Семинар – практикум для родителей: «Учимся экспериментировать» 2022 г.
методическая разработка

Бочкарева Наиля Гильмуллаевна

Мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_eksperimentirovat.docx454.91 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей:

«Учимся экспериментировать»

группы компенсирующей направленности 3/1 2022 г.

Цель: повысить педагогическое мастерство родителей по проблеме детского экспериментирования.

Задачи:

Вовлечь родителей в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами воздуха, воды, бумаги,  магнита, с нетрадиционной техникой рисования.

Развивать умение родителей видеть проблему, решать её и делать выводы.

Воодушевить родителей на совместное творчество.

Побудить родителей к применению полученных знаний и практических навыков к совместной деятельности с детьми в домашних условиях.

Оборудование: магнитная доска, игрушка - цыплёнок, карточки с заданиями для родителей, бумажные рукавички.

Раздаточный материал: листы бумаги (газетная, калька, лощёная), ёмкости с водой, виноград, бутылка с газированной водой, цветная бумага, рукавичка с вшитым в неё магнитом, булавка, гвоздь, болтик, кусочек меха, деревянные и пластмассовые игрушки, вата, цельное молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки, жидкое моющее средство, гуашь, восковые мелки, трубочки для коктейля.

Ход семинара-практикума:

1. Вступительное слово воспитателя.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.  В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность с элементами экспериментирования. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Важно при проведении опытов и экспериментов с детьми, соблюдать следующий алгоритм:

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2.Выдвижение гипотез.

3.Обсуждение процесса (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).

4.Проверка предположения.

5.Анализ и обобщение полученных ребенком результатов экспериментирования.

6.Формулирование выводов (как получилось).

                                      2. Основная часть семинара.

Все мы любим сказки, а дети особенно. Сегодня я хотела бы в форме сказки познакомить вас с  некоторыми видами экспериментов. Сказка называется «Хочу все знать».

                                                     Игра Лунтик: Съедобное и несъедобное

Однажды, на Луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на Землю, где нашёл много новых друзей.

В.: Ребята, как зовут этого необычного малыша?

Дети: — Это Лунтик.

В.: А вот что произошло дальше, мы с вами сейчас и узнаем:‎

          На птичьем дворе у мамы курицы  вылупились цыплята. Все детки были послушные, быстро росли и прилежно выполняли всё, что говорила мама-курица, только один цыпленок  был уж очень любопытный, постоянно с ним что-нибудь случалось, все ему было интересно. Однажды ему захотелось узнать, что же там за оградой, и он пошел открывать мир.

     Отойдя подальше, он увидел небольшое озеро, в нем дети пускали бумажные кораблики. Одни кораблики весело плавали на водной глади, а другие вскоре начинали тонуть. "Как странно", - подумал цыпленок.

                                           i?id=15b06980f05962affd7bbb2840c68523&n=33&h=215&w=287

Опыт 1

Изготовьте из бумаги разной плотности (газетная, лощеная, калька) кораблики. Опустите кораблики  на воду, налитую в ёмкость. Через некоторое время не все корабли смогут плавать по поверхности.

-Объясните: почему? (Более плотная и лощёная бумага намокают медленнее, поэтому кораблики, сделанные из них,  держатся на воде дольше).

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились в озере .                    

                                                             i?id=723768bfca85e76f00489bc39387fc32&n=33&h=215&w=344

                                           

Опыт 2

Возьмите прозрачную емкость с газированной водой и бросьте в неё виноградинки. Они опустятся на дно. Но вскоре всплывут.

Затем вновь опустятся на дно, и снова всплывут. Так будет продолжаться несколько раз. -Почему? (В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградинки; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а виноградинки снова опускаются на дно).

Цыплёнок отправился дальше. По дороге он нашёл  "волшебную"  рукавичку.

                                        orig_6a1f7feb61b2e4e596d909858d5745dc                     

Опыт 3

Демонстрируется фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании  руки. Предлагаем детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестаёт быть волшебной.

-Объясните: почему? При  рассматривании рукавички дети находят в ней магнит. Это магнит не давал упасть металлическим предметам.

Любопытный  цыплёнок  продолжил свой путь и увидел перед собой  огромный луг, на котором росли  цветы. Цветы покачивали листьями и дружно кланялись. цыплёнок задумался, почему? (Воздух может двигаться с разной силой).

                                                            010 

                                 

Опыт 4  «Игры с соломинкой»

 Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через нос или рот, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через трубочку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

                                       c4832fbcc04db196758940eb07f549b7

       

     

Опыт 5   Материалы и инструменты:

плоский поднос, крышка или тарелка (можно даже плотный целлофановый пакет),пена для бритья, краски, лучше всего акриловые, но можно жидкую гуашь,  тонкая кисточка или зубочистки (можно спички),листы бумаги, лучше всего альбомные или ватман, но подойдет и обычная бумага для офисной техники, линейка или полоски плотного картона.

Как рисовать на пене для бритья

Нанести немного пены на поднос или тарелку, разровнять ее поверхность с помощью линейки или полоски картона. Капнуть на пену краски разных цветов

Тонкой кисточкой, создавая определенный  силуэт  собачки. Когда изображение будет готово, приложить к нему лист бумаги и прижать, чтобы изображение отпечаталось на листе. Аккуратно, чтобы не испортить рисунок, снять бумагу и положить ее рисунком вверх на несколько минут, чтобы впиталась краска.

Снять с рисунка остатки пены, проведя по нему линейкой или картоном.

ставить рисунок сохнуть. Оставшуюся пену можно перемешать и рисовать на ней снова. Вот что получилось у нас в результате рисования гуашью:  «Дружок»

 IMG_20170509_144159   IMG_20170509_144419     IMG_20170509_144432

Опыт 6

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке! -Как же получился взрыв цвета в молоке? Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

                             dbeaaa10-2013-0523-1731-2326584ffff3-w500-h500

Цыплёнку очень понравилось гулять, но он уже устал и захотел кушать.  

Цыплёнок  вернулся к маме, и поделился увиденным.

3. Рефлексия.

Родители делятся своими впечатлениями от проведенного семинара-практикума. (Вопросы записаны на бумажных рукавичках).

1. Что я сегодня узнала?

2.Что для меня было интересно?

3.Что для меня было трудно?

4. Я  поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Я  приобрела…

7. У  меня получилось …

8. Я попробую...

9. Что меня удивило?

10. Что я возьму для своей работы?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Учимся правильно говорить"

Автором предложен материал проведения семинара-практикума для родителей старшей группы "Учимся говорить правильно", на котором родители обучатся приемам проведения артикуляционной гимнастики, упражнен...

Семинар практикум для родителей "Учимся играя"

конспект семинара практикума для родителй "учимся играя"...

Семинар-практикум для родителей "Учите ребенка лепить"

Материал знакомит родителей с одним из направлений изобразительной деятельности - лепкой. Показано значение лепки для развития ребенка младшего дошкольного возраста. В разработке даны рекомендации по ...

Семинар-практикум для родителей "Учимся у книги"

В статье представлен практический опыт работы по проведению семинара-практикума для родителей. Рассчитано на работу с родителями детей дошкольного возраста. Пособие адресуется логопедам, воспитателям....

Семинар – практикум для родителей «Учимся играя», для старшей возрастной группы.

Семинар – практикум для родителей  «Учимся играя», для старшей возрастной группы....

Семинар - практикум для родителей «Учимся экспериментировать».

Данное мароприятие поможет воспитателям познакомить родителей с методами экспериментирования с детьми....