Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»
учебно-методический материал (старшая группа)

Елена Ивановна Самсонова

Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими скоморохами Тимохой и Лехой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Золотой ключик»

Сценарий фольклорного праздника

«Живой язык - родное слово»

в старшей группе «Казачата»

8832515141

Музыкальный руководитель: Самсонова Е.И.

Взрослые персонажи:

Ведущая в русском народном костюме -  

Ведущая в казачьем костюме -

Скоморох 1-

Скоморох 2-

Дата проведения:  15февраля 2021года

Цель: Создание условий для знакомства с «Международным днём родного языка».

Образовательные задачи:

-дать понятие, что такое родной язык и почему его так называют;

- расширять знания детей о культуре и языке русского народа;

-способствовать повышению интереса к родному языку;

-обогащать речь детей пословицами и поговорками;

Развивающие задачи:

-формировать  у детей нравственно-патриотические чувства;

-развивать выразительность речи через театрализованную деятельность;

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою Родину;

-ориентировать детей на общечеловеческие ценности и толерантность.

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности.

- Познавательное развитие: формирование представлений о малой Родине и Отечестве, о многообразии стран и народов мира.

- Речевое развитие: владение речью, как средством общения и культуры.

- Художественно – эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам театрализованных представлений.

- Физическое развитие: овладение народными играми.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал под песню «Росиночка-Россия» , остаются на полукруге.

Ведущий 1 в русском народном костюме:

Ребята, я  сегодня поздравляю вас с праздником! А  знаете, какой сегодня праздник? Сегодня 21 февраля - Международный день родного языка!

Ведущий 2 в казачьем костюме:

На планете Земля много разных стран. У каждого народа свой родной язык.                           Например: во Франции живут французы. Их родной язык – французский.                   В Кита - китайцы. Они говорят на китайском языке.                                            В Англии говорят на английском, в Турции -на турецком.

Ведущий 1: А мы с вами живём в большой красивой стране, в России!                       Наш родной язык-русский. Мы с вами, наши мамы и папы, бабушки и дедушки разговариваем, поём песни, читаем стихи, рассказываем сказки на нашем родном русском языке.

Ведущий 2: Всего в мире насчитывается огромное количество языков, около 6 тысяч. Сегодня, вместе с нами, люди разных стран отмечают день своего родного языка.

1ребёнок:

Всем известна сила слова

И как богат язык людей.

Один вопрос тревожит снова:

Какой язык считать важней?

2 ребёнок:

Кого не спросишь, без сомненья,

Хоть это финн, словак, казах,

Ответят, не вступая в прения:

Вся красота в родных словах!

3 ребёнок:

Есть у каждого язык,

Что родной навеки!

Без родного языка

Нет и человека!

4 ребёнок:

Мы поём им, говорим

С самого рожденья

И к родному языку

Есть большое рвенье!

5

И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!

6

Много языков на свете разных -
Выучить их все

не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть

 Изюминка своя.

7

Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.

8

Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.

                                        Русский хороводный танец «У моей России»

Дети  под музыку идут на стульчики.

Ведущий2: Мы живем на Дону

                      Средь полей и степей.

                      Мы живем в Усть-Донецком

                      И нет места милей.

Ведущий1: Любим мы свой казачий

                       Изумительный край,

                       Хорошей, Усть-Донецкий,

                       Богатей, расцветай!

Ведущий2: Мы знаем, любим, изучаем свой родной язык и чтим казачьи традиции. Вот посмотрите, как в семье Даши, Киры и Вероники                               соблюдают казачьи традиции.

Презентации на доске.

Ведущий1: Ой, ребята, тише, тише,  я веселые бубенцы  слышу.

Под веселую музыку выбегают два скомороха, в руках бубны и микрофоны.

 Скоморох1: Здравствуйте, ребятишки,

Скоморох2: Девчушки и мальчишки,

Скоморох1: Я - скоморох Тимоха,

Скоморох2: А я скоморох Леха!

Скоморох1: И девчонок, и мальчишек –

                       Всех зову я ребятишек.

                       Веселиться да играть,

                       Старину вспоминать.

Скоморохи  поют на мотив частушек:

1-ый Скоморох: Ой, ты гречка-горох. Я веселый Скоморох.
                                Прыгаю, да бегаю. Все секреты ведаю.

2-ой Скоморох:

Мы в гости к вам шли,

Пироги с собой несли

Масляную кашу,

Пожелания наши.

Скоморохи звенят бубнами.

1-ый Скоморох: Тары-бары,тары-бары

                              Выходите во дворы!

2-ой Скоморох:  Будем пляски начинать,

                             День родного языка отмечать!

                             Сядем рядышком на лавке.

                             Вместе с вами посидим.

                             Загадаем вам загадки.

                              Кто смышленей — поглядим!

Работа на ИКТ. Загадки.

Скоморох 1:Начинай, Леха!

Скоморох 2: Хорошо, Тимоха!

Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Двойная бородушка. (Петух).

Скоморох 1: Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет — песенку поет. (Кошка)

Скоморох 2: Маленький, беленький,

По дорожке прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

Скоморох 1: Пришла из лесу птичница в рыжей шубке — кур посчитать. (Лиса)

Скоморох 2: Гладишь — ласкается. Дразнишь — кусается. (Собака)

Скоморох 2:Ай, да молодцы, все загадки угадали. 

                        Что ж, дело делается, как веретено крутится,

                        А у нас никто не соскучится!

Скоморох 1: А давайте петь да хоровод водить,

                        Чтоб ни один домой не хотел уходить!

Ведущий 1: Наши девочки приготовили к празднику веселую песню.

Хотите послушать?    Девочки под музыку выходят на полукруг.

                                         Песня «Как вставала я ранешенько»

1куплет

Как вставала я ранёшенько,

Умывалась я белёшенько.

 Припев:

 Ой, калинушка, калинка моя, (хлопают «тарелочками»)

В саду ягода малинка моя.

проигрыш: кружение на топотушках вправо, руки полочкой.

2 куплет

Ой, подружки, собирайтеся,

В сарафаны наряжайтеся.

Припев:

 Ой, калинушка, калинка моя, (хлопают «тарелочками»)

В саду ягода малинка моя.

проигрыш: кружение на топотушках вправо, руки полочкой.

3куплет

Красны девки разыгралися,

Красны девки расплясалися!

Припев:        

 Ой, калинушка, калинка моя, (хлопают «тарелочками»)

В саду ягода малинка моя.

Скоморох 1: Как богат и красив народный язык! Какие интересные прибаутки да побасенки, забавные пословицы да поговорки.                           Скоморох 2:  В них спрятана народная мудрость! Вы знаете пословицы и поговорки? А давайте поиграем. Я начну, а вы продолжайте!                                    Игра –кричалка «Я начну, а ты –продолжи!»                                                Скоморох 1:  Поспешишь – (людей насмешишь!)

Скоморох 2:  Не спеши языком – (торопись делом!)

1 Что посеешь – (то и пожнёшь!)

2 Без труда – (не вытащишь и рыбку из пруда!)

1 Сам пропадай – (а товарища выручай!)

2 С кем поведёшься, (от того и наберёшься!)

1 Нет милее дружка, (чем родная матушка!)

2 Доброе слово (и кошке приятно!)

Скоморох 1: Молодцы какие, правда, Леха?

 Скоморох 2: Твоя  правда, 

                          Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,

Скоморох 2: Щелкают орешки, да творят насмешки.

 Скоморохи (хором): Небылицы!       

Все дети выходят на полукруг. По одному ребенку выходят вперед.

Все: А у нас…

Мальчик 1

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота

Все: Вот это да!

Девочка  

Выбегала дубина

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах

Все: Не может быть!

Мальчик 2

Деревня закричала:

Сарафаны с бабами

На пожар спешат!

Все: Правда?

Мальчик 2 Правда.

Девочка

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

Мальчик 3

Лошадь ела кашу,

А мужик — овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.

Все:

 Вот так небылицы!

Скоморох 1:

 Вот туды-сюды дела,

 Эт, тебе не ерунда!

 О таком и не слыхал я,

 Даааа…, совсем одичал я?!

Скоморох2 : Тимоха, это не все! Послушай еще!

Выходят дети на точки: чтение по ролям:

1

Стучит, бренчит на улице —

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке —

Туда же по дорожке.

— Куда, Фома, едешь?

      Куда погоняешь?

— Сено косить.

— На что тебе сено?

— Коровок кормить.

— На что тебе коровы?

— Молоко доить.

— На что тебе молоко?

— Ребяток поить.

2

— Где ты, брат Иван?

— В горнице.

— А что делаешь?

— Помогаю Петру.

— Петр что делает?

— Да на печи лежит.

Ведущий 1и 2 вместе: А теперь навострите ушки,

                                        Наши ребята споют частушки!

Частушки (5 детей)

1)От подружек-хохотушек

Столько шума-звона,

Как от сотни погремушек,

Даже миллиона!

2)Сидит ежик на березе —

Белая рубашка,

На головке — сапожок,

На ноге — фуражка.

3)Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

4)Если б Маша не глазела

В скважину замочную,

То на лбу бы не имела

Шишку крупноблочную.

5)Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Скоморох1:

Ходит свинка по бору,

Рвет траву-мураву.

Она рвет, и берет,

И в корзиночку кладет.

Скоморох2:

Кто к нам выйдет –в Золотые ворота играть  пойдет.                                               Скоморохи делают «ворота» (взявшись за руки)

                                     Русская народная  игра «Золотые ворота»                                Дети поют: Золотые ворота,

                          Проходите, господа!

                          Первый раз прощается,

                          Второй раз запрещается,

                          А на третий, третий раз

                          Не пропустим больше вас!

Скоморохи закрывают «Ворота» (взявшись за руки)                                      Скоморох 1: Кто с нами играет, тому скучно не бывает!                                                      А сейчас мы с вами покатаемся на карусели.                                                            Садитесь первые 10 человек  на нашу веселую карусель, беритесь за ленты. Скоморох 1: Славно прокатились на карусели! А теперь в другую сторону.                                   Игра «Карусель»                                                                                                      Ведущий1:

Вот и подошёл к концу наш праздник.

Сегодня мы заглянули в далекое прошлое нашего народа, увидели, как поистине талантливы были русские люди.

Ведущий 2: Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Но главное в народной жизни — согласие и мир во взаимоотношениях.

Ведущий1:

 Опыт жизни наших предков помогает нам жить, делает нас богаче и красивее.

Ведущий 2: В наших руках сохранение традиций русского народа.

Ребята, я желаю вам любить и беречь наш родной русский язык, не засорять его грубыми словами, говорить красиво и правильно.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего праздника "СЕРЛЕ АЛМА" для старшей группы (на татарском языке)

Работая в двуязычном саду, столкнулась с   дефицитом сценариев на татарском языке.Приходилось либо переводить с руссого, либо повторять сценарии из года в год. Вот и приходится придумывать самой....

Календарно - тематическое планирование на тему "неделя родного языка" в старшей группе

Ежедневное планирование в старшей группе за февраль месяц в соответствие с ФГТ...

Иң тапкырлар hәм уңганнар бәйгесе конспект развлечения по родному языку в старшей группе №6

Иң тапкырлар hәм уңганнар бәйгесеконспект развлечения по родному языкув старшей группе №6...

Конспект ООД для детей старшей группы по теме "День родного языка"

Воспитывать уважение и интернационализм между детьми....

Сценарий к празднику 8 марта в детском саду на татарском языке в старшей группе

Материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУ...

Сценарий праздника родного языка для старших дошкольников «О русский мой, родной язык»

Цель:  Создать условия для познавательно-речевого развития...

Сценарий литературно - музыкального утренника для детей старшей группы на тему: «Язык моих предков угаснуть не должен»

Сценарий литературно - музыкального утренника для детей старшей группы на тему: «Язык моих предков угаснуть не должен»...