"Посиделки" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тиранова Татьяна Геннадьевна

 Фольклорный праздник "Посиделки" проводится в осенний период для детей старших дошкольных групп.В него входят: песни, танцы, игры, сказки, устное творчество народной тематики, в частности фольклорный материал ( национальный региональный компонент) Усть-Цилемского района Республики Коми, который возможно заменить вашим национальным региональным компонентом. Праздник костюмированный, яркий, весёлый и загадочный. Рекомендую всем любителям народного фольклора - основы всего доброго и вечного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

                              «Посиделки»                                        

                                  Фольклорный праздник  

                для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

  • Знакомство с фольклорными праздниками Усть-Цилемской земли, приобщение к национальной культуре устьцилём, создание положительной, устойчивой мотивации в сохранении своего собственного здоровья через двигательную активность.

Задачи:

  • Формирование у дошкольников интереса к образам прикладного искусства, устного творчества.
  • Развивать творческую активность, фантазию, воображение. Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей.
  • Воспитывать интерес и любовь к родному краю, своей малой родине, людям труда.

Оборудование:

  • Убранство русской избы: кухонная утварь, лавки, домотканые дорожки, вязание, прялка с веретеном и пряжей, печь, зеркало, вышитое полотенце и т.п.
  •  Усть-Цилемские костюмы детям и взрослым.
  • Костюмы: Козла, Козы.
  • Детские музыкальные инструменты.
  • Элементы костюмов: медведя, лисы, зайца, ежа, козы.
  • Мячи, 10 палочек, большой платок для игр.

Предварительная работа:

  • Беседа об осенних традициях и праздниках Усть-Цилемской земли. Разучивание музыкального репертуара взрослыми и детьми. Знакомство с  устным народным творчеством устьцилём.

Зал украшен в русском стиле; на сцене убранство русской избы, накрыт стол, на нем самовар, деревянная посуда… Часть детей входят в зал, рассаживаются на места. Из избы выходит Хозяйка.

Хозяйка. Ой, гостей-то, гостей-то, полная изба. Замешкалась я немножко, пока дела свои поправляла. Ну, здравствуйте, гости дорогие, милости просим, а хлеб-соль по-старинному. За хлебом и солью всякая шутка хороша. Где потешнее, там и веселее.

Под русскую музыку входят девочки в сопровождении взрослых в Усть-Цилемских  национальных нарядах.

Хозяйка. А вот и еще девицы-красавицы идут. Ну, садитесь по правую сторону.

Девочка. У Хозяюшки нашей вечеринка была. Ну, что. Хозяюшка, нам прясть дашь?

Хозяйка. Старым старушкам – шерсти клок, а девицам-красавицам – белый ленок.

                           Раздает девочкам работу: спицы, нитки, пяльца.

                          Под русскую музыку входят мальчики, обходят зал.

Хозяйка. Красны молодцы пожаловали. Ну, садитесь по левую сторону. Теперь, наверное, все в сборе. А собрались мы сегодня, чтобы старину вспомнить, песни попеть, в русские народные игры поиграть, да и в наши – Усть-Цилемские тоже.

                 Ну, девчонки - хохотушки, затевайте-ка частушки.

                А мальчишки не зевайте и девчонкам подпевайте.

                            Исполняются   «Частушки»

Хозяйка. Будем праздник продолжать, будем петь и танцевать.

                 Хоровод заведем, песню звонкую споем.

                        Исполняется хоровод «А я по лугу» р.н.м.

Хозяйка. А теперь не подкачайте, пляску русскую давайте.

                 Да пляшите веселей, чтоб порадовать гостей.

                        Исполняется пляска «Казачок»

Хозяйка. Молодцы, ребята, а я вам тоже много интересного припасла в подарок. Я весною на завалинке, а зимой в горнице посиживала. Сижу, на народ всегда гляжу, все всегда запоминаю и в копилку собираю. Это моя корзинка-копилка (показывает).

                 Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу.

                 Загадаю вам загадки, кто смышленый – погляжу.

                                  Загадывание загадок.

Кто приходит, кто уходит, все её за ручку водят (дверь).

Межи деревянные, а поля стеклянные (окна).

В избе изба, на избе труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (печь).

Хозяйка. Молодцы, хорошо загадки отгадываете, а сами что знаете?

Пословицы, поговорки какие? Подарите их мне, а я их в корзинку-копилку положу.

                            Дети читают пословицы и поговорки.

1.Долог день до вечера, коли делать нечего.

2. Поспешишь – людей насмешишь.

3. Труд человека кормит, а лень портит.

4.Умелые руки не знают скуки.

5. Была бы охота, будет ладиться работа.

6.Землю красит солнце, а человека труд.

7.Кончил дело  - гуляй смело.

Хозяйка. Спасибо, вот и наполнилась моя корзинка-копилка, а за это я вам Усть-Цилемские танцы подарю, их у нас на старинном празднике, на «Горке» танцуют, а помогут мне в этом наши гостьюшки (взрослые в Усть-Цилемких костюмах).

 Исполняются танцы: «Во саду ли»; «Краковяк»; «Марусенька»

После исполнения взрослые приглашают детей и вместе с ними танцуют, разучивая, «Краковяк».

Хозяйка. Вот и научились мы по Усть-Цилемски плясать (обращает внимание на детей, которые «шепчутся» в сторонке). А что вы это шепчетесь, ребята, что за тайна там у вас?

Дети. Мы хотим преподнести наш сюрприз тебе сейчас.

Хозяйка. Мне сюрприз!? Вот интересно! Танец, песенка, игра?

Дети. Выступление оркестра нам теперь начать пора.

                Оркестр исполняет р.н.м. «Светит месяц»

Хозяйка. А теперь бы я желала, чтоб снова песня зазвучала.

          Исполняется инсценировка русской народной песни

                                   «Тень-тень-потетень»

Хозяйка. А теперь все выходите, своё уменье покажите.

                 Тень-тень-потетень, заплетите-ка плетень.

                                          Игра «Плетень»

Хозяйка. А сейчас мы с вами вспомним наши Усть-Цилемские игры, в которые играли ваши бабушки и дедушки, когда были совсем маленькие.

А вы -  смотрите, в играх рот не разевайте, свою ловкость проявляйте.

          Усть-цилемские игры: «Свинки в кучку», «10 палочек»

Хозяйка. А сейчас посидите, отдохните, а я вам сказочку расскажу. Любите сказки слушать? А сказка у нас не просто народная, а самая что ни

наесть усть-цилёмская.

                      Усть-Цилемская сказка: «Алексанушко»

       Сборник «Усть-Цилемские сказки» Коми книжное изд-во г. Сыктывкар 1992г.

Хозяйка. Эй, соседушки-подружки, засиделись мы с вами, пора песню запевать. А песню мы споём шуточную, про село наше родное  и называется она …

                   Исполняется песня: «Деревянные припевки»

                   Песня исполняется  вокальной группой воспитателей

        После исполнения песни в зал под музыку, смешно приплясывая, входит Козёл.

Козел. Здравствуйте, детишки,  девчонки и мальчишки.

И вы, гости дорогие, здравствуйте! А меня – то вы узнали?

Я не тигр и не орел, деревенский я Козел. А зовут меня – Егор Кузьмич. Шел я дорогою, искал козу безрогую. Вдруг, слышу – музыка играет. Решил завернуть. Как весело тут у вас! Можно и мне с вами повеселиться? Я знаю, что вы любите сказки, а у меня есть такая игра, называется…«Добавлялки». Она как раз про сказки. Будем играть?

                                        Игра «Добавлялки»

  1. Ок-ок-ок-ок-покатился…(колобок)
  2. Су-су-су-су-петушок прогнал…(лису)
  3. Цо-цо-цо-цо-снесла курочка …(яйцо)
  4. Ят-ят-ят-ят-серый волк не съел …(козлят)
  5. Ана-ана-ана-ана-несут лебеди…(Ивана)
  6. Йок-йок-йок-йок-не садись на …(пенек)

Козел. Ай, да умницы, хорошо сказки знаете! А сейчас я предлагаю свою любимую игру в козла. Становитесь в круг, а я буду водящим.

                                            Игра «В козла»

На второй куплет игры выходит Коза – взрослый в маске.  В конце игры Козел с Козой бодают детей, они разбегаются.

Хозяйка. Ну, хватит. Всех гостей моих распугали.

Козел. Ладно, больше не будем. Я ведь не только пугать умею. Я Козел очень умный. Я – предсказатель! Не верите? А проверьте!

                                  Игра « Предсказатель»

Козла накрывают большим платком, к нему по одному подходят дети, касаются его рукой и он  предсказывает что-нибудь шуточное.

Хозяйка. А сейчас наша традиционная игра «Зеваха».

                                         Игра «Зеваха»

Игру начинает Козел. После игры Козел уходит со словами: «Пойду искать свою принцессу»

Хозяйка. Ох, и славно мы сегодня повеселились!

Вы пели и плясали. Очень я довольна вами.

Вы, ребята, молодцы! Получайте леденцы.

                                               Раздают угощения.

        

            Хозяйка. Богата Россия песнями раздольными, танцами разудалыми. Велики просторы русского края. Крепко любят свою Родину русские люди. Они сложили о ней много песен. Но у каждого человека есть ещё своя малая Родина – это место, где он родился и вырос. Для нас это наше село – Усть-Цильма. И о ней наш поэт и композитор А.К.Журавлев написал песню, которая стала гимном Усть-Цильмы. Давайте исполним ее все вместе.

      Исполняется песня «Мы – Устьцилёма» муз и сл. А  Журавлёва

                                                Песня исполняется стоя.

Хозяйка. Не красна изба углами, а красна изба пирогами. Приглашаем всех на чаепитие.

Праздник продолжается в группе, во время чаепития звучат народная  музыка, песни, разговоры о старине.

                           Составатель: Тиранова Т.Г. музыкальный руководитель

                                                   МБДОУ  «Детский сад №3  с.Усть-Цильма»

                                                                                            Республика Коми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Праздник доблести и отваги»

Знакомство детей с праздником «»День Победы». Воспитание любви к Родине,  чувства гордости за свою страну, уважения к людям, пережившим тяготы войны. Развитие социально-значимых ценностей, гражда...

Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Нептуна».

Цель спортивного праздника:повысить интерес к физической культуре, создать положительный эмоциональный настрой, укрепить здоровье  детей силами природы (вода, солнце и воздух)....

Сценарий совместного праздника для детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста «Весёлое путешествие в Африку»

Предлагаю вашему вниманию сценарии праздника, который способствуют эмоциональному, умственному и социальному развитию детей. Праздник построен в форме путешествия – игры. Особое внимание в ходе ...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста посвященного празднику День защиты детей. "Детство- ты и я"

Цель: Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике “День защиты детей&rdquo...