Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Долгова Елена Владимировна

Конспект занятия № 1

Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства.

 Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания об основных элементах и цветах изучаемых росписей;

- закреплять умения рисовать элементы росписи;

- закреплять умение правильно держать простой карандаш.

Развивающие:

- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;

- развивать внимание, мелкую моторику.

Воспитательные:

- продолжать развивать чувства национальной принадлежности у дошкольников;

- прививать аккуратность в работе;

- учить получать удовольствие от процесса работы и результата;

Предварительная работа:

Для педагога:

- изготовление методического пособия «Матрёшки» для использования на занятиях с детьми.

Для детей:

- чтение сказок и легенд о возникновение росписей;

- рассматривание картин, иллюстраций, игрушек расписанных в разных росписях.

Оборудование:

- методическое пособие «Матрёшки»;

- изделия мастеров расписанных в росписи городец, хохлома, гжель, дымка;

- образцы узоров;

- заготовки матрёшек;

- простой карандаш;

- влажные салфетки.

Ход НОД:

  1. Вводная часть

- Ребята, я приготовила для вас загадку, послушайте:

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью — во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех — малютка, крошка.

Всё вместе — сувенир …

- Конечно, это матрёшки. Да матрёшки не простые. Это матрёшки сказочницы. И каждая со своим именем. Давайте познакомимся, эту матрёшку зовут Хохлома, эту Гжель, эту Дымка ну а последнюю зовут Городец.

-Ребята, вам знакомы эти имена? О чём они вам говорят? (ответы детей)

-Молодцы.

-Эти матрёшки, ребята в виде книжки. И если вы что позабудете основные элементы, эти матрёшки вам напомнят. Внутри у матрёшек спрятано много интересной информации. Посмотрите (демонстрация методического пособия) на первом развороте нарисованы основные элементы росписи и основные цвета. На следующем развороте показаны красочные образцы посуды и игрушек и конечно внутри сидит маленькая сестрица матрёшки.

2.  Основная часть

- Ребята, я для вас приготовила фигурки матрёшек.  Они не знают, какая из матрёшек их старшая сестра. У них однотонные платья, без узоров. Давайте подумаем и поможем матрёшкам найти свою сестру.   Матрёшки в белых сарафанах сестры, какой матрёшки? (гжель). Другие в синих (дымка). Третье в бежевых (хохлома), светло коричневых (городец). Посмотрим на их старших сестрёнок (демонстрация пособия).

-Вы, ребята, сами выберите себе матрёшку, определите какой росписью будите её наряжать и нанесёте на её сарафан основной узор простым карандашом. Но сначала проговорим, какие элементы росписи вы нанесёте на сарафан матрёшки.

- Какие основные элементы используют мастера гжельской росписи? (ответы детей), конечно! Это цветы, ягоды и листья.

-Сейчас посмотрим на матрёшку с дымковской росписью. Какие основные элементы использовали мастера? (ответы детей), всё верно, круги, линии, точки.

- Вспомним, какие элементы и цвета предлагает Городецкая роспись. (ответы детей) скобки, круги, капли, спирали. И конечно, это в основном цветы (купавки, розаны)

-И вспомним последнюю роспись, хохлома. Её ещё называют золотая, почему? (ответы детей) Правильно! Цвета у неё золотые. И это тоже в основном растительный орнамент.

Перед тем как нам приступить к работе проведём разминку.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладошки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Самостоятельная работа детей.

Ребята рисуют выбранные орнаменты простым карандашом.

- Сегодня вы нанесли на сарафан матрёшки набросок, простым карандашом, русской народной росписи, которую выбрали сами. А на следующем занятии вы распишите наряды разными цветами, и матрёшки будут яркими и радостными.

3. Рефлексия:

Ребята, скажите, что вы сегодня рисовали на занятии. Какие русские народные росписи вы знаете? Что вам помогало на занятии? Молодцы! Вы все справились с заданием. Вам понравилось занятие?

 

Конспект занятия № 2

Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Роспись матрёшки с помощью нетрадиционной технике рисования – пластилинография.

 Задачи:

Образовательные:

-закрепить знания об основных элементах и цветах изучаемых росписей;

- закреплять умения рисовать элементы росписи;

- формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности;

- закрепить знания о нетрадиционной технике рисования – пластилинография;

Развивающие:

- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;

 - развивать внимание, мелкую моторику;

Воспитательные:

- продолжать развивать чувства национальной принадлежности у дошкольников;

- прививать аккуратность в работе;

- учить получать удовольствие от процесса работы и результата;

Предварительная работа:

- изготовление методического пособия «Матрёшки» для использования на занятиях с детьми;

- чтение сказок и легенд о возникновение росписей;

- рассматривание картин, иллюстраций, игрушек, расписанных в разных росписях.

- нанести выбранный узор (роспись) на матрёшку простым карандашом.

Оборудование:

- методическое пособие «Матрёшки»

- изделия мастеров расписанных в росписи городец, хохлома, гжель, дымка.

- образцы узоров;

- заготовки матрёшек с готовым рисунком исполненным простым карандашом, на прошлом занятии;

- набор пластилина, стека, доска для лепки;

- влажные салфетки.

 

Ход НОД

  1. Вводная часть

- Помните, кто к нам приходил в гости на прошлом занятии? Как их зовут? (ответы детей). Да. Это четыре больших матрёшки. Внутри каждой есть ещё одна, поменьше.

В матрешке — матрешка.

В матрешке — матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая —

И вырастет сразу матрешка большая.

- На прошлом занятии мы с вами повторили виды русской народной росписи. Давайте вспомним какие (ответы детей).

- Вы выбрали себе матрёшек, выбрали вид росписи, и нанесли простым карандашом, на сарафан матрёшки рисунок.

- Но ребята, наряд матрёшек все ещё не яркий! Как мы это исправим? (ответы детей) правильно, раскрасим, но у нас пропали все кисти и краски. Остался только пластилин. Что же нам делать, как поступить? (ответы детей).

  1.  Основная часть

Конечно, мы раскрасим пластилином. Напомните мне, как называется эта техника (ответы детей), правильно, пластилинография. Вы с этой техникой хорошо знакомы. Напомните, как работать в этой технике. (ответы детей). Отщипнуть маленький кусочек пластилина, сформировать шарик, приложить к работе, указательным пальцем с нажимом ведём в нужную сторону по ходу рисунка.

- Также будем формировать из пластилина колбаски, жгутики, шарики и наносить на сарафан и косынку матрёшки (показываю).

- Какие нам понадобятся цвета, чтобы раскрасить матрёшку гжель? (ответы детей). Правильно, голубой и белый.

- А для матрёшек с росписью хохлома? (ответы детей). Правильно ребята. Жёлтый, красный и чёрный и зелёный.

- Ну а тем ребятам, которые выбрали дымку и городец, можно использовать все цвета которые есть в коробке с пластилином.

Перед тем как нам приступить к работе проведём разминку.

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладошки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Самостоятельная работа детей. Работаем под русскую народную музыку.

Оформляем выставку.

  1. Рефлексия: что делали на занятии, какими росписями расписывали матрёшек, в какой технике. Какие цвета использовали? Какая матрёшка вам нравится больше всего. Почему. Вы все молодцы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Использование игровой технологии «Игровизор» В.В. Воскобовича для обобщения и закрепления знаний элементов русского народного декоративно-прикладного искусства.»

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуе...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»

Конспект непосредственно образовательной  деятельности на тему «Чтение и драматизация русской народной песни «Курочка-Рябушечка»»...

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА-ЗАНЯТИЕ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «РУКАВИЧКА» (старший дошкольный возраст)

Игра-занятие по мотивам русской народной сказки «Рукавичка», обеспечит  коррекционно-развивающую образовательную деятельность, стимулирующую речевое, познавательное и личностное...

для детей - музыкальные дидактические игры на закрепление знаний о русских народных инструментах

Дидактический материал (дидактические игры для закрепления знаний о народных инструментах) дополнит и расширит познания ребенка о народных инструментах, улучшив его знания, приобщит к истокам на...

Методическая разработка: «Квест – игра как средство закрепления знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»

Безопасность детей на дорогах напрямую зависит от того, какие знания мы дадим им о правилах дорожного движения. Поскольку в дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, то лучш...