Дуйте в дудки, бейте в ложки! К нам пришли матрешки!
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Развлечение по теме "Русское народное творчество" для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshka_2.doc531 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

«Наша русская матрешка»

(средняя группа)

Цель: познакомить детей с русской матрешкой.

Задачи:

  1. Способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа.
  2. Продолжить знакомство с русской матрешкой, с процессом её изготовления.
  3. Познакомить детей с разного вида росписи матрёшек.
  4. Формировать грамматически правильную речь.
  5. Учить детей составлять небольшие описательные рассказы.
  6. Упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей.
  7. Развивать понимание и память.
  8. Воспитывать патриотические чувства.

Предварительная работа: рассмотреть иллюстрации альбомов, книжки-раскраски, чтение художественной литературы («Игрушки» И. Булва-Давыдова, «Матрешки» С. Вахрушева).

Материал: игрушки-матрёшки, иллюстрации.

Словарная работа: ввести в речь названия матрёшек

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Развесёлые подружки,
Деревянные игрушки
Сарафаны расписные
И платочки все цветные.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

 (Матрешка)

Стук в дверь. Входит Матрешка. Воспитатель: Кто это? (ответы детей)

Воспитатель: Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам идёт матрёшка.

Ложки деревянные

Матрёшечка румяная.

(Воспитатель выносит матрёшку)

А вот и наша гостья. Матрёшка пришла к нам в гости, чтобы познакомиться с вами. Она рассказала мне удивительную историю, похожую на сказку. Я вам сейчас её расскажу, а вы должны её слушать внимательно.

Рассказ воспитателя. Давным-давно, почти сто лет тому назад, в России, игрушечных дел мастер, из города Сергиев - Посад, сделали занятную деревянную куклу. А была кукла необыкновенная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё…                                          Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.

Воспитатель открывает первую матрёшку и выставляет постепенно одну за другой матрёшки на стол.

Воспитатель: посмотрите, какие они красивые, нарядные. А нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пёстрый фартучек – художник Сергей Мамошин. Они очень похожи на наших русских деревенских девушек: весёлые, розовощёкие. Даже прозвали куклу русским именем Матрёша. Матрёшки сразу всем понравились. И стали делать их теперь столько, что если всех собрать и выставить рядом, заведут они хоровод вокруг всей Москвы. А хоровод в России был самым любимым танцем. Его водили на всех праздниках в деревнях

Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живёт маленькая, а в маленькой — ещё меньше. Матрешку знают во всём мире. Это русский сувенир. Ее изготавливают из липы и берёзы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, которая не разбирается; потом следующую — побольше; затем ещё больше и только в последнюю очередь — самую большую.

С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда. (Выставка матрешек)

Воспитатель: Какие сарафаны у матрешек?

Ответы детей: У одной — красный, у другой — синий с цветочками, у третьей — малиновый с белым платочком в горошек, у четвертой — яблоки на переднике.

Воспитатель: Как же назвали красавицу? Назвали ее Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.

Так родилась матрешка — разъемная деревянная кукла.

Из чего сделана матрешка? (Из дерева)

Начали точить матрешек по русским селам, где издавна работали умельцы с деревом: В Сергиевом Посаде, в селе Полховский Майдан и других. (Выставка иллюстраций, альбомов)

Воспитатель: Эта матрешка с петухом — это самая первая русская матрешка. (Рассмотреть матрешку)

Эта матрешка украшена яркими цветами и зелёными листьями, у неё красивый сарафан, выразительные черты лица. Она выполнена семеновскими мастерами.

У этой матрешки цветы, ягоды, листья сказочные обведены черным контуром. Ее выполнили полхмайданские мастера.

Матрешки — изделия, которыми гордятся россияне, откуда бы ни приезжали люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на родину и русскую матрешку.

Физкультминутка.

Мы весёлые матрешки — ладушки, ладушки -

На ногах у нас сапожки — ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пёстрых — ладушки, ладушки

- Мы похожи, словно сестры, - ладушки, ладушки.

.

Матрёшки не только красавицы, но и вёселые озорные певуньи и плясуньи Наши девочки – матрёшки  исполнят весёлые частушки о матрёшках  

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к вам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.

Весь народ глядит в окошки,
Танцевать пошли матрешки.
Восемь - водят хоровод,
А девятая - поет.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две матрены, три матрешки
И одна матрешечка.

Шли по ягоды матрешки,

Позабыли взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь подружки класть!

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики,
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.

Ах матрешечка - матрешка,
Хороша - не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.

Дети садятся за столы.

Игра «Собери матрешку» (у детей разрезанные картинки матрешек, дети собирают целую картинку).

Воспитатель: Да, Матрешка, действительно красивая, знаменитая. Ребята выучили  о ней стихотворение поэта В. Приходько:

Матрёшка на окошке,
Под ярким сарафаном.
И вся семья матрёшки,
Как в доме деревянном.
Открой, увидишь чудо:
Матрёшенька-детёныш.
А там ещё!
Откуда?
А там опять…
Найдёныш!
Умыты ручки-ножки
У каждой у матрёшки.
Поглажены одёжки,
Почищены сапожки
Поют матрёшки в хоре,
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво.

Теперь матрёшек делают и в многих русских городах. Но где бы они ни родились матрёшки – все они весёлые, пригожие. Потому, что их делают талантливые и добрые художники – русские мастера.

Ребята! Понравилось вам наше занятие?

Поиграли,порезвились,
И одна в одну сложились

Дети рассказывают стихотворения.

   Сценарий НОД "Весёлые матрёшки" для средней группы.

                                 Сценарий НОД  «Весёлые матрёшки»

Цель: познакомить детей с происхождением матрёшки, её характерными особенностями, воспитывать патриотические чувства к русской игрушке и народным традициям, уважение к русским мастерам, развивать познавательный интерес.

Пособия: матрёшка (разборная), деревянные ложки, картинки с изображением матрёшки, расписной платок.

                                                     Ход.

Воспитатель: Девочки и мальчики! Сегодня к нам на занятия пришла необычная гостья. Но сначала вы должны отгадать загадку про неё.

Развесёлые подружки,
Деревянные игрушки
Сарафаны расписные
И платочки все цветные.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

Воспитатель: Кто это? (ответы детей)

Воспитатель: Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам идёт матрёшка.

Ложки деревянные

Матрёшечка румяная.

(Воспитатель выносит матрёшку)

А вот и наша гостья. Матрёшка пришла к нам в гости, чтобы познакомиться с вами. Она рассказала мне удивительную историю, похожую на сказку. Я вам сейчас её расскажу, а вы должны её слушать внимательно.

Рассказ воспитателя. Давным-давно, почти сто лет тому назад, в России, игрушечных дел мастер, из города Сергиев - Посад, сделали занятную деревянную куклу. А была кукла необыкновенная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё…                                          Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.

Воспитатель открывает первую матрёшку и выставляет постепенно одну за другой матрёшки на стол.

Воспитатель: посмотрите, какие они красивые, нарядные. А нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пёстрый фартучек – художник Сергей Мамошин. Они очень похожи на наших русских деревенских девушек: весёлые, розовощёкие. Даже прозвали куклу русским именем Матрёша. Матрёшки сразу всем понравились. И стали делать их теперь столько, что если всех собрать и выставить рядом, заведут они хоровод вокруг всей Москвы. А хоровод в России был самым любимым танцем. Его водили на всех праздниках в деревнях.

Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки,
Восемь водят хоровод,
А девятая поёт.

Воспитатель ставит матрёшек на вращающуюся подставку и начинает потихоньку крутить её.

Воспитатель: посмотрите, и наши матрёшки водят хоровод. Давайте представим, что мы тоже матрёшки и заведём хоровод.

Физкультминутка: «Весёлые матрёшки».

 Эй, матрёшки, берите по ложке…

  На Руси издавна умели играть на ложках. Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а если её возьмёшь в руки, она заиграет.

Эй, ребята, молодцы,

Заливные бубенцы,

Ложки выбирайте,

         Играть начинайте! 

Делу время, а потехе — час,

  Спою частушки я для вас.  

1. Эй, девчонки хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

чтоб порадовать гостей!

2. Начинаю я припевку

Первую, начальную,

Я хочу развеселить

Публику печальную.

3. На горе-то дыня, дыня

Под горой арбузики.

Подосиновские ребята,

Точно карапузики.

4.А я маленькая, я удаленькая,

Всё, что есть на мне,

Пристаёт ко мне.

5.На окошке два цветочка:

Голубой, да аленький.

Я девчонка боевая,

Хоть и ростом маленькая.

 6. Я частушки вам пропела

Хорошо ли, плохо ли

А теперь я вас попрошу,

Чтобы вы похлопали!

 Молодцы! Отдохнули с вами, замечательно.

Ещё раз посмотрим на нашу гостью.

  1. Где сделали матрёшку? (В России)
  2. Кто её придумал? (Русский мастер игрушек)
  3. Посмотри на наряд матрёшки. Какой он? (Красивый, яркий, нарядный)

А какое замечательное стихотворение про матрёшк  написал поэт В. Приходько:

Матрёшка на окошке,
Под ярким сарафаном.
И вся семья матрёшки,
Как в доме деревянном.
Открой, увидишь чудо:
Матрёшенька-детёныш.
А там ещё!
Откуда?
А там опять…
Найдёныш!
Умыты ручки-ножки
У каждой у матрёшки.
Поглажены одёжки,
Почищены сапожки
Поют матрёшки в хоре,
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво.

Теперь матрёшек делают и в многих русских городах. Но где бы они ни родились матрёшки – все они весёлые, пригожие. Потому, что их делают талантливые и добрые художники – русские мастера.

Ребята! Понравилось вам наше занятие? (Ответы детей)

Матрёшке тоже. Но ей пора прощаться с вами.

Поиграли, порезвились,
И одна в одну сложились.


Приложение 1

Сергей Васильевич Малютин

Первая русская матрешка


Приложение 2

1.Сергиевская или загорская матрешка        2.Семёновская матрешка

3. Майданская матрешка                               4. Вятская матрешка

5. Тверская матрешка

                 

Приложение 3

Выставка матрешек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "В гости к нам пришла Матрешка"

Конспект интегрированного  занятия по познавательному развитию и изодеятельности  в средней группе на тему   "В гости к нам пришла Матрешка" Цель данного занятия - приобщение дошко...

"Дуйте в дудки! Бейте в ложки! В гости к нам идут Матрешки!

Вашему вниманию предлагаю конспект занятия по освоению образовательной области "Изобразительная деятельность". С подготовишками мы знакомились с нашейкаждому знакомой игрушкой Матрешкой....

дуйте в дудки, бейте в ложки.....

дуйте в дудуки, бейти в ложки.......

Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«Познание» для детейвторой группы раннего возраста Тема: «Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки»...

Конспект по художественно-эстетическому развитию для детей старшей группы «Откуда ложка к нам пришла»

Цель занятия: Формирование у старших дошкольников интереса к истории и культуре русского народа через ознакомление с деревянной ложкой. Задачи:   Формировать  представления о...