же, хоть звучат  и пишутся по-разному)

    - Когда мы используем в своей речи слова-друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык)

    - 21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем крохами, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем? (на русском)

    - Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов,  с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться! Любите свою Родину, свой язык, свой народ! Послушайте стихотворение Платона Воронько «Журавель»

    Ребёнок:  

    Жура-жура-журавель,

    Облетел ты сто морей,

    Облетел, обходил,

    Крылья, ноги натрудил.

    Мы спросили журавля:

    «Где же лучшая земля?»

    Отвечал он, пролетая:

    «Лучше нет родного края!»

    Воспитатель:  Ребята, назовите наш родной край. А в какой стране мы живём? (В России) Как называют жителей нашей страны? (Россияне)

    - Всю неделю мы с вами говорили о родном языке, вы многое узнали, и сейчас мы проведём викторину «В мире слов», где и проверим ваши знания.

    - Итак, в викторине принимают участие 2 команды: «Знайки» и «Умники»

    «Приветствие команд»

    - Капитаны, представьте, пожалуйста, нам свои команды.

     

               «Знайки»                                                                «Умники»

     - Мы команда «Знайки»                                  - Мы – «Умники», друзья,

     Знайки – не зазнайки,                                      Нам проиграть никак нельзя!

     Соперникам мы шлём привет!                          И с вами мы сразимся,

     И от души желаем –                                        Так просто не сдадимся!

    Знать правильный ответ!   

     Наш девиз:                                                     Наш девиз:

    «Знание – это сила!»                                        «Один ум хорошо, а много - лучше!»

    1 задание. «Разминка» - зарядка для ума. Отвечать быстро.

     

    Для команды «Знайки»                                                 Для команды «Умники»

    Назовите:

    - русская  национальная мужская одежда  - русская национальная женская одежда                                                                     

    - русская еда                                                               - русские народные сказки

    - русские народные игры                                           - русские народные песни

    - Мы с вами вспомнили русские народные песни, давайте станцуем хоровод «Ой, то не вечер»

     

    Хоровод: «Ой, то не вечер»

     

    2 задание Игра «Слова – друзья»

    Воспитатель показывает  картинку с изображение реки, дети должны назвать слова, близкие по смыслу (синонимы).

    - Река бежит (бурлит, журчит, шумит, клокочет, грохочет, течёт, несётся, плывёт, льётся)

     

    3 задание «Пословицы и поговорки»

    - Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

    - Язык острее бритвы.

    - Язык до Киева доведёт.

    - Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

    - Язык мой - враг мой.

    - Языком не спеши – спеши делом.

    - Слушай больше, а говори меньше.

     

    4 задани  Игра «Многозначные слова»

     На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

     5 задание Игра «Наоборот»

    - Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький.  (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)

     

    6 задание «Крылатые выражения»

    - А сейчас я приглашаю вас в видеозал.

    Просмотр презентации, во время которой дети читают стихи, объясняют смысл крылатых выражений.

     

    7  задание «Украшение матрёшки»

    - Отгадайте загадку:

    Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

    Упирается рука в деревянные бока,

    А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

    Разрумянилась немножко,

    Это русская…        (матрёшка)

    - Для вас задание: Кто дружнее, быстрее  и аккуратнее украсит матрёшку, у какой команды будет составлен красивый узор.

    Во время работы детей звучит русская народная мелодия.

    Подведение итогов 

    - Как вы думаете, почему сегодня мы украшали   именно матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир, её очень любят покупать гости нашей страны)

    - Подарим эти красивые матрёшки наши родителям?

    - Ребята, сегодня вы показали хорошие знания  о родном языке. В награду за активное участие я вручаю вам медали «Знайка», «Умник».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие "Учимся родному языку" Тема: печатание строчной буквы ы. Моделирование слов с буквой ы.

    Занятие для подготовительного класса по разделу "Учимся родному языку"...

    Речевой конкурс-викторина "Наш родной язык"

    Конкурс-викторина для детей и родителей старшей логопедической группы, с участием логопеда и воспитателей....

    Викторина "День родного языка"

    Мероприятие посвященное ко "Дню родного языка"...

    Безрукова О.А. Слова родного языка.

    Безрукова О.А. Слова родного языка.Издательство: Русская Речь, 2008 г.Лингвистический материал книги «Слова родного языка» основывается на системном подходе к формированию лексической сфер...

    Конспект занятия к Международному дню родного языка " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"

    Конспект занятия к  Международному  дню  родного языка   " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"...

    Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»

    Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...