Сценарий фольклорного развлечения во 2 младшей группе. «Пасхальное путешествие»
методическая разработка на тему

Метлина Галина Анатольевна

Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора (песен, частушек, прибауток, потешек, закличек, загадок игр и пр.); познакомить с историческим христианским народным праздником «Пасха»; познакомить с русской избой; продолжать развивать речевую активность, общую и мелкую моторику; развивать положительные эмоции, музыкально-творческие способности в совместной с взрослым деятельности. Закреплять музыкально-ритмические и певческие навыки.

Предварительная работа: Разучивание народных песен, частушек, потешек, прибауток, игр, отгадывание загадок; знакомство с традициями русского народа; привлечение родителей в совместной творческой работе с детьми по росписи пасхальных яиц и подставок; поиск предметов старинной утвари для мини музея русской избы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasha.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного развлечения во 2 младшей группе.

 «Пасхальное путешествие»

Воспитатель. Метлина Галина Анатольевна

Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора (песен, частушек, прибауток, потешек, закличек, загадок игр и пр.); познакомить с историческим христианским народным праздником «Пасха»; познакомить с русской избой; продолжать развивать речевую активность, общую и мелкую моторику; развивать положительные эмоции, музыкально-творческие способности в совместной с взрослым деятельности. Закреплять музыкально-ритмические и певческие навыки.

Предварительная работа: Разучивание народных песен, частушек, потешек, прибауток, игр, отгадывание загадок; знакомство с традициями русского народа; привлечение родителей в совместной творческой работе с детьми по росписи пасхальных яиц и подставок; поиск предметов старинной утвари для мини музея русской избы.

Материал: Ширма с изображением русской избы, печки, чугунка, кочерги, ухват, лавочка, скатерть, вязаные салфетки, самовар, домотканые половички, рушники, миски, деревянные ложки, вязанка дров, Сундучок с изображением городецкой росписи с музыкальными инструментами (трещотки, бубенцы, бубны, дудочки, свистки), русские народные костюмы, пасхальные яйца (крашенки), подставки для яиц ручной работы, лошадки на палочке.

Ход развлечения:

Воспитатель с детьми одетые в русские народные костюмы заходит в зал с музыкальными инструментами под звон колоколов.

Воспитатель: Дети сегодня праздник Пасхи – самый светлый.

                         Всё ликует и поёт.

                         Радуется вся природа,

                         Оживает и цветёт.

Дети: Под напев молитв пасхальных

          И под звон колоколов

          К нам летит весна из дальних,

           Из полуденных краёв.                  

Дети поют закличку и играют на музыкальных инструментах.

Солнышко красно,

Гори, гори ясно!          (Дети играют на бубнах и кружатся)

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,      (Дети играют бубенцами, поднимая и опуская руки)                        

В небо рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи!  

Всех на свете детушек

Обогрей, оздорови!      (дети играют на трещотках)                       

Распушила ветки верба,

Песни ласточек слышны,

Праздник света, праздник веры

Есть у ласковой весны.    (дети играют на свистульках «пение птиц»)                             

Колокольным перезвоном

Славят люди праздник тот,

С добрым словом и поклоном

Обнимается народ.             (дети звонят в колокольчики)                          

«Жив христос! Христос воскресен!» -

Носит тёплый ветерок.

Праздник пасхи так чудесен,

Сердцу каждому урок.           (дети играют на дудочках)                         

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла.      (дети играют на свистульках «пение птиц»)          

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что это за праздник?

1 ребёнок: Пасха - семейный праздник, но в гости ходили обязательно – христосоваться.    

2 ребёнок: Обязательно одевались во всё белое, светлое, нарядное.                  

3 ребёнок: На пасху готовили  такие кушанья, которые ели один раз в году: куличи, пасхи.              

4 ребёнок: Христосование – Это обычай всеобщего целования. Приговаривая «Христос воскрес! Воистину воскрес!», обменивались яйцами (крашенками) и целовались.

5 ребёнок: И в саду у нас сегодня

                    Я заметил, как тайком

                    Похристосовался ландыш

                    С белокрылым мотыльком.                          

Раздаётся стук в дверь, входит почтальон Печкин: Здравствуйте дети!        

Дети: Здравствуйте!        

Почтальон: Я принёс вам письмецо из деревни Простоквашино.

Воспитатель: Спасибо тебе почтальон. Сейчас мы его прочитаем.  

Воспитатель читает: Приглашаем всех детей к себе в гости в деревню на праздник Пасхи. Бабушка, дедушка и внучка.

Воспитатель: Путь неблизкий,

                          Дальний путь

                          Далеко они живут

                          Как добраться?

                          Как доехать?

                           И отправиться  нам в путь?

Звучит аудиозапись «Лошадки» (подсказка).

Дети: На лошадке мы поскачем

           Цок, цок, цок

           Цок, цок, цок.

           К деду, к бабе мы прискачем

           Цок, цок, цок

           Цок, цок, цок.

Дети вместе с воспитателем, одетые в русские костюмы «едут в зал на лошадке», приговаривая:

«Едем, едем к бабе, к деду

На лошадке. Но! НО! (объезжают круг под песню «Лошадки») .

Воспитатель. Ехали мы, ехали,

                        Наконец приехали!

А вот и домик Бабушки с Дедушкой. Но почему-то никто нас не встречает, наверно не слышат, что мы уже тут. Давайте станцуем наш самый веселый и заводной танец. Бабушка с Дедушкой услышат и к нам выйдут.

Дети исполняют парный танец «Полька». 

Из избы выходит внучка Варварушка.

Внучка. Что за музыка звучит?

                Кто тут у дверей стоит?

                Ах, это детушки пришли.

                Добрый день, братцы!

                Добрый день, сестрицы!

                Меня Варварушкой зовут.

                Рада братцам, и сестрицам,

               Рада, рада всем гостям,

               Ведь сегодня праздник Пасхи

               Рады добрым все вестям!              

Выходят бабушка с дедушкой.

Дедушка. Здравствуйте, дорогие наши ребятки, дорогие наши внучатки!

Бабушка. Здравствуйте, гостьюшки дорогие

                  Малые, да и большие.

                 Вы не стойте у дверей!

                 Проходите в дом скорей!

                 На крылечечко ступайте

                 Ножки чисто вытирайте.

                 Проходите в избу, в дом

                Там светлым-светло кругом

                 Половички все домотканые

                 Скатёрки самобраные

                 Коврики все рукодельные,

                 А зановесочки разубранные.

                 Садитесь ко рядком,

                 Да поговорим ладком.

Дети садятся на лавочки

Бабушка: Нравится вам здесь?

Дети: Да.

Бабушка: Ты дед, пока за дровами сходи, а я тесто замешу, ну а ты, внученька, гостям избу покажи.

Внучка. Хорошо, бабушка. (Дед и баба уходят)

-Ребятки, а вы знаете, из чего изба состоит?

Я вам сейчас расскажу, а вы за мной повторяйте.

Коммуникативная пальчиковая игра «Изба»

Стенка, стенка (указательными пальцами показывает щеки)

Потолок (показывает лоб)

Два окошка (указательными пальцами указывает на глаза)

Дверь (на рот),

Звонок! Дзинь-дзинь-дзинь! (Нажимают пальцами на кончик носа).

Никто не открывает. (сцепляют руки в замок),

Только зря звоним в звонок (выпрямляют большие пальцы),

На дверях большой замок.

Вот он, ключик! (Правую руку выставляют вперед, соединив большой и указательный пальцы) .

И открыт замок! (К левой ладошке приставляют большой и указательный палец правой руки и поворачивают их по часовой стрелке) .

Внучка. Посмотрите-ка внимательно, ребятки, что еще в горнице есть… (дети рассматривают предметы быта). Рассмотрели, а теперь попробуйте отгадать мои загадки, о каких предметах быта в них говорится?

1. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны.

(Стол)

 2. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

 (Печка)

3. Бычок рогат, в руках зажат.

Еду хватает, а сам голодает.

(Ухват)

4. Шипит, кипит, всем чай пить велит.

(Самовар).

Молодцы, все загадки отгадали.

А вот в эту кроватку, кого можно спать уложить?

Дети: Кукол.

Внучка. А баюкать да приговаривать умеете? Давайте  я вас научу.

Уж ты, котенька, коток,

Котя-серенький хвосток,

Приди Котя ночевать,

 Мою деточку качать.

Уж как я тебе, коту

За работу заплачу.

Дам кусочек кулича

И кувшинчик молока.

Дети берут кукол, укачивают их, подпевают колыбельную песню.

Входят Бабушка и Дедушка.

Бабушка. Что-то тихо у вас?

Воспитатель.  Варварушка учила нас, как кукол нужно спать укладывать.

Бабушка. Вот и хорошо. А я вас научу разным прибауткам.  

Воспитатель. Да знаем, мы, знаем, правда, ребята?

Можем тебе сами песенкой рассказать. Вот послушай!

Дети читают русскую народную прибаутку «Десять внучат»

У нашей бабушки десять внучат:

2 Акульки – в люльке качаются.

2 Аленки – в пеленке валяются.

2 Аришки – на перинках удивляются.

2 Ивана – на лавках сидят.

2 Степана – учиться хотят.

10 внуков – а бабушка одна!

Бабушка. Молодцы вы у меня, такие умненькие да разумненькие, все знаете. А как вы думаете, ребята, что в доме главное: то ли крылечко, то ли печка, то ли окошко, то ли стол да скамейка с кошкой?

Дети: (ответы детей)

Бабушка: Я скажу вам от души

                  Лучше Русской нет печи!

                  В ней и щи и пирожок,

                  Хлеб и кашу и творог,

                  Куличи и колобки,

                  Запеканки и блины,

                 Приготовить можно всё

                 Быстро, вкусно и тепло

                 В общем, как ты не мечи,

                 Лучше Русской нет печи!                  

Мала печка, да тепленькая. На ней и валенки просушить, и самим погреться.

Дедушка. Прежде, чем печь топить, не забудь дрова нарубить. Да приговаривай, дело-то быстрее пойдет.

Дед имитирует колку дров, приговаривая:

Я колю, колю дрова, я колю на чурочки.

Я колю, колю дрова, гори огонь в печурочке.

Дедушка наклоняется и кричит. Ой! Ой! Ой! Помогите!

Бабушка. Что случилось?

Дедушка. Ой! Беда! В спину стукнуло меня.

Бабушка. Что же делать, как же быть.

                  Придётся мне дрова рубить.

Воспитатель. Дети давайте поможем бабушке и дедушке.

Дети исполняют сюжетный танец под аудиозапись песни «Весёлый паренёк»

Морозная погода, безоблачный денек,

По улице шагает веселый паренек.

Иди, зовет старушка, дрова пилить, скорей

Парнишка улыбнулся и так ответил ей.

Пожалуйста, пожалуйста, работать я не прочь,

Пожалуйста, пожалуйста, я всем готов помочь.

И вот пошла работа, во всю пошли дела,

Звенит, не умолкая, зубастая пила.

Парнишке стало жарко, скорей пальто снимай,

Берет топор хозяйка, колоть теперь давай.

ПРИПЕВ:

Парнишка раскраснелся и кажется, устал,

Но прямо в дом к хозяйке дрова перетаскал.

Пора дружок поесть нам, уже готов обед,

У славного парнишки всегда один ответ.

ПРИПЕВ:

Пожалуйста, пожалуйста, обедать я не прочь,

Пожалуйста, пожалуйста, я всем готов помочь.

Дед кладет дрова в печь, в печке загорается огонь. Бабушка месит тесто.

Бабушка. Хорошо топится печь, лады, ладушки - лады, испеку я куличи. Куличи горячи, не хотят сидеть в печи. А вы хотите помочь мне куличи печь?

Воспитатель. Давайте, ребятки, поможем бабушке, испечь куличи!

Дети исполняют под мотив русской народной песни «Ладушки» песню «Испекли мы куличи»

Мы пекли, мы пекли.              Играют в ладушки

Испекли мы куличи.

Румяные сдобные,                 Гладят по щёчкам

Солнцем опалённые.             Руками описывают круг

Испекли на праздник,             Игра в ладушки

Испекли на Пасху.

Всем мы кулича дадим,          Разводят руки в стороны

Никого не обделим.

Будем обниматься,                 Обнимают друг друга

Будем целоваться.                  Целуют друг друга с лева

Будем целоваться                   на право

И яйцом меняться.                   Имитируют обмен

И друг другу скажем,

Что христос воскресен              Произносят «воскресен» и делают поклон сначала в одну

А в ответ услышим,                    сторону, потом

Во истину воскресен.                  в другую

Дедушка. Пока куличи остывают, покажу-ка я вам свой чудо-сундучок!

Вы ко мне сюда бегите,

Чудо-сундучок посмотрите!

Что глаза увидят, назовите. И в руки возьмите.

Дети вынимают из короба музыкальные инструменты.

Внучка. Вот какая у нас детвора!

А где детвора, там и игра!

Дети играют русскую народную мелодию на музыкальных инструментах.

Дедушка. А еще есть в коробе платочек расписной, хотите с ним в Жмурки поиграть?

Воспитатель. Конечно, хотим, правда, ребята? Только давай, дедушка, ты Жмуркой будешь.

Дедушка. Что ж, давно я не играл, вас, внучатки поджидал.

Если есть внучатки, значит, будут прятки!

Дети с дедом играют в жмурки.

Бабушка. Быстро времечко бежит

                  Самовар уже кипит.

                  Ну, ка внученька скорей

                  Ставь на стол всё побыстрей.

Внучка ставит самовар и куличи на стол. 

Бабушка. Ах, вы, лапушки мои,

                 Кушайте ка куличи.

                 Куличи горячи,

                 Только, только из печи.

                 Чайком запивайте,

                 Нас не забывайте.

Дети пьют чай с куличами, благодарят Бабушку, Дедушку, Варварушку и прощаются с ними до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного развлечения "Труд - кормит, лень - портит"

Вечер фольклорного развлечения для детей старшего возраста с инсценировкой сказки "Кому горшки мыть"....

Сценарий фольклорного развлечения "Осенние посиделки"

Сценарий для детей  второй младшей группы с  использованием русских народных игр, песен, танцев....

«Русская ярмарка» Сценарий фольклорного развлечения для детей старшей группы.

В данной публикации представлен сценарий "русская ярмарка". Здесь мы учим детей формировать праздничную культуру,знакомим традициями народного праздника,особенности организации праздничного действа.Кр...

Сценарий театрализованного развлечения в старшей группе «Пасхальная сказка»

Способствует формированию у детей интереса к православной культуре и традициям русского народа, знакомит их с таинством праздника Пасхи....

Сценарий развлечения для детей младшей группы "Пасхальный кулич"

Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста "Пасхальный кулич"...

Развлечение для детей второй младшей группы «Пасхальные посиделки»

Развлечение для детей второй младшей группы «Пасхальные посиделки»...

Сценарий фольклорного развлечения в первой младшей группе "В гости к бабушке Арине"

Сценарий фольклорного развлечения в первой младшей группе              ...