Конспект фольклорного праздника. На Кузьму – Демьяна.
материал (подготовительная группа) на тему

Козырева Светлана Александровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 «Ромашка» комбинированного вида городского округа

города Кумертау Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

Конспект фольклорного праздника.

На Кузьму – Демьяна.

 

                                                                                      

 

 

                                                                                    Составила:

                                                                        музыкальный руководитель

                                              Козырева С.А.

                                                                               I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Кумертау, 2014 г.

Программное содержание:

 

Образовательная область «Музыка»:

Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами в народной музыке (народная песня, пляска).

Накапливать представления о русских фольклорных песнях, попевках, играх, хороводах.

Развивать умение чистоты интонирования в пении.

Развивать ритмический слух и творческую интерпретацию в игре на русских народных инструментах (ложках, трещотках, колокольчиках).

Развивать творческую активность в плясках, хороводах, народных играх.

 

Образовательная область «Познание»:

Формировать и обогащать у детей представление о русском празднике (Дне Кузьмы и Демьяна)

Развивать у детей познавательный интерес к традициям и обычаям русского народа, желание активно изучать быт и жизнь русского народа.

Способствовать самостоятельному применению освоенных знаний в совместной игровой деятельности.

 

Образовательная область «Коммуникация»:

Формировать речевую культуру у детей на основе приобретения навыков образной метафорической речи (работа с пословицами, загадками, фразеологизмами, народным красноречием).

Обогащать словарный запас детей: «курник», «кузьминки», «посиделки», «ремесла»,

«кузнецы».

Развивать самостоятельное речевое творчество, расширять представления детей о содержании этикета людей русского народа.

 

Образовательная область «Социализация»:                                                 

Обогащать игровой опыт детей, развивать творческую игровую деятельность детей в коллективных видах деятельности.

Воспитывать основы нравственного чувства любви и эстетические чувства ценностного, бережного отношения к обычаям русского народа.

 

Оформление и наглядный материал:

Оформление зала согласно сценарию в виде русской избы; реквизит: посуда, печка, прялица, домотканые дорожки и убранство избы.

Костюмы, музыкальные инструменты, атрибуты к народным играм.

Чучело-кукла «Кузьма».

Украшение пирога «курника», подносы с росписью, рушник .

 

Предварительная работа:

Цикл предварительных музыкальных занятий по теме: «Русская старина» и предварительных занятий в группе по ознакомлению детей с обычаями, культурой и осенними обрядовыми праздниками русского народа.

Беседа-знакомство с покровителями ремесел святыми Козьмой, Демьяном и святой Параскевой – Пятницей.

Разучивание пословиц, поговорок, загадок, народных игр, песен, хороводов и танцев.

Совместное творчество детей с родителями: изготовление поделок, атрибутов к занятию, выпечка пирогов, угощений для детей и гостей.

Обучение игре на русских народных инструментах: ложках, трещотке, доске.

Изготовление простейших шумовых русских народных инструментов.

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На Кузьму – Демьяна.

(Фольклорный праздник для старших групп д/с).

 

Действующие лица:

Ведущая – бабушка Арина.

Подруги – большухи.

Настенька – внучка.

(В русской избе бабушка Арина печет курник, ждет гостей, накрывает на стол).

Под музыку входят гости.

 

Бабушка: (в руках несет пирог – курник). Ох, и вкусный да душистый курник получился! (показывает). Это пирог такой, с начинкой из курицы. Сегодня внучка девчат да парней собирает на посиделки. Ведь нынче праздник – Кузьминки - в честь святых Кузьмы и Демьяна, покровителей ремесел. Это были кузнецы, и за работу они денег не брали и угощали кашей людей (их называли « кашниками»).

Под музыку входят девочки – Большухи. В руках они держат узелки с гостинцами, в них еда – каша, лепешки, яички, пироги).

Девочки: Здравствуй, Хозяюшка, прими кушанье!

Бабушка: Проходите, гости дорогие!

Варвара: Ой, богат будет стол сегодня!

Агафья: Тут и каша и лепешки!

Ефросинья: И пироги и яички!

Бабушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму-Демьяну всегда курник пекли.

Настенька: Спасибо, бабушка! Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто не работает в этот день.

 

Исполняется русская народная песня « На Кузьму-Демьяну».

 

Бабушка: Молодцы! Порадовали нас, садитесь за рукоделие, зимнюю пряжу прясть.

 

(Звучит русская народная музыка, девочки прядут).

 

Настенька: Да попросим Кузьму с Демьяном  помочь нам в работе.

Варвара: Прялка не бог, а рубаху дает!

Ефросинья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Агафья: Кончил дело – гуляй смело!

               Эй, девчушки, заводи частушки!

(Выходят девочки и исполняют частушки)

Раздается стук в дверь, входят 2 мальчика.

1 Мальчик: Здоровья вам! Нужны ли мы вам?

2 Мальчик:  А не надо вам – прогоняйте нас!

Настенька: Дорогие гости, счастья вам. Просим жаловать в терем к нам!

2 Мальчик: А я знаю, что Кузьма с Демьяном – большие работники, кузнецы и плотники.

1 Мальчик: Хозяюшка! А вам работнички нужны?

Бабушка: А что вы умеете делать?

Мальчики: А вот что!

 

Ансамбль мальчиков «Во кузнице»( русская народная песня.)

 

Бабушка: Ай, спасибо, работнички, уважили. Кузнецы вы умелые! А вы не забыли про обычай? На этот праздник парни приносят девочкам курочку.

Мальчики: А как же? Вот, принесли. (Мальчики достают из корзинки курочек и отдают их девочкам).

Настенька: Ну, раз принесли, мы с вами поиграем!

Бабушка: Становитесь-ка в хоровод!

                Будем в селезня играть, крепко-крепко целовать.

 

Исполняется хороводная игра «Селезень» (муз. и сл. Народные).

 

Бабушка: Все играли, а про Кузьму забыли – а ведь сегодня его праздник (выносит куклу Кузьку). Давайте, его величаем!

 

Дети исполняют хоровод «Милый наш Кузюшка».(муз. и сл. Народные)

 (в конце игры кукла Кузюшка падает на пол).

Бабушка: Ох, упал, родимый! Знать, осени конец!

Дети хором произносят: Прощай, Кузюшка!

                                           До новой осени!

                                           До нового урожая!

( Бабушка уносит куклу Кузьму).

Бабушка: а про капустку не забыли?

                  Все ли посолили?

 

 Исполняется хороводная игра «Мы капусту рубим» (муз.и сл. Народные).

Бабушка: Делу – время, потехе – час!

                   Ложкари, выходите!

                   И всех нас повеселите!

 

На середину выходят мальчики и исполняют « Танец ложкарей» (русская народная мелодия)

 

Бабушка: А, мальчики, не стесняйтесь

                  Да девчат приглашайте!

                  На веселый танец «Яблонька».

 

Исполняется парный таец «Яблонька» (аудиозапись из репертуара «Золотое Кольцо»). 

 

Бабушка: Ай, как здорово у вас получается!

И работаете вы на славу, и веселиться умеете от души!

Настенька: А давайте, заведем нашу, про Маланью!

 

Исполняется русская народная хороводная плясовая «Маланья», (дети сопровождают песню игрой на колокольчиках, трещотках, доске,бубнах).

 

 Бабушка: За такое угощенье – наше вам почтенье!

                    И ждет вас вкусное угощенье!

   (берет пирог курник в руки).

    Всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие желаем успеха да радости. Смеха да веселья!                

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 «Ромашка» комбинированного вида городского округа

города Кумертау Республики Башкортостан

Конспект фольклорного праздника.

На Кузьму – Демьяна.

                                                                                     

                                                                                    Составила:

                                                                        музыкальный руководитель

                                              Козырева С.А.

                                                                               I квалификационной категории

Кумертау, 2014 г.

Программное содержание:

Образовательная область «Музыка»:

Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами в народной музыке (народная песня, пляска).

Накапливать представления о русских фольклорных песнях, попевках, играх, хороводах.

Развивать умение чистоты интонирования в пении.

Развивать ритмический слух и творческую интерпретацию в игре на русских народных инструментах (ложках, трещотках, колокольчиках).

Развивать творческую активность в плясках, хороводах, народных играх.

Образовательная область «Познание»:

Формировать и обогащать у детей представление о русском празднике (Дне Кузьмы и Демьяна)

Развивать у детей познавательный интерес к традициям и обычаям русского народа, желание активно изучать быт и жизнь русского народа.

Способствовать самостоятельному применению освоенных знаний в совместной игровой деятельности.

Образовательная область «Коммуникация»:

Формировать речевую культуру у детей на основе приобретения навыков образной метафорической речи (работа с пословицами, загадками, фразеологизмами, народным красноречием).

Обогащать словарный запас детей: «курник», «кузьминки», «посиделки», «ремесла»,

«кузнецы».

Развивать самостоятельное речевое творчество, расширять представления детей о содержании этикета людей русского народа.

Образовательная область «Социализация»:        

Обогащать игровой опыт детей, развивать творческую игровую деятельность детей в коллективных видах деятельности.

Воспитывать основы нравственного чувства любви и эстетические чувства ценностного, бережного отношения к обычаям русского народа.

Оформление и наглядный материал:

Оформление зала согласно сценарию в виде русской избы; реквизит: посуда, печка, прялица, домотканые дорожки и убранство избы.

Костюмы, музыкальные инструменты, атрибуты к народным играм.

Чучело-кукла «Кузьма».

Украшение пирога «курника», подносы с росписью, рушник .

Предварительная работа:

Цикл предварительных музыкальных занятий по теме: «Русская старина» и предварительных занятий в группе по ознакомлению детей с обычаями, культурой и осенними обрядовыми праздниками русского народа.

Беседа-знакомство с покровителями ремесел святыми Козьмой, Демьяном и святой Параскевой – Пятницей.

Разучивание пословиц, поговорок, загадок, народных игр, песен, хороводов и танцев.

Совместное творчество детей с родителями: изготовление поделок, атрибутов к занятию, выпечка пирогов, угощений для детей и гостей.

Обучение игре на русских народных инструментах: ложках, трещотке, доске.

Изготовление простейших шумовых русских народных инструментов.

     

На Кузьму – Демьяна.

(Фольклорный праздник для старших групп д/с).

Действующие лица:

Ведущая – бабушка Арина.

Подруги – большухи.

Настенька – внучка.

(В русской избе бабушка Арина печет курник, ждет гостей, накрывает на стол).

Под музыку входят гости.

Бабушка: (в руках несет пирог – курник). Ох, и вкусный да душистый курник получился! (показывает). Это пирог такой, с начинкой из курицы. Сегодня внучка девчат да парней собирает на посиделки. Ведь нынче праздник – Кузьминки - в честь святых Кузьмы и Демьяна, покровителей ремесел. Это были кузнецы, и за работу они денег не брали и угощали кашей людей (их называли « кашниками»).

Под музыку входят девочки – Большухи. В руках они держат узелки с гостинцами, в них еда – каша, лепешки, яички, пироги).

Девочки: Здравствуй, Хозяюшка, прими кушанье!

Бабушка: Проходите, гости дорогие!

Варвара: Ой, богат будет стол сегодня!

Агафья: Тут и каша и лепешки!

Ефросинья: И пироги и яички!

Бабушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму-Демьяну всегда курник пекли.

Настенька: Спасибо, бабушка! Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто не работает в этот день.

Исполняется русская народная песня « На Кузьму-Демьяну».

Бабушка: Молодцы! Порадовали нас, садитесь за рукоделие, зимнюю пряжу прясть.

(Звучит русская народная музыка, девочки прядут).

Настенька: Да попросим Кузьму с Демьяном  помочь нам в работе.

Варвара: Прялка не бог, а рубаху дает!

Ефросинья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

Агафья: Кончил дело – гуляй смело!

               Эй, девчушки, заводи частушки!

(Выходят девочки и исполняют частушки)

Раздается стук в дверь, входят 2 мальчика.

1 Мальчик: Здоровья вам! Нужны ли мы вам?

2 Мальчик:  А не надо вам – прогоняйте нас!

Настенька: Дорогие гости, счастья вам. Просим жаловать в терем к нам!

2 Мальчик: А я знаю, что Кузьма с Демьяном – большие работники, кузнецы и плотники.

1 Мальчик: Хозяюшка! А вам работнички нужны?

Бабушка: А что вы умеете делать?

Мальчики: А вот что!

Ансамбль мальчиков «Во кузнице»( русская народная песня.)

Бабушка: Ай, спасибо, работнички, уважили. Кузнецы вы умелые! А вы не забыли про обычай? На этот праздник парни приносят девочкам курочку.

Мальчики: А как же? Вот, принесли. (Мальчики достают из корзинки курочек и отдают их девочкам).

Настенька: Ну, раз принесли, мы с вами поиграем!

Бабушка: Становитесь-ка в хоровод!

                Будем в селезня играть, крепко-крепко целовать.

Исполняется хороводная игра «Селезень» (муз. и сл. Народные).

Бабушка: Все играли, а про Кузьму забыли – а ведь сегодня его праздник (выносит куклу Кузьку). Давайте, его величаем!

Дети исполняют хоровод «Милый наш Кузюшка».(муз. и сл. Народные)

 (в конце игры кукла Кузюшка падает на пол).

Бабушка: Ох, упал, родимый! Знать, осени конец!

Дети хором произносят: Прощай, Кузюшка!

                                           До новой осени!

                                           До нового урожая!

( Бабушка уносит куклу Кузьму).

Бабушка: а про капустку не забыли?

                  Все ли посолили?

 Исполняется хороводная игра «Мы капусту рубим» (муз.и сл. Народные).

Бабушка: Делу – время, потехе – час!

                   Ложкари, выходите!

                   И всех нас повеселите!

На середину выходят мальчики и исполняют « Танец ложкарей» (русская народная мелодия)

Бабушка: А, мальчики, не стесняйтесь

                  Да девчат приглашайте!

                  На веселый танец «Яблонька».

Исполняется парный таец «Яблонька» (аудиозапись из репертуара «Золотое Кольцо»).  

 

Бабушка: Ай, как здорово у вас получается!

И работаете вы на славу, и веселиться умеете от души!

Настенька: А давайте, заведем нашу, про Маланью!

Исполняется русская народная хороводная плясовая «Маланья», (дети сопровождают песню игрой на колокольчиках, трещотках, доске,бубнах).

 

 Бабушка: За такое угощенье – наше вам почтенье!

                    И ждет вас вкусное угощенье!

   (берет пирог курник в руки).

    Всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие желаем успеха да радости. Смеха да веселья!                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фольклорного праздника «Куринные именины» (старший дошкольный возраст)

Цель:Приобщение  детей  к  культуре, традициям родного края.Расширение  представлений  о праздниках земледельческого  календаря.Вызывать у детей положительные...

Конспект фольклорного праздника "Шутку шутить - людей насмешить"

Детский фольклорный праздник для детей средней группы....

Конспект фольклорного праздника "Шутку шутить - людей насмешить" средняя группа.

Программное содержание1. Продолжать прививать детям любовь к русской  народной культуре.2. Продолжать знакомить детей с потешным фольклором: потешками, небылицами, докучными сказками.Предваритель...

Конспект фольклорного праздника "Капустница"

Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа.Задачи:1.     Продолжать знакомить детей с об...

Конспект фольклорного праздника "Встреча весны"

В ходе праздника дети продолжают знакомитьсяй с обрядами, традициями, духовной жизнью русского народа....

Сценарий фольклорного праздника "На Кузьму Демьяна" (17ноября) для подготовительной группы

По народному календарю День Кузьмы Демьяна  -это праздник прощания с осенью и встреча зимы.В старину Кузьма и Демьян были работниками,кузнецами и плотниками....

Конспект фольклорного праздника «Кузьминки» для старшей и подготовительной группы.

Конспект фольклорного праздника «Кузьминки» Цели:развитие познавательного интере­са к специфике бытовой народной культуры;формирование представлений о жизни предков.воспитание люб...