Конспект открытого занятия "Кукла Матрёшка -символ России"
презентация на тему

Брянцева Светлана Юрьевна

Матрешка – уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским самоваром является  символом нашей страны, России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_matryoshka_-simvol_rossii.rar2.54 МБ
Файл kukla_matryoshka_-simvol_rossii.rar2.54 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной  деятельности  по теме: «Весёлые матрешки»

Цель занятия:  знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрёшкой через интеграцию процессов непосредственной образовательной деятельности

Задачи:

образовательные

  • познакомить детей с русской народной  игрушкой - матрёшкой;
  • дать некоторые доступные для ребёнка исторические сведения о матрёшке;
  • расширить кругозор детей в области применения нетрадиционной техники рисования;
  • упражнять детей в порядковом счёте в пределах 7;

развивающие

  • развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;

          развивать творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка,  

         умение доводить начатое дело до конца;

воспитательные

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;
  • создавать радостную творческую атмосферу в процессе интеграции разнообразных видов деятельности;
  • стараться вызывать у детей желание самостоятельно творить, воспитывать аккуратность в работе.

Материалы: разные виды матрёшек,

гипсовый силуэт матрешки,

кисти, краски, салфетки, баночки с водой;

домовёнок Кузя, сундучок;

русская народная музыка.

Ход НОД:
1. Организационный момент.

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.  Среди гостей педагог замечает домовенка Кузю.

Педагог: Здравствуй, Кузя, сегодня и ты пришёл к нам в гости. О чём ты хочешь узнать, чем нас порадуешь?

Кузя здоровается с детьми и предлагает им поговорить о добре.

Кузя:  Кто объяснит, что такое добро?

Ответы детей.

В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

Кузя: Да, дети, это самое бесценное добро. Посмотрите, какой красивый у меня сундучок.  Его подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, сыночек, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу! Всегда и везде его собой беру.

Как вы думаете, детки, что в нём?

Предположение детей.

Кузя:  Хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её. 

Загадка про матрёшку:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...

Дети: Матрёшка.

2. Основная часть.

Педагог достаёт и показывает Матрёшку.

Педагог: Ребята, это кукла не простая, она с секретом. А что за секрет, мы узнаем из стихотворения:

                          Кукла первая толста,

                          А внутри она пуста.

                          Разнимается она

                          На две половинки.

                          В ней живет еще одна

                          Кукла в серединке.

                          Эту куколку открой -

                          Будет третья во второй.

                          Половинку отвинти,

                          Плотную, притертую, -

                          И сумеешь ты найти

                          Куколку четвертую.

                          Вынь ее да посмотри,

                          Кто в ней прячется внутри.

                          Прячется в ней пятая

                          Куколка пузатая,

                          А внутри пустая.

                          В ней живет шестая.

                          А в шестой -

                          Седьмая,

                          Эта кукла меньше всех,

                          Чуть побольше, чем орех.

Что за секрет у матрёшки?

Ответы детей. (Куклы прячутся друг в дружке)

Педагог: Давайте поиграем с Матрёшкой.

Игра на развитие внимания, зрительной памяти  «Какая кукла по счёту спряталась»

Педагог предлагает детям посмотреть на матрёшек, выстроенных в ряд, затем отвернуться (в это время воспитатель убирает игрушку), а повернувшись, определить, какая игрушка по счёту пропала.

Педагог: Ребята, посмотрите, какая  нарядная и красивая эта деревянная русская кукла. Вы хотите узнать, откуда в нашей стране России появилась матрёшка? Как и из чего её делают и раскрашивают?

Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 1,2 презентации «Русская матрёшка»)

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

(Слайд 3 презентации «Русская матрёшка») 

Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёной.

(Слайд 4 презентации «Русская матрёшка»)

Как будет ласковое имя Матрёны?

Дети: Матрёшечка.

Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой Матрёной в платке  и сарафане, с  петухом в руках.  

(Слайд 5 презентации «Русская матрёшка»)

   

Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самая маленькая  изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Всего восемь куколок.

Матрешка – это русская игрушка, она отражает образ русской женщины.
Она одета в «русский костюм». Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники.

Они носили длинные рубахи, поверх одевали длинные сарафаны, поэтому у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами.

(Слайд 6 презентации «Русская матрёшка»)

Для изготовления матрешки используют сухую березу или липу. Деревья спиливают весной и очищают от коры. Из высушенных заготовок вытачивают фигурку. Начинают с самой маленькой. Затем фигурку обрабатывают шкуркой. После этого она попадает в художественный цех. Здесь её раскрашивают разноцветными красками и покрывают лаком.все матрёшки разные: одна веселая, другая – задумчивая, третья - озорная. Все зависит от художника.
(Слайд 7 презентации «Русская матрёшка»)

Сегодня матрёшку знают во всём мире. Она стала традиционным русским сувениром.

Сувенир - красивый предмет, подарок, который  олицетворяет собой образ нашей страны – России, в Москве открыт первый в России и в мире музей матрёшки.

(Слайд 8 - 13  презентации «Русская матрёшка»)

Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия и добра.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты.

Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви. Её называют душой России.  

(Слайд  14, 15 презентации «Русская матрёшка»)

Кузя:  Как интересно. А я вспомнил, частушку про матрешку. Вот послушайте:
Шли матрешки по дорожке
Было их немножечко,
Две Матрены, три Матрешки,
И одна Матрёшечка.

Педагог: Молодец, Кузя, замечательная частушка, а мы сейчас поиграем в

хороводную игру "  Матрёшечка - матрешка"

Из детей по считалке выбирают пару из мальчика и девочки. Они садятся на корточки в центре круга, который образуют другие дети. Ребята идут хороводным шагом и поют песню "Матрёшки" на мотив русской народной песни "Колпачок": На слова «Пляску начинайте» пара в кругу  выполняет любые знакомые танцевальные движения. Дети, стоящие в хороводе повторяют их. После слов «Выбирай, кого захочешь» - девочка приглашает мальчика, а мальчик девочку.

Ой, Матрешки, вы Матрешки

Красные сапожки

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

На ноги вставайте

Пляску начинайте

(говорком) Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Педагог:  Дети у нашей матрёшки случилась беда, она пригласила к себе в гости матрешек, а их в пути застал дождь и ветер. И все красивые узоры смылись.
Давайте поможем матрёшкам и разукрасим их наряд.
Педагог: 

И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. Пройдите в нашу творческую мастерскую.

Дети усаживаются за столы, на которых лежат гипсовые силуэты матрёшек с нарисованными лицами и платками.  

Педагог:  Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.                                     

Педагог:  Приступаем к работе.                                                                       Звучат русские народные мелодии в записи, дети красками, кистью и пальчиками разукрашивают матрешкам сарафаны.
Кузя хвалит детей, за красивый наряд  и помощь матрешкам, прощается с детьми и уходит. 

Педагог:  Вот и матрёшки наши готовы. Давайте на них посмотрим, какие замечательные матрешки у нас получились, они все разные и красивые.

Матрешки получились разные, все дети старались и работали как настоящие мастера.

Давайте поблагодарим наших матрешек за то, что мы много узнали так много интересного.

3. Заключительная часть

Педагог: С какой куклой мы с вами познакомились?

Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Что понравилось больше всего?

Алёна, что расскажешь маме сегодня дома?

Чем поделится Алёша со своей младшей сестрой?

Ответы детей.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной  деятельности  по теме: «Весёлые матрешки»

Цель занятия:  знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрёшкой через интеграцию процессов непосредственной образовательной деятельности

Задачи:

образовательные

  • познакомить детей с русской народной  игрушкой - матрёшкой;
  • дать некоторые доступные для ребёнка исторические сведения о матрёшке;
  • расширить кругозор детей в области применения нетрадиционной техники рисования;
  • упражнять детей в порядковом счёте в пределах 7;

развивающие

  • развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;

          развивать творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка,  

         умение доводить начатое дело до конца;

воспитательные

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;
  • создавать радостную творческую атмосферу в процессе интеграции разнообразных видов деятельности;
  • стараться вызывать у детей желание самостоятельно творить, воспитывать аккуратность в работе.

Материалы: разные виды матрёшек,

гипсовый силуэт матрешки,

кисти, краски, салфетки, баночки с водой;

домовёнок Кузя, сундучок;

русская народная музыка.

Ход НОД:
1. Организационный момент.

Дети заходят в зал, здороваются с гостями.  Среди гостей педагог замечает домовенка Кузю.

Педагог: Здравствуй, Кузя, сегодня и ты пришёл к нам в гости. О чём ты хочешь узнать, чем нас порадуешь?

Кузя здоровается с детьми и предлагает им поговорить о добре.

Кузя:  Кто объяснит, что такое добро?

Ответы детей.

В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

Кузя: Да, дети, это самое бесценное добро. Посмотрите, какой красивый у меня сундучок.  Его подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, сыночек, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу! Всегда и везде его собой беру.

Как вы думаете, детки, что в нём?

Предположение детей.

Кузя:  Хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её. 

Загадка про матрёшку:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская...

Дети: Матрёшка.

2. Основная часть.

Педагог достаёт и показывает Матрёшку.

Педагог: Ребята, это кукла не простая, она с секретом. А что за секрет, мы узнаем из стихотворения:

                          Кукла первая толста,

                          А внутри она пуста.

                          Разнимается она

                          На две половинки.

                          В ней живет еще одна

                          Кукла в серединке.

                          Эту куколку открой -

                          Будет третья во второй.

                          Половинку отвинти,

                          Плотную, притертую, -

                          И сумеешь ты найти

                          Куколку четвертую.

                          Вынь ее да посмотри,

                          Кто в ней прячется внутри.

                          Прячется в ней пятая

                          Куколка пузатая,

                          А внутри пустая.

                          В ней живет шестая.

                          А в шестой -

                          Седьмая,

                          Эта кукла меньше всех,

                          Чуть побольше, чем орех.

Что за секрет у матрёшки?

Ответы детей. (Куклы прячутся друг в дружке)

Педагог: Давайте поиграем с Матрёшкой.

Игра на развитие внимания, зрительной памяти  «Какая кукла по счёту спряталась»

Педагог предлагает детям посмотреть на матрёшек, выстроенных в ряд, затем отвернуться (в это время воспитатель убирает игрушку), а повернувшись, определить, какая игрушка по счёту пропала.

Педагог: Ребята, посмотрите, какая  нарядная и красивая эта деревянная русская кукла. Вы хотите узнать, откуда в нашей стране России появилась матрёшка? Как и из чего её делают и раскрашивают?

Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. (Слайд 1,2 презентации «Русская матрёшка»)

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

(Слайд 3 презентации «Русская матрёшка») 

Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёной.

(Слайд 4 презентации «Русская матрёшка»)

Как будет ласковое имя Матрёны?

Дети: Матрёшечка.

Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой Матрёной в платке  и сарафане, с  петухом в руках.  

(Слайд 5 презентации «Русская матрёшка»)

   

Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом - снова девочка, мальчики и девочки чередовались и дальше, а самая маленькая  изображала завёрнутого в пелёнки младенца. Всего восемь куколок.

Матрешка – это русская игрушка, она отражает образ русской женщины.
Она одета в «русский костюм». Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники.

Они носили длинные рубахи, поверх одевали длинные сарафаны, поэтому у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами.

(Слайд 6 презентации «Русская матрёшка»)

Для изготовления матрешки используют сухую березу или липу. Деревья спиливают весной и очищают от коры. Из высушенных заготовок вытачивают фигурку. Начинают с самой маленькой. Затем фигурку обрабатывают шкуркой. После этого она попадает в художественный цех. Здесь её раскрашивают разноцветными красками и покрывают лаком.все матрёшки разные: одна веселая, другая – задумчивая, третья - озорная. Все зависит от художника.
(Слайд 7 презентации «Русская матрёшка»)

Сегодня матрёшку знают во всём мире. Она стала традиционным русским сувениром.

Сувенир - красивый предмет, подарок, который  олицетворяет собой образ нашей страны – России, в Москве открыт первый в России и в мире музей матрёшки.

(Слайд 8 - 13  презентации «Русская матрёшка»)

Каждая матрешка хороша по-своему. Но у них и много общего — все эти игрушки всегда символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия и добра.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки, новые сюжеты.

Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви. Её называют душой России.  

(Слайд  14, 15 презентации «Русская матрёшка»)

Кузя:  Как интересно. А я вспомнил, частушку про матрешку. Вот послушайте:
Шли матрешки по дорожке
Было их немножечко,
Две Матрены, три Матрешки,
И одна Матрёшечка.

Педагог: Молодец, Кузя, замечательная частушка, а мы сейчас поиграем в

хороводную игру "  Матрёшечка - матрешка"

Из детей по считалке выбирают пару из мальчика и девочки. Они садятся на корточки в центре круга, который образуют другие дети. Ребята идут хороводным шагом и поют песню "Матрёшки" на мотив русской народной песни "Колпачок": На слова «Пляску начинайте» пара в кругу  выполняет любые знакомые танцевальные движения. Дети, стоящие в хороводе повторяют их. После слов «Выбирай, кого захочешь» - девочка приглашает мальчика, а мальчик девочку.

Ой, Матрешки, вы Матрешки

Красные сапожки

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

На ноги вставайте

Пляску начинайте

(говорком) Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Педагог:  Дети у нашей матрёшки случилась беда, она пригласила к себе в гости матрешек, а их в пути застал дождь и ветер. И все красивые узоры смылись.
Давайте поможем матрёшкам и разукрасим их наряд.
Педагог: 

И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. Пройдите в нашу творческую мастерскую.

Дети усаживаются за столы, на которых лежат гипсовые силуэты матрёшек с нарисованными лицами и платками.  

Педагог:  Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.                                     

Педагог:  Приступаем к работе.                                                                       Звучат русские народные мелодии в записи, дети красками, кистью и пальчиками разукрашивают матрешкам сарафаны.
Кузя хвалит детей, за красивый наряд  и помощь матрешкам, прощается с детьми и уходит. 

Педагог:  Вот и матрёшки наши готовы. Давайте на них посмотрим, какие замечательные матрешки у нас получились, они все разные и красивые.

Матрешки получились разные, все дети старались и работали как настоящие мастера.

Давайте поблагодарим наших матрешек за то, что мы много узнали так много интересного.

3. Заключительная часть

Педагог: С какой куклой мы с вами познакомились?

Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Что понравилось больше всего?

Алёна, что расскажешь маме сегодня дома?

Чем поделится Алёша со своей младшей сестрой?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Матрёшка – символ России»

Брошюра создана для способствования формированию у подрастающего поколения любви в Родине, приобщению к национальной культуре, воспитанию у детей патриотических чувств....

летбук " Матрёшка- символ России"

Материал для игры с детьми второй младшей группы...

проект «МАТРЁШКА – СИМВОЛ РОССИИ»

длогосрочный проект с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

Проект: "Русская матрёшка - символ России"

Данный проект проводился в средней группе №3 "Солнышко"...

Матрёшка - символ России!

Учебно методические материалы для мини музея "Матрёшка"...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ "ромашка-символ России"

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА...

Конспект ООД «Матрёшка-символ России» в средней группе.

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного искусства.Задачи:Образовательные:- познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символо...