Конспект культурно - досуговой деятельности для детей старшей группы "Путешествие на праздник Масленица».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Фарухшина Наталья Михайловна

Приобщение детей к русской народной праздничной культуре. Праздник Масленица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект культурно - досуговой  деятельности

 для детей старшей группы.

"Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработала и провела:

Воспитатель  

ГБДОУ№127

Невского района

г. Санкт-Петербурга

Фарухшина Наталья Михайловна


Цель:

 Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Формирование духовно-нравственных качеств.

Задачи:

  1. Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
  2. Знакомить с русскими народными играми; учить в них играть, соблюдая правила, используя заклички.
  3.  Развивать творческие умения, при инсценировке сказки. Обращать внимание на правильное звукопроизношение, просодическую сторону речи при проговаривании речевого материала.
  4. Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.
  5. Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, фото, видео материалы, а также сюрпризные моменты.
  6. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.

 

Оборудование:

1.Презентация с использованием фотоматериалов;

2.Музыкальный материал:

   Песня «Мы давно блинов не ели», музыка « Бегунок», русская народная музыка,

   песня «Колобок», песня «Масленица- кривошейка»,  песня из мультфильма « Буренка из

   Масленкино»-Лиса Патрикеевна, песня « Зайчик Шнуфель».

3.Костюмы для героев инсценировки.

4.Оформительный материал: изготовление с детьми макета солнышка красного.

5.Макет избушки для инсценировки;

6.Оформление ярмарки;

7.Оформление праздничного стола: блины, пироги, самовар, чай, сушки, баранки;

8.Изготовление сувениров для родителей: « Солнышко красное».

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, вы любите путешествовать?

( ответ- Да)

- А почему?

( ответы детей: потому что можно узнать много интересного)

Воспитатель:

- Совсем недавно мы путешествовали с вами в далекое прошлое, важное для нас с вами время, когда родился Иисус Христос.

- Как называется это событие?

( Рождество Христово)

- Что еще мы узнали?

( ответ детей: Мы узнали, почему именно елка стала символом Рождества Христова и Нового года).

Воспитатель:

- Что помогает нам путешествовать?

(Книга)

- А почему мы с книгой путешествуем?

(Ответы детей: самые разнообразные, то, о чем они думают)

Воспитатель:

Правильно ребята, с книгой мы можем отправиться в далекое прошлое, посмотреть, как в старину жили люди;

Можем много узнать интересного о жизни животных, птиц, растений. Поедем в жаркую Африку или на холодный Север. Побываем в сказке.

Воспитатель:

И сегодня предлагаю вам отправиться в новое путешествие и тоже с книгой. Но прежде, чем отправиться скажите.

- Какое сейчас время года?

(Зима)

- Какой месяц зимы?

( Третий последний месяц зимы)

Воспитатель:

Да, ребята, зима заканчивается, скоро наступит весна, поэтому я предлагаю вам отправиться на праздник «Масленица».

Воспитатель:

А скажите мне, пожалуйста, что такое Масленица?

(Масленица – это старинный русский праздник.

Масленица – это встреча Зимы и Весны. Зиму провожаем, а Весну встречаем)

Воспитатель:

А как празднуют Масленицу?

(Ответы детей:

- Пекут блины

- Сжигают чучело

- Веселятся: водят хороводы, поют, танцуют.)

Воспитатель:

Сколько дней длится Масленица?

(Ответ – 7 дней)

Воспитатель:

Какие поговорки вы знаете о Масленице?

  • Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Не житье-бытье, а Масленица.
  • Без блинов - не Масленица, Без пирогов - не именины.
  • Блин добр не один.
  • Блин не клин, брюхо не расколет.
  • Первый блин - комом, второй - с маслом, а третий - с квасом.

 Давайте посмотрим этот старинный русский праздник- встречи  весны в сюжетных картинках на экране.

Воспитатель показывает сюжетные картинки.

Воспитатель:

Ребята, прежде чем мы посмотрим картинки,  отгадайте загадку:

И с икрой

И со сметаной

Всякие они  вкусны

Золотисты и румяны

Наши солнышки

                           (Блины)

1я картинка «Блины»

Накануне первого дня Масленицы пекут блины.

Блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного.

-А почему блины?

(ответы детей)

Потому что блины похожи на солнце, т.е блины - это символ солнца, Весны.

2я картинка «Хороводы»

Празднование « Масленицы» сопровождались веселыми и шумными хороводами.

3я картинка « Ярмарка»

На ярмарке продавали блины, пироги, сушки, баранки, чай.

А также то, что могли сделать своими руками: горшки глиняные, кружева, игрушки соломенные, матрешки деревянные расписные,

лапти плетенные.

На ярмарке веселились: пели, играли на музыкальных инструментах, выступали ряженые.

4я картинка «Народные игры»

  «Бег в мешках»

  «Перетягивание каната»

  «Столб ледяной»

  «Бой мешками»

  «Бег на ходулях»

5я картинка «Катание на санях»

С озорными шутками, прибаутками, смехом весело катались с горы на санях.

6я картинка «Катание на лошадях»

Лошадей готовили к Масленице заранее: их мыли, красиво расчесывали им гривы, хвосты, украшали упряжь.

7я картинка «Пляска»

На Масленицу плясали веселую озорную «Барыню» и плавные медленные хороводы.

8я картинка « Сжигание чучела»

Ребята, а чучело это символ чего?

(ответы детей: чучело-это символ Зимы)

Поэтому чучело набивали соломой, наряжали в платье женского рода и сжигали.

 

Воспитатель:

Вот теперь, ребята, пора отправляться на праздник «Масленицу»

Я сейчас возьму нашу старинную волшебную книгу, с которой  мы путешествуем.

-Вы готовы?

Воспитатель:

Положите свои руки на книгу и давайте скажем волшебные слова:

«Книга открывается»

Чудо начинается

                         

(Производится световой эффект чуда)

И дети начинают инсценированное сказочное действие)  

Дети выходят под русскую народную музыку.

Ведущий 1:

Тает снег – весна идет

На реке ломает лед.

Дольше день – короче ночь,

Весна гонит зиму прочь.

Ведущий 2:

Коли Масленица к нам пришла –

 Значит, зиму пережили мы.

 Как же праздник нам не праздновать,

 Как же нам не петь, да не плясать!

Танец «Масленица»

Ведущий 1:

Скоро к нам весна придет

Весна – время чудес!

Станет сказочным лес.

Сосны, ели до небес.

Тот кто в этот лес войдет,

Сразу в сказку попадет!

Музыкальное сопровождение «Здравствуй, сказка»

Ведущий 2:

Бабка в том лесу жила,

Хорошо жила, трудилась:

Шила, стряпала, пряла

И молиться не ленилась.

(Декорации: избушка, на столе мука, сметана, сахар, Колобок на стуле под салфеткой.)

Бабка:

Печь топлю - идет дымок,

Буду печь я Колобок.

Всем на радость испеку,

Надо взять скорей муку.

На сметане замешу.

Сахар в тесто положу.

Да и в печку посажу.

(Бабка берет Колобок игрушку сажает в печь, уходит. Появляется Колобок ребенок).

Колобок:

Ох, как печься надоело!

Нет, ну что это за дело-

Одному в печи лежать?!

Лучше в лес мне убежать.

Ведущий 1:

Знает каждая сосна-

Скоро в лес придет весна,

С ней придет и Масленица

И блины, да с маслицем.

Колобок:

Чтобы бабка не тужила

Что ушел один я в лес.

Напишу, что не надолго

И пошлю ей СМС:

«Бабушка! Скоро Масленица!

Напеки блинов ты с маслицем.

Покачусь я звать скорей,

В гости к нам лесных зверей!»

(Дорожка в весеннем лесу. Колобок встречает зайца)

Заяц:

- Здравствуй, колобок!

Колобок:

-Здравствуй, зайка!

Почему ты такой грустный?

Заяц:

Как же мне печально, брат,

Скоро белый мой наряд

Станет сереньким и скучным.

В белой шубке было лучше.

Колобок:

Что ты, зайка не грусти.

Ты весну к нам в гости жди.

Чтоб она нам принесла

Много света и тепла.

Я не плачу, не тужу!

Вот послушай, что скажу:

На лесной опушке

В маленькой избушке

Бабушка блины печет

И зверей всех в гости ждет,

Чтоб на масленой неделе

Вместе мы блинов поели!

Заяц:

- Спасибо, колобок! Поскачу к избушке, вместе со всеми весну встречать!

(Обрадовался зайчик и поскакал к избушке. Колобок покатился дальше. Навстречу ему Волк).

Волк:

-Здравствуй, колобок!

Колобок:

Здравствуй, серый!

Что пригорюнился?

Волк:

Я набегался- устал,

Я совсем зимой не спал.

Ну и холод, я продрог.

Стал похож я на сугроб.

Колобок:

А я не плачу, не тужу!

Вот послушай, что скажу:

На лесной опушке

В маленькой избушке

Бабушка блины печет

И зверей всех в гости ждет,

Чтоб на масленой неделе

Вместе мы блинов поели!

Волк:

Спасибо колобок за приглашение!

Побегу к бабушке согреюсь в избушке!

(Волк побрел к избушке. Колобок покатился дальше. Навстречу ему Медведь.)

Медведь:

Здравствуй, колобок!

Колобок:

- Добрый  день, Потапыч! Отчего суровый такой!

Медведь:

Бедный я, несчастный!

Мне снился сон ужасный.

Ничего зимой не ел –

Я в три раза похудел!

 Колобок:

А я не плачу, не тужу!

Вот послушай, что скажу:

На лесной опушке

В маленькой избушке

Бабушка блины печет

И зверей всех в гости ждет,

Чтоб на масленой неделе

Вместе мы блинов поели!

Медведь:

Вот и славно, блины я люблю!

(Медведь пошел к избушке. Колобок покатился дальше. Навстречу ему Лиса.)

Лиса:

Здравствуй, колобок!

Колобок:

Здравствуй, Патрикевна! Что-то ты, лисонька,  неважно выглядишь!

Лиса:

Тяжела моя работа.

Я на кур вела охоту.

Я засела за плетень

Караулила весь день.

Мерзнут лапы, хвост, а уши

Ничего не могут слушать.

На деревне песни, пляски

Не пройтись мне без опаски.

Русская народная игра «Перстенек».

Колобок:

Вот, то лисоньку тревожит.

Это зависть тебя гложит!

Не умеешь ты, лисица,

Петь, плясать и веселиться.

А я не плачу, не тужу!

Вот послушай, что скажу:

На лесной опушке

В маленькой избушке

Бабушка блины печет

И зверей всех в гости ждет,

Чтоб на масленой неделе

Вместе мы блинов поели!

Лиса:

До блинов мне дела нет,

Не хочу и молока!

Подавайте на обед

Мне живого Колобка!

Ах, вкусненький! (ходит вокруг и облизывается) Да румяненький!

(Пытается схватить Колобка).

Колобок:

Что ты, лисонька?

Хороши вкусны блины

С молоком и медом.

Но особенны они

В это время года.

К нам спешит уже весна,

И прекрасна, и ясна!

А весной на Масленицу

Будут блины с маслицем!

Лиса:

Правда «круглый» говорит

У меня голодный вид!

А какая я Лиса,

Коль увянет вся краса?!

Если с маслицем блины-

Я согласна, что вкусны!

Хочу и я со всеми вместе веселиться,

Да блинами подкрепиться!

( Лиса побежала к избушке)

Колобок:

Наверное, у бабушки, уж все собрались.

Что ж, поглядел я на мир- подивился.

И обратно домой покатился!

(Избушка. Накрыт стол. Бабка с блинами встречает гостей).

Бабка:

Дыма вкусные колечки.

Блин в тарелке остывает.

Жду вас гости на крылечке.

Всех в избушку приглашаю!

Добро пожаловать! Проходите, гости дорогие, угощайтесь!

(Все кланяются. Проходят к столу)

Игра «Перстенек»

Ведущий 2:

Не грустите, не скучайте,

Весело весну встречайте

Не ругайтесь, не ленитесь,

Добрым делом отличитесь!

Чтоб была душа чиста

В дни Великого поста!

Воспитатель:

А сейчас гости дорогие милости просим к столу: отведайте вкусных блинов, румяных пирогов и свежего ароматного чая.

(Чаепитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник для детей старшей и подготовительной группы: «МАСЛЕНИЦА-ПРОСКОВЕЯ, ПРИХОДИ К НАМ ПОСКОРЕЕ!»

има всегда была испытанием для нашего человека: холодно, голодно, темно. Потому приход весны являлся очень радостным событием, которое обязательно нужно было отпраздновать. Древние верили, что молодой...

Конспект утренней гимнастики для детей старшей группы, посвящённый празднику «День Защитника Отечества»

Утренняя гимнастика для детей старшей группы, посвещенная празднику "День Защитника Отечества"Цель:формировать интерес к утренней гимнастики и патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного в...

Конспект спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Широкая масленица"

Играет музыка с напевами про Масленицу.Дети образуют большой круг ,в круг заходит ведущий со словами:Как у наших у воротСобирается народ,Коляда, коляда,Здравствуй, Масленица!Что провожает &l...

Конспект летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купала»

Цель:- Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.Задачи:- Вызывать эмоциональный отклик детей;- Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Ку...

Конспект интегрированного досуга для детей старшего дошкольного возраста: «Праздник белых журавлей»

Конспект  интегрированного  досуга для  детей  старшего дошкольного возраста: «Праздник  белых  журавлей»  Цель: Формировать у детей дошкольног...