Главные вкладки

    "Рождественские колядки" фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста
    материал (подготовительная группа) по теме

    Тиранова Татьяна Геннадьевна

    Фольклорный праздник "Рождественские колядки" знакомит дошколят с народными обрядовыми праздниками, приобщая их к русской национальной культуре. В сценарии много интересных персонажей, которые в свою очередь, не лишают детей возможности проявить свои музыкальные способности, сноровку, смекалку. Дети много играют, поют, отгадывают и даже гадают, как положено на Святках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Рождественские колядки73 КБ

    Предварительный просмотр:

                   «РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛЯДКИ»

    Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста

     Цель:

    • Знакомство с обрядовыми народными праздниками, приобщение к своей национальной культуре.

    Задачи:

    • Познакомить  детей с разнообразием и особенностями Усть-Цилемского фольклора, расширять знания и представления детей о родной национальной культуре и традициях Усть-Цилемского народа.
    • Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.
    • Воспитывать доброжелательное отношение в общении с сверстниками, с пожилыми людьми. Умению создавать радость для других.

    Оборудование:

    • Костюмы: Зазывал-скоморохов, Медведя, Цыгана, Козы,  Деда Мороза, Снегурочки, кота Леопольда, «ряженых», «колядовщиков».
    • Конфетти, зерно, барабан.
    • Канат, мешки для бега, «сапоги-скороходы», подушки для петушиного боя.
    • Пятачок, копейка, сундучок, «коробейка», волшебные шары и предметами для шуточного гадания.

    Предварительная работа:

    • Беседа о зимних народных традициях, о празднике - «Рождество Христово»; изготовление атрибутов для колядовщиков, костюмов для «ряженых» ; разучивание песни -  «Коляда-Моляда», скороговорок и загадок, ролей взрослых.

                                       Ход мероприятия

    Зал оформлен по зимним мотивам: Снежные деревья, дома, снежинки, снежки, сани, заснеженный двор.

    1-й Зазывала: Собирайся, честной народ, на гулянье! Рядитесь, берите трещотки! Да всей семьей спешите к началу!

    2-й Зазывала: Ото всех дверей, ото всех ворот к нам на праздник спеши! Кто умеет хорошо трудиться, тот умеет и веселиться!

    3-й Зазывала: Зима нас торопит! Спешите!

                           Рядитесь, из групп выходите,

                           Колядуйте, пойте, пляшите, шутите!

    Дети- «ряженые» и «колядовщики» заходят в зал с разных сторон и поют.

    Колядовщики (говорком):

                                    Коляда-моляда…  (приложение) 

    1-й ребенок (проходит вблизи гостей): Дома ли хозяева?

    Дети (хором): Дома.

    1-й ребенок:

    Всем здоровья и добра,

    И согласия, и богатства

    В наступающем году!

              Мальчики  осыпают гостей горстями конфетти и зерно... Все исполнители убегают и присаживаются на стульчики.

            Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание — это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза,

            Взрослые разыгрывают сценку. Звучит р.н.м. «Барыня». Входит Цыган и ведет Медведя. Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются. Медведь раскланивается на все стороны.

            Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый — что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!

    А ну-ка, Мишенька Иваныч,

    Родом боярыч,

    Ходи-похаживай.

    Говори-поговаривай,

    Да не гнись дугой.

    Словно мешок тугой,

    А ну, поворотись, развернись,

    Добрым людям покажись!

    Потешь народ честной,

    Попляши-ка, дорогой!

                                Медведь отрицательно качает головой и рычит.

            Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):

    Ну-ка, Миша, попляши.

    У тя ножки хороши!

    Тили-тили-тили-бом,

    Загорелся козий дом.

    Коза выскочила,

    Глаза выпучила,

    Таракан дрова рубил,

    В грязи ноги завозил!

            Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» - выскакивает Коза-«барабанщик»  в сарафане. Звучит русская народная плясовая мелодия, (по выбору), Коза барабанит, Медведь пляшет.

            Цыган: Медведь с. Козою забавлялись,

                Друг на друга удивлялись.

                С того раза подружились,

                Музыке и пляске вместе научились.

                Пошли в услуженье к хозяину жить,

                Играть, плясать да народ веселить.

    Танец Медведя и Козы, под р.н.м. «Барыня».

            Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела! Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся? Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как, во как! Ох, хорошо!

            Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами, Коза его "бодает».

             Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уваженье да за угощение, за труды!

            Медведь снимает с головы Цыгана шляпу  и, держа ее в передних лапах, обходит гостей, собирая угощение.

            Ведущий (детям): Понравились ли вам наши артисты? Тогда похлопайте! (Все аплодируют; Цыган, Медведь и Коза у ходят из зала, прощаясь со зрителями.) А сейчас вопрос к вам у меня: без кого не бывает новогоднего праздника? (Дети отвечают -  «Без Деда Мороза, Снегурочки, ёлочки».)

    Звучит мелодия песни «В лесу родилась ёлочка». В зал входят Дед Мороз и Снегурочка.

            Дед Мороз: Наш поклон вам и поздравления! Добра вам, счастья, благополучия!

            Снегурочка: Побольше улыбок, здоровья, радости! А чего же вы сидите, не играете? Дедушка, не возражаешь, если мы с ребятами поиграем?

            Дед Мороз: Да что ты, внученька! Я вот тоже подарочки для самых шустрых ребят припас!

    Игры (по выбору):

             «Перетягивание каната» (дети встают в две команды спинами друг к другу, надо дотянуться и достать каждой команде свой приз).

            «Бег в мешках» (Перед игрой произносятся слова: «Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки проскакать сумеет ловко?»).

            «Бег в «сапогах-скороходах» (с привязанными к валенкам грузами).

            «Петушиный бой» («бой» подушками; цель - столкнуть противника с «бугра»).

            Дед Мороз: А теперь - шире круг, смелей размах; танцы начинайте! Всем участникам — колядкино угощение!

    Общий танец под веселую русскую народную мелодию (по выбору).

             Дед Мороз: Молодцы! Устали? И меня уморили! Что ж, как и обещал...

    Открою сундучок -достану пятачок,

    Открою коробейку - достану копейку  (Отдает призы Ведущему).

    А в этой коробочке у меня подарочек для кота Леопольда, мыши передали ему. Нет здесь Леопольда? Снегурочка, как же передать подарок—не знаю!

            Снегурочка: Дедушка, а что, если мы вместе с ребятами отправимся в гости к коту Леопольду? Ребята, хотите в гости? (Дети отвечают.) Только просьба к вам: входить в кинотеатр надо «по-кошачьи»: на цыпочках - лапочках, а руками обозначить ушки. Можно тихонечко мурлыкать.

                    Дед Мороз и Снегурочка с детьми обходят  зал, садятся на стулья.

            Дед Мороз: Ну вот, ребятушки, все собрались. Отогревайтесь, а нам со Снегурочкой долго в тепле нельзя — растаять можем. Посылочку Леопольду от мышат передайте! До свидания, не скучайте! С Рождеством вас!

                         Дед Мороз и Снегурочка уходят, прощаясь с детьми.

            Ведущий: А где же Леопольд? Что будем теперь делать с этой коробочкой?

          Звучит припев песни кота Леопольда «Если добрый ты», муз. Е. Савельева.

                                              Появляется Кот Леопольд.

            Леопольд: Здравствуйте, дорогие ребята! Ах, какие вы все, мур-р, нарядные! Мур-р, красивые! Мур-р, весёлые! А меня вы узнали? Я — кот Леопольд! И если я сегодня на себя не похож, то только потому, что надел новогодний костюм. А песенку мою вы узнали? Давайте споем ее на новогодний лад!

                                            Леопольд поет, дети подпевают.

    1. Праздник Новый год

    В гости к нам пришел,

    Снегом по плечам

    Хлопал.

    Общий хоровод —

    Это хорошо,

    А когда наоборот —

    Плохо!

    2. Если вместе петь —

    Слышно далеко,

    Не страшна пурга

    Дружным.

    Если добрый ты,

    То всегда легко,

    А когда наоборот —

    Трудно!

    3. С каждым поделись

    Радостью своей.

    Рассыпая смех

    Звучно.

    Если песни петь —

    С ними веселей,

    А когда наоборот — Скучно.

    Ведущий: Леопольд, у нас есть для тебя подарок, его просили передать тебе мышата.

            Леопольд: Мур-р, спасибо! Как приятно получать подарки! Я обязательно поделюсь с ребятами! (Открывает коробку, взрывается хлопушка.) Мя-я-у-у! Эти мыши неисправимы! Они не хотят жить дружно даже в Новогодний праздник! Тут еще и записка есть!

            Ведущий (читает): Вызываем всех на бой! Биться будем за настоящий подарок. Если справитесь со всеми нашими заданиями — подарок ваш, если нет - то наш! Самые умные и самые честные мыши на свете.

                             Дети в одиночку или командно участвуют в «испытаниях»,

    1. Скороговорки

    2. Соревнования (по выбору воспитателей).

    3. Новогодние загадки

            Леопольд: Кажется, с заданием мы справились. Но я теперь коробку открывать не буду!

            Ведущий: Хорошо, я открою! (Осторожно открывает, ничего не происходит) Да здесь шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого и что ожидает в Новом году.

    В коробке находятся цветные шарики из фольги, внутри которых предметы для шуточного «гадания»: сердечко - к любви, ключик - к новоселью, пуговка, - к обновке, колесико - к покупке или выигрышу машины, географическая карта - к путешествию, цветочек - к подарку, конфетка -к сладкой жизни, копейка -к богатству, и др.

            Леопольду достается «кругосветное путешествие». Как только Леопольд видит содержимое шарика (карту), он прощается с детьми и бежит готовиться к путешествию.

            Ведущий: Вот и узнали мы что-то новое, немного позабытое старинное, но вечное. Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные обрядовые праздники России-матушки и Усть-Цилемской земли! Но мы не прощаемся, а заканчиваем наш большой праздник задорной Усть-Цилемской  пляской-игрой «Зеваха».

                                           «Зеваха» Усть-Цилемская пляска-игра

            Ведущий. Праздник нам кончать пора, до свиданья,  детвора!



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Праздник доблести и отваги»

    Знакомство детей с праздником «»День Победы». Воспитание любви к Родине,  чувства гордости за свою страну, уважения к людям, пережившим тяготы войны. Развитие социально-значимых ценностей, гражда...

    Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Нептуна».

    Цель спортивного праздника:повысить интерес к физической культуре, создать положительный эмоциональный настрой, укрепить здоровье  детей силами природы (вода, солнце и воздух)....

    Сценарий совместного праздника для детей старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста «Весёлое путешествие в Африку»

    Предлагаю вашему вниманию сценарии праздника, который способствуют эмоциональному, умственному и социальному развитию детей. Праздник построен в форме путешествия – игры. Особое внимание в ходе ...

    8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

    8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

    Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

    Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

    СЦЕНАРИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИХ СВЯТКИ - КОЛЯДКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Задачи:- познакомить с обрядом колядования;- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам; - развивать эмоцион...