День чая
методическая разработка на тему

Евдокимова Анна Валерьевна

Сценарий мероприятия для воспитанников с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon export_1_1.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Чайные посиделки.

Сценарий развлечения, посвященного

Международному дню чая

Основная цель тематических развлечений с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, – развивать коммуникативные умения и навыки. В связи с этим другие области развития уходят на второй план. Чтобы реализовать задачи воспитательно-образовательной работы в комплексе, предложите детям понятную им тему. Проведите праздник в форме русского традиционного чаепития. В ходе него дошкольники научатся проговаривать пословицы, исполнять песни, сочетая движения со словами, узнают, откуда появился и как употребляют популярный в мире напиток.

Действующие лица:

Взрослые: Ведущий, Барыня-сударыня, Бабушка Варварушка, Самовар

Дети: Индиец, Китаец, Англичанин, девчушки-веселушки

Задачи:

  • закрепить знания детей по темам «Посуда», «Лекарственные растения»;
  • развивать координацию движений, регулировать мышечный тонус, воспитывать чувство темпа и ритма;
  • корректировать психоэмоциональное состояние;
  • воспитывать толерантное отношение к традициям других народов;
  • расширять музыкальный кругозор, повышать общий культурный уровень детей посредством знакомства с мировыми чайными традициями.

Предварительная работа:

  • провести беседы о правилах и традициях чаепития;
  • разучить с детьми песни, танцы, частушки, стихотворения, тексты логопедических разминок, пословицы о чае;
  • подготовить презентации.

Оборудование: декорации русской избы (самовар, платки, посуда, связки баранок, расписные ложки и т. д.); китайский чайный сервиз и коробочка с китайским чаем; мешочек с индийским чаем; кружка с английским чаем и молоком; мультимедийная установка; презентации: «Пейзажи Китая», «Пейзажи Индии», «Лекарственные травы»; детские музыкальные инструменты; атласная лента; плетеная корзинка; костюмы персонажей.

15 декабря – Международный день чая

Неофициальный праздник. Установлен по инициативе Всемирного общественного форума с целью привлечь внимание к проблемам продажи чая, положению работников чайных производств, сложностям небольших производителей в борьбе с корпорациями.

Международный день чая отмечается и в России, ведь в нашей стране это один из самых популярных напитков. Самобытные русские традиции употребления чая сложились к XX в. Возник национальный способ чаепития: самовар, распаривание чая в отдельном чайнике, разведение кипятком, питье вприкуску, внакладку.

Питье вприкуску, или «через сахар», – исконный русский способ употребления чая. Для этого сахарную голову раскалывали на большие куски, которые специальными сахарными щипцами разделяли на мелкие. Сахар был нерафинированным, очень плотным по консистенции, по твердости напоминал камень. Растворялся он даже в горячей воде медленно. Кусочек сахара зажимали передними зубами и через него протягивали горячий чай. Он омывал кусочек и оставлял во рту легкий сладкий, неприторный вкусовой послед. Производимые при этом звуки были специфическими, поэтому питье чая вприкуску в аристократическом кругу XVIII–XIX вв. не приветствовалось.

Сейчас большинство людей пьют чай внакладку – растворяют кусочек сахара в чае. Но раньше он пользовался меньшей популярностью. Во-первых, до второй половины XIX в. сахар считался дорогим продуктом, а расход на чашку чая был большим в силу его нерафинированности. Во-вторых, любой раствор сахара принижает ароматическую составляющую напитка, которая, особенно в китайском байховом чае, важна.

В Сибири во второй половине XIX в., когда сахар стал массовым продуктом, чай пили внакладку, но всегда «с прикуской» – т. е. с медом, выпечками, вареньем, ватрушками, сладкими пирогами.

(Под песню «Русский чай» (муз. В. Вишнякова, сл. А. Дитерихса) в зал входят дети.)

Ведущий: Посмотрите, как здесь красиво и необычно. Как приятно пахнет. А вы узнали, чем так вкусно пахнет?

Дети: Да, узнали! Чаем!

Ведущий: Какой вкусный душистый аромат!

(Из-за печки выходит Барыня-сударыня, напевая русскую народную песню «Барыня-сударыня».)

Ведущий: Здравствуйте! Скажите, куда мы попали?

Барыня-сударыня:
Здравствуйте, молодушки, славные лебедушки!
Здравствуйте, молодцы, веселые удальцы,
Да мужчины-усачи, да дедушки-бородачи!
А попали вы на чайные посиделки!
Ведь 15 декабря – Международный день чая – доброго, полезного, вкусного напитка.
Я очень-очень рада вам!
Я жду гостей из разных стран.
Вы в горницу входите,
Места скорей займите.
Посидим, чайку попьем,
Речь о чае поведем.
А какие вы знаете пословицы о чае?

1-й ребенок: Береги в доме добро, в чае – тепло.

2-й ребенок: Коль чаем угощают – значит, уважают.

3-й ребенок: Выпей чайку – позабудешь тоску.

4-й ребенок: Чай без сахара сладок, если друг рядом.

(Под русскую народную песню «Как у наших у ворот» Барыня-сударыня и дети исполняют «Попевочки».)

«Попевочки»

Барыня-сударыня: Мы гостей встречаем… 

Дети: Чаем, чаем, чаем!

Барыня-сударыня: Первым делом угощаем...

Дети: Чаем, чаем, чаем!

Барыня-сударыня: Приглашаем к самоварам…

Дети: С чаем, с чаем, с чаем!

Барыня-сударыня: И внакладку, и вприкуску.

Дети: Чай, чай, чай!

Барыня-сударыня: Пейте чай, друзья, по-русски!

Дети: Чай! Чай! Чай!

Барыня-сударыня:
Колокольчик наш звенит,
Это кто-то к нам спешит!

(Под «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского в зал входит Китаец. На экране демонстрируются слайды с пейзажами Китая.)

Китаец:
Всем добрый вечер!
Я из Китая.
Я вам привез превосходного чая!
В нашей стране чай уважают,
Сажают, ухаживают, собирают
И всему миру его продают.
В чае – гармония и уют.

(Китаец с поклоном ставит на стол китайский чайный сервиз и коробочку чая.)

Барыня-сударыня:
С поклоном ваш подарок принимаем,
На наши посиделки приглашаем.

(Под индийскую мелодию (по выбору музыкального руководителя) входит Индиец. На экране демонстрируются слайды с пейзажами Индии.)

Индиец:
Спешил поистине не зря
Я в ваши русские края.
Из жаркой Индии далекой
Я вез индийский чай, друзья!

(Индиец ставит на стол мешочек с индийским чаем.)

Барыня-сударыня:
Мы ваш подарок принимаем,
На посиделки приглашаем.

(Под мелодию из к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (муз. Вл. Дашкевича) входит Англичанин.)

Англичанин:
Hello, my friends!
Привет, друзья!
На посиделки прибыл я!
Из старой доброй Англии
Привез подарки чайные!
Хоть чай у нас и не растет,
Чай очень любит мой народ.

(Англичанин ставит на стол кружку с английским чаем и молоком.)

Барыня-сударыня:
Дорогие господа,
Проходите вот сюда.
В светлой горнице моей
Красный угол – для гостей.
Хотите узнать, как попал чай в Россию?

Дети: Да!

Барыня-сударыня: Чай впервые в Россию привезли из Китая в XVII в. русские землепроходцы. Сначала он считался лечебным напитком и был очень дорогим. Поэтому чай могли купить только богатые люди. Остальные жители пили настои из трав и ягод. Но постепенно у нас сложились свои правила чаепития. Вы знаете их?

Дети: Нельзя за столом пересаживаться с места на место. Закончив пить чай, надо перевернуть чашку на блюдце: неперевернутая чашка означает: «Налейте еще!»

Барыня-сударыня: Молодцы! А теперь я приглашаю вас в русский хоровод.

(Барыня-сударыня и дети исполняют хоровод под музыку «Песня невольницы» из оперы «Князь Игорь» (муз. А. Бородина, исп. Н. Морозовой). В конце танца входит Бабушка Варварушка с плетеной корзинкой.)

Бабушка Варварушка:
Я – бабушка Варварушка,
Добрая травница.
У кого какая хворобица?
Кому где нездоровится?
От каждой болезни
Есть травки, цветочки.
Приготовлю отвары,
Настойки, примочки.

Знаете ли вы, из каких травушек можно заварить вкусный и полезный чай? Я вам загадки загадаю, а вы постарайтесь угадать.

(На экране демонстрируется презентация «Лечебные растения». Бабушка Варварушка читает загадки, дети отгадывают их.)

Загадки о лечебных растениях

Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?
(Ответ: крапива.)

Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?
Ароматная…
(Ответ: душица.)

Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен.
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах…
(Ответ: мяты.)

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?
(Ответ: подорожник.)

Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый…
(Ответ: одуванчик.)

Бабушка Варварушка: Вот из каких трав, полезных для здоровья, можно душистый чай заварить. Захотелось чаю – ставь самовар! Для русского человека самовар – символ семейного уюта, дружеского общения. Недаром говорили в народе: «Печка – матушка, да самовар – батюшка». А где наш самовар?

(Выходит Самовар. Дети вместе с ним исполняют танец под песню «Пых, пых, самовар» (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина)
(движения по выбору музыкального руководителя).)

Самовар:
Я – красавец Самовар,
Трехведерный самовар.
На русской земле
Я начальник на столе.
Мои медные бока
Разрумянились слегка,
Подготовлю кипяток,
Заварю для вас чаек.
Вы подбросьте шишек, щепок,
Будет чай душист и крепок.
Куда же чай разливать?
Давайте посуду расставлять!

Барыня-сударыня:
Вы, ребята, помогите,
Про посуду расскажите.
Какая бывает посуда?

Дети: Столовая, кухонная, чайная.

Барыня-сударыня: А для чайных посиделок какая посуда нужна?

Дети: Чашки, сахарница, блюдца, заварочный чайник, чайные ложки.

Барыня-сударыня: В хорошей посуде и чай вкуснее. Давайте, ребята, расскажем и покажем.

Упражнение «Чайный сервиз»
(на регуляцию мышечного тонуса и развитие координации движений)

Дети встают в круг и выполняют движения по показу Барыни-сударыни в соответствии с текстом (стихи Н. Нищевой с небольшими изменениями).

Барыня-сударыня:
Вот заварочный наш чайник,
(Ходят на месте.)
Очень важный, как начальник.
(Выполняют «пружинки» вправо-влево, руки на поясе.)
Вот фарфоровые чашки,
(Поднимают полусогнутые руки вверх.)
Очень хрупкие, бедняжки.
(Кружатся в одну сторону, потом в другую.)
Вот фарфоровые блюдца,
(Делают «тарелочки».)
Только стукни – разобьются.
(Хлопают в ладоши 4 раза.)
Вот серебряные ложки,
(Стоят на правой ноге, держа руки на поясе.)
Голова на тонкой ножке.
(Стоят на левой ноге, держа руки на поясе.)
Вот пластмассовый поднос.
(Выпрямляют руки вперед.)
Он посуду нам принес.
(Выполняют наклоны вперед, разводя руки в стороны.)

Барыня-сударыня:
Самовар у нас кипит – уходить не велит!
А ну, ребята, играть выходите,
Зарю-зарницу позовите.

Игра «Заря-зарница»

Дети встают в круг, держат руки за спиной. Выбирают водящего – «зарю». Он ходит с лентой по кругу с внешней стороны и говорит:

Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

«Заря» кладет ленту на плечо одному из игроков, который берет ее и бежит по кругу в одну сторону, «заря» – в другую. Тот, кто прибежит вторым и останется без места, становится «зарей». Игра повторяется.

Правила игры:

  • игроки в кругу не должны поворачиваться, пока водящий выбирает, кому положить ленту на плечо;
  • бегущие игроки не должны пересекать круг.

Барыня-сударыня:
Самовар наш греется, вот-вот закипит.
Надо, чтобы вовремя стол был накрыт.
А с чем будем чай пить?

Логопедическая разминка «С сухарями пили чай»

Дети вместе с Барыней-сударыней встают в круг, вытягивают руки в стороны: правую руку – ладонью вверх, левую руку – ладонью вниз. Повторяют вслед за Барыней-сударыней стихотворение и, следуя его ритму, меняют положение ладоней, соприкасаясь руками друг с другом.

Барыня-сударыня:
С сухарями пили чай,
С пирогами пили чай,
С сушками, ватрушками,
С пирогами, плюшками,
Чай с лимоном,
Чай простой,
Сладкий чай
И чай пустой…
Пили, пили, напились,
На перинах улеглись,
Сладко спали до зари…
Чай побулькивал внутри.
(Р. Алдонина)

Барыня-сударыня: «Приходите к чаю – пирогами угощаю», – гласит русская пословица. Гости дорогие, послушайте нашу песню.

(Дети исполняют песню «Пироги» (муз. В. Алексеева, сл. И. Лейме).)

Ребенок:
Черный, красный и зеленый,
Рассыпной и листовой.
Чай – напиток бесподобный,
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!
(А. Гришин)

Барыня-сударыня:
Эй, девчушки-веселушки,
Спойте чайные частушки.

(Выходят девчушки-веселушки в русских народных костюмах, исполняют частушки, играя на детских музыкальных инструментах.)

Девчушки-веселушки:
На столе у нас блины,
Сладкие ватрушки.
Мы для вас сейчас споем
Чайные частушки.

Мы поставим самовар
Для любимых мальчиков
И заварим вкусный чай
Им… из одуванчиков.

Раз ватрушка, два ватрушка –
Чайная компания,
Я теряю за столом
Самообладание!

Как у нашего Емели
Все запасы мыши съели.
Но остался чай мешок,
Эх, завидный женишок!

Признаюсь, на чашку чаю
Украшенья променяю.
С чаем и без украшений
Становлюсь все совершенней!

Я сердилась на Федота
За его признание,
Что я после самовара
Для Федота главная!

Если к чаю нет конфет,
Пирогов, печения,
Выпиваю просто чай
Я без огорчения.

У меня кругом веснушки
И коса до пояса.
Ох, люблю я петь частушки
До потери голоса!

Барыня-сударыня: А какие вы еще знаете пословицы о чае?

1-й ребенок: Пей чай – удовольствие получай!

2-й ребенок: За чаем не скучаем – по семь чашей выпиваем!

3-й ребенок: Выпьешь чай – прибавятся силы!

Барыня-сударыня:
Вот уже струится пар,
Закипает самовар,
Пора его на стол нести,
Чай гостям преподнести!

(Барыня-сударыня приглашает всех участников праздника на дегустацию чая. После чаепития прощается с детьми.)

Барыня-сударыня:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»

(Под песню «Русский чай» (муз. В. Вишнякова, сл. А. Дитерихса) дети выходят из музыкального зала.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День Ромашки» (день рождения сада и День семьи, любви и верности)

8 июля детский сад «Ромашка» отметил свой первый День рождения. Праздник совпал с  Днем с емьи, любви и верности.    Для гостей и родителей дети подготовили концертную програм...

15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.

Многие из нас,  взрослых,  из детства, наверное, помнят,  как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...

Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"

Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...

"Осенняя ярмарка", "День матери", "Новый год", "День Победы", "Выпускной", "8 марта, "23 февраля"", "День космонавтики"

Мгновенный ответЦель праздников— порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе...

День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)

На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....

11 января во всем мире отмечается самый вежливый день в году "Международный день СПАСИБО." Слово "спасибо" является волшебным, которое подобно солнышку согревает нас даже в самый дождливый и хмурый день.

С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами этикета, в которые входят употребление вежливых слов.С целью напоминания о важной роли благодарности и вежливости в нашей жизни, в МДОУ...