Главные вкладки

    "Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Лемзякова Елена Анатольевна

    Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при выращивании и уборке злаков, их переработке); процесс изготовления хлеба и хлебопродуктов. Дать представление о том. как растили хлеб в старину.Развивать умение называть последовательность выращивания  хлеба-пахота, боронование, посев, рост, жатва, молотьба, выпечка. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям,вырастившим его.

    Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание народных игр, пословиц, поговорок; разучивание стихов, плясок, песен.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osenniy_prazdnik_hleba_podg._gr.docx25.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Х Л Е Б – В С Е М У    Г О Л О В А»

    Оформление: на центральной стене музыкального зала осеннее украшение. На полках-витринах и на столе – хлебобулочные изделия .

    ( Дети входят  в зал  в  русских  народных  костюмах.)

    Вед. Вот и осень половину

    Срока своего прошла,

    Скоро птицы нас покинут,

    Их умолкнут голоса.

    Солнышко неярко светит,

    Сразу вслед за сентябрем

    Заглянул в окошко месяц,

    Что зовется октябрем.

    1.Осень-золотом червонным ,

    Окружила нас с тобой.

    На песок нарядом модным,

    Опустился лист резной.

    2.Листья солнцем наливались,

    Листья солнцем пропитались,

    Налились, отяжелели,

    Потекли и полетели.

    3.Зашуршали по кустам,

    Поскакали по сучкам.

    Ветер золото кружит,

    Золотым дождем шумит!

    4. В красных бусинках рябинки,

    Зазывают в хоровод.

    У реки дрожат осинки –

    Ветер в их ветвях поёт.

    5. Он поёт о звонком лете,

    О веселье о былом.

    Нам знакомы эти песни,

    Вместе с ветром мы поём.

                    П Е С Н Я    «О С Е Н Н И Й       В А Л Ь С»

    Вед. Здравствуйте, гости дорогие!

    Милости просим к нам на праздник, без гостей и праздник не праздник. Ох и много праздников на Руси раньше было. Многие из них к нам пришли из глубокой старины. Самые веселые, щедрые праздники были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму.

    А сегодня у нас необычный осенний праздник. День рождения хлеба.  Совсем  недавно, 16  октября,  во  всём  мире  отмечали  день  хлеба .Хлеб всегда считался главным блюдом на столе .В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть   хлеб, то и голод не страшен. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны, хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернётся. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Не зря же говорят: «хлеб — всему голова».

     Хлеб в России пекли с куполами,

    Чтоб хватило, как неба, на всех

    За широкими в доме столами

    Крошку бросить считали за грех.

    И хлеб-соль - это русский обычай,

    Словно символ людской доброты.

    И по старому русскому обычаю дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью.(Выносит  каравай  на  рушнике)

    6. Осень золотистая-хлебом колосистая.

    Если мы хотим кого-то, встретить с хлебом и с почётом,

    Встретить щедро, от души, с уважением большим,

    То гостей таких встречаем, круглым, пышным караваем!

    7.Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.

    С караваем соль подносим, поклонясь , отведать просим.

    Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб- соль из рук.

    8.Этот наш обычай вечный – из далёкой старины:

    Честь гостям и радость встречи- словно символ доброты!

    ( Ведущая с поклоном подходит к гостям с караваем и просит отведать хлеб-соль).

    Вед. Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, других уважаемых гостей -это считалось символом благополучия и гостеприимства.

    Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде, и сбору урожая.

    9. У народа есть слова: «Хлеб всей жизни голова».

    Славится он первым на земле, славится он первым на столе.

    Вед. Из маленьких зёрен растут хлебные колосья. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. А когда сеют хлеб? (дети отвечают) Правильно, весной. На поля выезжают трактора, сеялки и вовсю кипит работа. А ещё на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания: чтобы колосья росли спелыми, наливными, чтобы урожай был богатым.

                    «П Е С Н Я       О       Х Л Е Б Е»

    Вед. В век техники и электроники, хлеб всё равно даётся не легко. Добывается в поте лица, и хлебная страда всегда тяжела. А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.

    10. Для того, чтоб выросла пшеница,

    Нужно, не жалея сил, трудиться:

    Полюшко вспахать весною ранней,

    К севу приступить без опозданий.

    11. За лесами, за лугам

     Раздаётся в поле гром,

    Это тракторы плугами

     Пашут лёгкий чернозём.

    12. На широкие долины

    Вышли новые машины:

    Глянь в раскрытое окно –

     Сеют сеялки зерно.

    13.В почву лягут золотые зерна,

    Встанут стебельки над пашней черной.

    А пригреет солнышко сильнее –

    И земля ковром зазеленеет!

    14. Сколько в это зёрнышко

    Вложено труда,

    Знают только солнышко,

    Ветер да вода.

    15.Под весенним дождиком пшеница

    Будет вырастать и колоситься.

    За весною вслед наступит лето –

    И нальется колос незаметно.

     А потом придет к нам в гости осень.

    Собирать пшеницу всех нас просит!

    Вед.  Вот и созрели  колосья . Наступает пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины. А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатвой.

    Солнце поднимается, заря загорается, а наши жницы на поле идут, поют, заливаются.

    РУССКАЯ   НАРОДНАЯ  ПЕСНЯ    «ОБРЯДОВАЯ  УРОЖАЙНАЯ»  (девочки)

    Вед. Жницы не дремали, жницы жито жали ,

    Связали копнами, сложили копнами.

    Девочка- «жница».  А мы жито жали, во снопочки вязали,

    На ток возили, цепями молотили.

    Будем тесто месить, пирогами всех кормить.

    (Выходит мальчик Тит с большой ложкой, к нему подходят девочки – жницы.)

    Тит: Где с начинкой пироги?

    1-я жница: Не колода, лодырь, не пень,

    Пролежал целый день.

    2-я: Не жнёт, не косит, а обедать просит.

    Тит, иди молотить!

    Тит: (плаксиво): Живот болит!

    3-я: Тит, иди молотить!

    Тит: Спина болит!

    1-я: Тит, иди мёд пить!

    Тит: Дай скорее шапку схватить!

    2-я: Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

    3-я: Хорошо лентяю жить: ему не о чём тужить.

    1-я: Лентяй пашенку не пашет, сеть шелковую не тянет.

    2-я: В избе не прибирает, как испечь калач, не знает.

    (Девочки и мальчики встают в шеренги напротив друг друга, хором поочерёдно произносят)

    Девочки: Что посеешь-то и пожнёшь!

    Мальчики: Что пожнёшь- то и смолотишь!

    Девочки: Что смолотишь- то и смелешь!

    Мальчики: Что смелешь – то и съешь!

                    «Х  О  Р  О  В  О  Д       С       К  О  Л  О  С  Ь  Я  М  И»

    Вед. У всех народов хлеб пользуется особым уважением. В старину хлеб резать ножом считалось большим грехом. Его ломали на куски. А когда стали резать ножом, то резали, прижимая его к груди. Хлеб почитали с древних времён и складывали о нём мудрые изречения. Давайте их вспомним.

    1.Не красна изба углами, а красна пирогами.

    2. Был бы пирог, найдётся и едок.

    3.Без теста пирога не испечёшь.

    4.Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

    5.Блин не клин, брюха не расколет.

    6. Хлеб -всему голова.

    7. Горька работа да хлеб сладок.

    8. Хочешь есть калачи,  не сиди на печи.

    9. Каравай хлеба не  свалится с неба.

    Вед.  А  сейчас  у  нас  конкурс для родителей.

    Кто пословицу отгадает,

    Тот баранку получает!

                            «З  А  К  О  Н  Ч  И       П  О  С  Л  О  В  И  Ц  У»

    1. Хлеб – всему (шея, голова, ноги)

    2. Хлеб дороже (дружбы, золота, шоколадки)

    3. Земля - матушка, а хлеб – (батюшка, дедушка, учитель)

    4. Без хлеба куска везде (сказка, тоска, болото)

    5. Хлеб хлебу (брат, друг, враг) .

    Вед.  Ребята,  а  знаете ли вы,  как  каравай  к нам на стол попадает?

                            ХОРОВОД-ИГРА    «КАРАВАЙ»

    Вед. Эй, мальчонки  и  девчушки,

    Запевайте-ка частушки!

    Спойте громко и игриво,

    Чтобы выглядеть красиво.

                            «Ч А С Т У Ш К И    О     Х Л Е Б Е»

    Вместе. Начинаем петь частушки,

     Просим не смеяться,

    Тут народу много в зале,

     Можем растеряться.

    1. На столе у нас пирог,

    Пышки и ватрушки,

    Так споём же под чаёк

    Хлебные частушки.

    2.Все мы в Шатовке  живём,

    Сушки, пряники жуём.

    Булочки и крендельки,

    Кулебяки, пирожки.

    3. Хлеб я ем с утра до ночи

    Булки с ночи до утра

    Очень весело проходят

    В нашей группе вечера.

    4.Прянички печатные

    До чего ж нарядные!

    Мы не сразу их съедим,

     А сначала поглядим.

    5.Ты прости меня,

     Надюша, что тебя обидел,

    Я пирог твой откусил,

    А тебя не видел.

    6.Маленькое, сдобное

    Колесо съедобное.

    Не один его я съем,

    Разделю ребятам всем.

    7. Хлеборобы землю пашут,

    Пекарь служит у печи .

    Ну, а все ребята наши

    Любят булки, калачи.

    8. Пироги так хороши,

    Просто объедение.

    Повар наш нам напечет

    Всем на день рождения.

    Вместе. Каравай заводит дружбу

    С тем, кто с детства любит труд

    Если ты с работой дружен

    Выходи смелее в круг.

    Вед. У меня есть волшебные, хлебные загадки. Вы готовы их отгадывать?

                            З А Г А Д К И.

    1. Он- не мяч и не клубок,

    Он – румяный … (колобок)

    2. Маленькое сдобное,

    Колесо съедобное!

    Я одна тебя не съем.

    Разделю ребятам всем. (бублик)

    3. Что на сковороду наливают.

    Вчетверо сгибают.

    Да в сметану макают. (блин)

    4. Очень ароматные,

    Сладкие и мятные.

    Сверху - в глазурном глянце,

    Словно в радостном румянце. (пряник)

    5. В праздник он придет ко всем,

    Он большой и сладкий.

    В нем всегда орешки, крем,

    Сливки, шоколадки. (Торт)

    Вед. А  сейчас   поскорей  приглашайте в  круг  друзей.

                    «П О Л Ь К А   Д О Ш К О Л Я Т»

    Вед. А сейчас, ребята, поиграем в игру.

                    И Г Р А    «У Г А Д А Й  П О   В К У С У»

    (На подносе нарезаны кусочки разных хлебобулочных и мучных изделий. Дети с закрытыми глазами по вкусу определяют, что они съели. (пряник, черный хлеб, батон, тортик, пирожок и тд.)

    Вед.  Вкусно, ребята? А все это нам приготовили пекари.

    (Входят три пекаря в белых колпаках. На шее — связка сушек. Поют на мотив песни «Марш высотников» муз. Р. Щедрина (из к/ф «Высота»)

    Пекари. Не кочегары мы, не плотники,

    Но сожалений горьких нет, как нет.

    Хлебозавода мы работники,

    Вам из пекарни шлем привет!

    1-ый Пекарь.

    Вот он, хлебушек душистый,

    Вот он, теплый, золотистый.

    В каждый дом, на каждый стол

    Он пожаловал, пришел!

    2-ой пекарь.

    В нем здоровье, наша сила,

    В нем чудесное тепло.

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло!

    3-ий пекарь.

    В нем — земли родимой соки,

    Солнца свет веселый в нем.

    Уплетай за обе щеки,

    Вырастай богатырем!

    Вед. Посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекают руки пекаря. Что ещё можно сделать из муки?

    Дети: (отвечают): Печенье, баранки, сушки, сухари, хлеб, пряники, рулеты, пельмени, макароны.

    Вед. Вот  сколько  всего!  Спасибо   вам,   пекари,  за ваш  нелёгкий  труд!  (Уходят  под  «Марш  высотников»)

    Вед. А  сейчас  мы  поиграем в  игру.

            АТТРАКЦИОН    «ПЕРЕВЕЗИ  МЕШКИ  С  МУКОЙ»

    (Дети нагружают  в  грузовик   мешочки  с «мукой» и последний   ребёнок  увозит их на «мельницу»)

    Вед. Очень важно и нужно бережно относиться к хлебу. Научитесь с детства ценить хлеб. На Руси был обычай – сгрести в ладонь хлебные крошки и со стола и съесть. Соблюдая старинный обычай, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», высказывают хлебу своё почтение. Давайте   послушаем  стихотворение С. Михалкова.        

    1.Три паренька по переулку,

    Играя будто бы в футбол,

    Туда-сюда гоняли булку

    И забивали ею гол.

    Шел мимо незнакомый дядя,

    Остановился и вздохнул

    И, на ребят почти не глядя,

    К той булке руку протянул.

    Потом, насупившись сердито,

    Он долго пыль с нее сдувал

    И вдруг спокойно и открыто

    При всех ее поцеловал.

    - Вы кто такой?- спросили дети,

    Забыв на время про футбол.

    - Я пекарь!- человек ответил

    И с булкой медленно ушел.

    И это слово пахло хлебом

    И той особой теплотой,

    Которой налиты под небом

    Моря пшеницы золотой.

    Вед. Как  вы  думаете,  правильно  поступили  дети,  играя  хлебом  в  футбол? (Ответы  детей)

    - Дети! Помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!

    1.Мальчик, ногою пинающий хлеб,

    Мальчик, голодных незнающий лет,

    Помни, что были лихие года,

    Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

    Хлебом клялись, за хлеб умирали

    Не для того, чтоб в футбол им играли.

    В слове народная мудрость таится,

    Вот что в народе у нас говорится:

    «Если ты хлеб ценить перестал,

    Ты человеком быть перестал! »

     Хлеб валяться не имеет права

    Потому что, если хлеб в пыли,

    Самая великая держава

    Не поднимет крылья от земли!

    Вед. «Будет хлеб - будет песня», правда в этих словах,

    Будет хлеб полновесный - будет радость в глазах.

    Каждый к хлебу причастен, будем бережны все!

    Будет хлеб – будет счастье, будет жизнь на Земле!

                    П Е С Н Я    «З О Л О Т О Е    З Ё Р Н Ы Ш К О»

    Вед. Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в кусочек хлеба.

                     1.  Человек привык трудиться.

                       Люди пашут, сеют, жнут.

                       В каждом зёрнышке пшеницы,

                       В каждой крошке хлеба труд.

                     2.  Хлеб растёт не для объедков,

                       От зари и до зари,

                       Говорят в народе метко,

                       Съесть не можешь, не бери!

                      3. Хлеб ржаной, батоны, булки

                       Не добудешь на прогулке

                       Люди хлеб в полях лелеют,

                       Сил для хлеба не жалеют.

                     4. Хлеб наш берегите

                       Хлебом не сорите

                       Хлеб наш уважайте

                       С хлебом не играйте

                      Все. Хлеб выбрасывать нельзя

                       Берегите хлеб, друзья

    Вед.  Вы запомните, дети, золотые слова:

    Хлеб - всему голова!

    Хлеб – всему голова!

    Вед.  А сейчас   приглашаем вас на  весёлое  чаепитие!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

    Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

    "Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

    "Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

    Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

    Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

    Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

    Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

    МИНИ-МУЗЕЙ О ХЛЕБЕ «Хлеб всему голова»

    Цель:  расширить знания детей о хлебе.Задачи:Образовательные:изучить историю возникновения хлеба;познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных из...

    Экологический проект «Хлеб всему голова» Тема: «Откуда хлеб пришел» (Возраст 4-5 лет)

    Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будние и в праздничные дни. Без него не обходится ни один прием пищи....