Конспект развлечения для детей среднего и старшего возраста. Творчество С.С. Прокофьева "По страницам его сочинений"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кадрия Ирфановна Плотникова

Цель: Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

 

1. Совершенствовать психические процессы: логическое мышление, произвольное внимание и память;

 

2.. Воспитывать целенаправленность, желание достичь положительного результата.

 

3. Развивать познавательный интерес, внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 имени Л.Г. Венедиктовой,

СП МДОУ д/с №8 г. Маркса, Саратовской области

Сценарий  развлечения

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Творчество С.С. Прокофьева «По страницам его сочинений»:

«Времена года» из балета «Золушка»

«Тарантелла»

Симфоническая сказка «Петя и Волк»

Подготовила: музыкальный руководитель

                         Плотникова К.И.

Апрель, 2016г.

Цель: Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Совершенствовать психические процессы: логическое мышление, произвольное внимание и память;

2.. Воспитывать целенаправленность, желание достичь положительного результата.

3. Развивать познавательный интерес, внимание.

ХОД:

Приветствие попевкой «Здравствуйте!»

Муз.рук. Сегодня, ребята, мы собрались с вами в зале, чтобы поговорить о творчестве композитора С. Прокофьева.

(На центральной стене висит портрет композитора)

Муз.рук. Композитор – С. С. .Прокофьев, посвятил очень много  прекрасных произведений для детей. И сейчас, я предлагаю вам, отправится в путешествие по страницам его сочинений.

Посмотрите, какой чудесный сборник произведений С. Прокофьева появился перед нами. Этот сборник называется «Детская музыка».

Давайте откроем его первую страничку.

Она называется : «Времена года».

Это цикл произведений по временам года. Давайте вспомним, какие времена года мы знаем?

Ответ детей: Осень, Зима, Лето, Весна.

Муз.рук: С. Прокофьев сочинил музыку для каждого времени года, и я предлагаю послушать отрывки из этих произведений.

  1. «Фея Осени»
  2. «Фея Зимы»
  3. «Фея Весны»
  4. Фея Лета»

Муз.рук. Вторая  страничка нас познакомит с музыкой Италии. Мы с вами поговорим о танце под названием «Тарантелла». Мелодия этого танца стремительная, летящая. Кажется, что мы попали на веселый карнавал, где все веселятся, поют и кружатся. Слушаем.

Слушание «Тарантелла»

А, сейчас я, предлагаю ребятам подготовительной группы №3 станцевать нам тоже весёлый танец, но уже аргентинский под названием «Танго», не менее весёлый, и стремительный.

Дети  исполняют «Аргентинское танго с веерами»

Муз.рук: Спасибо, ребятам. А мы продолжаем наше путешествие по творчеству С.С. Прокофьева. И следующая страница называется «Симфонический оркестр»

Симфонический оркестр – это большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические произведения. В котором есть такие инструменты: 

- струнные (звук извлекается с помощью струны)

- духовые-деревянные (звук извлекается с помощью воздуха)

- духовые-медные

-ударные (звук извлекается с помощью удара по инструменту)

- клавишные, (звук извлекается с помощью клавиш)

С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Все роли в сказке исполняют … музыкальные инструменты.

У каждого героя есть и своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. Такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом.

Характер темы может меняться в зависимости от действия, происходящего в сказке, но она всегда узнаваема. Сейчас мы с вами в этом убедимся сами.

И прошу вас внимательно послушать Симфонический оркестр, который написал композитор – Прокофьев под названием «Петя и волк».

Слушание  в аудиозаписи «Симфонического оркестра»

Сказка «Петя и волк»

Муз. руководитель. Кто главный герой в сказке?

Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку.

Как вы думаете, какой характер у Пети? Каким изобразила его музыка?

- Веселым, озорным, радостным.

Мелодия Пети…. беззаботная, приветливая, весёлая.

Петю изображают …. струнные инструменты – мягкие, с тёплым тембром.

Вдруг зазвучала другая мелодия. (слушают)

Да, на высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно», - весело закричала она.

Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая и тема птички какая?

-То быстрая, проворная, то лёгкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая.

- Птичку изображает какой инструмент? (флейта.)

- Звук у флейты светлый, лёгкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи.

Слушаем, что дальше произойдёт в сказке. (слушают)

Узнали, чья это мелодия? Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка.

Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитку, и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке.

Утка ходит как? (вперевалку, неуклюже.)

Поэтому мелодия утки какая? (медленная, неповоротливая.)

Мелодию утки играет инструмент- гобой.

Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря»

Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.

Вдруг Петя насторожился. (слушают)

Он заметил, что по траве крадётся кошка.

- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?

(Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.)

Мелодию коварной, хитрой кошки играет какой инструмент? - кларнет. Этот инструмент с разными тембровыми окрасками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой он изображает низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками. Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней.

Кто ребята спас птиц то кошки?

«Берегись! » - крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку. (слушают)

Вышел дедушка.

Он рассердился, что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит дедушка медленно, с трудом. И музыка медленная, передаёт его тяжёлую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет фагот – самый низкий деревянный духовой инструмент. Дедушка увёл Петю домой и крепко запер калитку. Вот мы с вами вспомнили знакомый сюжет сказки, а сегодня музыка нам расскажет, что же произошло дальше. Давайте послушаем и попробуем догадаться. (слушают)

И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк.

Волка изображают три валторны. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые.

Тема, волка какая? (устрашающая, грозная.)

И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка

Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. (Слушание тему) .

Дети: Это барабаны! Ударные инструменты.

Правильно, тему Охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

Из леса выходят Охотники.

Они давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.

Произведение завершается всеобщим шествием.

В котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. (Слушают)

Вот и заканчивается симфоническая сказка Прокофьева.

Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух.

Муз. руководитель. Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие?

Муз. руководитель. А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

Муз. руководитель. Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.

Молодцы, хорошо позанимались! А теперь показали мне ладошки и поблагодарили себя за работу на занятии.

До свидания! До встречи на следующем занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летнее развлечение для детей среднего и старшего возраста «Приключения ягодки Малинки».

Летнее развлечение "Приключение ягодки Малинки"  для детей средего и старшего возраста. Цель: закреплять  знания детей об окружающем мире, развивать интерес к природе, бережное отношение. Ра...

Конспект развлечения для детей среднего и старшего возраста «Мыльные пузыри»

Конспект раввлечения для детей среднего и старшего возраста "Мыльные пузыри""...

Летнее развлечение для детей среднего и старшего возраста «Это чудо - лето!»

Сценарий летнего развлечения для детей среднего и старшего возраста "Это чудо - лето!"...

сценарий развлечения для детей среднего и старшего возраста "Встречаем Масленицу на Кубани"

Сценарий развлечения для детей среднего и старшего возраста...

Народные традиции и праздники. Летнее развлечение для детей среднего и старшего возраста

Одна из главных задач дошкольного воспитания - формирование в маленьком человеке устойчивых нравственных категорий, любви к Отечеству и окружающим его людям. Приобщить дошкольников к истокам народной ...

Сценарий литературного вечера «Книжкины страницы» для детей среднего и старшего возраста.

Цель: формирование интереса детей к книгам, к произведениям детской литературы. Задачи:1. Активизировать и обобщить знания детей о книгах и сказочных героях.2. Совершенствовать коммуникативные фу...