Конспект фольклорного праздника «Куринные именины» (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Мазур Татьяна Сергеевна

 

 

Цель:

Приобщение  детей  к  культуре, традициям родного края.

Расширение  представлений  о праздниках земледельческого  календаря.

Вызывать у детей положительные эмоции и чувство радости от соприкосновения с народными традициями, используя художественное слово, песни,игры.
 

Задачи:

- Способствовать формированию интереса к культурному наследию  родного края, и умения  реализации гендерных ролей в совместной деятельности, а так же  представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. 

- Развивать познавательно – речевую деятельность средствами малого фольклора, дать возможность почувствовать плавность, ритмичность, красоту народной речи.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, повысить двигательную активность.

                                                                                                   image

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kurinnyy_prazdnik.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Департамент Образования г. Братск

            Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                «Центр Развития Ребенка – Д./С №9»

                                                   «Солнечный город»

                           Конспект фольклорного праздника

                                    «Куринные именины»

                              (старший дошкольный возраст)

                                                                                                  Подготовил:

                                                                                                    Мазур Т.С.

                                                                                                    II кв. категория

                                        Братск 2012 г.

 

Цель:

Приобщение  детей  к  культуре, традициям родного края.

Расширение  представлений  о праздниках земледельческого  календаря.

Вызывать у детей положительные эмоции и чувство радости от соприкосновения с народными традициями, используя художественное слово, песни,игры.

Задачи:

- Способствовать формированию интереса к культурному наследию  родного края, и умения  реализации гендерных ролей в совместной деятельности, а так же  представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. 

- Развивать познавательно – речевую деятельность средствами малого фольклора, дать возможность почувствовать плавность, ритмичность, красоту народной речи.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, повысить двигательную активность.

Образовательная деятельность в режимных моментах: 

Беседа на тему: «Осенние народные праздники»,

рассматривание иллюстраций отражающих  быт предков,

слушание и разучивание фольклорных  песен, пословиц, поговорок, народных игр, изготовление поделок.

Словарь: Безсребренники, кашники, светлица.

Интеграция образовательных областей:

- Познание – Труд,

- Социализация – Коммуникация - Музыка,

- Безопасность – Здоровье.

Создание предметно - развивающей среды:

  1. Сундук
  2.  Аудиозапись «Народные мотивы», звуки природы «Пение петуха»
  3. Предметы быта, для стилизации помещения под «Русскую избу».
  4. Обрядовые куклы, иллюстрация с изображением святых  Кузьмы и Демьяна.
  5. Оборудование для проведения подвижных игр.
  6. Элементы костюмов.

Ход развлечения:

Хозяюшка встречает детей в мини – музее.

Хозяюшка: Дорогие гости! Милости прошу в мою светлицу!

Раз, два, три, прилетели снегири!

(дети садятся на лавочку)

И я на лавке посижу,

На ребяток погляжу,

Загадаю вам загадку,

Кто смышлёней, погляжу.

Загадка:

Прячет бабушка там вещи,

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите…

Этот шкаф зовут….. (сундук)

(дети называют отгадку, Хозяюшка выносит сундук).

Хозяюшка:

Вот диво – так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает.… Но это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди…

(Хозяюшка открывает сундук, достает  иллюстрацию  с изображением святых  Кузьмы и Демьяна, обрядовые куклы, перышко). 

Хозяюшка:

Ой, ребятки посмотрите, кто это вы знаете?

Дети: Это Кузьма и Демьян - кузнецы. Их называли бессеребренниками,   они не брали денег за работу и кашниками, потому что за работу их кормили кашей.

Хозяюшка:

А еще Кузьма и Демьян покровители ремесел, семейного очага, защитники семьи, и поэтому принято было делать вот такие куклы – обереги, хранительницы и вешать в доме.

(Хозяйка вешает обрядовых кукол в избе.)

Хозяюшка:

Ребята, а перо – то зачем тут?  

(Дети высказывают свои догадки).

Хозяюшка:

Помните,  Кузьму и Демьяна  называли бессеребренниками, они не брали денег за работу, но однажды они помогли одинокой женщине, и она в благодарность дала им три яйца. И с тех давних пор 14 ноября считаются «Куринными именинами». А вы хотите побывать на «Куринном празднике»?

Ну, тогда в путь,  а помогут нам туда попасть  «Золотые ворота».

(Дети проходят через  с/с. «Тоннель», заходят парами в музыкальный зал, заранее украшенный работами детей по теме, звучит народная  песня «Перышко»)

Хоровод «Перышко»

(дети рассаживаются на лавочках)

Хозяюшка:

Ой вы, люди русские!

Разудалые добры молодцы,

Раскрасавицы – красны девицы!

Собрались мы все на праздничек,

Все на праздничек да на русский день!

Как на том на весёлом праздничке

Разгуляемся, как захочется!

Да покажут нам добры молодцы, 

Удаль русскую, богатырскую!

И споем еще, красны девицы,

Песни звонкие, песни русские,

Как певали их наши бабушки!

Отгадаем загадки мудрые,

Что придумали наши дедушки.

Золотые припомним пословицы,

Сказки мудрые, слова добрые…

(Слышится аудиозапись «Пение Петуха», выходят два мальчика,  исполняют песню – шутку «Два петушка»)

Песня – шутка «Два петушка»

 Вас повеселить пришли, наши чудо – петушки.                                                                                               Хоть мы разные на вид, каждый чем – то знаменит.

Припев:  Ку-ка-ре ку, ко-ко-ко,  ку-ка-ре ку, ко-ко-ко                                                                                      Хлоп-хлоп-хлоп,   хлоп-хлоп-хлоп.

Я сибирский петушок, пышный хвост и гребешок,                                                                  Шпоры, гребень, крылышки, краски сочны и ярки.

Припев

На меня взгляни дружок, тоже хвост и гребешок,                                                                     Сразу видно – петушок!

Припев: 

 Вот поднялся шум и крик, кто красивее из них,                                                                                                             Спорят петушки – друзья,                                                                                                               Так вести себя нельзя!

Припев: 

Хозяюшка:

Загадка:

Расстели ее к обеду, угощения отведай, появились на ней блюда, но неведомо откуда?  (Скатерть)

 (Дети называют отгадку, в это время воспитатель выносит маленький столик накрытый скатертью, на нем рассыпаны семечки тыквы и фасоль)

П./И «Курочка по зернышку»

(дети делятся на две команды, девочки – «курочки» собирают тыквенные семечки, мальчики – «петушки» собирают фасоль.)

 Хозяюшка:

Важный пёстрый петушок.                        Гордо носит гребешок.
С первым лучиком встаёт,
На работу всех зовёт.

Раньше ребята, петушка называли - посланник солнца, запел петушок, солнышко проснулось.  (Слышится аудиозапись «Пение Петуха»)

П./И «Солнышко» 

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

 

Хозяюшка:

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

 

П./И «Петушиный бой»

В очерченный круг (большой обруч) выходят играющие. Руки  убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круга.

Давай, давай, себя испытай!

        Слаб ты или силен?

        Нам узнать занятно,

        Всем потешиться приятно!

(аудиозапись русской народной мелодии)

Хозяюшка:

Зёрна курочка клюёт, и яички нам несёт.
( Дети  перечисляют пословицы и поговорки, складывая импровизированные яйца в лукошко)

Пословицы:

Курица по зернышку клюет, да сыто живет.

Не там курочка яйцо снесла, где кудахчет.

Курица кудахчет на одном месте, а яйца кладет на другом.

Учись у курочки: разгребай да подбирай.

Пусти курицу в грядку, глядь – исклюет весь огород.

Детушек воспитывать – не курочек пересчитать.

Приметы:

Дерутся — к гостям либо к вестям. 
Кудахчут — к ненастью.
Если куры, роясь в земле, осыпаются пылью, как бы купаясь, это означает, что будет дождь. 
Если куры рано собираются спать, то будет дождь

Курица в избу вошла — к новостям. 
Курица летает по избе — к морозу. 
Курица на одной ноге стоит — к стуже. 

Куры хвостами вертят — к метели. 

Хозяюшка:  

А я ребята еще одну примету знаю….

В народе всегда особо почитались куриные перо и пух. Считалось, что оно слез не любит. На Руси не плакали в подушку. Была примета: "Перо слезы пьет, потом в сон отдает". Посмотрим, как ваши подушки относятся к слезам.

П./И «Несет Дуня воду»:

Девочки делятся на две  команды, получают по маленькой подушке и стакану воды. Необходимо каждому участнику пронести на подушечке воду и не расплескать ее. У какой команды подушка окажется суше, а стакан полнее, та и победительница этого конкурса.

Частушки:    (исполняют девочки)

1.Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

2.А нас во дворе

Квакали лягушки

А мы с печки босиком,-

Думали подружки.

3.Я плясала в три ноги

потеряла сапоги.

Оглянулась я назад-

сапоги мои лежат

4.Если не было воды,

 не было б и кружки.

Если б не было девчат-

кто бы пел частушки?

Хозяюшка:  

Девочки, гармошка не ваша,

Та гармошечка  моя.

Забираю я гармошку,

Отправляемся домой.

Вот и закончился наш праздник, а с ним и осень. Пойдемте ребята зиму встречать…

Хоровод «Перышко»

Дети выходят парами из музыкального зала, звучит народная  песня «Перышко»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Посиделки" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

Фольклорный праздник "Посиделки" проводится в осенний период для детей старших дошкольных групп.В него входят: песни, танцы, игры, сказки, устное творчество народной тематики, в частности фолькл...

"Рождественские колядки" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

Фольклорный праздник "Рождественские колядки" знакомит дошколят с народными обрядовыми праздниками, приобщая их к русской национальной культуре. В сценарии много интересных персонажей, которые в свою ...

"Проводы Зимы" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

Проводы Зимы - замечательный народный праздник. И отмечаем мы его по своему. Первая часть праздника проходит в музыкальном зале, а вторая на спортивной площадке, покрытой искусственным газоном. Заканч...

"Эх, Масленица!" план-конспект фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста (по результатам проекта)

Систематизация представлений детей о русском народном празднике  «Масленица»...

Конспект весеннего фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Приходи весна – красна, отворяй-ка ворота»

Конспект весеннего фольклорного праздника для детей  старшего дошкольного возраста «Приходи весна – красна,  отворяй-ка ворота»...