"Баллада о блокадном хлебе"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
«Баллада о блокадном хлебе»
Ход мероприятия
Под звуки песни «Русское поле» в зал входят мальчик и девочка.
Мальчик. Слава миру на Земле.
Девочка. Слава Хлебу на столе.
Мальчик.
Если мы хотим кого-то встретить
С честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С Уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Девочка.
С караваем соль подносим
Поклонясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук.
(Ставят поднос на стол перед гостями).
Девочка.
Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы «Земля – матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Хлеб - кормилец», «Без золота проживёшь, а без хлеба - нет». Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей.
Девочка.
Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и, наконец, выпечь хлеб. Ведь не сразу стали зёрна Хлебом.
Мальчик.
Перед этой пашней шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелёк
Сколько в это зёрнышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер, да вода.
Для него, для зёрнышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.
Мальчик.
Мы золотые зернышки
Живём лучистым светом,
Мы дружим, неразлучные,
Под вьюгами и тучами.
Мы чистые, струистые.
Мы ветерком провеяны.
И солнышком просвечены,
Выносливы, дружны.
Мы людям так нужны.
Ведущий1.
День и ночь – в палящий зной, и в дождь идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него.
Ведущий2.
Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и противоборстве с природой. Какой же он, хлебушко?
Мальчик.
Вон – он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый
Словно солнцем залитой.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченной
Шёл к тебе издалека.
В нём здоровье, наша сила,
В нём – чудесное тепло,
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нём.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
И не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Ведущий1.
Хлеб! Какое привычное и всё-таки, необычное слово.
Ведущий2.
В самом деле – вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга предметы: зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?
Девочка.
Только снег сошёл в апреле
Как поля зазеленели.
Это – хлеб.
Девочка.
Золотой простор бескрайний
Там работают комбайны.
Это – хлеб.
Девочка.
Вот зерно течет рекой,
Что бы сделаться мукой.
Это – хлеб.
Девочка.
Тесто кружиться в квашне,
Запекается в огне.
Это – хлеб.
Девочка.
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!
Ведущий1.
Теперь вы знаете, как получается хлеб.
Ведущий2.
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Мальчик.
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное – работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Мальчик.
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу.
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
Мальчик.
У народа «Хлеб – всей жизни голова».
Ставиться он первым на столе.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава, слава, слава!
Ведущий1.
Вот такое коротенькое, но ёмкое слово «хлеб». Почему же хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас? Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им.
Ведущий2.
Оказывается в хлебе много питательных веществ – белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые – медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно 500 грамм хлеба, а при тяжёлой работе – 800 грамм. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человек получает от хлеба.
Ведущий1.
Хлеб… Наскучит ли он?
Ведущий2.
Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку беда.
Сценка.
(Автор)Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
Девочка.
- Фу, какой плохой хлеб!
(Автор)Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
Бабушка
- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
Девочка.
- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.
Бабушка
- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.
- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на Землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
Девочка.
- Я больше никогда не буду говорить про хлеб плохо. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Обними меня крепко, крепко…
Бабушка погладила внучку по голове и ласково обняла её.
Стихотворение.
Девочка.
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающих лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб –
Это жизнь, а не просто еда.
Девочка.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове
Народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говориться:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал».
Ведущий1.
В нашей стране, залечившей раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, желудей, семян лебеды. Это добавляли в хлеб во время войны.
Ведущий2.
Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. В колхозах остались работать женщины, старики, дети. За 1941-1945 года в стране было изготовлено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб. И люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Мальчик.
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Мальчик.
В дыму ленинградское небо,
На горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба есть слово:
Блокадного хлеба 125 грамм.
Девочка.
Зерна наших дней, светитесь
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде,-
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!
Мальчик.
Прошу тебя!
Не оброни сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба.
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепёшка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного –
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
Ведущий1.
Ребята, сейчас мы узнаем, откуда появляется хлеб на прилавках магазинов?
Выступление гостя с хлебокомбината.
Ведущий1.
Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия и низко поклонимся им. Очень много хороших слов было сказано сегодня. Ребята, относитесь к хлебу бережно.
Ведущий2.
Запомните золотые слова: «Хлеб – всему голова». Русский хлеб причастен ко всему: к дружбе, к счастью, к правде, к миру на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Военный хлеб», «Пайка блокадного хлеба»
Занятия с детьми в подготовительной группе о значении хлеба в военное время. ...
Сценарий акции посвященный Дню снятия блокады Ленинграда «Блокадный хлеб»
Цель – Воспитание патриотизма, активной гражданской позиции, уважения и любви к истории своей Родины....
Сценарий акции в подготовительной группе «Блокадный хлеб»
Сценарий акции в подготовительной группе «Блокадный хлеб»...
Презентация "Блокадный хлеб" посвященный 76-ти летию со дня освобождения Ленинграда от блокады
Презентация "Блокадный хлеб" посвященный 76-ти летию со дня освобождения Ленинграда от блокады...
Конспект занятия"Блокадный хлеб" с использованием презентации «Хлеб блокадного города»
Методический материал к презентации для детей дошкольного возраста.Образовательная область ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»....
Тематическое занятие в подготовительной группе « Блокадный хлеб» и проведение акции « Блокадный светлячок».
Хлеб - это продукт питания, который мы употребляем ежедневно. Хлеб является символом достатка, почета и уважения. Существует большое разнообразие хлеба: высший сорт, ржаной, с отрубями. Придя в магази...