Викторина на тему: ”Путешествие в далекую старину”.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Цель: создать эмоцианально-положительное настроение детей, активизировать память дошкольников, обогатить представление детей о жизни нашего народа в далеком прошлом.

Задачи: закрепить знания детей о жизни, быте и ремеслах русского народа, развивать внимание, память, связную и диалогическую речь, мышление, формировать навыки работы в команде.

Предварительная работа: знакомство с жизнью и бытом наших предков, объяснение старинных слов, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр фильмов, снятых в краеведческих музеях, чтение книг, разучивание песен, танцев.

Используемый материал: интерактивная доска с презентацией, предметы для игры

“ Что не так ? ”, иллюстрации-карточки с изображением деревянной, глиняной и чугунной посуды к игре “Наведем в доме порядок”.

Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста “Путешествие в   далекую старину”.

Очень красиво, нарядно украшен зал. Центральное место по праву занимает русская изба, печь и прялка, кулисы украшают иллюстрации быта русского народа, а подоконники окон — многочисленные детские поделки.

   Всё готово к празднику !

         I.            Вход детей в музыкальный зал.

Дети из трёх старших групп под народную музыку торжественно заходят в зал, садятся на свои места. Их аплодисментами встречают гости и представители жюри.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья !

Дети: Здравствуйте !

Ведущий: Ребята, вы любите путешествовать ?

Дети: Да !

Ведущий: Вот поэтому мы и собрались сегодня с вами здесь, чтобы совершить необычное путешествие, путешествие из настоящего в прошлое – в далекую старину.

Следить за нашим полётом будут гости и члены жюри, которые оценят ваши знания, умения и навыки. А поможет нам совершить этот полёт машина времени. Сядьте поудобнее, смотрите внимательно — полетели…!!!

Звучит народная музыка и на интерактивной доске демонстрируется фрагмент из фильма “Сельская жизнь”, погружая ребят в атмосферу жизни и быта русской деревни.

Ведущий: Ребята, вы узнали, где мы приземлились ?

Дети: Да ! Это деревня.

Ведущий: Правильно, друзья ! Это русская деревня. Давным–давно предки русских – славяне – селились по берегам рек и озёр, рядом с лесом.

“У леса жить – голодным не быть” – гласит русская пословица. И верно. В лесу –зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мёд, съедобные коренья и лечебные травы.

      II.            А теперь – внимание на экран. Слушаем вопрос, думаем, отвечаем правильно. (используется интерактивная доска).

Дети из трёх групп по очереди отвечают на заданные им вопросы.

Ведущий: Из какого материала строили жилища наши предки ?

·         (на интерактивной доске появляются картинки: кирпич, земля, бетонные блоки, бревна).

Дети I группы: Из брёвен.

Ведущий: Как называются эти строения ?

·         (на интерактивной доске появляются картинки: дом, изба, коттедж, замок).

Дети II группы: Изба.

Ведущий: Из каких частей состоит изба ?

·         (на интерактивной доске появляются картинки: спальня, гостиная, сени, кабинет, комната).

Дети III группы: Сени, комната.

Ведущий хвалит детей и продолжает: Что в избе занимала главное место ?

·         (на интерактивной доске появляются картинки: камин, печь, электрический обогреватель, батарея).

Дети I группы: Печь.

Ведущий: Почему печь была так необходима нашим предкам ?

Дети II группы: В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду и травы, мылись, спали, грелись, лечились. (отвечать помогали дети I и III групп).

Ведущий: Где в старину люди хранили продукты ?

·         (на интерактивной доске появляются картинки: холодильник, окно, погреб).

Дети III группы: Продукты хранили в погребе.

   III.            Ведущий хвалит всех участников викторины и объявляет Музыкальную паузу.

Ведущий: Закончился день, наполненный хлопотами по хозяйству. Садятся девушки и сестрички на лавочки возле окон и поют задушевные народные песни – грустные, веселые, озорные. А как поют ребята из группы “Искорки” – мы сейчас услышим.

(звучит песня “Метелица”, музыка А.Варламова слова А.Глебова)

Песня ребят группы “Солнышко” называется “Валенки” (русская народная песня).

А ребята из группы “Ладушка” исполняют русскую народную песню “На горе–то калина”.       

·         Взрослые благодарят детей аплодисментами.

 

   IV.            Ведущий: Ребята, а теперь ненадолго заглянем в “избу”. Мы предлагаем вам игру

 “ Что не так ? ”

(выставляются на середину ковра стол, 2 стула, скамья и контейнер)

 

 

На столе:  чайник                                                    самовар

                  ложки из металла                                   ложки деревянные

                  салонка                                                   туесок

                  корзинка пластмассовая                       корзинка плетёная

                  кукла современная                                матрёшка

      чашка                                                      деревянная кружка

      тарелка                                                    миска деревянная

      корыто деревянное                                таз пластмассовый

 

Возле стола: пластмассовые стулья, деревянная скамья, контейнер.

(участвуют по три человека от каждой группы).

Ведущий (задумчиво): Что-то здесь не так ? Ребята, вы должны убрать со стола те предметы, которыми не пользовались наши предки, в контейнер. Объясните свой выбор.

Например: Ребенок убирает со стола электрочайник, объясняет свой выбор и оставляет на столе самовар и т.д.

      V.            Ведущий хвалит детей и объявляет  Музыкальную паузу.

Ведущий: Много разных праздников было у наших предков славян. А какой же праздник без хороводов, песен и танцев ?! Давайте и мы потанцуем !

·         На танцпол вызываются ребята группы “Ладушка”. Они покажут нам танец “Коробейники”. (слова Н.Некрасова, музыка народная).

·         Давайте аплодисментами попросим выступить ребят группы “Солнышко”. Их танец называется “Кадриль”(музыка из к/ф “Женитьба Бальзаминова”).

·         И завершают народные танцы ребята группы “Искорки”. В их исполнении танец “Субботея”.

Ведущий: Молодцы, ребята ! Аплодисменты всем танцорам !!

   VI.            Ну вот, ребята, вы сейчас отдохнули, а теперь – за дело ! Мы предлагаем вам игру “Наведём порядок в доме”

(на ковре разложены картинки с деревянной, глиняной и чугунной посуды. Участвуют по пять человек от каждой команды).

Ведущий: Ой, ребята, пока мы веселились, кто-то в доме устроил беспорядок. Мне одной не справиться. Поможете ?

Дети: Да !

Ведущий: Тогда – за дело !

·         Вот задание ребятам I группы: собрать картинки с изображением деревянной посуды и сказать, для чего она нужна была в хозяйстве ?

·         Задание участникам II группы: собрать картинки с изображением глиняной посуды и сказать её предназначение.

·         Задание участникам III группы: собрать картинки с изображением чугунной посуды и сказать её предназначение.

(Дети собирают картинки, показывают их зрителям и по очереди объясняют предназначение данной посуды).

Дети I группы: Деревянная посуда нужна была людям для еды.

Дети II группы: Глиняная посуда нужна была людям для хранения продуктов.

Дети III группы: Чугунная посуда нужна была для приготовления пищи в печи.

 Ведущий: Молодцы, ребята ! Быстро навели порядок в доме.

VII.            Ну, а теперь ненадолго заглянем на подворье. Я объявляю БЛИЦ –ТУРНИР.

Отвечаем быстро, кратко.

Ведущий: С давних пор наши предки разводили домашних животных и птицу. Они ухаживали за ними: кормили, поили, лечили, давали кров.

·         А где находилась эта живность у хозяев летом ?

I группа: Куры, утки                                                    Дети: в курятнике

II группа: Коровы                                                         Дети: в хлеву

III группа: Свиньи                                                       Дети: в свинарнике

 

·         I группа: Где же мылись люди в старину ?                               Дети: в бане.

 

II группа: Где они строили свои бани ?                                      Дети: возле реки.

 

III группа: Где в старину люди хранили свои продукты ?       Дети: в погребе.

 

·         I группа: Где в избе спали самые маленькие дети ?                  Дети: в люльке.

 

II группа: Чем доставали хозяйки из печи горячие чугунки ?  Дети: ухватом.

 

III группа: Как называлось место со всеми хозяйскими постройками ?

 

Дети: подворье.

 

·         I группа: Чем утепляли свои избы на Руси ?                               Дети: мхом.   

II группа: Как называется по старинному комната в избе ?           Дети: горница.

 

III группа: Чем в старину топили печь ?                                           Дети: дровами.        

 

·         I группа: Какие головные уборы носили женщины на Руси ? 

 

Дети: платки, кокошники.

 

II группа: Как назывался самый распространенный вид женской одежды ?

 

Дети: сарафан.

 

III группа: Как называется обувь, которую носили в те далёкие времена ?

 

Дети: лапти, сапоги.

 

Ведущий: Молодцы, ребята ! Быстро ответили на все вопросы, а еще вы замечательно пели и танцевали.

 

VIII.            Но, как говорится: “Делу – время, а потехе – час !” Настало время игры, в которой участвуют ребята всех трёх групп. Игра называется Тень – тень – потетень !

 

(игра заканчивается аплодисментами гостей).

 

Ведущий: Дорогие друзья ! Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой. Ну что ж, полетели !

 

(на интерактивной доске мелькают знакомые картины: деревня, поля, лес, речка, город Пушкин, площадь Победы Санкт-Петербурга, наш Детский садик).

 

А теперь пора подвести итоги. Слово предоставляется жюри.

 

Жюри: Все три группы: “Ладушка”, “Солнышко” и “Искорки” набрали одинаковое количество жетонов, а это значит, что победила дружба ! Дорогие друзья ! Мы благодарим вас за активное участие в викторине и награждаем каждую группу грамотой. До новых встреч, друзья !

 

 

Дети под бурные аплодисменты выходят из зала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_viktoriny_puteshestvie_v_dalekuyu_starinu.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

                     Викторина на тему: ”Путешествие в далекую старину”.

Цель: создать эмоцианально-положительное настроение детей, активизировать память дошкольников, обогатить представление детей о жизни нашего народа в далеком прошлом.

Задачи: закрепить знания детей о жизни, быте и ремеслах русского народа, развивать внимание, память, связную и диалогическую речь, мышление, формировать навыки работы в команде.

Предварительная работа: знакомство с жизнью и бытом наших предков, объяснение старинных слов, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр фильмов, снятых в краеведческих музеях, чтение книг, разучивание песен, танцев.

Используемый материал: интерактивная доска с презентацией, предметы для игры

“ Что не так ? ”, иллюстрации-карточки с изображением деревянной, глиняной и чугунной посуды к игре “Наведем в доме порядок”.

Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста “Путешествие в   далекую старину”.

Очень красиво, нарядно украшен зал. Центральное место по праву занимает русская изба, печь и прялка, кулисы украшают иллюстрации быта русского народа, а подоконники окон — многочисленные детские поделки.

   Всё готово к празднику !

  1. Вход детей в музыкальный зал.

Дети из трёх старших групп под народную музыку торжественно заходят в зал, садятся на свои места. Их аплодисментами встречают гости и представители жюри.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья !

Дети: Здравствуйте !

Ведущий: Ребята, вы любите путешествовать ?

Дети: Да !

Ведущий: Вот поэтому мы и собрались сегодня с вами здесь, чтобы совершить необычное путешествие, путешествие из настоящего в прошлое – в далекую старину.

Следить за нашим полётом будут гости и члены жюри, которые оценят ваши знания, умения и навыки. А поможет нам совершить этот полёт машина времени. Сядьте поудобнее, смотрите внимательно — полетели…!!!

Звучит народная музыка и на интерактивной доске демонстрируется фрагмент из фильма “Сельская жизнь”, погружая ребят в атмосферу жизни и быта русской деревни.

Ведущий: Ребята, вы узнали, где мы приземлились ?

Дети: Да ! Это деревня.

Ведущий: Правильно, друзья ! Это русская деревня. Давным–давно предки русских – славяне – селились по берегам рек и озёр, рядом с лесом.

“У леса жить – голодным не быть” – гласит русская пословица. И верно. В лесу –зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мёд, съедобные коренья и лечебные травы.

  1. А теперь – внимание на экран. Слушаем вопрос, думаем, отвечаем правильно. (используется интерактивная доска).

Дети из трёх групп по очереди отвечают на заданные им вопросы.

Ведущий: Из какого материала строили жилища наши предки ?

  • (на интерактивной доске появляются картинки: кирпич, земля, бетонные блоки, бревна).

Дети I группы: Из брёвен.

Ведущий: Как называются эти строения ?

  • (на интерактивной доске появляются картинки: дом, изба, коттедж, замок).

Дети II группы: Изба.

Ведущий: Из каких частей состоит изба ?

  • (на интерактивной доске появляются картинки: спальня, гостиная, сени, кабинет, комната).

Дети III группы: Сени, комната.

Ведущий хвалит детей и продолжает: Что в избе занимала главное место ?

  • (на интерактивной доске появляются картинки: камин, печь, электрический обогреватель, батарея).

Дети I группы: Печь.

Ведущий: Почему печь была так необходима нашим предкам ?

Дети II группы: В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду и травы, мылись, спали, грелись, лечились. (отвечать помогали дети I и III групп).

Ведущий: Где в старину люди хранили продукты ?

  • (на интерактивной доске появляются картинки: холодильник, окно, погреб).

Дети III группы: Продукты хранили в погребе.

  1. Ведущий хвалит всех участников викторины и объявляет Музыкальную паузу.

Ведущий: Закончился день, наполненный хлопотами по хозяйству. Садятся девушки и сестрички на лавочки возле окон и поют задушевные народные песни – грустные, веселые, озорные. А как поют ребята из группы “Искорки” – мы сейчас услышим.

(звучит песня “Метелица”, музыка А.Варламова слова А.Глебова)

Песня ребят группы “Солнышко” называется “Валенки” (русская народная песня).

А ребята из группы “Ладушка” исполняют русскую народную песню “На горе–то калина”.        

  • Взрослые благодарят детей аплодисментами.

  1. Ведущий: Ребята, а теперь ненадолго заглянем в “избу”. Мы предлагаем вам игру

 “ Что не так ? ”

(выставляются на середину ковра стол, 2 стула, скамья и контейнер)

На столе:  чайник                                        самовар

                  ложки из металла                                   ложки деревянные

                  салонка                                         туесок

                  корзинка пластмассовая                       корзинка плетёная

                  кукла современная                            матрёшка

      чашка                                         деревянная кружка

      тарелка                                        миска деревянная

      корыто деревянное                         таз пластмассовый

Возле стола: пластмассовые стулья, деревянная скамья, контейнер.

(участвуют по три человека от каждой группы).

Ведущий (задумчиво): Что-то здесь не так ? Ребята, вы должны убрать со стола те предметы, которыми не пользовались наши предки, в контейнер. Объясните свой выбор.

Например: Ребенок убирает со стола электрочайник, объясняет свой выбор и оставляет на столе самовар и т.д.

  1. Ведущий хвалит детей и объявляет  Музыкальную паузу.

Ведущий: Много разных праздников было у наших предков славян. А какой же праздник без хороводов, песен и танцев ?! Давайте и мы потанцуем !

  • На танцпол вызываются ребята группы “Ладушка”. Они покажут нам танец “Коробейники”. (слова Н.Некрасова, музыка народная).
  • Давайте аплодисментами попросим выступить ребят группы “Солнышко”. Их танец называется “Кадриль”(музыка из к/ф “Женитьба Бальзаминова”).
  • И завершают народные танцы ребята группы “Искорки”. В их исполнении танец “Субботея”.

Ведущий: Молодцы, ребята ! Аплодисменты всем танцорам !!

  1. Ну вот, ребята, вы сейчас отдохнули, а теперь – за дело ! Мы предлагаем вам игру “Наведём порядок в доме”

(на ковре разложены картинки с деревянной, глиняной и чугунной посуды. Участвуют по пять человек от каждой команды).

Ведущий: Ой, ребята, пока мы веселились, кто-то в доме устроил беспорядок. Мне одной не справиться. Поможете ?

Дети: Да !

Ведущий: Тогда – за дело !

  • Вот задание ребятам I группы: собрать картинки с изображением деревянной посуды и сказать, для чего она нужна была в хозяйстве ?
  • Задание участникам II группы: собрать картинки с изображением глиняной посуды и сказать её предназначение.
  • Задание участникам III группы: собрать картинки с изображением чугунной посуды и сказать её предназначение.

(Дети собирают картинки, показывают их зрителям и по очереди объясняют предназначение данной посуды).

Дети I группы: Деревянная посуда нужна была людям для еды.

Дети II группы: Глиняная посуда нужна была людям для хранения продуктов.

Дети III группы: Чугунная посуда нужна была для приготовления пищи в печи.

 Ведущий: Молодцы, ребята ! Быстро навели порядок в доме.

  1. Ну, а теперь ненадолго заглянем на подворье. Я объявляю БЛИЦ –ТУРНИР.

Отвечаем быстро, кратко.

Ведущий: С давних пор наши предки разводили домашних животных и птицу. Они ухаживали за ними: кормили, поили, лечили, давали кров.

  • А где находилась эта живность у хозяев летом ?

I группа: Куры, утки                                        Дети: в курятнике

II группа: Коровы                                        Дети: в хлеву

III группа: Свиньи                                        Дети: в свинарнике

  • I группа: Где же мылись люди в старину ?                                   Дети: в бане.

II группа: Где они строили свои бани ?                                      Дети: возле реки.

III группа: Где в старину люди хранили свои продукты ?       Дети: в погребе.

  • I группа: Где в избе спали самые маленькие дети ?                  Дети: в люльке.

II группа: Чем доставали хозяйки из печи горячие чугунки ?  Дети: ухватом.

III группа: Как называлось место со всеми хозяйскими постройками ?

Дети: подворье.

  • I группа: Чем утепляли свои избы на Руси ?                               Дети: мхом.    

II группа: Как называется по старинному комната в избе ?           Дети: горница.

III группа: Чем в старину топили печь ?                                           Дети: дровами.        

  • I группа: Какие головные уборы носили женщины на Руси ?  

Дети: платки, кокошники.

II группа: Как назывался самый распространенный вид женской одежды ?

Дети: сарафан.

III группа: Как называется обувь, которую носили в те далёкие времена ?

Дети: лапти, сапоги.

Ведущий: Молодцы, ребята ! Быстро ответили на все вопросы, а еще вы замечательно пели и танцевали.

  1. Но, как говорится: “Делу – время, а потехе – час !” Настало время игры, в которой участвуют ребята всех трёх групп. Игра называется “Тень – тень – потетень !”

(игра заканчивается аплодисментами гостей).

Ведущий: Дорогие друзья ! Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой. Ну что ж, полетели !

(на интерактивной доске мелькают знакомые картины: деревня, поля, лес, речка, город Пушкин, площадь Победы Санкт-Петербурга, наш Детский садик).

А теперь пора подвести итоги. Слово предоставляется жюри.

Жюри: Все три группы: “Ладушка”, “Солнышко” и “Искорки” набрали одинаковое количество жетонов, а это значит, что победила дружба ! Дорогие друзья ! Мы благодарим вас за активное участие в викторине и награждаем каждую группу грамотой. До новых встреч, друзья !

Дети под бурные аплодисменты выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в далекую старину"

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящих своих родител...

Конспект Познавательного мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в далекое прошлое Приангарья»

Цель: Уточнять и расширять представления детей о коренных народах Сибири на территории  Приангарья –  русских, эвенках, бурятах.Задачи:-Продолжать знакомить с их историей и культурой –...

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие к далеким планетам».

Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.С давних пор человек мечтал побывать в космосе. Стараниями ученых, инженеров, конструкторов мечта ...

Конспект викторины на тему: «Путешествие по сказкам».

Цель: приобщать детей к народной культуре — знанию сказок.Задачи:1.Образовательная: активизировать знания детей о русских народных сказках; формировать умение составлять целое из отдел...

Открытое интегрированное занятие в средней группе по теме: «Путешествие к далеким планетам»

Повышение познавательной активности детей за счет привлекательности процесса обучения, его сюжетности. Закрепление знаний о планетах, их названиях.Формирование элементарных математических предста...