Сценарий литературно – музыкального концерта, посвященного творчеству русского композитора П.И.Чайковского.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Файзуллина Венера Рафитовна

Цель: Приобщать детей и родителей к произведениям  П.И.Чайковского, расширять кругозор, слуховой опыт, научить  понимать и наслаждаться шедеврами классической музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_po_tvorchestvu_chaykovskogo.docx44.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 79 «Садко»

  Сценарий литературно – музыкального концерта, посвященного творчеству

                русского композитора П.И.Чайковского.

                                           

Составили и организовали: воспитатель высшей                  

квалификационной категории Файзуллина В.Р.,

музыкальный руководитель первой

квалификационной категории Благодацких Г.Р.

Цель: Приобщать детей и родителей к произведениям  П.И.Чайковского, расширять кругозор, слуховой опыт, научить  понимать и наслаждаться шедеврами классической музыки.

Задачи:

  1. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения.
  2. Развивать музыкально-творческую активность детей.
  3. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкального произведения.
  4. Привлечь родителей к активному участию в жизнедеятельности детского сада.
  5. Развивать театральные и художественные способности детей.
  6. Передать музыкальное восприятие музыки в рисунке.

Предварительная работа: Беседа о творчестве П.И.Чайковского, краткий обзор «Детского альбома». Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Музыкальный репертуар:

  1. «Сладкая греза» - оркестр детей и родителей.
  2. «Старинная французская песенка» - Левина Маша, ДШИ №2.
  3. «Болезнь куклы» - Мартынова Софья, ДШИ №2.
  4. «Вальс» - исполняют дети танец.
  5. «Попурри на темы русских народных песен» - оркестр детей и родителей.

Оборудование: технические средства воспроизведения музыки (музыкальный центр, компьютер, колонки), записи с фонограммами музыкальных произведений, фортепиано.

Детские музыкальные инструменты: металлофоны-2 шт., ксилофоны – 2 шт., треугольники – 5 шт., ложки деревянные – 12 шт.,  колотушки – 2 шт., доски – 2 шт., птичка – свистулька, бубны – 2 шт.

Содержание организованной деятельности:

На середину зала выходят 2 ребенка: девочка и мальчик.

1. Деньки стоят погожие, - мальчик.
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
2.Покинув страны южные, -
девочка.
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение.

У всех людей - весеннее!

Ведущая: 

Дорогие ребята, гости! Сегодня у нас необычный вечер – мы собрались в музыкальной гостиной. Раньше люди часто ходили друг другу в гости, чтобы послушать красивую музыку, почитать стихи. Сегодня и у нас будет такая встреча, которую мы посвятим великому русскому композитору – Петру Ильичу Чайковскому. 

Звучит "Ноктюрн" Чайковского, фрагмент.

Ведущая:

Тихо – тихо рядом сядем -
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит и ведёт нас за собой.
Ведущая:

А сейчас ребята предлагаю вместе с музыкой отправиться в прошлое. Петр Ильич Чайковский родился в Воткинске, небольшом городке на Урале. Петя рос в большой и дружной семье. Маленького Петю все очень любили за его доброту, отзывчивость. С ним всегда было радостно и занимательно, он был неистощим на выдумки, на забавные истории и веселые игры. Но иногда Петя вдруг бросал игру, уходил куда-нибудь в дом или глубоко в сад и сосредоточенно к чему-то прислушивался. Петя был очень впечатлителен, и музыка заставляла его то радоваться, то плакать.

        

Выходит мальчик – Петя. 
Петя.
Льётся музыка рекой,
Вьётся нотною строкой.
Снова звуков полноводье
Захлестнуло всё вокруг.
И кораблики мелодий
Выплывают из-под рук…

Ведущая. Однажды произошел такой случай. В доме были гости. Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали. 
Звучит фрагмент "Марша" из балета "Щелкунчик". 

Выбегают несколько детей, вместе с Петей импровизируют под музыку
Ведущая: Петя сначала был оживлен и весел. Но к концу вечера так утомился, что ушел к себе в спальню раньше всех.
Музыка смолкает, дети садятся на свои места, Петя ложится на кровать, расположенную у стены зала. Входит мама. Тихо звучит "Ноктюрн". 
Ведущая: В комнату вошла мама и увидела, что Петя еще не спит, а просто лежит в своей кроватке и плачет. 

Мама: Мой милый мальчик, что с тобой?
Петя: Музыка звучит у меня здесь! (держится за голову). Избавьте меня от нее. Она не дает мне покоя!
Ведущая: А на самом деле в комнате никакой музыки не было. Маме пришлось успокаивать его до тех пор, пока он не заснул. Звучит "Нянина сказка" из "Детского альбома"
                                           Дети садятся на свои места. 
Мама: Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом все люди на земле. Он долго не знал, что будет музыкантом. Но музыка преследовала его как тень, Петя чувствовал, что только через нее он сможет рассказать людям о своей любви к ним, к родине, к родной природе. В звуки Петя вкладывал всю свою душу, все переживания, все то, что он увидел в жизни, и о чем мечтал.
Ведущая: Ребята, а вы любите мечтать? Мы послушаем пьесу, которая называется «"Сладкая греза", в исполнении оркестра и вы каждый помечтаете о своем. 
Звучит "Сладкая греза" – оркестр родителей и детей.
Выходит родитель, под музыку читает стихотворение:

Что за звуки! Неподвижно внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю, 
Самого себя.
Всемогущий! Что за звуки! Жадно
Сердце ловит их, 
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
И в душе они опять рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают 
Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки, 
Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки, 
И душа в огне. 

(М.Лермонтов)
Ведущая: Знакомство детей в детском саду с творчеством  Петра Ильича Чайковского  связано в первую очередь с  «Детским альбомом».   Это сборник из 24  миниатюрных  фортепианных пьесок  с заманчивыми названиями «Марш деревянных солдатиков», «Нянина сказка», «Баба Яга». Эти музыкальные произведения стали первым серьезным сборником пьес для детей в русской музыке. Замысел композитора возник  летом 1878 года в селе Каменка  на Украине, в имении Давыдовых,  в дружном семействе сестры  Александры Ильиничны. Незадачливый, маленький «пианист» -  любимый племянник Володя  - целыми днями «терзает» скучные  гаммы и этюды. Петру Ильичу  стало жаль малыша. Возникает идея написать для детей пьесы лёгкие в исполнении, разнообразные по характеру, интересные и доступные. Перед глазами композитора всплывают картинки далёкого счастливого детства. Они – то,  наверняка, и легли в основу «Детского альбома».  Поэтому  музыка получилась яркая,  удивительно правдивая и лёгкая для восприятия.  На титульном листе первого издания значится надпись:   «Посвящается Володе Давыдову». Давайте откроем  «Детский альбом», пролистаем его страницы.

"Старинная французская песенка" – исполняет ученица детской школы

искусств №2 имени Кукуевицкого Левина Маша.

Ведущая:  Воспитанники старшей группы №1 исполнят «Вальс» на музыку Петра Ильича Чайковского.

                «Вальс» - исполняют дети старшей группы № 1.

Ребенок:

- Кукла Маша

Заболела.

- Врач сказал,

Что плохо дело.

-Маше больно,

Маше тяжко!

-Не поможешь

Ей, бедняжке.

- Нас покинет

Маша вскоре.

Вот уж горе,

Так уж горе,

                горе,

«Болезнь куклы» - исполняет Мартынова Софья, 

ученица детской школы искусств №2 имени Кукуевицкого

Ведущая: С детства Петр Ильич полюбил русскую народную песню, которая стала основой его прекрасной музыки. «Русская народная песня - есть драгоценнейший образец народного творчества»,- говорил П.И. И очень любил слушать ее в исполнении народных инструментов.

Ребенок:         «Ты откуда, русская,

                       Зародилась музыка?

                      То ли в чистом поле,                                

                      То ли в лесе мглистом?              

                      В радости ли? В боли      

                      Или в птичьем свисте?                            

                      Ты скажи, откуда

                      Грусть в тебе и удаль?

                       В чьем ты сердце билась

                       С самого начала.

                       Как же ты явилась?  

                       Как ты зазвучала?

А зазвучит  у нас сейчас

Ведущая: Давайте услышим эти мелодии, которые стали украшением его музыки

«Попурри на темы русских народных песен» - исполняет оркестр

детей и родителей старшей группы № 1.

Ведущая: Народная песня звучит и в его операх, и в его симфониях, давайте услышим эти мелодии, которые стали украшением его музыки. С ними вас познакомят  самые маленькие наши участники.

Мы приглашаем на нашу импровизированную сцену гостей нашей музыкальной гостиной. Солисты хора «Лира» ……………………………….

Ведущая:

 Вся жизнь П.И.Чайковского и вся его музыка была с думой о России, которую он очень любил. Он говорил: «Если я могу содействовать распространению славы русской музыки, не прямой ли мой долг бросить всё и спешить туда, где я могу быть полезен для своего искусства и своей страны». Слово «Родина – Россия- Русская Земля» было для него самым главным. Всем своим искусством он желал нашей стране Счастья, Благополучия и Благоденствия.

Ведущая:

Концерт окончен.
Музыка вдруг смолкла.
Но так ли это?
Кажется, сейчас она звучит
И будет долго, долго
Еще звучать для каждого из нас.
И будет звать в неведомые дали, 
Звенеть, искриться радугой-дугой, 
Как будто нам "Жар-птицу" в руки дали
И напоили всех "живой водой"…
Такой могучей, сказочною силой
Порой бывает музыка полна, 
Что кажется, как солнце, негасимой, 
Как океан безбрежною она…
Тот каждый день с волнением будем ждать, 
Когда мы вместе дверь в страну мелодий
Ключом скрипичным отомкнем опять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкального мероприятия, посвященного годовщине победы в Великой Отечественной Войне (подготовительная группа)

Предлагаю вашему вниманию сценарий. Думается, в преддверии празднования 70-летия победы в Великой Отечественной Войне, он будет актуален...

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященный празднованию ДНЯ ПОБЕДЫ (с использованием ИКТ)

Представлен  сценарий литературно-музыкального правздника для старших дошкольников, посвященный празднованию Великой Победы над Германией (с использованием информационно-коммуникационных технолог...

«Мир дому твоему». Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-летию Победы.

В канун 70-летия Великой Победы в РДК им. Негребецкого состоялся смотр  литературно-музыкальных композиций "Мир дому твоему", организованный Сальской территориальной профсоюзной организацие...

Сценарий литературно – музыкального вечера, посвященного «Дню снятия Блокады Ленинграда» для старшего дошкольного возраста.

Сценарий литературно – музыкального вечера, посвященного «Дню снятия Блокады Ленинграда»для старшего дошкольного возраста....

Музыкально- тематический досуг по творчеству русского композитора П.И.Чайковского

Образовательные задачи:Приобщать детей к творчеству великого русского композитора П.И. Чайковского.Формировать основы музыкальной культуры.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характ...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной Дню Победы «Шел солдат с войны домой…»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной Дню Победы «Шел солдат с войны домой…»...