Рассматривание с детьми старшего дошкольного возраста иллюстрации с изображением иконы «Рождество Христово».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Верещагина (Трофименко) Оксана Викторовна

Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов при подготовке к празднику "Рождество Христово". Может использоваться как на занятиях, так и вне учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассматривание  с детьми старшего дошкольного возраста иллюстрации с изображением иконы «Рождество Христово».

C:\Documents and Settings\Аноф - 3\Рабочий стол\рождество\ikona1.jpg

Автор: Верещагина Оксана Викторовна, воспитатель, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад комбинированного вида №58, г. Апатиты, Мурманская обл.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить с детьми сцену Рождества Христова;
  • продолжать учить детей находить в картине главное и второстепенное;
  • продолжать учить отвечать на вопросы, давать ответ развёрнутым предложением.

Развивающие:

  • Развивать общий кругозор детей;
  • Развивать коммуникативные навыки детей

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русской народной культуре;
  • Воспитывать любовь к живописи.

Материалы для проведения: стулья по количеству детей, иллюстрация иконы «Рождество Христово».

Ход беседы:

Воспитатель: О событиях, произошедших больше двух тысяч лет назад, мы узнаём из Евангелия, а также из икон Рождества Христова. Давайте подробнее рассмотрим одну из них! Скажите мне, пожалуйста, какого цвета больше всего на нашей иллюстрации?

Дети: На ней больше всего красного цвета.

Воспитатель: Правильно. Красный цвет – символ торжественности момента. Кого мы видим в центре иконы?

Дети: В центре иконы мы видим маму Христа.

Воспитатель: Верно, только правильно говорить – Богородица, от слов Бог и Рожать. На Нее мы обращаем внимание в первую очередь, потому что Ее фигура  здесь самая большая. Это не случайно, – ведь именно благодаря Ей произошло величайшее таинство – пришествие Бога в мир. Как вы думаете, любит она своего сына?

Дети: Да,  она любит своего сына.

Воспитатель: Тогда получается очень странно – ведь обычно мать после рождения ребенка глаз от него не может оторвать – таким он видится ей чудесным, прекрасным, лучше всех на свете! Почему же она смотрит не на Него?

Дети: (Высказывают предположения).

Воспитатель: Перед нами иллюстрация с изображением иконы, а не картина, на которой просто изображены события той ночи. А в иконе каждая деталь наполнена смыслом. Вот и поворот лица Божией Матери к нам, глядящим на икону, говорит о том, что отныне Она становится заступницей рода человеческого, нашей просительницей перед Ним, и что мы можем обращаться к Ней со своими просьбами. Кого мы видим рядом с Богородицей?

Дети: Рядом с Богородицей мы видим маленького Христа.

Воспитатель: Где он лежит? Куда его положили?

Дети: Он лежит в кроватке.

Воспитатель: Не совсем точно. Он лежит не в кроватке,  а в яслях. Ясли – это кормушка для животных. Вы же помните, ребята, что Христос родился не в царских палатах, не в богатом доме, а в пещере, где находили в непогоду приют овцы и волы. Какая  по величине фигурка Христа?

Дети: Фигурка маленького Христа самая маленькая на иллюстрации.

Воспитатель: Какие вы внимательные! Как его нарисовал автор? В чём он?

Дети: Он туго завернут в пеленки  и кажется беспомощным.

Воспитатель: В таком изображении Христа иконописец хочет передать нам очень важную мысль: Сын Божий приходит в мир не в Своем величии и блеске, не для того, что Ему поклонялись и служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им. Приходит тихо и скромно, почти незаметно. Вот почему фигурка Христа так мала. Посмотрите внимательно, куда указывает Вифлеемская звезда?

Дети: Она указывает на фигурку младенца.

Воспитатель: Вифлеемская звезда привела ко Христу волхвов. Видите, вверху, над головой Христа, изображен полукруг. Это условное обозначение неба. В небе сияет Вифлеемская звезда. Лучи ее спускаются прямо к голове Младенца, они указывают на Него. Они словно говорят: Он один может спасти людей от гибели! Кто изображён вверху слева и справа?

Дети: Вверху слева и справа мы видим ангелов.

Воспитатель: Они несут людям великую и радостную весть о рождении Спасителя. Кто из вас помнит, кто первым из людей узнал о рождении Христа?

Дети: Первыми из людей узнали об этом пастухи.

Воспитатель: Правильно.  Количество фигур пастухов на иконе может быть разное. На нашей иконе изображены два пастуха. Голова их чуть приподнята – они слушают Ангела, который сообщает им чудесную новость. А вот слева – волхвы, которые идут за Вифлеемской звездой. Кто помнит, что обозначает слово ВОЛХВЫ?

Дети: Волхвы – это мудрецы.

Воспитатель: Прекрасно. Их трое, на них дорожные плащи и шапки. Они проделали длинный, трудный путь, чтобы найти Христа, поклониться Ему и принести свои дары: золото, ладан и смирну. Как вы думаете,  почему волхвы и пастухи изображены отдельно друг от друга?

Дети: (Высказывают свои мнения).

Воспитатель: Волхвы изображены отдельно от пастухов, потому что они представляют разные народы. И вот эти народы, жившие до сих пор каждый по своим законам и традициям, теперь все приходят ко Христу. Он их связывает воедино, дав начало новому роду человеческому – христианам. И, наконец, что мы видим в нижней части иконы?

Дети: В нижней части мы видим двух женщин. Мы думаем, что они собираются купать маленького Христа.

Воспитатель: Это представлено омовение Младенца Христа. Эта сцена на иконе тоже символ. Она показывает, что Сын Божий пришел в мир как истинный человек и готов испытать все, что свойственно любому человеку. Вот, друзья, и мы с вами, как волхвы, совершили маленькое путешествие, рассматривая икону Рождества Христова.

С Рождеством Христовым вас, дорогие мальчики и девочки! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по основам православной культуры на тему "Рождество Христово"

материал может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного возраста в воскресной школе и семейном детском саду...

Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста познавательно - речевого развития «Рождество»

Тема: «Рождество»Цель:Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника;дать представление о его значении.Задачи:   Обучающая: Формировать духовно ...

План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год).

План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год)....

Использование кейс-иллюстраций в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Представлена возможностьт применения кейс-технологий в дошкольном учреждении...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Рождестве Христовом Как рассказать детям о Рождестве Христовом?

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста о Рождестве ХристовомКак рассказать детям о Рождестве Христовом?...

План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год).

План-конспект организованной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «440-летию явления Казанской иконы Божией Матери в Казани (1579 год)....