Сценарий ко дню снятия Блокады. «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят… »
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Транькова Людмила Евгеньевна

Сценарий ко дню снятия Блокады. «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят… ». Для подготовительной и старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Сценарий ко дню снятия Блокады.

Возраст: подготовительная группа

Подготовила воспитатель: Транькова Л.Е.

Санкт – Петербург

2018

Пояснительная записка.

Актуальность выбранной темы.

        Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание патриотизма. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

        Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и в то же время героических страниц российской военной истории. События блокады показали, насколько велик дух народа, оказавшегося способным, несмотря на голод, холод и болезни, успешно противостоять немецким захватчикам. Жители Ленинграда, многие из которых погибли во время этих событий, проявили героизм, мужество и невероятное упорство в борьбе с врагом и невыносимыми жизненными условиями.

Идея

Основной мыслью  является расширение представлений детей о блокаде Ленинграда.

Подготовка мероприятия

        В группе была проведена предварительная работа. Мы рассматривали иллюстрации блокадного Ленинграда, беседовали с детьми о блокадном городе, о детях блокады, слушали военные песни. Готовили сценарий, учили стихи и песни на тему «Блокада Ленинграда». Сходили в районную библиотеку, где нам рассказали об этих страшных днях, показали фотографии и блокадные вещи. В детском саду проходила выставка детских рисунков «Никто не забыт и ничто не забыто». Читали художественную литературу и смотрели фильмы.

Необходимое материально-техническое оснащение

- музыкальный центр;

Особенности художественного, музыкального оформления, реквизиты, костюмы и т.п.

плакаты с изображением блокадного Ленинграда;

- выставка детских рисунков «Никто не забыт и ничто не забыто»;

- плакат с изображением разрушенного дома;

- макет машины, автобуса, разорванного кольца;

- цветы;

- кусок хлеба.

Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.


Задачи:
- Познакомить детей с жизнью людей в это время. 
- Развивать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма. 
- Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы.
- Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.
- Обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
- Формировать любовь способность чувствовать к родному городу.
- Расширять и закреплять понятия «блокада», «прорыв блокады», «кольцо блокады».
- Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

Ход мероприятия:
Дети под  музыку «
Хор Русской Армии п.у. Ю.Шевчук - Помни (Блокада Ленинграда)»   входят в зал, исполняют танцевальную композицию, встают полукругом.

Ведущий 1: Сегодня 27 января мы с вами собрались в этом зале, чтобы вспомнить подвиг защитников Ленинграда. Так назывался наш город Санкт-Петербург во время второй Мировой войны. Мы должны почтить память погибших защитников нашего города, ведь тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память  - наша совесть,

Она, как сила, нам нужна.


Ребенок 1:

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве

По улицам идут,

Все как живые.

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые

Молчат.

Автор: Ю. Воронов

Ребенок 2:
Вам, героическим защитникам Ленинграда,
Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ…


Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Ведущий 2: Гитлер приготовил для города чудовищную участь. Он  решил сравнять с землей город Ленинград. После проигрыша Советской армии этот большой населенный пункт не имеет никакого интереса для дальнейшего существования.

Ведущий 1: Предложено осаждать город путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха».

Ребенок 3:

«Городу Ленинграду»

Голод и холод.

Война и разруха.

Сильный был город,

Не падал он духом!

Дыхание смерти было повсюду,

Но выжили, выжили люди!

Блокадный паёк,

Стакан кипятка.

Вот жизни глоток,

Потом темнота.

А город прорвался!

А город воскрес!

А город остался!

Никуда не исчез!  

Автор Алексеева Наталья

Ребенок 4:

В суровые дни блокады:

И ветер, и холод, и град.

Бомбили фашисты город,

Но выстоял наш Ленинград.

Работали, сил не жалея,

В блокадном кольце стар и млад.

Не отдали город злодею,

Всё выдержал наш Ленинград.

Автор: Матулевич Н.В.

Ребенок 5:

Хотел фашист наш город уничтожить,

Хотел стереть его с лица земли.

Не думал он, что в силах ленинградцам

Отстаивать любой клочок земли.

Шёл справедливый бой во имя жизни:

За детство и свободу малышей,

За тишину и мир, за солнца брызги,

За благо и за счастье всех людей.

Сцена 1 «Сентябрь 1941»
* На сцену быстро входит Мама. В одной руке у нее маленькая рубашка. Садиться за стол, на табуретке лежит детский чемоданчик.
Мама: (громко)  Таня! Таня!! Ты не видела рубашку Шурика? Белую...мы с папой на Первомайские праздники покупали.

(копается в чемодане)                                                                    

 *выходит Таня
Таня: (берет рубашку с колен матери) Мама, вот Шуркина рубашка. Ну что же ты?
Мама: Действительно (утыкается лицом в рубашку).
Таня:  Мама, не плачь. Он ведь не один едет - весь садик в Волхов эвакуируют! Вот скоро война кончиться и мы с тобой поедем и заберем Шурку!
Мама:  Таня, Таня! Как же ты не понимаешь - фашисты уже у Ладожского озера, они уже  бомбят Ленинград! Война, дочка, скоро не закончиться - наши войска пока отступают.
Таня:  Ну вот! А в эвакуации безопасно! Шурик и так плачет постоянно - боится взрывов снарядов. Мама, ты подумай!
Мама: (решительно бросает рубашку в чемодан, закрывает его)  Я уже подумала, Таня! Мы останемся в Ленинграде все  вместе - ты, я и Шурка. Кончится же однажды война, вернется папа.
 Таня:   И будем мы опять жить одной дружной семьей!

(уходят)


Дети поют песню
 «Белые панамки», автор песни Вадим Егоров.

Ведущий 2:. Нельзя не сказать о героической борьбе Ленинграда в годы войны. Трудности, перенесенные жителями города и фронта, стали со временем известны во всех подробностях, и весь мир ужаснулся небывалой трагедии и не скрывал удивления и восхищения героями, отстоявшими город в сложнейших условиях.

Ведущий 1: Казалось, что на Ленинград, лишенный света, воды, тепла, хлеба, спускается какая-то доисторическая мгла. Казалось, что человек не в силах выдержать ЭТО. Но ничто не смогло убить волю ленинградцев. Литература и искусство шли рука об руку с Ленинградцами даже в эти трудные для них годы и выступали хранителями памяти поколений.

Ведущий 2: Столько строк посвящено военному Ленинграду и подвигу его жителей. Кажется, что больше ничего уже не скажешь. Все уже сказали сами блокадники.

Ребенок 1:

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право — жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим.

Ребенок 2:

Есть передышка — мы передохнем,
Нет передышки — снова будем драться
За город, пожираемый огнем,
За милый мир, за все, что было в нем,

Ребенок 3:

За милый мир, за все, что будет в нем;
За город наш, испытанный огнем,
За право называться ленинградцем!

Автор 3. Шишова

Ведущий : Страшное слово «Блокада». Нечеловеческие усилия требовались, чтобы просто выжить. А они не склонили головы, они боролись за жизнь всей страны, за победу.

Ребенок 1:

Какая длинная зима,

Как время медленно крадется!..

В ночи ни люди, ни дома

Не знают, кто из них проснется.

И поутру, когда ветра

Метелью застилают небо,

Опять короче, чем вчера,

Людская очередь за хлебом.

Ребенок 2:

В нас голод убивает страх.

Но он же убивает силы.

На Пискаревских пустырях

Все шире братские могилы.

И зря порою говорят:

— Не все снаряды убивают...

Когда мишенью Ленинград,

Я знаю — мимо не бывает.

Ведь даже падая в Неву,

Снаряды — в нас.

Чтоб нас ломала.

Ребенок 3:

Вчера там каменному льву

Осколком лапу оторвало.

Но лев молчит, молчат дома,

А нам по-прежнему бороться,

Чтоб жить и не сойти с ума...

Какая длинная зима,

Как время медленно крадется.

Автор Ю. Воронов

Ведущий 1: Смерть входила во все дома. Запасы продовольствия таяли с каждым днём. С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием.

Ведущий 2: Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки… Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев.

Ведущий 1: Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.

Сцена 2. Звук метронома

*Таня выводит на сцену Шурика, усаживает рисовать за стол
Таня:  Вот сиди у «буржуйки», рисуй.
Шурик: (рисует) Таня! А ты чего больше боишься - Гитлера  или крыс? Я - крыс. Их теперь стало так много..
Таня: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Шурка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!
Шурик:  Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама  может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!
Таня: (ставит кружку на стол) Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!
Шурик: (пьет из кружки) Помнишь, Таня, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!!!
*Входит мама в валенках, встряхивает платок от «снега», подходит к столу, кладет на него сверток
Таня: Мама пришла!!
Мама: (устало садится на стул) Как вы тут?
* Шурик подходит к ней с рисунком
Шурик: Смотри, что я нарисовал!
Мама: (крутит рисунок)  Ничего не пойму, сынок. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?
Шурик: (объясняет на рисунке) Черное - это война. А белое - это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать  не могу. А у тебя ничего нет поесть? Случайно - прислучайно?
Мама: Случайно - прислучайно есть!  Вот!
*
разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины
Мама: (гладит сына по голове) Ешьте детки - это вам подарок от зайчика.
*Шурик жадно накидывается на еду
Таня:  Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая. Опять свой паек с фабрики нам принесла?
Мама:  Я ела, Таня, ела. Это вам.
Таня: (делит свою картофелину пополам) Тогда пополам, иначе, есть не буду! И не спорь со мной!
*едят молча картошку

Дети поют песню «Мама не плачь», автор В. Стрижак. Под песню танцуют девочки.

Ребенок:

...Над Ленинградом -

Смертная угроза...

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад... Автор О. Берггольц

Ведущий 1: Наступила третья блокадная зима. Декабрь 43-го. До окончательного прорыва окружения оставался еще 1 месяц.


Сцена 3: « Декабрь 1943» (объявляет ведущий)

*В комнату заходит Таня с двумя тетрадками в руках, за руку ведет Шурика.
Таня: Шурик, тетя Галя говорит, что вы опять  с Мишкой во двор гулять бегали! Вдруг налет?
Шурик: (деловито, усаживаясь на стул)
Ты такая глупая Таня! Думаешь, если налет мы будем стоят и смотреть, как на нас бомбы падают? Мы сразу в бомбобежище побежим!
Таня: (снимает с него шапку) БомбоУбежище. Второй год в блокаде, все слово выучить не можешь!
Шурик:  (листает тетради Тани)  Как в школе дела?
Таня: В школе? Нас из всего класса, из 32-х человек, только пятеро осталось. Иван Васильевич, математик нас называет «зимовщики».В классе холодно, как на Северном полюсе.
Шурик:  (грустно)
Жаль, что я еще в школу не хожу. Вам суп без карточек дают.
Таня: Ты опять голодный? Я же тебе свою пайку оставляла!
Шурик: Тетя Галя сказала, что у нас с Мишкой  это..(гордо) растущий организм!
Таня:  (улыбается) Растущий, растущий
*заходит Софья Константиновна. Она заметно встревожена.
Софья Константиновна: Здравствуйте, детки!
Таня, Шурик: Здравствуйте, Софья Константиновна.
Таня:  А мамы нет, она с фабрики поздно возвращается.
*Софья Константиновна смотрит на Шурика
Софья Константиновна: (притворно) Шурик! (копается в сумке) Смотри, что у меня есть!
*протягивает фантик
Шурик: (подбегает) Что это?
Софья Константиновна:  Это был сахарин. Тут еще немного крошек осталось. Кушай, деточка. Только водичкой запей.
Шурик:  Ой, спасибо!!!  *убегает
Таня: (медленно садится на стул)  Что случилось, Софья Константиновна? Вы же не зря Шурку отослали?
Софья Константиновна:  Деточка.. Танечка.. (закрывает глаза руками)
Таня: (строго)  Говорите, Софья Константиновна. Мне уже 12 лет. Я уже взрослая.
Софья Константиновна:  Таня! Сегодня приходил милиционер, тебя искал. Хорошо, что Шурки дома не было. Сегодня немцы обстреляли фабрику. Ваша мама… погибла. Прямое попадание бомбы.
* Таня сидит окаменелая. К ней подходит Софья Константиновна
Софья Константиновна: Таня, ты заплачь, закричи.. Легче будет!
Таня: (окаменело)  Шурику не говорите. Я сама.
Софья Константиновна:  Деточка, тебе что-то надо решать. У вас теперь только две детские карточки, не проживете. Езжайте в эвакуацию, вас, как сирот, быстро отправят.
Таня:  (отрицательно машет головой)  Папа придет с фронта, а нас нет. Квартира пустая.
Софья Константиновна:  Тогда отдай Шурика в детский дом. Там кормят и тебе полегче будет.
Таня:  Нет. Мама говорила: «Мы должны держаться все вместе». Идите, Софья Константиновна, мне надо побыть одной.
Софья Константиновна:  Да, деточка, да.. (вытирает глаза) Горе -то какое!
*Таня резко закрывает глаза руками и утыкается в колени. Появляется Шурик, он облизывает бумажку.
Шурик:Таня, я бумажку уже давно облизываю, а она все равно сладкая. Ты что?
* Таня резко выпрямляется, быстро вытирает слезы
Таня:  Ничего. Иди ко мне, Шурка.
*Шурик подходит к ней, садится на колени Тани, обнимает
Шурик: Мама скоро придет?
Таня: (осторожно подбирая слова)   Наша мама, Шурик, не придет.
Шурик: Она что,  в ночную смену осталась?
Таня Нет, Шурик. Она.. она уехала далеко, далеко..
Шурик: (встревожено) В эвакуацию? А как же мы?
Таня:  Нет, не в эвакуацию.. Она..она.. Она теперь будет сидеть на облачке и смотреть на нас с высоты…
Шурик:  (смотрит внимательно в глаза сестре)  Таня, наша мама умерла?
*Таня тихо кивает головой и обнимает Шурика.

Ведущий 2: В конце января 44-го полностью снята блокада Ленинграда. 

Ведущий 1:  Почти 2,5 года, почти 29 месяцев, долгих 872 дня город жил в  осаде.

Таня: (обнимает Шурика)  Мы с Шуриком останемся живы…
И теперь у нас с ним одна мечта - пусть больше никогда, НИКОГДА  не повторится война. Пусть больше никогда не повторится блокада!   

(Уход со сцены)  

Выходят дети, встают полукругом и читают стих про Ленинград:

Ребенок 1:

«Дети блокады»

Их теперь совсем немного –

Тех, кто пережил блокаду,

Кто у самого порога

Побывал к земному аду.

Были это дети просто,

Лишь мечтавшие о хлебе,

Дети маленького роста,

А душой почти на небе.

Ребенок 2:

Каждый час грозил им смертью,

Каждый день был в сотню лет,

И за это лихолетье

Им положен Целый Свет.

Ребенок 3:

Целый Свет всего, что можно,

И всего, чего нельзя.

Только будем осторожней –

Не расплещем память зря.

Ребенок 4:

Память у людей конечна –

Так устроен человек,

Но ТАКОЕ надо вечно

Не забыть. Из века в век!

                                                                                                                                    

Ведущий 1: Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. 

Ребенок 1
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
(Раздаются звуки салюта. Дети смотрят вверх)

Ребенок 2:

Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей… 
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Ребенок 3:

Замерзая, люди близких хоронили,

Пили воду из растопленного льда,

Из любимых книжек печь зимой топили,

И была дороже золота еда.

Ребенок 4:

Ели маленький кусок ржаного хлеба

По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.

И бомбёжка вместо звёзд ночного неба…

И руины там, где дом вчера стоял…
Ребенок 5:
Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад, 
Был салют! Его снаряды возвещали:
- Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! 
Ребенок 6:
От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» 
И сквозь слёзы начинали обниматься, – 
Всё! Закончилась блокадная пора! 
Ребенок 7:
Есть салют у нас весной – на День Победы, 
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды

Тот салют в голодно-белом январе… 

Ребенок 8:

Люди Ленинграда, вы - герои!

Люди Ленинграда,  вы - герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя.

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим!  

Автор Н. Алексеева

Дети под военный марш выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий проведения "День снятия блокады"

Этот проект имеет цель привить детям любовь и уважение к своей истории,стране,городу.Для детей старшей и подготовительной групп....

Сценарий праздника: "ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА"

Прошу вашему вниманию  сценарий праздника к дню снятия Блокады....

сценарий посвящённый дню снятия блокады ."Никто не забыт и ничто не забыто"

Предлагаю сценарий праздника посвящённого дню снятия блокады в старшей и средней группе....

Методическая разработка сценария ко Дню снятия Блокады «Мы помним подвиг твой – Ленинград! 900 Дней Мужества!» Для детей старшей и подготовительной группы.

Методическая разработка сценария ко Дню Блокады Ленинграда!Есть дополнительный материал к этому сценарию видео-клипы, песни, музыка(закачать не получилось). Цели мероприятия:1.Формировать чувство...

Сценарий праздника,посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда с использованием ИКТ «Мы помним, мы скорбим..."

Целью данного мероприятия является расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного  Ленинграда в годы Великой отечественной войны; о жизни  детей блокадного Лени...

Сценарий ко Днюя снятия Блокады

Музыкально-поэтическая композиция для старших и подготовительных групп....

Сценарий праздника "День снятия блокады Ленинграда" (для старшей и подготовительной групп)

Сценарий праздника "День снятия блокады" для старшей и подготовительной групп....