Фольклорное развлечение «Зимние посиделки»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«
«Зимние посиделки»
Фольклорный праздник для детей старшего возраста.
Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
- эстетическое восприятие фольклорных произведений;
- Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
- Активизировать речь через устное народное творчество
(Интерьер крестьянской избы. Входит ведущая – звучит фонограмма колокольного звона).
Ведущая:
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Какие замечательные слова! Вот и мы с вами поговорим о том как жили люди в старину, чем занимались.
Зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужики возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, расчищали дорожки от снега. Плели лапти, подшивали валенки, столярничали.
Женщины трепали лён, пряли вязали, занимались рукоделием.
А в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сей час заглянем на огонёк.
Ведущая:
Зимний вечер тёмен, долог
Позову- ка я ребят на посиделки!
Будут песни, будут пляски и игра в горелки.
Эй, девчонки-девчушки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать
Зимний вечер скоротать!
Дети: В избу твою жаркую мы пришли с подарками.
Ведущая: Проходите, гости дорогие, проходите. Милости прошу, Проходите да усаживайтесь.
Садитесь рядком, да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства.
А скажите мне, детушки что за обычай, как принимали гостей?
Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!» усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды.
Если гость заходил во время ужина, то он помолясь говорил «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба соли откушать».
А ещё, детушки, был добрый обычай, когда помогали друг другу.
Если кто-то строил избу
помогали все. Не забывали стариков, детей сирот – приносили им пищу, вместе убирали урожай.
А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.
Хозяин весел – и гости рады.
Гость доволен – и хозяин рад.
Для дорого гостя и ворота настежь.
Что ни есть в печи, всё на стол мечи!
Много гостей – много новостей.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело два века живёт.
С миру по нитке - голому рубашка.
Добра желаешь, добро и делай.
Как аукнется, так и откликнется.
Ведущая: Запомните, дети эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть добрыми и гостеприимными. Ведь недаром гласит пословица «Как аукнется, так и откликнется».
А сейчас, мальчишки,
В круг вставайте поскорей
Да пляшите веселей.
Мальчики:
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться,
Тут народу очень много,
Можем растеряться.
Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.
На окошке два цветочка,
Голубой да аленький,
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Я нашёл себе невесту,
Говорят, богатая.
Две подружки у неё
И коза рогатая.
А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А по лужам босиком
Прыгали девчушки.
Ведущая:
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Не смотрите на меня,
Глазки поломаете
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете!
***
Пошла плясать баба Лукерья!
На затылке нет волос – привязала перья.
***
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать!
***
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку,
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку.
***
На столе лежит арбуз
На арбузе - муха.
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
***
Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.
Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /
Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)
Работать-то Вы – мастера, а плясать-то умеете».
А какие посиделки без красивой русской песни?
Ведущая: Где песня льется,
Там легче живется! исполняется песня «Песня «Здравствуй, гостья зима!»
Ведущая: А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.
Дети инсценируют небылицы.
- Федул – чего губы надул?
- Кафтан прожег!
- Зашить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
- Сынок, сходи за водой на речку!
- Живот болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит – надо идти!
- Это ещё что? Иду… Около меня свистит. Я туда – свистит, я сюда – свистит. «Беда», думаю. Влез на берёзу. Сижу. Свистит… Ан это у меня в носу!
Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Заря-заряница».
Играющие стоят в кругу, руки опущены. Ведущий - ходит за кругом с лентой и произносит закличку:
Заря – заряница,
Красна девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас. Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему:
И на слова:
Раз – два – не воронь,
Беги как огонь!
Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим - зарёй. Понятно? Давайте поиграем.
Песня «Здравствуй, гостья зима!»
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас!
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша юная кровь
На морозе горит.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам —
Песни Севера петь
По лесам и полям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного развлечения "Осенние посиделки"
Сценарий для детей второй младшей группы с использованием русских народных игр, песен, танцев....
Сценарий фольклорного развлечения «Капустные посиделки»
Театрализовано-игровое развлечение для детей старшего дошкольного возраста с родителями....
Сценарий фольклорного развлечения «Капустные посиделки»
Театрализовано-игровое развлечение для детей старшего дошкольного возраста с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/03/picture-847528-1591205693.jpg)
Фольклорное развлечение «Русские посиделки»
Цели:Приобщать детей к традициям русского народа,Совершенствуя их художественно-речевые способности посредством участия в совместных играх,танцах с другими детьми.Воспитывать уважение к русским традиц...
Фольклорный праздник "Зимние посиделки"
Содержание прздника составляют русские народные игры, развивающие познавательную, речевую, физическую активность детей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-1077814-1541327964.jpg)
Сценарий фольклорного развлечения "Весенние посиделки"
Фольклорное развлечение "Весенние посиделки"...
Фольклорное развлечение "Осенние посиделки"
Фольклорное развлечение "Осенние посиделки"...