"Дуйте в дудки! Бейте в ложки! В гости к нам идут Матрешки!
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Червякова Лидия Михайловна

Вашему вниманию предлагаю конспект занятия по освоению образовательной области "Изобразительная деятельность". С подготовишками мы знакомились с нашейкаждому знакомой игрушкой Матрешкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения занятия по освоению

образовательной области «Изобразительная деятельность»

Группа: подготовительная к школе

Воспитатель: Червякова Лидия Михайловна

Тема: «Дуйте в дудки! Бейте в ложки! В гости к нам идут Матрёшки»

Форма организации занятия: групповое занятие.

Индивидуальная помощь оказывается по просьбе детей.

Приемы: беседа, вопросы, слушание, рассуждения детей, использование художественного слова.

Цель: знакомство с особенностями росписи народной игрушки-матрёшки;

Задачи:

Обучающие: 

- Расширить представление детей о русском сувенире-игрушке – матрешка,

- Расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.

- Продолжать развивать у детей творческое воображение, умение задумывать содержание своей работы.

Развивающие:

- Закрепить навыки детей по созданию цветочного узора для росписи шаблона  матрешки с использованием гуашевых красок;

- Формировать технические умения и навыки кистевой росписи

Воспитательные: 

- Воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении работы, чувство композиции, желание выполнить работу красиво.

Интеграция образовательных областей: 

Художественно-эстетическое развитие – реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей;

Речевое развитие - практическое овладение нормами речи, развитие речи; активизация и пополнение  словаря;

Социально-коммуникативное развитие  – развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 

Материалы и оборудование:

Раздаточный: плоскостные шаблоны матрешки, вырезанные из альбомного листа, гуашь цветная, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра.

Демонстрационный: изображения разных видов матрешек на бумаге, презентация «Матрешка – русский сувенир», игра «Собери матрешку»

Словарная работа:

матрешка, Майдан, туесок, «тарарушка», передник

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, слушание стихотворений про матрешку.

Воспитатель: Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка - кукла расписная, а как назвать ее, не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может на Танюшку? - ей имя подбирал.

Красивая игрушка,  как русская девчушка.

И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.

Воспитатель:  На щеках навел зари румянец,

Неба синь плеснул в ее глаза.

И пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну и пой, гуляй теперь по свету,

Весели себе, честной народ»…

И Матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

(показывает картинки с изображениями матрешки, либо показывает саму игрушку)

Но, оказывается, у русской матрешки  совсем не русские корни!

Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

(показывает картинку с Фукуруму)

А первая русская деревянная кукла-матрешка родилась больше ста лет назад. Она изображала девочку в сарафане с петухом в руках.  (иллюстрация первой матрешки). Эта игрушка сразу понравилась и взрослым, и малым детишкам. Понравилось ее доброе, ясное лицо. А самым интересным было то, что в большой кукле пряталось дружное семейство.

Семёновская матрёшка.

Свое название она получила от города Семенов, в котором и начали ее расписывать.

Семёновскую матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов.

Это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают Семеновских матрешек)

Полхов-майданская матрёшка.

   Есть такое село - Полхов Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки - матрёшки.

  Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко", "виноград" и другие.

(Дети вместе с воспитателем рассматривают майданских матрешек)

Примерный перечень уточняющих вопросов для детей

  • Покажите семёновскую, полхов-майданскую матрёшки.
  • Какого цвета платок, кофта и сарафан у семеновской матрёшки?
  • С помощью какого декоративного приёма изображены цветы, украшающие фартук и платок матрёшки?
  • Что держит в руке семёновская матрёшка?
  • Какие элементы декоративной росписи применили мастера из Полховского Майдана, чтобы украсить свою матрёшку?

Дети занимают место за столами и начинают работу: выбирают цвета будущего наряда для матрешки, раскрашивают.

В конце занятия ребята делают фото на память со своими работами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дуйте в дудки, бейте в ложки.....

дуйте в дудуки, бейти в ложки.......

конспект НОД для детей раннего возраста "В гости к нам идут матрешки"

В данном конспекте предложена работа с детьми раннего возраста по обобщению предметов по однородному признаку - посуда...

Конспект открытого интегрированного занятия по теме «1,2,3,4 куклы в гости к нам идут» для детей средней и старшей группы

Задачи:Образовательные:-Познакомить с историей и видами народных кукол.-Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.-Формировать эстетическое отношени...

Дуйте в дудки, бейте в ложки! К нам пришли матрешки!

Развлечение по теме "Русское народное творчество" для детей средней группы....

Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«Познание» для детейвторой группы раннего возраста Тема: «Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки»...

Сценарий досуга "ОТКРЫВАЙТЕ ДВЕРЬ, РЕБЯТКИ, В ГОСТИ К ВАМ ИДУТ КОЛЯДКИ" для детей старшего дошкольного возраста

Сценрий досуга "ОТКРЫВАЙТЕ ДВЕРЬ, РЕБЯТКИ, В ГОСТИ  ВАМ ИДУТ КОЛЯДКИ" для детей старшего дошкольного возраста...