"Пушкинская осень"
проект (подготовительная группа)

Материал по патриотическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkinskaya_osen_podg.gr_.docx39.07 КБ

Предварительный просмотр:

                            Пушкинская осень                          2014г.

(для детей подготовительной группы)

(Зрители занимают места в зрительном зале за столами. Для них заранее приготовлены листочки с игрой – буриме и шариковые ручки)

ВЕД: Добрый  вечер!

           И так, начинаем!

На Пушкинский бал

Вас всех приглашаем.

(В зал входят дети парами под менуэт. И выполняют танцевальные движения. Выстраиваются полукругом  у центральной стены в конце танца)

ВЕД: Мы Александру Пушкину наш вечер посвятим,

          Наполнив всё вокруг волшебными стихами,

          О Пушкине сегодня говорим

          Поэзии приятными словами!

1 реб: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

2 реб: В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы

И отдаленные седой зимы угрозы.

3 реб: Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

4 реб: Ложился на поля туман

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора

Стоял ноябрь уж у двора.

(Дети исполняют песню «Осень - прекрасная пора»)

Слова песни:

  1. Осень, осень, рада детвора,

          Осень - прекрасная пора

          Деревья оделись в красивый наряд

          И листья по ветру летят и летят.

ПРИПЕВ: И березки, и осинки

         Нарядились на парад,

                   На красавице рябинке,

                   Бусы красные горят

2. Осень, осень, рада детвора,

    Осень прекрасная пора

    Пусть солнышко скрылось и дождь моросит

    Не страшен нам дождь, если зонтик открыт.

ПРИПЕВ: тот же.

3. Осень, осень, рада детвора,

    Осень прекрасная пора,

    По листьям, опавшим приятно гулять

    Букет из кленовых листочков собрать.

(Дети под музыку садятся на стульчики)

ВЕД: У нас сегодня необычный праздник. Пушкинская осень. И это не случайно поэт так  любил это время года - Осень!

Александр Сергеевич Пушкин русский поэт, который своим творчеством сумел затронуть душу каждого человека.

Любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое и прикоснемся к страницам жизни и творчества русского поэта А.С.Пушкина.

(Под музыкальное сопровождение «К Элизе» показывают слайды на мультимедийной системе и говорит ВЕД)

ВЕД: 6 июня 1799 года в Москве родился Александр Сергеевич Пушкин.

Отец Александра Сергеевича Сергей Львович, был нрава пылкого до крайности раздражительного, отчего дети больше боялись его, чем любили.

Мать Александра Сергеевича, Надежда Осиповна, красивая, всегда веселая, никогда не повышала голоса, но умела дуться днями, месяцами и даже годами. И дети боялись ее больше чем отца.

Детство А.С. Пушкина было не радостное. Отец и мать мало любили своего Сашу.

Большое влияние на первое воспитание оказала бабушка Марья Алексеевна. Бабушка была умна и образована. Умела вести дом. Пушкин горячо любил свою бабушку, которая заботилась о нем.

Была у них в доме и няня крепостная крестьянка Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми и очень любила маленького Сашу, как родного сына. Няня знала множество  народных сказок, песен, прекрасно умела их рассказывать.

(Открывается занавес. Перед нами – комната Арины Родионовны, у стола сидит маленький Пушкин – мальчик. Входит А.Р., вносит пироги.)

А.Р. (поет): Как птичка - синичка за морем жила,

                    За морем жила, да пиво вваривала…

(Ставит пироги на стол, садится и начинает вязать)

Пушкин: Нянюшка, расскажи мне сказку!

А.Р.: Сказку рассказать? Ну что ж, слушай!... Вот что чудо: у моря – лукомория стоит дуб, а на том дубе золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывают, вниз идет – песни поет…

ВЕД:  Эта чудесная русская женщина не была обучена грамоте. Ее руки были привычны к веретену и спицам, а не к перу. Это была старушка бедная с богатой душой, первая муза поэта.

В руках мелькают спицы,

Трясется голова,

И вьются небылицы-

Волшебные слова:

Про Лешего Антипку,

Про батрака Балду,

Про золотую рыбку,

Про кузнеца в аду…

Зарделось в зале лето,

Шумит - шуршит травой

В простенке – тень поэта

С курчавой головой…

А кот всё горбит шубу,

Не тот ли это кот?

Что был прикован к дубу

У синих, синих вод?

«Распелась… Вот чечетка!

Смотри, в саду – светло»

И крестит няня кротко любимое чело.

Пушкин: Нянюшка, пойдем на луг, там так хорошо, ребята поют и играют.

А.Р.: Пойдем, батюшка Александр Сергеевич!

(Выходят в сад и садятся на скамеечку)

(Выходят дети и становятся в хоровод. В центр хоровода выходят 2-ое детей из группы)

1 Ребенок: В хоровод идем плясать

                   Надо Осень выбирать.

2 Ребенок: Раз, два, три, четыре, пять

                   Мы собрались поплясать

                   К нам сорока подлетела

                   И тебе водить велела.

(Считалочкой, которую говорит 2 реб, выбираем Осень для хоровода из состава детей).

( ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ХОРОВОД «ОСЕНЬ-ГОСТЬЯ ДОРОГАЯ»)

Слова хоровода:

  1. Осень, осень, осень золотая,

Наша гостья, гостья, дорогая!

Хорошо, что ты пришла,

Что нам, осень принесла?

ОСЕНЬ (поет):    Принесла я вам с полей

Колоски пшеничные,

Будут, будут у детей

Пироги отличные.

  1. Осень, осень, осень золотая,

Наша гостья, гостья, дорогая!

Хорошо, что ты пришла,

Что нам, осень принесла?

ОСЕНЬ (поет):    Помидоры, огурцы

Принесла вам с грядки,

И капусту и бобы

Кушайте ребятки.

  1. 3. Осень, осень, осень золотая,

Наша гостья, гостья, дорогая!

Хорошо, что ты пришла,

Что нам, осень принесла?

ОСЕНЬ (поет):    Чудо яблоко для вас

Принесла из сада

Поиграйте с ним сейчас,

Вот оно, ребята!

ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ ПЕРСОНАЖИ УДАЛЯЮТСЯ

ВЕД: Так проходило детство поэта, много сказок, рассказанных няней Ариной Родионовной поэт вскоре переложил на стихи и сказки. А вы, ребята, хотели бы отправится в сказки Пушкина?

ДЕТИ: Да!

ВЕД: Ну что же усаживайтесь поудобнее и смотрите!

Выходят 3 девочки и читает отрывок из сказки «О царе Солтане»

ВЕД: Три девицы под окном
         Пряли поздно вечерком.
1-ая девочка: "Кабы я была царица,-
ВЕД: Говорит одна девица,-
1-ая девочка: То на весь крещеный мир
                        Приготовила б я пир".
2-ая девочка:- "Кабы я была царица,-
ВЕД: Говорит ее сестрица,-
2-ая девочка: То на весь бы мир одна
                       Наткала я полотна".
3-ья девочка: - "Кабы я была царица,-
ВЕД: Третья молвила сестрица,-
3-ья девочка: Я б для батюшки-царя
                       Родила богатыря".

(Дети отгадывают название сказки)

ВЕД: Правильно, ребята, вы молодцы! Я слышу, к нам спешит белочка с золотым орешком.

(Под музыку в зал вбегает белочка - девочка из группы)

БЕЛКА:  Лето я не проспала

      Я орешки припасла

      Высоко мое дупло

      В нем и сухо и тепло!

Вам орешек принесла

Только он ведь не простой

С серединкой золотой

Коль загадки отгадаешь

Вскоре ты секрет узнаешь.  (Что,  где спрятано узнаешь!)

(Белка открывает орешек, достает записку, отдает ВЕД. ВЕД читает загадки про музыкальные инструменты).

Загадки:

  1. В самый сказочный момент

Вступит этот инструмент.

Но совсем не каждый знает

Что в оркестре он играет!

Тихо нежно зазвенит,

Будто всё посеребрит.

А затем умолкнет скоро

 По сигналу дирижера

Знает всякий то дошкольник

Что такое?

ДЕТИ: Треугольник

  1. Он похож на погремушку,

Только это не игрушка

ДЕТИ: Маракас

  1. За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких

ДЕТИ: Ложках

ВЕД: Мы оркестр свой создадим

          И гостей развеселим!

( Дети исполняют музыкальный оркестр)

ВЕД: Ребята, а вы запомнили, из какой сказки приходила белочка.

ВЕД: А вот вам еще одно задание. Из какой сказки эти предметы?

(ВЕД  достает из коробки зеркальце, яблоко, бусы и просит детей отгадать из какой сказки предметы. Дети отгадывают. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

(Разыгрывается сказка)

ВЕД: На девичник собираясь

Вот царица наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним…

(Сидит царица за столом с зеркальцем)

Царица: Я ль, скажи мне, всех милее,

                Всех румяней и белее?

ВЕД: Что же зеркальце в ответ?

Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет,

                    Но царевна всех милее,

                    Всех румяней и белее.

ВЕД: Как царица отпрыгнет

         Да ручку  замахнет,

         Да по зеркальцу как хлопнет,

          Каблучком-то как притопнет

Царица: Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь – то успокою

Вишь, какая подросла

Но скажи, как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше?

Обойди всё царство наше,

Хоть весь мир, мне ровной нет,

Так ли?

ВЕД: Зеркальце в ответ…

Зеркальце: А царевна всё ж милее

                    Всех румяней и белее.

ВЕД: Да с зеркальцем спорить трудно, но с ним можно поиграть. Хотите?

(Проводится игра «Я самый(ая) красивый (ая). На столике разложены бусы и косынки. Выбрать 2 команды детей по 3 человека. Первая пара надевает бусы, косынку бежит на противоположную сторону зала поднимает зеркало с пола и говорит «Я самая красивая». Игра продолжается до тех пор пока не пройдут все игроки.)

ВЕД: А что же было дальше в нашей сказке? (Ответы детей)

(Отвели в лес)

Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла и шла

И на терем набрела.

Дом царевна обошла

Все порядком убрала

На палати взобралась

И техонько улеглась

(Выходит молодая царевна (девочка, подметает, усаживается и засыпает)

Час обеда приближался

Топот по двору раздался

Входят семь богатырей

Семь румяных усачей.

Под музыку «Богатырская сила» выходят богатыри (мальчики 7)

1-ый богатырь: Что за диво?

       Всё так чисто и красиво?

2-ой богатырь Кто-то терем прибирал?

     Да хозяев поджидал.

3-ий богатырь: Кто же? Выдь и покажись,

                           С нами честно подружись.

4-ый богатырь: Коль ты старый человек,

       Дядей будешь нам навек.

5-ый богатырь: Коли парень ты румяный.

       Братец будешь нам названный.

6-ой богатырь: Коль старушка, будь нам мать,

      Так и станем величать

7-ой богатырь: Коли красная девица,

      Будь нам милая сестрица.

ВЕД: И царевна к ним сошла,

          Честь хозяем отдала…

          В пояс низко поклонилась

Закрасневшись извенилась

Что-де в гости к ним зашла

Хоть звана и не была.

Но у  нас сегодня Пушкинский бал,

Я думаю, Пушкин бы с нами сплясал

Танец веселый исполним сейчас

И очень попросим поддержки у Вас!

(Дети исполняют танец «Утушка луговая» см сборник «Пойди туда, не знаю куда» стр. 26)

ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ

ВЕД:  Ну что ж, ребята, а теперь послушайте еще одну загадку:

Подарит новое корыто,

И новый дом, и слуг в придачу.

Но если уж она сердита,

С ней вместе уплывет удача!

КТО ЭТО, РЕБЯТА?

Дети: Золотая рыбка.

(Звучит шум моря. Выбегают дети, растягивают ткань на всю длину и делают взмахи руками, изображая волны.)

Выходит старик (в исполнении мальчика) с неводом в руках.

(Под слова ведущего закидывает невод.)

ВЕД: Раз он в море закинул невод,-

Пришел невод с одною тиною.

Он в другой раз закинул невод,-

Пришел невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод.

Пришел невод с одною рыбкою,

С непростою рыбкою – золотою.

(Старик - мальчик вытаскивает рыбку)

ВЕД: Как взмолится золотая рыбка!

          Голосом молвит человечьим:

РЫБКА: Отпусти ты, старче, меня в море,

      Дорогой за себя отдам откуп:

      Откуплюсь чем только пожелаешь.

ВЕД: Удивился старик, испугался:

Он рыбачил 30 лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.

ДЕД (мальчик): Бог с тобою, золотая рыбка!

       Твоего мне откупа не надо,

       Ступай себе в синее море,

       Гуляй там себе на просторе.

(ВЕД спрашивает у детей, каким было море, когда старик в очередной раз приходил к нему.)

(Проводится игра «Море волнуется раз, море волнуется два».)

(Неожиданно под игровую музыку вбегает черт со скалкой в руке и начинает шалить с детьми)

(Ведущий спрашивает у детей, из какой сказки пожаловал этот черт. Дети называют сказку «О попе и работнике его Балде»

ВЕД: Бес, ты окаянный, что же ты расшалился на нашем балу? На нем так себя не ведут. Лучше потанцуй с нашими ребятами.

(Дети исполняют польку с хлопками)

(Дети садятся на стульчики, черт прощается и  убегает)

ВЕД: А мы, ребята, снова возвращаемся на наш бал. Сейчас я вам расскажу о том, что А.С.Пушкин не только писал сказки. У него было большое количество стихов. И многие из них были положены на музыку известных композиторов.

Я расскажу немного о романсе.

Романс - камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин "Романс" возник в Испании и первоначально обозначал стихотворение на испанском (романском) языке, рассчитанное на музыкальное исполнение.

В России термин "романс" утвердился в начале XIX века. Романс отличается от песни большей мелодичностью, связью с поэтическим словом, значительной выразительной ролью инструментального сопровождения.

Более 70 романсов на тексты лирических стихотворений А.С. Пушкина было написано композиторами.

И сегодня я для вас исполню один из известных романсов  композитора А. Даргомыжского на стихи А.С. Пушкина "Я Вас любил".

"Я Вас любил": это романс - раздумье.

(Музыкальный руководитель исполняет романс «Я вас любил»)

ВЕД: А теперь поиграем в игру фанты-буриме.

Но в эту игру мы предложим поиграть нашим уважаемым гостям и родителям.

Каждая семья тянет фант и попытается составить четверостишие с выпавшими рифмами, а царица вечера оценит ваше искусство.

Игра-пора
Весна-блесна

Например:

Пришла весна,
Блестит блесна,
Играть пора,
Вперед игра
!
Спор-хор
Врач-грач.

Например:

Безусловно, сущий вздор, этот спор,
Прилетит весной к нам грач или нет
За окном звенит капель-дивный хор,
Лечит душу мне, лучше чем врач.

Наука-скука
Ночь-прочь

Например:

Мне не страшна отныне скука!
Спасет от серых дней наука!
Готов работать я всю ночь
Не выходя из дома прочь!

Юбилей-смелей
Краски-маски

Например:

Дыханье лета все смелей
Год свой нечетный юбилей
Встречает, туч срывая маски,
И проливая жизни краски.

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ

(от родителей группы – сценка из сказки. Дети отгадывают сказку)

Из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

ВЕД: Вот так когда - то в далеком 19 веке со своими друзьями А.С.Пушкин сочинял, танцевал и отдыхал

Понравилось Вам на нашем балу?

Но время нам пришло прощаться

В век 21 возвращаться

Споем все вместе мы сейчас

Для Пушкина «Осенний вальс»

(Исполняется песня «Осенний вальсок»)

  1. Слышишь, осенние дуют ветра,

Осень хозяйка встречает сама

Пушкинский бал мы проводим сейчас

Пушкина любят в группе у нас

Пушкина любят, Пушкина любят у нас.

  1. Пушкин осеннюю пору любил

Он сочинял, стихи миру дарил

В каждой семье его книги живут,

С детства по жизни с нами идут

Пушкина строки с нами по жизни идут.

  1. Сказки прекрасные он написал,

О славном Гвидоне нам всем рассказал,

О рыбке волшебной и Петушке

О жадном Попе и умном Балде

Сказки чудесные Пушкин нам всем рассказал

  1. И завершая наш праздничный бал,

Верим, что каждый здесь много узнал

Это в себе на века сохраним,

И помнить будем, что Пушкин дарил!

Пушкинский вечер светом нас всех озарил!

ВЕД: Пушкинский вечер мы завершаем

          На память о нем сувениры вручаем

Пусть петушок из сказки о Дадоне

Верным сторожем станет для Вас

Чтоб сидел он у вас всегда смирно

И кругом все тогда будет мирно!

(Детям вручаю – сувениры книги. Под музыку дети покидают зал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выставка пушкинская осень

Проведение веселого праздника для детей по мотивам сказок А. С. Пушкина и рассматривание поделок сделанных детьми и их родителями из природного материала....

выставка пушкинская осень

Проведение веселого праздника для детей по мотивам сказок А. С. Пушкина и рассматривание поделок сделанных детьми и их родителями из природного материала....

выставка пушкинская осень

Проведение веселого праздника по мотивам сказок А. С. Пушкина и рассматривание поделок, сделанных детьми и родителями из природного материала....

Музыкально-литературная гостиная "Пушкинская осень"

Мероприятие посвящено 215-летию со дня рождения поэта А.С.Пушкина...

музыкально-литературная гостиная "Пушкинская осень"

Сценарий праздника для детей старшей группы...

Сценарий театрализованного представления "Айболит" , Сценарий осеннего праздника "Пушкинская осень", развлечение ко дню смеха "Страна детских снов"

Я разместила осенний утренник , сценарий сказки, так как веду театральный кружок, и  развлечение, дети очень любят веселиться им нравится чувствовать себя в саду , как дома....