Проект: "Русская матрёшка - символ России"
проект (средняя группа)

Тимофеева Екатерина Георгиевна

Данный проект проводился в средней группе №3 "Солнышко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_matryoshka.docx189.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС КВ «БРУСНИЧКА»

ПРОЕКТ: «Русская матрешка – символ России»

                                                Воспитатель:    

Е.Г.Тимофеева.

Актуальность проекта.

Наиболее эффективный способ реализации задач нравственно-патриотического воспитания – это организация проектной деятельности. Мною разработан проект: «Русская матрёшка – символ России».

Данный  проект  актуален  тем,  что  способствует  приобщению  детей  к истории народного промысла, помогает обогатить кругозор детей об игрушке, как образе материнства,семьи.Развитию познавательной и творческой активности детей. Обогащению чувственного опыта  ребенка, что в матрёшкеотразились народные представления о мире, добре, красоте.

Именно поэтому народная игрушкаматрёшка - символ России.

Тип проекта: Познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта:воспитатели, дети, родители,

                                       Музыкальный руководитель.

Проблема: недостаточные знания детей о матрёшке, как о символе России. Многие родители просто не уделяют внимания знакомству  детей с русской народной игрушкой, с историей её возникновения.

Изучению художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Цель проекта:патриотическое воспитание детей,воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки матрёшки.Создать композицию  матрёшек из киндер-сюрпризов по русским сказкам. Декоративную композицию матрёшек и создать музей матрёшек.

1.Познакомить детей с матрёшкой - как символом России. Развитие патриотических качеств.

2.Познакомить с историей матрёшки, как народного промысла.

3.Приобщить детей к русской народной культуре.

4.Воспитывать интерес к народному творчеству, к Родине, способствовать развитию духовности, познавательного интереса детей.

5.Приобщение родителей к истокам русской народной культуре. Вызвать интерес к русской народной игрушке. Развития тесных взаимоотношений между родителями, педагогами и детьми.

Задачи проекта:

1.Продолжать работу с детьми по нравственному воспитанию .

2.Развивать у детей познавательный интерес,умение составлять узоры, украшать матрешку.

3.Обогатить кругозор детей об игрушке, как образе материнства, семьи.

4. Расширять и пополнять словарный запас детей.

5.Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации.

6.Разработать дидактическую игру на основе киндер-сюрпризов.

7.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, способствовать развитию духовности.

Объект исследования:декоративная композиция матрёшек.

Предметом исследования стали традиционные виды росписи матрёшек.

В работе над проектом использовала следующие исследовательские методы:

  • подобрана  методическая художественная  литература по данной теме с разных источников: сети Интернет, библиотеке;
  • социологический опрос;
  • рассматривание, сравнение и анализ росписи матрёшек;
  • конструирование, лепка, рисование, аппликация.

1 этап

Разработка проекта:

1.Была подобрана  методическая художественная  литература по данной теме с разных источников.

2.Была создана  развивающая среда: подобрали  материал, матрёшки, атрибуты для музыкальной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал.

3.Обратились за помощью к музыкальному руководителю.

4.Подобрали  материал для продуктивной деятельности.

5.Оформить выставку рисунков «Матрёшка- символ России».

6.Продолжать работу по теме: «Знакомство с народной игрушкой- «матрёшка».

2 этап

Формы реализации проекта:

1.Экспериментирование (свойств дерева, пластмассы);

2.познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;

3.выставка детских поделок, рисунков, аппликаций;
4.развлечение;

5.изготовление поделок из бросового материала;

6.Разучивание песен, стихов;

7.загадывание загадок;

8.создание альбома «История матрёшки»;

9.создание картотеки стихов, загадок, игр;

10.создание презентации;

11.подбор записи русских народных песен.

12.создание мини-музея;

13.работа с родителями.

Деятельность детей: 

  • изучение свойств дерева, пластмассы. Экспериментирование;
  • речевые игры;
  • описательные рассказы;
  • дидактические игры;
  • хороводные игры;
  • художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
  • изучение художественных элементов, росписей; составление; орнаментов;
  • рассматривание изображений разных матрешек;
  • заучивание пословиц и стихов;
  • разучивание танца;
  • музыкальная, театрализованная деятельность.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

  • консультации, рекомендации, памятки;
  • практические задания;
  • совместные мероприятия.

Игровая деятельность:

  • Сюжетно–ролевая игра: «К нам Матрешки в гости пришли», «У бабушки в гостях», «Путешествие  в   лес».
  • Дидактическая игра: «Д/и «Разложи и собери матрешек вместе»,

«Найди по описанию», «Эти удивительные узоры»,  «Построй ряд с закрытыми глазами», «Матрёшка спряталась», «Найди матрёшке пару», «Расскажи сказку».

  • Дидактическая игра по карточкам «Составь узор», «Подбери матрёшке юбочку», «Найди одинаковых матрёшек».
  • Проблемно- игровые ситуации : «У матрёшки испачкался сарафан», «Подбери узор», «Научи матрёшку».
  • Подвижная игра : «Раз,два,три- к матрёшке беги».
  • Хоровод : «Мы весёлые матрёшки».

Познавательно-исследовательская деятельность:

  • Рассматривание  «Матрёшек»;
  • НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  • НОД «Матрёшка – как символ семьи».
  • НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  • Изучение свойств дерева, пластмассы. Экспериментирование.
  • Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.
  • Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».
  • НОД: «Откуда появилась матрешка?».

Коммуникативная деятельность:

  • Рассматривание изображений разных матрешек.
  • Чтение стихов и загадок о кукле.
  • Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  • Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  • Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  • Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).
  • Загадки о матрёшке;
  • Стихи о матрёшке.

Продуктивная деятельность:

  • Аппликация: «Украсим сарафан матрёшке», «Изготовление открыток»;
  • Рисование акварелью «Сарафан для матрёшки»;
  • Лепка «Матрёшки расписные»;
  • Конструирование из киндер-сюрпризов: «Матрешка-любимая игрушка»;
  • Декоративное рисование «Мы весёлые матрёшки, хороши у нас одёжки»;
  • Составление панно с декоративными узорами;
  • Рисование плаката «Матрёшка-символ России».

Музыкальная деятельность:

  • Прослушивание песни Ю. Вережникова «Русская матрёшка»;
  • Песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой;
  • Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки»;
  • Русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой;
  • Русская народная мелодия «На горе то калина»в обработке Ю. Чичикова;
  • Развлечение для детей с участием родителей «В гости к матрешкам».

Физическая оздоровительная деятельность:

  • Пальчиковая гимнастика «Вышли матрёшки»;
  • Утренняя гимнастика «Заводные матрёшки»

Развивающая среда:

  • Мини- музей «Матрёшки».
  • Сюжетные картинки, открытки, плакаты, наглядное пособие.
  • Сарафаны, платки.

Работа с родителями:

  • Консультация: «История матрёшки, как народного промысла»;
  • Консультация: «Приобщение детей к народной культуре»;
  • Консультация: «В какие игры можно играть с матрёшками»;
  • Оформить выставку рисунков «Матрёшка- символ России»;
  • Помощь в подготовке к развлечению;
  • Создание презентации«Какие они разные и такие похожие»;
  • Подбор иллюстраций, открыток, фото, загадок, пословиц и поговорок о матрёшке;
  • Заготовление киндер-сюрпризов и совместное изготовление матрёшек по русским народным сказкам;
  • Пака передвижка «Читайте вместе с детьми загадки, стихи».

3 этап

Результат проектной деятельности:

В результате исследования – мы узнали, что матрешка была создана в конце XIX века, сто лет назад. Токарь Василий Звездочкин выточил первую разъемную куклу. Художник Сергей Малютин считается автором эскиза, «отцом матрешки». Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. А главный результат – это изготовление матрешки, на основе киндер-сюрпризов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Кукла Матрёшка -символ России"

Матрешка – уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским самоваром является  символом нашей страны, России....

«Матрёшка – символ России»

Брошюра создана для способствования формированию у подрастающего поколения любви в Родине, приобщению к национальной культуре, воспитанию у детей патриотических чувств....

летбук " Матрёшка- символ России"

Материал для игры с детьми второй младшей группы...

проект «МАТРЁШКА – СИМВОЛ РОССИИ»

длогосрочный проект с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

Матрёшка - символ России!

Учебно методические материалы для мини музея "Матрёшка"...

Досуг «Матрёшка - символ России» группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет

Досуг   «Матрёшка - символ России»  группы общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет...

проект "Русская матрёшка-символ России"

проект "Русская матрёшка-символ России"...