Фольклорный праздник " Смех да веселье"
план-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ильенкова Татьяна Александровна

Конспект совместной деятельности музыкального руководителя с детьми  на фольклорном празднике в подготовительной к школе группе.

Тема: Фольклорный праздник " Смех да веселье".

Закрепить знания детей о народном фольклоре.

Тема:" Детский музыкальный фольклор в воспитании ценностного отношения детей к искуссву.

Краткое содержание музыкального материала по группам всех возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pudlikatsiya_folklornyy_prazdnik.docx17.9 КБ
Файл publikatsiya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 356

Московского района Санкт-Петербурга

                                                                                    Музыкальный руководитель

                                                                              Ильенкова Татьяна Александровна

Конспект совместной деятельности музыкального руководителя с детьми на фольклорном празднике

в подготовительной к школе группе

Тема: Фольклорный праздник «Смех да веселье»

Цель: Закрепить знания детей  о народном фольклоре.

Задачи:

Образовательные:

-Обогатить личный опыт детей о народном фольклоре;

-Способствовать расширению знаний детей о народных песнях и плясках.

Развивающие:

-Продолжать развивать певческие навыки (народные песни);

-Способствовать развитию творческой инициативы и самостоятельности

  детей.

Воспитательные:

-Воспитывать дружеские взаимоотношения в играх и плясках.

            ФОЛЬКЛОНЫЙ ПРАЗДНИК «СМЕХ ДА ВЕСЕЛЬЕ».

Зал оформлен в русском стиле.

Ведущий: Красны девицы, да добры молодцы,

                   Собирайтесь, наряжайтесь,

                   На гулянье отправляйтесь.

(Под русскую народную мелодию в зал входят дети, свободно гуляют

по залу)

МАЛЬЧИК: Собирайся, народ, вас много интересного ждёт!

 Много песен, много шуток и весёлых прибауток.

                         Сел сверчок на шесток, таракан в уголок.

   ДЕВОЧКА:   Сели, посидели, песенки запели,

                         Услыхали ложки, вытянули ножки!

                         Услыхали калачи – как попрыгали с печи!

                         Да давайте  подпевать, да давайте танцевать!

( Из ворот выходит ФОМА)

   ФОМА:  Ото всех дверей, ото всех ворот,

                   Приходи скорей, торопись, народ!

                   Открываются ворота, выходи, кому охота!

                    А кому не охота, тоже выходи.

(Идут дети с балалайками, ложками, бубном. Играют.)

ФОМА:     Стоит ФОМА посреди двора,

                   Супротив терема широкого,

                   Супротив крыльца высокого.

                   Не тёсан терем, не тёсан,

                   Только хорошо раскрашен.

                   Дома ль Дарья? Дома ль Марья?

                   Дома ль душенька Катюшенька?

ДЕВОЧКИ: Мы туточки!

ФОМА:  Красны девицы гулять просятся!

ВСЕ:    МЫ ПОЙДЁМ НА УЛИЦУ, НА УЛИЦУ, ДА НА ШИРОКУЮ!

ДЕВОЧКА:  Уж я сяду молоденька на кленову лавку,

                     На кленову лавку, да под белую берёзку!

ВАНЯ:  Посылаю молодицу под горушку по водицу,

             А водица далека, а ведёрко велико!

«ПОШЛА МЛАДА ЗА ВОДОЙ»

ВАНЯ: Это только присказка, а что будет впереди, приготовься и гляди!

             Вдоль улицы во конец шёл удалый молодец,

             Не товар продавать, себя показать!

ДЕВОЧКА:  Куда, ВАНЯ, едешь, куда погоняешь?

МАЛЬЧИК: Сено косить!

ДЕВОЧКА: А на что тебе сено?

МАЛЬЧИК: Коров кормить!

ДЕВОЧКА: А на что тебе коровы?

МАЛЬЧИК: Молоко доить, малых детушек кормить!

«КУДА ЕДЕШЬ, ВАНЮША?» (инсценировка)

МАЛЬЧИК: В тереме расписном я живу,

                     К  тебе, кумушка, в гости иду!

                     Я иду, иду, иду, самовар в руках несу,

                     Самовар в руках несу, прибауточку пою!

                    « Чай пить – не дрова рубить!»

                    « Не красна изба углами, а красна пирогами!»

Выходит ТИТ с большой ложкой: Ты, работушка, меня не трогай,

                                                               Я тебя не трону!

ДЕВОЧКА: Не колода лодырь, а пень! И лежит целый день.

                    Не жнёт, не косит, а обедать просит!

                    Тит, Тит, иди молотить!

ТИТ: Живот болит!

ДЕВОЧКА :Тит, Тит, иди кашу есть!

ТИТ:  А где моя большая ложка?

ДЕВОЧКА: Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

ПЕСНЯ  « БЛИНЫ»

ДЕВОЧКА: Не зря в народе говорится:

                    «Старинная пословица не мимо молвится»

                     Не любили в народе  лентяев.

                     Лень, отвори дверь! Дом горит!

ЛЕНЬ:          Хоть сгорю, но не открою.

ДЕВОЧКА:  Проснулась Ульяна не поздно, не рано!

                     Люди  косить, а она – голову мочить.

                     Люди грести, а она  -косу плести!

ПЕСНЯ « ОЙ, ВСТАВАЛА Я РАНЁШЕНЬКО»

1ребёнок: Обойди хоть всю планету.

                     Лучше русской пляски нету!

                     Балалайка и гармонь

                     Разжигают в нас огонь!

2ребёнок:  Раздайся, народ, меня пляска берёт.

                     Пойду, попляшу, на людей погляжу!

3ребёнок:  Встанем, братцы, все рядком,

                     И частушки пропоём!

ЧАСТУШКИ.

4ребёнок:  Эй! Молодцы и девицы! Что сидите?

                      А плясать вы не хотите?

5 ребёнок:  Эх, раз, ещё раз!

                       Мы поклонимся сейчас!

ВСЕ: НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС!

Общая пляска под русскую народную мелодию «Камаринская». Дети приплясывая покидают зал.

Предварительная работа:

-Провести беседу с детьми о народном фольклоре;

-Разучивание русских народных песен с детьми индивидуально и хором;

-Подготовка костюмов в народном стиле, распределение ролей;

-Подготовка атрибутов к празднику.

Используемые технологии:

-Игровые технологии музыкального  образования.

Ожидаемые результаты:

-Выразительное исполнение народных песен и плясок.

Список используемой литературы:

1.Календарные обрядовые праздники.

    Педагогическое общество России. Москва 2005 год.

2. «Фольклорный праздник» Г.Н. Науменко. ООО «Линка-Пресс» 2000год.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 356   Московского района Санкт-Петербурга

                                                                                             Музыкальный руководитель

                                                                                    Ильенкова Татьяна Александровна

Тема: «Детский музыкальный фольклор и его роль в воспитании ценностного отношения детей к искусству»

                                                                     

                                               

                                                       

                               

                                                     «Есть только одна прирождённая наклонность,                    

                                                     на которую может рассчитывать воспитание:                          

                                                      это то, что мы называем народностью…

                                                      Обращаясь к народности, воспитание всегда

                                                      найдёт ответ и содействие в живом и сильном

                                                      чувстве человека, которое действует гораздо

                                                       сильнее убеждения…»

                                                                                                                   К.Д. Ушинский      

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир  песен, служит средством сохранения исполнительских традиций.

Музыкальный фольклор является совершенным средством музыкального воспитания детей. Использование его способствует формированию в ребёнке таких качеств. Как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям.  Народ мудрый и добрый учитель, создал множество песен, попевок, приговорок, потешек, дающих  возможность взрослому без назидательных нравоучений в приятной для ребёнка форме обучить его тому или иному навыку.      

Сила воздействия фольклора заключается в единстве идеи и эмоций. Воспитывать ребёнка на основе русской национальной культуры – значит приобщить его к общечеловеческой культуре.

Основной вид деятельности дошкольников, как известно, игра.  Через неё он познаёт мир.

Фольклор обогащает детские игры новым содержанием. Вот почему я уделяю большое внимание играм по народным потешкам.    Потешки тесно связаны с народной песней, благодаря чему,  очень музыкальны и ритмичны. Программа дошкольного воспитания предлагает нам потешки в разделе развитие речи, но их песенное звучание используется на музыкальных занятиях в виде игр и плясок.  

Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать яркие образы. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и  бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

«Каравай», «Горелки», «Теремок» - образцы игровых песен. «Земелюшка – чернозём»-

старая обрядовая песня.  «Во поле берёза стояла», «Как пошли наши подружки»,

«Ходит Ваня»-  хороводные песни.

Тематика игр, песен, хороводов самая разнообразная. Знакомя детей с весёлой плясовой мелодией, предлагаю такие из них, как  «Я с комариком плясала», «Как у наших, у ворот», «Из-под дуба».  Со спокойным характером – «Возле речки», «По улице мостовой», «Прялица».

В песне самое главное  образность. Такие песни как «Ладушки», «Теремок», «Зайчик, уже с младшего возраста горячо любимы детьми. У младших детей они способствуют формированию первоначальных певческих навыков. У старших используются в качестве  распевок. С той же целью используются детские считалки «Бай-качи-качи», «Лиса по лесу ходила», «Чики-чики-чикалочки».

Народные мелодии обладают двумя важнейшими качествами: образностью и доступностью. Более  простые потешки даются детям младшей и средней групп: «Солнышко-солнышко», «Поехали- поехали с орехами, с орехами», «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор». (галоп)

 Эти потешки помогают мне готовить ребят к тематическим танцам. В потешке «Андрей-воробей»  даётся возможность ярко ритмично выполнять элементы русской пляски, начиная с более спокойной «Ковырялочки» и заканчивая присядкой. Созданные на основе русских народных  песен хороводные игры очень разнообразны как по характеру, так и по содержанию. Русская народная песня воспитывает эстетический вкус, прививает высокие нравственные чувства, развивает слух, голосовые возможности ребёнка. Очекнь любят дети хоровод «Ходит Ваня». Ведь надо найти дружочка, дети любят, когда их называют по именам. Поэтому играя в хоровод «Ходит Ваня» мы называем имя водящего ребёнка. Хороводы для детей старшей и подготовительной групп «Теремок!, «Ворон», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка –чернозём», «Во поле берёза стояла», «Как пошли наши подружки», «Лапти», просты по форме и понятны детям. Ребята с особым удовольствием водят их. Хороводы у самого застенчивого ребёнка вызывают желание проявить  себя. В хороводе «В сыром бору  тропина» образ «галки» всё время девочки по разному изображают «галку».Даже самые неловкие преображаются под звуки напевной русской мелодии. Роль  «сокола» тоже поручаю разным мальчикам, объясняя образ птицы-охотника. А игра «Где был Иванушка?». Дети очень любят играть в неё, так как я ввожу туда ещё ложки, как элемент русского народного инструмента. Роли все распределяются по желанию детей. Добиваюсь от детей, чтобы они сами действовали творчески. Систематическое использование игр, включение их в программу праздников создаёт предпосылки для творческой активности детей.

Воспитывая в наших детях любовь к искусству своего народа, широко внедряя в работу детского сада  народные игры, песни, хороводы, мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие,  героизм, любовь к природе, к родной стране.

Народное творчество- вечный источник жизненного опыта, мудрости, красоты.

Народное творчество создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармонического развития человека.

Вот как используется русский народный музыкальный фольклор в программе детского сада по видам деятельности.

ГРУППА

Восприятие музыкальных произведений

ПЕНИЕ

Музыкально-ритмические движения

МЛАДШАЯ ГРУППА

Как у наших у ворот

Зайчик

Ладушки

Петушок

Ай на горе; По улице мостовой; Ходит Ваня; Матрёшки;  Я на горку шла; Догонялки р.н.м.;

Пальчики и ручки р.н.м.;

Игра в прятки р.н.м.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Ах ты, берёза;  

Я с комариком плясала.

Дождик, дождик пуще;

Две тетери;

Заинька; Сорока;

Гуси.

Гуси, вы, гуси;

Стуколка;

Во саду ли в огороде;

Зайцы и медведь р.н.м.

Пружинка р.н.м.

СТАРШАЯ ГРУППА

Валенки;

Как вставала я ранёшенько.

Бай качи-качи;

Чики-чикалочки;

Андрей-воробей

Ворон; Васька кот;

Матрёшки; Ваньки встаньки; Танец с ложками; Гори ясно; Выйду  ль я на реченьку; пляска «Карусель»; Ищи игрушку р.н.м.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Кострома;

Блины;

Ой ты русская метелица.

Патока с имбирём;

Лиса по лесу ходила;

Во поле берёза стояла.

Заинька; Калина;

Как на тоненький ледок; Колобок;Кадриль р.н.м.; Каравай; Горелки;Теремок; Прялица;Сударушка; Лапти; А я по лугу, пляска для девочек;

Светит месяц; Плетень, р.н.м.;Танец с ложками,р.н.м.; Я на горку шла; Где был Иванушка? Р.н.м.

                                 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса , М.А.Васильевой,

    Т.С. Комаровой. (2014 г.)

2.Календарные обрядовые праздники. Педагогическое общество России. Москва 2005г.

3. «Фольклорный праздник». Г.Н.Науменко.  ООО «Линка-Пресс»  2000г.

4.Программа музыкальное воспитание детей дошкольного возраста «Ладушки» .

    КоплуноваИ., Новоскольцева И., «Праздник каждый день».

    Спб. Изд-во  «Композитор» 1999г.

   

                                               

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний фольклорный праздник «Смех да веселье»

Весенний фольклорный праздник «Смех да веселье» для детей старшей и подготовительной группы...

Фольклорный праздник "Смех да веселье"

Фольклорный праздник "Смех да веселье" для детей средней группы...

фольклорное развлечение "Смех, да веселье" для детей старшего дошкольного возраста

Цель праздника: Побуждать интерес к традициям русской народной культуры. С помощью сюрпризных моментов праздника, на заранее подготовленном музыкально-дидактическом и фольклорном материале р...

Праздник «Смех да веселье»

Праздник помогает детям выразить свои эмоции, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, активизирует их. Воспитательное, познавательное, эстетическое воздействие праздни...

Фольклорный досуг "Смех да веселье" для детей старшего дошкольного возраста.

СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ!(математический фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста)...

Фольклорный праздник "Смех да веселье"

Приобщение детей к здоровму образу жизни...

Сценарий спортивного праздника к 1 апреля «Праздник смеха и веселья»

Цель:  создание позитивного настроя у детей на весь день....