"Эх, Масленица!" план-конспект фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста (по результатам проекта)
проект (старшая группа) на тему

Орленок Инна Викторовна

Систематизация представлений детей о русском народном празднике  «Масленица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_eh_maslenitsa.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад обще-развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей №2 «Белочка» г. Николаевск – на – Амуре Хабаровского края.

Образовательная программа ДОУ и парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.А.Князева, М.Д.Маханева

«Эх, Масленица!»

план – конспект фольклорного праздника для детей

старшего дошкольного возраста

 (по результатам проекта)

           

Музыкальный руководитель:

                                            Орленок Инна Викторовна

2015 г.

Цель:     Систематизация представлений детей о русском народном празднике  «Масленица»

Задачи:  

        1.Закрепить знания детей о русском народном празднике «Масленица»

        2.Расширить представления детей об истории русского народного  

           праздника

        3. Закрепить знания русских народных игр.

        4. Развивать песенные  и игровые навыки.

            5. Познакомить детей с движениями, которые используются в народных танцах.

            6. Обучать игре на русских народных музыкальных инструментах.

            7. Развивать у детей умение выражать свои эмоции посредством фольклора.

           

Формы работы: сюрпризный момент, ситуативный разговор, беседа, русские народные игры, исполнение русских народных песен.

Интеграции: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Физическое развитие», «Социализация».

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, диалоговая, музыкальная.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов, репродукций с изображением русского народного праздника «Масленица».

Пошив русских народных костюмов – совместная работа родителей и детей.

Роспись разукрашек на тему  праздника «Масленица» совместно с воспитателем, а также в индивидуальной деятельности.

Прослушивание и разучивание русских народных песен о масленице.

Разучивание стихов, потешек, поговорок о масленице.

Разучивание русских народных подвижных и обрядовых игр.

Методическое обеспечение: шапочки для проведения игр, зонт на шесте с лентами, чучело масленицы, мульти – медийная презентация, русская народная музыка, русские народные сарафаны.

Методика проведения

Звучит русская народная мелодия, в зал входит музыкальный руководитель в народном сарафане и головном уборе.

Музыкальный руководитель.

Здравствуйте, люди разные!

Дельные и праздные!

Собирайся, народ,

В гости Масленица ждёт!

Мы зовем  сюда тех,

Кто любит веселье и смех!

Масленицу широкую открываем,

Веселье начинаем!

Под «Камаринскую» (в записи)  воспитатель и дети  заходят в зал, встают полукругом лицом к гостям.

Воспитатель (в народном костюме).

Ох, как много здесь гостей!

Ждёт вас множество затей:

Будем петь да играть,

Старину вспоминать!

1.Диалоговая

Воспитатель. Масленица -  самый веселый праздник на Руси. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо голубым  а солнце — ярким, в это время на Руси устраивались народные гулянья. Веселье длилось  целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром это праздник величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.

Дети поворачиваются к экрану (на экране презентация Масленицы)

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник — Встреча.

Как вы думаете, что происходило в этот день?

(Делали куклу — Масленицу. Наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор (слайд 3, 4)
Вторник Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Что еще они делали? Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях. – слайд 5,6, 7.
Среда — Лакомка. 

Ребята а что происходило в этот день?

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.
Четверг — широкий Разгуляй.

В этот день было больше всего развлечений.
Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Пятница — Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья угощали своих тещ
блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Воскресенье — Прощенный день.

Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали, по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

- Так какой мы с вами сегодня праздник встречаем?

(определение цели детьми)

 (садятся на стульчики)

2.Мотивация

Под веселую народную мелодию с разных сторон выходят,

приплясывая с балалайкой и дудкой СКОМОРОХИ.

С окончанием музыки встречаются в центре зала.

Фома (хлопает по плечу Ерему). Здорово, Ерема! Чтоб тебе ни молнии, ни грома!

Ерема. Здорово, Фома! Чтоб тебе побольше ума!

Фома. Где это ты рубаху порвал?

Ерема. Да с зайцем наперегонки бегал!

Фома. И кто выиграл?

Ерема. В горку, конечно, заяц выиграл, зато с горки я…. проиграл!

Воспитатель. Ай-яй-яй, Фома да Ерема, сидели б вы, невежи, дома! Пришли на праздник и даже не поздоровались!

Фома. Здравствуйте, тетенька! (здоровается за руку с воспитателем)

Ерема. Здравствуйте, добренькая! (тоже здоровается с воспит. за руку)

Воспитатель. Здравствуйте! Надо здороваться не только со мной, а со всеми!

Скоморохи. Со всеми? (Идут в разные стороны, здороваются с детьми за руку.) Здравствуйте! Здравствуйте!

Воспитатель. Да не за руку надо здороваться!

Скоморохи. За ногу? (Здороваются за ногу) Здравствуйте! Здравствуйте!

Воспитатель. Да не так! Надо здороваться сразу со всей публикой.

Ерема (озирается). Я не вижу здесь никакого бублика!

Воспитатель. Да не бублика, а публика, стало быть, народ!

Скоморохи(вместе). А-а-а! Здравствуй, народ честной! (Кланяются.)

Фома. А какой у вас нынче праздник?

Воспитатель. Не скажем – сами догадайтесь!

Фома. Новый год, что ли?

Дети. Нет!

Ерема. Наилучшие умы у Еремы, не у Фомы! (Ходит, думает.) Мамин праздник?

Дети. Нет!

Фома и Ерема (вместе). Ну, тогда сдаемся!

Дети. Масленица!

Воспитатель. Мы Весну встречаем!

Скоморохи. А можно и мы с вами будем встречать?

Воспитатель. А вы плясать и петь умеете?

Фома (опустив глаза). Я стесняюсь!

Ерема. А я не умею!

3.Проблемная ситуация

Воспитатель. А ну, ребята, научим Скоморохов петь и танцевать!

                         Заводи, честной народ, праздничный хоровод!

4.Музыкальная деятельность

Хоровод «А мы Масленицу дожидаем».

Фома: Ну и где же Масленица?

Ерема: Давайте все кликать Масленицу!

Фома: Зазывать её на широкий двор.

Ерема: На широкий двор да за златы врата.

Дети (вместе): Ты приди, приди, Масленица!

                            Ты приди, приди к нам, Масленая!

                            Со сметаною да с молочком,

        С маслом сливочным да творожком.

Звучит музыка.

Родительница вносит Масленицу.

Масленица (родительница): Здравствуйте, бояре и боярыни, судари и сударыни!

Спасибо, что пришли Зимушку проводить,

Весну красную встречать,

Словом ласковым ее привечать,

Да Масленицу широкую песнями, плясками величать.

Воспитатель: Заводите хоровод, будем Масленицу величать.

Дети (в кругу):

1. Дорогая наша Масленица Авдотья Изотьевна,

2. Дуня белая, Дуня румяная,

3. Коса длинная, триаршинная,

4. Лента алая, двуполтинная,

5. Платок беленький, новомодненький,

6. Брови чёрные, наведённые,

7. Лапти частые, головастые.

8. Ой, Масленица-кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько!

9. Сыром, маслом, калачом и печёным яйцом!

Русская народная песня «Эх, Масленица!» 

с движениями вокруг Масленицы, садятся.

5.Игровая деятельность

Воспитатель: Наша Масленица,

                      Ты широкая,

     В детский сад к нам пришла

     И веселье принесла. 

                           Посидим рядком, побеседуем ладком.

                      Дразнилки про себя прокричим.

Дети становяться друг против друга. (девочки – мальчики)

            - Фома, Фома, в голове кутерьма, пошел по дворам,

для чего — не знает сам.

            - Маринка-корзинка, прыгала-скакала, в болото упала.

           - Ах ты, Сашка-таракашка, на сарай полезай,

             там кошку дерут, тебе хвостик дадут.

            - А ты, Наташка-букашка, рот открыла, муху проглотила.

            - А у Васьки на носу кошки ели колбасу!

            - А ты, Иришка-пышка, на улицу вышла, на камушек села,

          сто редек съела.

            - Игорек-пирожок, в печку сел — угорел.

           - Светка-табуретка, за уткой бежала, утку забодала.

           - Николай, Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!

Воспитатель:

 Ну, рассмешили меня, ребята. 

6. Двигательная деятельность

Фома.  А вот давай подходи и других подводи! Не проходите мимо нас, быстрая карусель сейчас!

Ерема. Карусель наша  катает всех на диво,

                         Кому делать нечего, катайтесь хоть до вечера!

Воспитатель. Играть - не работать, можно хоть до утра.

                         Заря – зарница  уж виднеется….

Русская народная подвижная игра «Заря – заряница»

Один из Скоморохов держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Другой Скоморох – водящий, он стоит вне круга.

Дети идут по кругу и запевают:

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила, Ключи обронила.

Ключи золотые, Ленты голубые.

Раз, два – не воронь, А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим.

Игра повторяется. Садятся.

Дети:          

Как у наших, у ворот, собирается народ.
Все-то с ложками да с трещотками.

Как у нашего соседа весела была беседа.
Гуси в гусли, утки в дудки,
Чечетки в трещотки, чайки в балалайки.
Играют, играют, всех потешают.

Русская народная плясовая «А я по лугу» в исполнении оркестра

из детей и родителей.

Все садятся на места.

1 ребенок: Солнышко красно

                Гори, гори ясно!

                Встанем вместе в хоровод,

                Солнце пусть быстрей придет!

2 ребенок:     Солнышко красно

                Гори, гори ясно!

                В небо пташкою взлети,

                Нашу землю освети.

                   

Русская народная игра «Солнышко».

Ход игры: В центре круга – «солнце» (на голову ребенка надевают маску с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строчку подходят ближе к «солнцу». Сужая круг, поклон, на 4-ю строчку – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - солнце догоняет детей.

В конце убегают на стульчики.

Муз. рук: А ну, девчушки-веселушки, запевайте-ка веселую песню про масленицу, а мы вам поможем!

                          Русская народная песня  «Ой, вставала я ранешенько»

Ребенок: Таю, таю, полетаю,

Вас в игру всех приглашаю!

А в какую, не скажу,

Зазывалку расскажу.

Кто опоздает, в небо улетает!

                                 Русская народная игра «Горелки»

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «Ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится вперед, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним.

Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

- Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песни двое детей, оказавшиеся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Воспитатель: Как тепло нам стало от веселых песен, игр, хороводов и от весеннего тепла. Пора уходить Зиме холодной, пора и с Масленицей, нашей гостьюшкой попрощаться. На  Руси, когда прощались с Масленицей, люди   просили  друг у друга  прощения. Давайте и мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид.

Дети обнимаются друг с другом и просят прощения, идут к родителям и у них тоже просят прощенье.

Муз. рук: А в конце праздника сжигали Масленицу, чтобы все плохое ушло, сгорело вместе с ней. Предлагаю всем встать в круг и символически провести этот обряд, приглашаю и родителей тоже.

Дети  и родители стоят  вокруг Масленицы, приговаривают с действиями:

Масленица загорела      (сужают круг),

Всему   миру  надоела   (расширяют),

Обманула, провела        (грозят пальчиком правой, левой руки),

Годика  не  дожила        (показывают указательный палец).

Весело гуляла,

Песни  распевала            (руки на пояс, повороты вправо-влево).

Протянула   до поста,

Гори, гори до конца!     (взмахи руками, показывая, как разгорается пламя)

Ты прощай, прощай      (машут над головой правой рукой),

Наша Масленица!

Ты прощай, прощай     (машут левой рукой),

Наша широкая!             (чучело  масленицы  опускают  на пол – « сгорела»)

                        Масленицу выносят из музыкального зала.

Фома:   Масленицу проводили,  а блинов  - то мы  не  ели.

Ерема: Будем  мы весну  встречать  да блинами  угощать!

Фома:   Какой же праздник   без блинов  горячих да румяных?

Ерема:  Напекли для  вас  поесть  - сотен пять, а может шесть!

              Угощение  на  славу, а ребятам на забаву!

Дети  поют  песню  «Блины» 

(во время исполнения песни на мультимедийной доске идет клип про блины).

Скоморохи вносят блины.

Воспитатель: Мы шутили, мы играли

                   Очень весело плясали

                   Пришла пора с масленицей проститься

                   И блинами угоститься!

Приглашаем всех на наши масленичные посиделки.

                        

Звучит фонограмма песни «Блины»

Все уходят с блинами в группу.