"Ярмарочные гулянья"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Программное содержание:
1. Ознакомить детей с разными формами русского народного творчества (изобразительного, речевого, песенного).
2. Пробудить интерес к русской народной культуре.
3. Учить правильно, четко проговаривать попевки, пословицы.
Развивающая задача:
1. Развивать выразительность речи, развивать к обогощению словарь детей.
2. Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитывающая задача:
1. Воспитывать умение слушать, отвечать четко на вопросы воспитателя.
2. Пробуждать интерес к народному фольклору.
Словарная работа.
Пассивный словарь: Докучная сказка, солнышко – колоколнышко.
Активный словарь: Попевки – чистоговорки, пра – пра – пра - дедушки, пра-пра - пра - бабушка, закличка.
Оборудование: Изделия русских народных ремесел, вышитые и вязаные салфетки, музыкальный центр, диск с русскими народными мелодиями в современной обработке.
Демонстрационный материал: Дымковские игрушки, матерчатые куклы, матрешки, деревянная посуда, расписанная в стиле «Гжель», «Хохлома».
Раздаточный материал: Семена в пакетиках овощей, наборы для коллективной аппликации гжели и хохломы, салфетки, клейстер, кисточки.
Предварительная работа: Знакомство с русским народным творчеством, разучивание заклички «Дождик», «Солнышко», попевки «Котенька – коток», разучивание докучной сказки.
Методические приемы:
1. Рассказ о том, куда предстоит отправиться сегодня на занятии – 2 минуты.
2. Слушание музыки и перемещение во времени.
3. Основная часть – 15 минут.
· Чтение детьми докучной сказки.
· Импровизация музыкальной сказки «Репка».
· Загадывание загадок о том, что сеют весной.
· Исполнение групповой заклички «Дождик», «Солнышко».
· Загадывание загадок о домашних животных.
Игра «Горелки».
4. Заключительная часть – 20 минут.
· Наклеивание аппликации «гжель», «хохлома».
· Хоровод «Красный сарафан».
· Обобщение воспитателя.
· Анализ занятия.
Ход занятия.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Добрый день и Вам гости дорогие! Сегодня мы здесь собрались для того, чтобы отправиться в удивительное путешествие во времени. Мы перенесемся в те далекие времена, когда сказки ходили по Земле, когда Емеля на печи к царю в гости ездил, Иван царевич ходил смерть Кощееву искать, а в садах росли молодильные яблоки. Проще говоря, в те давние времена, когда жили на земле ваши пра – пра – пра - дедушки, пра-пра - пра – бабушка. А поможет нам совершить это путешествие музыка и волшебная карусель.
(Ставиться шест с ленточками, дети берутся за ленточки и под музыку медленно передвигаются по кругу. Звучит музыка «Корабейники». В это время открывается занавес и происходят небольие перемены в зале, а воспитатель переодевается в русский костюм. Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: - Ну, что же, ребята, давайте-ка проверим, получится наш переход во времени или нет? Говорят в ту пору люди сказок много знали, да и не только простых, но и докучные. А что такое докучная сказка?
Дети: - Это сказка без конца!
Воспитатель: - Правильно, та сказка, которую без умолку рассказывать можно. Вот расскажем. Предлагаю интонационное упражнение. Докучную сказку дети рассказывают спокойно, затем как сплетню, причитание, с интонацией скоморохов – глашатаев!
Жил был царь
У царя был двор.
На дворе был кол,
На колу мочало –
Начинай сначала.
Воспитатель: - Хорошо вы ребята сказки сказываете. Но и русские простые сказки,которые сами и придумали. Вот и послушаем такую сказку музыкальную «Репка». (Музыкальная сказка «Репка», дети стоят около своих стульев).
Все дети: - Посадил дед репку, репку поливал водой водою.
Вырастала репка, репка,
Летом и зимою, зимою
И надумал дедка, дедка,
Свою вырвать репку, репку.
Дедка за репку, репка за грядку
Все по порядку тянут, потянут
Раз, два, три кричит дедка бабку.
Дед (ребенок): - Бабка!
Все дети: - Говорит ей мило, мило!
Дед: - Помоги-ка бабка, бабка богатырской силой, силой!
Все дети: - Бабка за дедку, дедка за репку, репка за грядку. Все по порядку. Раз, два, три кричит бабку внучку.
Бабка: - Внучка!
Все дети: - Говорит ей мило, мило!
Бабка: - Помоги-ка внучка, внучка ты девичье силой, силой!
Все дети: - Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, репка за грядку. Все по порядку. Раз, два, три кричит внучка Жучку.
Внучка: - Жучка!
Все дети: - Говорит ей мило, мило!
Внучка: - Помоги-ка Жучка, Жучка ты собачьей силой, силой!
Все дети: - Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, репка за грядку. Все по порядку. Раз, два, три кричит Жучка кошку.
Жучка: - Кошка!
Все дети: - Говорит ей мило, мило!
Жучка: - Помоги-ка кошка, кошка ты кошачьей силой, силой!
Все дети: - Кошка, за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, репка за грядку. Все по порядку. Раз, два, три кричит кошка мышку.
Кошка: - Мышка!
Все дети: - Говорит ей мило, мило!
Кошка: - Помоги-ка мышка, мышка ты своей малой силой, силой!
Все дети: - Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, репка за грядку. Все по порядку. Раз, два, три вытянули репку.
Воспитатель: - Сказки мы с вами научились рассказывать, а сейчас нам прямая дорога на ярмарку. (выходят 2 скомороха – дети)
1 скоморох: - Люди добрые, веселые, не пропусти, проходи.
2 скоморох: - Ярмарка ждет, ярмарка зовет, налетай, покупай, не зевай!
Воспитатель: - Ребята, а что такое ярмарка?
Дети: - Где продают разные товары, вещи.
Воспитатель: - А какие бывают ярмарки?
Дети: - Продуктовая, овощная, школьная и по времена года. Осенняя, весенняя, летняя.
Воспитатель: - Ребятки, а какое сейчас время года? И какой месяц?
Дети: - Весна, месяц апрель!
Воспитатель: - Правильно! Да, весна заставляет всех просыпаться и природу и животных. Каждая букашка тянется к свету, теплу! А чем занимаются люди весной?
Дети: - люди проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба.
Воспитатель: - Молодцы! В огородах в конце апреля сеют ранние культуры, какие?
Дети: - Укроп, петрушка, лук, морковь!
Воспитатель: - Хорошо! Дети, давайте воздадим хвалу весне – красне, как делали в старые времена.
Дети встаю в круг и говорят закличку:
Вот стоит изба (руки вверх)
Может, в ней весна?
Тук, тук, тук (топают ноги)
Разбудил весну этот стук
И пришла весна – красна (руки в стороны)
Разбудила лес весенний
Землю солнышком согрело (руки подняли к солнцу).
Воспитатель: - Посмотрим какие семена на нашей ярмарке? (Воспитатель из лотка достает семена и показывает детям. Дети хором называют семена: моркови, свеклы, укропа, лука, петрушки).
- Да, ребята, чтобы такой богатый урожай вырастить нужно и умение и терпение, чтобы погода помогла. Солнышко бы землю грело, а дождик ее поливал. Ведь если долго дождя не было урожай мог погибнуть. Что же люди придумали?
Дети: - Они звали дождик! Говорили заклинания, обращались колдунам, шаманам!
Воспитатель: - Правильно! Вот давайте-ка, и мы позовем закличкой дождик.
(Дети встают в круг. Произносится закличка «Дождик»).
Дождик лей, лей,
На меня и на людей.
На меня по лотке,
А на бабу-ягу по целому ведру!
(Дети произносят закличку, постоянно усиливая тембр и высоту голоса).
Воспитатель: - Ребятки, но если долго льет дождь, то урожай может погибнуть. Давайте произнесем закличку солнышку. (Дети встают в круг. Дети произносят закличку «Солнышко»)
Солнышко, солнышко – колоколнышко
Лучше грей, грей.
Всю нашу землю обогрей,
Дай богатый урожай!
Полные лукошки лука и картошки,
Морковки и редиски
Всем детям полные миски.
Воспитатель: - Ой, кто это к нам едит, посвистывает, колокольчиками позванивает. (В зал въезжает купец на телеге запряженной лошадью. Стал вытаскивать товар на продажу, да все разбил. Звучит фонограмма разбитой посуды).
Купец: - Что же за напасть, вот беда так беда! Что делать, кто моему горю может помочь!
Воспитатель: - Ну, что ты так убиваешься! Какой у тебя товар был?
Купец: - Не простой, ой не простой! Кувшин гжельский, кувшин хохломской!
Воспитатель: - Ну, что ребята поможем купцу, заодно и новому ремеслу обучимся. Кувшины ваять.
(Дети делятся на 2 команды. На 2-х столах размещены вазы-образцы. Отдельно лежат вазы узоры – пазлы. Дети украшают вазы элементами. Одна команда строит хохломскую вазу, а другая гжельскую. Готовые работы отдают купцу).
Купец: - Спасибо, вам ребята! Красивые вазы у вас получились! А, вы знаете, что это за росписи?
Дети: - Хохломская роспись (1 команда)
- Гжельская роспись (2 команда)
Воспитатель: - Теперь точно все кувшины будут распроданы. А ведь на ярмарку не только дельный да необходимый товар возили, не забывали никогда и про деток. А как вы думаете, какой товар детям понравиться мог?
Дети: - Игрушки!
Воспитатель: - Правильно, игрушки! А, сейчас мы узнаем какие игрушки на ярмарке продавали? Я вам покажу из лотка игрушку, а вы подберите к ней слова синонимы.
(Воспитатель вытаскивает матрешку).
Дети: - Матушка, красавица, веснушка!
Воспитатель: (Воспитатель вытаскивает Петрушку).
Дети: - Весельчак, озорник, клоун!
Воспитатель: (Воспитатель вытаскивает медвежат-кузнецов).
Дети: - Мишки – работяги, кузнецы, умельцы, братишки – близнецы.
Воспитатель: (Воспитатель вытаскивает петушка).
Дети: - Петушок – золотой гребешок, хозяин двора, певун, ваток.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы много знаете хороших слов об игрушках. У вас быстро бы их раскупили! А мы сейчас это и проверим. А ну, подойди, выбирай себе товар. (Несколько детей подходят и выбирают себе необходимый реквизит).
- Значит, чем торговать будете, вы выбрали? А знаете вы как к своему товару внимание привлечь?
Дети: - Надо называть покупателей, хвалить свою игрушку!
Воспитатель: - Ну, что же, все знаете, начинайте торговлю.
Ребенок 1: У дядюшки Якова
Товару хватит всякого!
Тыры-бары, растабары,
Расторговывай товары.
Ребенок 2: Сами мы рязанкские!
Сельди астраханские!
Давай выбирай, покупай, забирай!
Ребенок 3: Вот орешки, хорошие орешки!
Вкусные на меду, давай шапку накладу!
Ребенок 4: Кому пирожки! Горячие пирожки!
С пылу, с жара, гривенник за пару.
Давай налетай!
Ребенок 5: Ай да сбитень, сбитинек!
Кушай девки, паренек!
Кушайте и пейте, денег не жалейте!
Сбитень сладкий, на меду!
Ну-ка меду накладу!
Ребенок 6: У нас в Рязани грибы с глазами
Их едят, а они глядят.
Ребенок 7: Есть ниточки, есть катушечки
Подходите покупать девки-душечки!
Ребенок 1: У дядюшки Якова
Товару хватит всякого!
Тыры-бары, растабары,
Расторговывай товары.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все товары распродали. Вот когда весь товар, что ж вы думаете здесь и ярмарке конец? Ничего подобного. Именно тогда, когда все было распродано и начинались настоящие гулянье и игры. Предлагаю поиграть в игру «Горелки». (Дети играют).
Воспитатель: - Ребята и девчата соревновались в красноречии, в знании русских. (Дети выходят в центр зала. По одному сторону становятся девочки, по-другому мальчики. Посередине бубен).
Воспитатель: - Кто говорит погворку, тот стучит в бубен. Затем кладет на место. Побеждает команда, кто больше скажет пословиц, поговорок и народных примет.
(Ведущий показывает картинку со слогоми показывает детям. Они придумывают рифму, четко проговаривая сначала этот слог, например, жи-жи-жи-весной выползают ужи; жу-жу-жу- на трве лежу; чи-чи-чи- прилетели грачи; ча-ча-ча- чашка чая горяча; ра-ра-ра- у оленя два рога; ру-ру-ру- я играю в трубу).
Воспитатель:- Ну, а уж под вечер, когда все наиграются, напляшутся, набегаются, устанут, тут и хороводы поводить можно. А вы умеете?
Дети: - Да! (Дети встают в хоровод. Водят хоровод под музыку «Красный сарафан»).
Воспитатель:- Вот и подошел к концу наш ярмарочный день, а вместе с ними и наше путешествие в старину. Нам пора возвращаться в свое время. И снова нам поможет музыка и волшебная карусель. (Дети берутся за ленточки. В это время в зале происходят перемены. Все становятся , как прежде и открывается занавес).
- Давайте еще раз вспомним, где мы сегодня были?
Дети: - В старом времени, в прошлом!
Воспитатель: - Что видели?
Дети: - Ярмарку, ярмарочные гулянье, игрыКак люди продавали свой товар!!
Воспитатель: - Что больше всего запомнилось?
Дети: - Сказка «Репка», докучная сказка, приезд купца с кувшинами, игрушки-забавы.
Воспитатель: - И напоследок я открою вам один секрет. Если вы захотите отправиться в подобное путешествие сами, то стоит, лишь подойти к бабушке или дедушке и спросить, а как жили они, когда были маленькими, в какие игры играли, какие песни пели. Думаю, они с удовольствием совершат вмете с вами путешествие в молодость и расскажут обо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для старшего возраста "ярмарочные гулянья"
Проект для старшего возраста "Ярмарочные гулянья"Содержание проекта:1.Введение:2.Актуальность проекта:3.Цели проекта:3.1.Задачи проекта:3.2.Ожидаемый результат:4.Аннотация проекта:4.1. Принципы постро...
Фольклорный праздник "Ярмарочное гулянье"
Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп детского сада "Ярмарочное гулянье" , основанный на русском музыкальном фольклоре....
Осенний утренник в подготовительной группе "Ярмарочное гулянье"
Уже несколько лет подряд осенние утренники в подготовительных группах в нашем детском саду проводятся в форме ярмарочных гуляний. Роль коробейгиков и продавцов исполняют родители. Для детей это всегда...
"Ярмарочное гулянье" конспект тематического занятия
Занятие предназначено для знакомства детей с традициями ярмарочной культуры, постороено на фольклорном музыкальном материале....
Ярмарочные гулянья
НОД направлен на физическое развитие детей с применением технологии "Сказочные лабиринты В.В.Воскобовича" и развитие речи, через подвижные игры...
Сценарий осеннего праздника "Ярмарочные гуляния"
Данный сценарий составлен с учетом минимальной подготовки детей. Участие родителей обязательно!...
ООД "Ярмарочные гуляния"
Данный конспект можно использовать при подготовке занятия по Окружающему миру, либо при подготовке развлечения русско-народной направленности....