"Рождественские колядки" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа) по теме

Тиранова Татьяна Геннадьевна

Фольклорный праздник "Рождественские колядки" знакомит дошколят с народными обрядовыми праздниками, приобщая их к русской национальной культуре. В сценарии много интересных персонажей, которые в свою очередь, не лишают детей возможности проявить свои музыкальные способности, сноровку, смекалку. Дети много играют, поют, отгадывают и даже гадают, как положено на Святках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рождественские колядки73 КБ

Предварительный просмотр:

               «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ»

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

 Цель:

  • Знакомство с обрядовыми народными праздниками, приобщение к своей национальной культуре.

Задачи:

  • Познакомить  детей с разнообразием и особенностями Усть-Цилемского фольклора, расширять знания и представления детей о родной национальной культуре и традициях Усть-Цилемского народа.
  • Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.
  • Воспитывать доброжелательное отношение в общении с сверстниками, с пожилыми людьми. Умению создавать радость для других.

Оборудование:

  • Костюмы: Зазывал-скоморохов, Медведя, Цыгана, Козы,  Деда Мороза, Снегурочки, кота Леопольда, «ряженых», «колядовщиков».
  • Конфетти, зерно, барабан.
  • Канат, мешки для бега, «сапоги-скороходы», подушки для петушиного боя.
  • Пятачок, копейка, сундучок, «коробейка», волшебные шары и предметами для шуточного гадания.

Предварительная работа:

  • Беседа о зимних народных традициях, о празднике - «Рождество Христово»; изготовление атрибутов для колядовщиков, костюмов для «ряженых» ; разучивание песни -  «Коляда-Моляда», скороговорок и загадок, ролей взрослых.

                                   Ход мероприятия

Зал оформлен по зимним мотивам: Снежные деревья, дома, снежинки, снежки, сани, заснеженный двор.

1-й Зазывала: Собирайся, честной народ, на гулянье! Рядитесь, берите трещотки! Да всей семьей спешите к началу!

2-й Зазывала: Ото всех дверей, ото всех ворот к нам на праздник спеши! Кто умеет хорошо трудиться, тот умеет и веселиться!

3-й Зазывала: Зима нас торопит! Спешите!

                       Рядитесь, из групп выходите,

                       Колядуйте, пойте, пляшите, шутите!

Дети- «ряженые» и «колядовщики» заходят в зал с разных сторон и поют.

Колядовщики (говорком):

                                Коляда-моляда…  (приложение) 

1-й ребенок (проходит вблизи гостей): Дома ли хозяева?

Дети (хором): Дома.

1-й ребенок:

Всем здоровья и добра,

И согласия, и богатства

В наступающем году!

          Мальчики  осыпают гостей горстями конфетти и зерно... Все исполнители убегают и присаживаются на стульчики.

        Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание — это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза,

        Взрослые разыгрывают сценку. Звучит р.н.м. «Барыня». Входит Цыган и ведет Медведя. Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются. Медведь раскланивается на все стороны.

        Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый — что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!

А ну-ка, Мишенька Иваныч,

Родом боярыч,

Ходи-похаживай.

Говори-поговаривай,

Да не гнись дугой.

Словно мешок тугой,

А ну, поворотись, развернись,

Добрым людям покажись!

Потешь народ честной,

Попляши-ка, дорогой!

                            Медведь отрицательно качает головой и рычит.

        Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):

Ну-ка, Миша, попляши.

У тя ножки хороши!

Тили-тили-тили-бом,

Загорелся козий дом.

Коза выскочила,

Глаза выпучила,

Таракан дрова рубил,

В грязи ноги завозил!

        Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» - выскакивает Коза-«барабанщик»  в сарафане. Звучит русская народная плясовая мелодия, (по выбору), Коза барабанит, Медведь пляшет.

        Цыган: Медведь с. Козою забавлялись,

            Друг на друга удивлялись.

            С того раза подружились,

            Музыке и пляске вместе научились.

            Пошли в услуженье к хозяину жить,

            Играть, плясать да народ веселить.

Танец Медведя и Козы, под р.н.м. «Барыня».

        Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела! Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся? Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как, во как! Ох, хорошо!

        Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами, Коза его "бодает».

         Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уваженье да за угощение, за труды!

        Медведь снимает с головы Цыгана шляпу  и, держа ее в передних лапах, обходит гостей, собирая угощение.

        Ведущий (детям): Понравились ли вам наши артисты? Тогда похлопайте! (Все аплодируют; Цыган, Медведь и Коза у ходят из зала, прощаясь со зрителями.) А сейчас вопрос к вам у меня: без кого не бывает новогоднего праздника? (Дети отвечают -  «Без Деда Мороза, Снегурочки, ёлочки».)

Звучит мелодия песни «В лесу родилась ёлочка». В зал входят Дед Мороз и Снегурочка.

        Дед Мороз: Наш поклон вам и поздравления! Добра вам, счастья, благополучия!

        Снегурочка: Побольше улыбок, здоровья, радости! А чего же вы сидите, не играете? Дедушка, не возражаешь, если мы с ребятами поиграем?

        Дед Мороз: Да что ты, внученька! Я вот тоже подарочки для самых шустрых ребят припас!

Игры (по выбору):

         «Перетягивание каната» (дети встают в две команды спинами друг к другу, надо дотянуться и достать каждой команде свой приз).

        «Бег в мешках» (Перед игрой произносятся слова: «Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки проскакать сумеет ловко?»).

        «Бег в «сапогах-скороходах» (с привязанными к валенкам грузами).

        «Петушиный бой» («бой» подушками; цель - столкнуть противника с «бугра»).

        Дед Мороз: А теперь - шире круг, смелей размах; танцы начинайте! Всем участникам — колядкино угощение!

Общий танец под веселую русскую народную мелодию (по выбору).

         Дед Мороз: Молодцы! Устали? И меня уморили! Что ж, как и обещал...

Открою сундучок -достану пятачок,

Открою коробейку - достану копейку  (Отдает призы Ведущему).

А в этой коробочке у меня подарочек для кота Леопольда, мыши передали ему. Нет здесь Леопольда? Снегурочка, как же передать подарок—не знаю!

        Снегурочка: Дедушка, а что, если мы вместе с ребятами отправимся в гости к коту Леопольду? Ребята, хотите в гости? (Дети отвечают.) Только просьба к вам: входить в кинотеатр надо «по-кошачьи»: на цыпочках - лапочках, а руками обозначить ушки. Можно тихонечко мурлыкать.

                Дед Мороз и Снегурочка с детьми обходят  зал, садятся на стулья.

        Дед Мороз: Ну вот, ребятушки, все собрались. Отогревайтесь, а нам со Снегурочкой долго в тепле нельзя — растаять можем. Посылочку Леопольду от мышат передайте! До свидания, не скучайте! С Рождеством вас!

                     Дед Мороз и Снегурочка уходят, прощаясь с детьми.

        Ведущий: А где же Леопольд? Что будем теперь делать с этой коробочкой?

      Звучит припев песни кота Леопольда «Если добрый ты», муз. Е. Савельева.

                                          Появляется Кот Леопольд.

        Леопольд: Здравствуйте, дорогие ребята! Ах, какие вы все, мур-р, нарядные! Мур-р, красивые! Мур-р, весёлые! А меня вы узнали? Я — кот Леопольд! И если я сегодня на себя не похож, то только потому, что надел новогодний костюм. А песенку мою вы узнали? Давайте споем ее на новогодний лад!

                                        Леопольд поет, дети подпевают.

1. Праздник Новый год

В гости к нам пришел,

Снегом по плечам

Хлопал.

Общий хоровод —

Это хорошо,

А когда наоборот —

Плохо!

2. Если вместе петь —

Слышно далеко,

Не страшна пурга

Дружным.

Если добрый ты,

То всегда легко,

А когда наоборот —

Трудно!

3. С каждым поделись

Радостью своей.

Рассыпая смех

Звучно.

Если песни петь —

С ними веселей,

А когда наоборот — Скучно.

Ведущий: Леопольд, у нас есть для тебя подарок, его просили передать тебе мышата.

        Леопольд: Мур-р, спасибо! Как приятно получать подарки! Я обязательно поделюсь с ребятами! (Открывает коробку, взрывается хлопушка.) Мя-я-у-у! Эти мыши неисправимы! Они не хотят жить дружно даже в Новогодний праздник! Тут еще и записка есть!

        Ведущий (читает): Вызываем всех на бой! Биться будем за настоящий подарок. Если справитесь со всеми нашими заданиями — подарок ваш, если нет - то наш! Самые умные и самые честные мыши на свете.

                         Дети в одиночку или командно участвуют в «испытаниях»,

1. Скороговорки

2. Соревнования (по выбору воспитателей).

3. Новогодние загадки

        Леопольд: Кажется, с заданием мы справились. Но я теперь коробку открывать не буду!

        Ведущий: Хорошо, я открою! (Осторожно открывает, ничего не происходит) Да здесь шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого и что ожидает в Новом году.

В коробке находятся цветные шарики из фольги, внутри которых предметы для шуточного «гадания»: сердечко - к любви, ключик - к новоселью, пуговка, - к обновке, колесико - к покупке или выигрышу машины, географическая карта - к путешествию, цветочек - к подарку, конфетка -к сладкой жизни, копейка -к богатству, и др.

        Леопольду достается «кругосветное путешествие». Как только Леопольд видит содержимое шарика (карту), он прощается с детьми и бежит готовиться к путешествию.

        Ведущий: Вот и узнали мы что-то новое, немного позабытое старинное, но вечное. Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные обрядовые праздники России-матушки и Усть-Цилемской земли! Но мы не прощаемся, а заканчиваем наш большой праздник задорной Усть-Цилемской  пляской-игрой «Зеваха».

                                       «Зеваха» Усть-Цилемская пляска-игра

        Ведущий. Праздник нам кончать пора, до свиданья,  детвора!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного праздника для детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста «Весёлое путешествие в Африку»

Предлагаю вашему вниманию сценарии праздника, который способствуют эмоциональному, умственному и социальному развитию детей. Праздник построен в форме путешествия – игры. Особое внимание в ходе ...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

СЦЕНАРИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИХ СВЯТКИ - КОЛЯДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Задачи:- познакомить с обрядом колядования;- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам; - развивать эмоцион...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Рождественская звезда" - аппликация для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект содержит материал, позволяющий провести в подготовительной группе интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию дошкольников с элементами конструирования. Образовательная де...

"Святки - Рождественские колядки". Развлечение для детей старшего дошкольного возраста

Цель: приобщить детей к истокам русской традиционной культуре, познакомить с обрядами которые существовали на Руси...

Сценарий экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста Праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»

Цель: обратить внимание дошкольников на проблемы, связанные с загрязнением окружающей средыЗадачи: пробудить в каждом ребёнке желание помогать в охране окружающей среды; способствовать пониманию того,...