Сценарий русского народного праздника "Масленица" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

 

Цель:

  • познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей,
  • вовлечь детей принять в участие в празднике;
  • знакомить с различными жанрами устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.egane_dzhafarova.docx11.07 КБ
Microsoft Office document icon maslenitsa-dosug.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Рисование «Расцвели красивые цветы»

Программное содержание. Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом. Развивать эстетические чувства ( дети должны продуманно брать цвет краски), чувство ритма, представления о красоте.

Методика проведения занятия. Показать открытки с изображением цветов, обратить внимание на то, что цветы разные: лепестки у них разной формы  цветов. Показать и уточнить( спрашивая детей), как можно нарисовать разные лепестки.

В конце занятия все работы выставить на доске, подбирая хорошо сочетающиеся по цвету. Составить панно для украшения группы к 8 Марта. Полюбоваться красивой композицией.

Материалы. Бумага для рисования желтого тона размером ½ альбомного листа, краски гуашь разных цветов, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением красивых цветов.

   Литература: Т.С. Комарова занятие по изобразительности детей в средней группе.

 



Предварительный просмотр:

Сценарий русского народного праздника "Масленица"

для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

  • познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей,
  • вовлечь детей принять в участие в празднике;
  • знакомить с различными жанрами устного народного творчества.

Ход праздника.

Зал украшен в русском стиле. На центральной стене изображение самовара. Под самоваром стоит стол, на столе разносы с блинами. Дети сидят в зале на стульчиках.

Входят Девица и Скоморох.

Скоморох.

Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!

Девица.

Здравствуйте, гости!
Милости просим!

Скоморох.

Собирайтесь, гости!
Встречать Масленицу годовую,
Нашу гостьюшку дорогую!

Девица.

Душа ль ты моя, Масленица!
Приезжай к нам в гости на широк двор!
На горках кататься, в блинах поваляться.
Сердцем потешиться!

Скоморох.

Масленица – самый веселый праздник!
Длится неделю, а ждем Масленицу целый год!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

Девица. Встречайте, едет Масленица!

Два ребенка в костюмах лошадок ввозят чучело Масленицы.

Дети исполняют попевку «Едет Масленица».

Устанавливается чучело в зале.

Девица и

Скоморох. Здравствуй, сударыня Масленица (кланяются).

Дети (хором). 

Уж ты, Зимушка-зима,
Все дороги замела,
Все дороги, все пути
Не проехать, не пройти.
Мы по кругу все пойдем,
Дружно спляшем и споем!

Исполняется пляска «Выпал беленький снежок».

Скоморох.

Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить!

Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!

Дети исполняют танец с платочками.

Девица.

Сударыня наша масленица!
Протянись до велика дня!

Дети (хором).

От велика дня, до Петрова дня!
Дети поют «Широкая Масленица».

Скоморох. Раньше с такими словами обращались к Масленице, чтобы она подольше продлилась.

Дети, обращаясь к Масленице, поют «Маслена, Маслена…»

Ребенок. Дай лапоть для Масленицы!

Девица (выносит лапоток).

Вот лапоток для Масленицы.

Носи, Масленица, не снашивай.

(отдает его ребенку).

С этой песенкой деревенские ребятишки ходили от одного двора к другому. Хозяева выносили им старые, большие лапти. Дети надевали их на валенки и катались с гор.

Скоморох. Ну и весело было!

Девица. Вот и у нас сейчас будет очень весело, потому что пришло время поиграть, веселой игрой Масленицу потешить.

Скоморох. Давайте играть в игру «А мы просо сеяли».

Проводится игра.

Девица. Дети, а вы знаете, что раньше люди всегда закликали птиц: куликов, жаворонков, ласточек, чтобы они прилетели и принесли весну?

Скоморох. Давайте и мы птиц покликаем. 

Дети поют «Ай, кулики…»

Девица. Жаворонушки! Унесите от нас зиму холодную!

Нам холодная зима надоскучила!

Руки, ноги отморозила!

Дети (хором).

Уходи, зима! Приходи, весна!
Уходи, зима ко дну,
 
Присылай весну!

Дети исполняют песню «Веснянка».

(Под пение птиц входит «Весна»).

Весна.

Здравствуйте! Вот и я, Весна, к вам пришла!
Тепло принесла.
Услыхала я ваши заклички, да поспешила скорее сюда.

Скоморох.

Вот и гостья Весна к нам на праздник пришла!
Что ты нам, Весна, гостинцев принесла?

Весна.

Короб житушка, два пшеничушка,
Малым детушкам по яичку,
Красным девушкам по перстенечку,
Молодым молодушкам по детенышку,
Старым старушкам по рублевику!

Скоморох. Разгуляй широкий!!!

(Дети встают врассыпную по всему залу, поют, приплясывая).

Песня «Ай, тари, тари, тари…»

(В конце песни мальчики – корабейники ходят между детьми, предлагают товар. Дети изображают, что они угощаются). 

Коробейники.

  1. Вот сбитень, вот горячий!
    Кто сбитню моего?!
    Все кушают его!
    И воины, и подьячий, и лакей, и скороход,
    И весь честной народ!
    Честные господа, пожалуйте сюда!
  2. Оладьи, оладушки!
    Для деда, для бабушки!
    Для малых ребяток:
    На гривну – десяток!
  3. Вот так квас! В самый раз!
    Пробки рвет, дым идет!
    В нос шибает, в рот икает!
  4. Ай да, шар – летун!
    Вот он как взвивается!
    Во как подымается!
    Весь честной народ удивляется!
    Выше лесу-то стоячего!
    Выше облака ходячего!

(Входит ребенок в костюме медведя и ребенок – поводырь).

Поводырь.

Расступись, народ честной!
Идет медведюшка со мной!
Много знает он потех,
Будут шутки, будет смех!

Ну-ка, Мишенька, поклонись честным господам, да покажи свою науку!

(Медведь раскланивается).

Как красные девицы-молодицы белеются, румянятся, да в зеркальце смотрятся?

(Медведь охорашивается).

А как малые детки лазят горох воровать?

(Медведь ползает на животе).

А как бабушка Ерофеевна блины печь собралась, блинов не напекла, да от дров угорела?

(Медведь мотает головой, да лижет лапы).

А покажи-ка нам, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет?

(Медведь под музыку пляшет).

Девица. А давайте-ка мы с Мишкой поиграем в игру «У медведя во бору».

(После игры выходит мальчик).

Мальчик.

Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Начинайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

(Девочки поют частушки, в конце приглашают мальчиков на танец «Кадриль»).

Скоморох.

Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
А кого на масленой неделе
Не катал на карусели?
Все сюда ко мне сбегайтесь
И бесплатно покатайтесь!

Игра «Карусель».

Девица. А какая же Масленица без блинов, горячих да румяных?

Дети.

Ах вы, матушки – красны солнышки!
Вставайте с печи
 – глядите в печь!
Не пора ли блины печь?

Тин – тинка, подавай блинка!
Оладышка прибавышка
Масляный кусочек!

Мы давно блинов не ели!
Мы блинчиков захотели!
На поднос блины кладите –
Да с порогу поднесите!

Скоморох. Русская Масленица издавна славилась своими блинами.

Весна.

Напекли мы вам поесть –
Сотен пять, а может шесть!
Угощение на славу, а ребятам на забаву!

(Девица, Весна, Скоморох выносят разносы с блинами и конфетами. Угощают детей и гостей).

Девица.

Ты прощай, прощай наша Масленица.
Ты прощай, прощай наша широкая.

Весна.

Ты пришла с добром,
Сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.

Скоморох.

Блины масленые,
Шаньги мазаные,
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье.

Все вместе. Ты прощай, прощай наша Масленица!

Скоморох. А теперь пойдем гулять – Масленицу провожать!

(Ребята и гости одеваются и выходят на улицу. Ведущие выносят чучело Масленицы и устанавливают его на участке).

Скоморох. В старину на Руси ни один праздник Масленицы не обходился без игр и забав. Давайте и мы вспомним игры и забавы. 

Проводятся аттракционы:

  1. Бег в мешках.
  2. Перетягивание каната.
  3. Петушиный бой.

Скоморох.

Эй, веселый наш народ,
Ловкий, быстрый хоровод!
Если дружно взять канат,
Потянуть вперед – назад
И сказать три раза – «Эх!» -
Победит, наверно, смех.

Девица. Давайте, ребята, в горелки играть, чтобы Масленица, с которой мы прощаемся, лучше

Горела.

Проводится игра «Горелки».

Скоморох.

А Масленица нас обманула,
Обманула, провела –
Годика не дожила.
Говорила: «Семь недель»,
А остался один день.

Девица. Пора нам прощаться с масленицей. Сейчас сгорит она, а это значит – конец зиме!

(Дети заводят хоровод вокруг чучела с песенкой «Гори, гори ясно». Затем чучело поджигают. Ребята и взрослые расходятся, образуя широкий круг».

Все хором.

Уходи, зима! Приходи, Весна!
Прощай, зима! Прощай, Масленица!

Скоморох.

Как у наших у ворот
Конь давно детишек ждет.
Вы бегите, малыши,
Покатайтесь от души!
(Детей катают на лошадях).

              C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0299587.wmf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам» (итоговое НОД)Цель:Закрепить представление детей о жанре «сказка»; о многообразии литературных жанров;Уточнить и обогатить представлени...

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе я люблю использовать народные игры. С накоторыми из них я хотела бы подлиться....

Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста.

Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста.  - развивать выразительность речи и пантомимики детей, чувство ритма, умение согласовывать движения со словами...

Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста.

Приобщать детей к народной культуре - знанию сказок, расширить знания детей о сказках....

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста. Использую на занятиях, в свободное время и на разных развлечениях и праздниках....

Тема самообразования на 2015-2016 учебный год «Особенности понимания и восприятия русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста»

Тема самообразования на 2015-2016 учебный год«Особенности понимания и восприятия русских народных сказок у детей старшего дошкольного возраста»...

Программа «Игрушка как универсальное средство введения детей в традицию национальной культуры.Творчество детей в ритме русского народного календаря» для детей старшего дошкольного возраста

Праграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста с целью приобщения современного ребенка к яркому миру детского творчества в традициях русской народной культуры. В программе та...