Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников на материале праздника "Пасха Христова"
проект на тему

Основная идея проекта: познакомить детей с православным праздником "Пасха", его историей, рассказать об обычаях и обрядах, связанных с этим праздником. Участие детей в данном проекте развивает в них социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pashalnyy.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию и делам молодёжи

Администрации г. Подольска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга»

Проект:

«Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников

на материале праздника «Пасха Христова».

       

Подготовила:

музыкальный руководитель

Тюнькова Лариса Васильевна

2016 год

 г. Подольск

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: краткосрочный

Цель: 

Воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с православным праздником Святой Пасхи.

Участники проекта: 

Дети старших и подготовительных групп, музыкальный руководитель, воспитатели групп, родители.

Задачи: 

Образовательные: формировать представления о справедливом отношении к человеку, закрепить знания об окружающем мире.

Воспитательные: воспитывать чуткость, отзывчивость, заботливое отношение к человеку, воспитывать чувство любви к окружающему миру природы, любви к своей Родине.

Развивающие: развивать интерес к предметам и явлениям окружающей действительности, развивать творческого потенциал детей.

Основная идея проекта:

Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей. Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником. Развивать в детях социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, интерес к культуре предков. Прививать детям потребность в доброжелательном, внимательном, заботливом поведении.

Обоснование значимости проекта.

Дошкольный возраст – период интенсивного нравственного развития  человека. Именно в этот период закладываются основы нравственных качеств. Театрализованная деятельность является важным фактором художественно-эстетического развития ребенка, активно влияет на эмоциональное и нравственное развитие. Познавательный характер данного проекта способствует умению дошкольников переносить приобретенный опыт в социальную действительность, формирует представления о себе, о других людях, об окружающем мире, о малой Родине и Отечестве, о социо-культурных ценностях.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

- позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

- потребность и готовность проявления сострадания и сорадования;

- чувство патриотизма и любви к Родине;

- накопление знаний об историческом прошлом родной земли, культуре, формах традиционного семейного уклада;

- деятельное отношение к труду;

- ответственность за свои дела и поступки.

1 этап. Подготовительный.

- Анкетирование родителей и педагогов о значимости данного проекта.

- Разработка плана работы по реализации проекта.

- Подборка литературы, наглядного материала по данной теме.

- организация предметно-развивающей среды.

2 этап.ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Работа с детьми:

 - Чтение с детьми рассказов:

«Велик день» из книги «Народные праздники на Святой Руси» Н. Степанова, «Чудо Воскресения» Б. Ганаго , стихи о празднике Пасхи: А.Майков «Христос воскрес!», П. Солоьёва «»Подснежник», С.Есенин «Пасхальный благовест».

- Разучивание с детьми стихов, песен и танцев по теме.

- Роспись деревянных пасхальных яиц и досок.

- Аппликация «Пасхальный кулич».

- Беседы с детьми на тему: «Что такое Пасха?», «Как наши предки готовились к празднику Пасхи», «Готовимся к Пасхе, «Первое красное яичко»».

-  Праздничная постановка «Мальчик и синичка» (см. Приложение 1) 

- Выставка рисунков, аппликаций и поделок по данной теме.

 Работа с родителями:

- Консультации на тему «Что такое Пасха», «Пасхальные обычаи на Руси».

- мастер-класс «Роспись яиц»

- Участие в подготовке выставки рисунков, аппликаций и поделок по данной теме.

 Работа с педагогами:

- Консультации.

- Семинар по теме «Основы православной культуры».

- мастер-класс «Роспись яиц»

3. этап. АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

Анализ реализации проекта.

За период реализации данного проекта воспитанники детского сада много узнали о семейных традициях, обычаях своего народа, приобрели навыки традиционных художественных промыслов России. Многие родители вместе со своими детьми смогли проявить семейные творческие способности. Для проведения праздника была выбрана сказка О. Игорьина «Мальчик и синичка», так как в данном произведении чётко отслеживается смысл доброго отношения к окружающей нас природе, и конечно к близкому человеку. Дети получили на примере этого рассказа такие понятия, как милосердие, добро, забота о ближнем, бережное отношение к природе и т.д. Все участники проекта проявили большую активность и получили огромный эмоциональный подъём.

Приложение 1.

Сценарий Пасхального праздника.

Мальчик и синичка.

       

Подготовила:

музыкальный руководитель

Тюнькова Лариса Васильевна

                                                     

2016 год

 Г. о. Подольск

Цель праздника: Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово». Развивать социальные навыки: общительность, дружелюбие. Прививать потребность в доброжелательном, внимательном, заботливом отношении к близким. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира. Способствовать развитию творческих способностей детей. Обогащать их эмоционально-чувственный опыт.

Звучит запись песни «Выше облака» в исполнении детского хора. Все участники театрализованного действия торжественно проходят по залу и садятся на заранее подготовленные для «артистов» места.

Ведущий:

Здравствуйте дорогие дети и взрослые! Весной многие люди отмечают большой праздник, который называется Пасха.

Ведущий:

Ребята, может быть, кому-то из вас знакомо это имя – Иисус Христос? Кто это? (Ответы). Да, для верующих людей, христиан, Иисус Христос – Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасхи – это праздник прославления Иисуса Христа. Когда Иисус жил на земле, он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным. А главное учил любить Бога и близких людей.

Народ любил Иисуса и был ему за все благодарен. Но гордые, завистливые люди, которые обманывали народ, возненавидели его, и решили погубить. Они схватили Иисуса и распяли на кресте. Когда он умер, произошло землетрясение. Иисуса похоронили в пещере. Но прошло три дня, и он воскрес. Это было настоящее чудо. И радость людей была безмерной, ведь к ним вернулся Бог. Поэтому Пасха – это праздник в честь воскрешения Иисуса Христа, праздник в честь возвращения его к людям.

Ребенок:

В лужах солнышко искрится,

Верба пухом зацвела,

«Живы, жить!» – щебечут птицы,

И поют колокола

На столе кулич душистый,

Горка крашенных яиц,

В этот праздник, светлый, чистый

Не увидишь хмурых лиц.

Говорят: «Христос воскрес!»

«Да, воистину воскресе!»

Разрывая тьмы завесу,

К людям Он сошел с небес.

Жив Христос, и верят люди:

Коль расстанемся со злом,

Жизнь продлится. Вечным будет

Мир с любовью и добром!

(Е. Шаламонова)

Ведущий:

К празднику Пасхи готовятся заранее. Убирают и украшают свои дома ветками вербы. Вот и у нас сегодня в доме стоит вербочка (рассмотреть с детьми). А что обязательно готовят к Пасхе? Кто знает? (Ответы). Да, пекут куличи, из творога и изюма делают вкусную сладкую пасху. К празднику Пасхи красят яйца, дарят их друг другу и христосуются (целуются три раза), приветствуют друг друга словами: «Христос Воскресе!».

В этот Светлый праздник во всех церквах торжественно звонят колокола. Давайте и мы послушаем Пасхальный колокольный звон.

(Звучит запись колокольного звона.)

 Сказочница:

Сегодня, дети, я расскажу вам Пасхальную сказку о добром мальчике и его бабушке.

 

Театрализованное представление по мотивам сказки Олега Игорьина 

«Мальчик и синичка.»

Действующие лица:

Сказочница - взрослый

Бабушка - взрослый

Мальчик – ребёнок

Синичка - ребёнок

Курица - ребёнок

Петух - ребёнок

Радуга - ребёнок

Солнце - ребёнок

Река - ребёнок

Небо - ребёнок

Ночь - ребёнок

Трава - ребёнок

Луна - ребёнок

Огонь - ребёнок

Ангел – ребёнок

Мальчик:

Отдохнут пускай игрушки.

 Мы морозным зимним днем

 С братом сделаем кормушку

 И повесим за окном.

 Нелегко зимою птицам,

 Им в морозы много бед.

 Ждем вас, милые синицы,

 Прилетайте на обед.

 Мы насыплем вам пшеницы

 И чего-нибудь еще.

 Прилетайте к нам, синицы,

 С вами очень хорошо! (В. Гвоздев)

Сказочница:

 Жил - был на свете один хороший мальчик. Он был сирота и жил у своей доброй бабушки. Они жили бедно, и им едва хватало на еду.

 После холодной и белой зимы наступила теплая весна.

 Однажды, в одну субботу, в канун Светлого Христового Воскресенья, мальчик сидел у дома, и смотрел как на улице пробивается из земли свежая травка, распускаются на деревьях молодые листочки.

Он увидел, как знакомая синичка, которую он подкармливал холодной и лютой зимой, присела на деревце у окна, и весело завертелась. Она уже привыкла прилетать сюда и ждать еды.

 (Под музыку в зал вбегает девочка – Синичка, садится под дерево.)

Синичка: Сив – Сив. Здравствуй, добрый мальчик.

 Сказочница:

Мальчик обрадовался ей и, протянул на ладошке немного крошек. Синичка сразу же быстро стала клевать их, благодарно посматривая на него черными блестящими глазками.

Мальчик:

 - Ну вот, завтра праздник, а у нас в доме ничего нет к празднику.

Бабушка (хлопочет у печки):

 Ничего, внучек, не беспокойся, Бог поможет.

Синичка:

Какой хороший мальчик! Он помог мне зимой, когда мне было трудно и голодно. Надо и мне помочь ему и его бабушке.

Сказочница:

 И полетела Синичка к Курочке.

Синичка танцует, и убегает из зала.

Входит Курочка, танцует.

Синичка:

  Здравствуй, курочка-сестричка!

 Курочка:

 Здравствуй, Синичка-сестричка!

  Синичка:

Курочка, дай мне яичек.

 Курочка:

 Зачем тебе, Синичка-сестричка?

  Синичка:

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью.

Курочка:

 Бери сколько хочешь, сестричка!

 - Только вот, все яички у меня беленькие, и нет красок, чтобы расписать их. (отдаёт синичке не расписанные деревянные заготовки)

  Синичка:

Что же делать?          

Сказочница:

Курочка и синичка задумались, где же взять краски?

 Но тут к ним подошел красавец-петух.

Под музыку выходит Петух (танцует).

 Петух:

 Ку-ка-ре-ку! О чем задумались, сестрички?

 

Курочка:

Вот синичке надо достать краски, а мы не знаем где.

Петух:

 Эх вы! Все краски можно достать у Радуги. Я для своего хвоста именно там и брал.

(Петух демонстрирует свой хвост.)

 Курочка:

Лети-ка ты, сестричка-синичка, к Радуге.

 Сказочница:

Полетела синичка к Радуге.

(Синичка убегает из зала.)

Под музыку выходит Радуга (танцует).

  Синичка:

 Здравствуй Радуга!

 Радуга:

Здравствуй, Синичка!

 - Помоги мне! Дай мне краски для того, чтобы можно было расписать яички, которые дает Курочка-сестричка для хорошего мальчика и его доброй бабушки, которые кормили меня холодной и лютой зимой. А то у них к Светлому Христову Воскресенью ничего нет.

Радуга:

 Ой!  Я бы с радостью дала тебе красок, но у меня сейчас их нет. Краски появятся у меня только летом, когда будет дождик и будет много цветов. А сейчас только закончилась зима.

  Синичка:

Что же делать?

Радуга:

А слетай-ка ты к Солнышку весеннему да к Небу высокому, к Ночке темной да к Луне яркой, к Травке шелковой да к Водичке прохладной, и про Огонек жаркий не забудь. Они тебе помогут.

 Синичка:

Спасибо, Радуга.

Синичка убегает из зала.

 Сказочница:

Полетела Синичка к солнышку. Ей надо было торопиться, так как времени было мало, и день уже заканчивался.

 Первое, что ей попалось на пути, была Река.

«Речка» с голубой лентой танцует.

Синичка подбегает к Речке.

 Синичка:

Здравствуй, Водичка прохладная!

Речка:

Здравствуй, Синичка!

  Синичка:

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

 Речка:

Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот, возьми голубую краску. (Отдаёт свою ленту.)

 Синичка:

Спасибо, водичка прохладная! (Синичка убегает).

Сказочница:

И синичка полетела дальше.

 Недалеко от реки она увидала только-только пробивающуюся из темной земли травку.

«Травка» с зелёной лентой, танцует.

  Синичка:

Добрый вечер, Травка шелковая!

 Травка:

Добрый вечер, Синичка!

 Синичка:

 Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

 Травка:

Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми зеленую краску. (Отдаёт свою ленту.)

Синичка:

 Спасибо, Травка шелковая!

 Сказочница:

И Синичка полетела дальше. (Синичка убегает из зала).

 А день уже закончился, и наступила ночь.

Входит «Ночь» с лентой в руке, танцует.

Синичка:

Здравствуй, Ночка темная!

 Ночь:

 Здравствуй, Синичка!

Синичка:

 Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью.  Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

 Ночь:

Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми фиолетовую краску. (Отдаёт свою ленту.)

Синичка:

Спасибо, Ночка темная!

Сказочница:

 Синичка хотела было уже полететь куда-то дальше, да подумала, что ничего сейчас в темноте не найдет. Она решила дождаться появления Луны.

В зал под музыку входит «Луна», танцует.

  Синичка:

 Доброй ночи, Луна яркая!

Луна:

 Доброй ночи, Синичка!

Синичка:

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

Луна:

 Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми желтую краску. (Отдаёт свою ленту.)

Синичка:

Спасибо, Луна яркая!

Сказочница:

 Совсем немножко осталось собрать красок синичке.   Тут она увидела, как темное ночное небо стало меняться, светлеть.

Под музыку входит «Небо» с лентой, танцует.

Синичка:

 Доброе утро, Небо высокое!

 Небо:

 Доброе утро, Синичка!

Синичка:

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

Небо:

 Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми синюю краску. (Отдаёт свою ленту.)

Синичка:

 Спасибо, Небо высокое!

 Сказочница:

И тут синичка увидела, как из-за горизонта медленно, чуть зевая и потягиваясь, появилось Солнышко.

Под музыку входит «Солнышко» с лентой, танцует.

 Синичка:

 Доброе утро, Солнышко весеннее!

 Солнышко:

 Доброе утро, Синичка!

Синичка:

  Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые, кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

 Солнышко:

Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми красную краску. (Отдаёт свою ленту.)

 Синичка:

 Спасибо, Солнышко весеннее!    

 Где ж мне найти Огонек? А полечу-ка я в церковь – там всегда горит огонек.

Синичка убегает из зала.

Сказочница:

 Через окошко залетела она в храм и видит яркий огонек свечи.

Под музыку вбегает «Огонёк», танцует.

 Синичка:

Здравствуй, Огонек жаркий!

Огонёк:

 Здравствуй, Синичка!

 Синичка:

Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью. Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить – а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.

 Огонёк:

 Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми оранжевую краску. (Отдаёт свою ленту.)

Синичка:

 Спасибо, Огонек жаркий!

Сказочница: (показывает все ленты)

Теперь у синички были красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя и фиолетовая краски, и она покрасила ими яички, которые дала Курочка-сестричка. (показывает расписанные в цвета радуги пасхальные яйца)

 Разговор Синички с Огоньком жарким в церкви слышал Ангел, и тоже решил хорошим и добрым людям сделать подарок.

Под музыку в зал входит «Ангел», ставит на стол кулич.

Ангел:

Как солнце блещет ярко,

Как неба глубь светла,

Как весело и громко

Гудят колокола.

Немолчно в Божьих храмах

Поют «Христос Воскрес!»

И звуки дивной песни

Доходят до небес.

Сказочница:

 Наступило пасхальное утро.

Звучит запись колокольного звона.

 И теперь на столе у мальчика и бабушки лежали разноцветные пасхальные яйца: красное - от солнышка весеннего, оранжевое – от огонька жаркого, желтое – от луны яркой, зеленое – от травки шелковой, голубое – от водички прохладной, синее - от неба высокого, фиолетовое – от ночки темной.  А пышный большой кулич со сладкой белой шапкой и поджаренными коричневыми боками прочно сидел на столе и смотрел черненькими глазами-изюминками.

 Мальчик проснулся и увидел на столе подарки. Он очень обрадовался и очень удивился. (Мальчик, потягиваясь, идёт к столу)

Мальчик:

 Бабушка! Бабушка! Смотри!

Сказочница:

 Бабушка тоже удивилась и обрадовалась. Она стала искать свои очки, которые всегда с ней хотели играть и постоянно прятались от нее. (Бабушка делает вид, что ищет очки.)

Бабушка:

 Где же мои очки? (рассеянно оглядывает всё вокруг.)

Мальчик находит очки и подаёт их Бабушке.

Мальчик:

 Да вот же они!

 Сказочница:

Бабушка надела очки и внимательно стала разглядывать утренние подарки.

Бабушка:

Ну, вот видишь, внучок, я же говорила: Бог всегда помогает добрым людям.

Сказочница:

 Мальчик и бабушка были очень рады и счастливы.

 А за окном, весело прыгала с ветки на ветку Синичка. Она видела, как удивились и обрадовались мальчик и бабушка. Ей тоже было радостно, что они получили подарки за свою доброту. Тому, кто делает добро, всегда хорошо и радостно в жизни. А мальчику слышалось, что Синичка не просто поёт свою песенку, а напевает радостно: «Христос воскресе, Христос воскресе, Христос воскресе!»

Все участники постановки поют пасхальную песню.

Сказочница: (обращается к залу)

А вы, ребята, добро делать людям и животным любите? А зимой птичек кормили?

 Дети: Да!

Сказочница:

В этот самый Светлый и радостный праздник Пасхи, и для вас совершится маленькое чудо!

Кулич, который принёс Ангел, непростой, а волшебный! (Поднимает верхнюю часть «кулича», под ним лежат подарки детям - пасхальные яйца). Христос воскресе!

Дети: Воистину воскресе!

Звучит музыка, все дети получают подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы детского сада по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников

Опыт работы воспитателей МДОУ д/с № 17 по духовно-нравственному воспитанию...

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки".

Проект "Воспитание духовно - нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"....

Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО

Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все...

Консультация для педагогов "Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО"

quot;Воспитание духовно- нравственной культуры у дошкольников в условия перехода на ФГОС ДО" «Пусть ребенок чувствует красотуи восторгается ею,пусть в его сердце и в памятинавсегда со...

Программа дополнительного образования дошкольников по воспитанию духовно-нравственных качеств дошкольников по средствам национальных традиций Православных праздников «Праздники добра» (для детей 5-7 лет)

laquo; …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...

Презентация" Воспитание духовно- нравственных чувств у дошкольников посредством сказки"

Презентация показывает ,как мы применяем сказки в разных видах деятельности детей.Потому что сказки - наши добрые друзья! У них можно научиться доброте, любви к людям и природе, мудрости....