конспекты НОД по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Долгова Елена Владимировна

Конспект занятия № 1

Тема: «Русские матрешки» (знакомство с народными росписями)

Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Цель: Формирование представлений о русских народных росписях через создание графического рисунка матрешки.

Задачи:
Образовательные:

  • Закрепить знания об особенностях городецкой, хохломской, гжельской и дымковской росписей

  • Упражнять в изображении характерных элементов народных росписей

  • Совершенствовать умение работать с простым карандашом

Развивающие:

  • Развивать чувство композиции, ритма, симметрии

  • Развивать зрительную память, мелкую моторику

  • Развивать творческое воображение

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народной культуре

  • Формировать уважение к традициям русского народа

  • Воспитывать аккуратность в работе

Планируемые результаты:

  • Ребенок различает виды народных росписей по цветовой гамме и элементам

  • Ребенок владеет основными элементами изученных росписей

  • Ребенок проявляет интерес к народному искусству

Оборудование:

  • Методическое пособие «Матрешки»

  • Предметы с народными росписями

  • Шаблоны матрешек

  • Простые карандаши, ластики

  • Иллюстративный материал

Ход НОД:

I. Вводная часть (5 мин)

  1. Организационный момент

  2. Загадка о матрешке

  3. Знакомство с матрешками-сестрами (Хохлома, Гжель, Дымка, Городец)

  4. Демонстрация методического пособия

II. Основная часть (20 мин)

  1. Беседа об особенностях росписей:

    • Гжель: сине-белая гамма, цветочные motifs

    • Хохлома: черно-красно-золотистая гамма, растительный орнамент

    • Дымка: яркие цвета, геометрические узоры

    • Городец: пышные цветы, кони, птицы

  2. Выбор матрешки и росписи

  3. Физкультминутка «Веселые матрешки»

  4. Самостоятельная работа:

  5. Распределение элементов на форме

  6. Прорисовка карандашом

III. Рефлексия (5 мин)

  • Выставка работ

  • Обсуждение результатов

  • Подготовка к следующему занятию


Конспект занятия № 2

Тема: «Наряд для матрешки» (пластилинография)

Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель: Создание образа матрешки в технике пластилинография с использованием элементов народных росписей.

Задачи:
Образовательные:

  • Закрепить знания о цветовых решениях народных росписей

  • Совершенствовать навыки работы в технике пластилинография

  • Упражнять в создании декоративной композиции

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику, тактильное восприятие

  • Развивать чувство цвета, композиции

  • Развивать творческие способности

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народному творчеству

  • Формировать эстетический вкус

  • Воспитывать аккуратность, perseverance

Планируемые результаты:

  • Ребенок создает выразительный образ в технике пластилинография

  • Ребенок передает характерные особенности выбранной росписи

  • Ребенок проявляет творческую самостоятельность

Оборудование:

  • Заготовки матрешек с карандашным рисунком

  • Пластилин разных цветов

  • Стеки, доски для лепки

  • Методическое пособие «Матрешки»

  • Готовые образцы

Ход НОД:

I. Вводная часть (5 мин)

  1. Организационный момент

  2. Вспоминаем матрешек-сестер

  3. Создание проблемной ситуации: нет красок

  4. Определение способа решения: пластилинография

II. Основная часть (25 мин)

  1. Повторение техники пластилинографии:

    • Отщипывание мелких кусочков

    • Размазывание по контуру

    • Создание декоративных элементов

  2. Цветовое решение для разных росписей:

  3. Гжель: оттенки синего, белый

  4. Хохлома: красный, черный, золотой, зеленый

  5. Дымка и Городец: разноцветная палитра

  6. Физкультминутка «Веселые матрешки»

  7. Заполнение элементов пластилином

  8. Создание декора

  9. Оформление лица матрешки

  10. Самостоятельная работа:

III. Рефлексия (5 мин)

  • Выставка готовых работ

  • Обсуждение результатов

  • Оценка своей деятельности

Методические рекомендации:

  1. Использовать индивидуальный подход

  2. Поощрять творческие находки

  3. Соблюдать последовательность работы

  4. Обеспечить двигательную активность

Дифференцированный подход:

  • Для успевающих: усложнение композиции

  • Для затрудняющихся: работа по шаблону

  • Индивидуальная помощь при необходимости

Данные конспекты соответствуют требованиям ФГОС ДО через:

  • интеграцию образовательных областей

  • поддержку детской инициативы

  • развитие творческих способностей

  • формирование культурной идентичности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Использование игровой технологии «Игровизор» В.В. Воскобовича для обобщения и закрепления знаний элементов русского народного декоративно-прикладного искусства.»

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуе...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»

Конспект непосредственно образовательной  деятельности на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»...

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА-ЗАНЯТИЕ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «РУКАВИЧКА» (старший дошкольный возраст)

Игра-занятие по мотивам русской народной сказки «Рукавичка», обеспечит  коррекционно-развивающую образовательную деятельность, стимулирующую речевое, познавательное и личностное...

для детей - музыкальные дидактические игры на закрепление знаний о русских народных инструментах

Дидактический материал (дидактические игры для закрепления знаний о народных инструментах) дополнит и расширит познания ребенка о народных инструментах, улучшив его знания, приобщит к истокам на...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными промыслами»

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Патриотическое воспитание дете старшего дошкольного возраста через знакомство с русскими народными  промыслами»Цель:Закрепить знания д...