Виды мониторинга в детском саду
статья

Цымбарева Елена Олеговна

Актуальность использования мониторинга в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_v_dou.docx60.42 КБ

Предварительный просмотр:

Виды мониторинга в детском саду

Подготовила: зам.зав. по ВОР

МАДОУ детский сад №2 г.Балаково

Саратовская область

Цымбарева Елена Олеговна

г.Балаково  

Управление современным образовательным дошкольным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. Средством получения такой информации может служить мониторинг.

Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.

Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.

Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в:

  • Определении успешности и результативности протекания образовательного процесса.
  • Обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе.
  • Осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса.
  • Прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам дошкольного образования.

Задачи мониторинга:

  • непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения;
  • осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении;
  • повышать мотивацию сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг;
  • вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Выделяют виды мониторинга:

  • Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.
  • Медицинский мониторинг обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: в семье, в ДОУ. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями и в случае необходимости – коррекция данных условий.
  • Психологический мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на психологическое развитие ребенка позитивно или негативно, и обеспечить их оптимальное сочетание, если устранить последние невозможно.
  • Управленческий мониторинг организовывается таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение семинаров, педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции. Предмет диагностики управленческого мониторинга – деятельность образовательного учреждения. Направления – диагностическая работа с детьми, с родителями, с сотрудниками.

Особенности мониторинга:

Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1–3–5 лет.

Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

При проведении мониторинга основное внимание направляют на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

Мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой либо системы с намеченным.

Методы мониторинга:

  • изучение продуктов детской деятельности;
  • игровые, тестовые задания;
  • собеседование с педагогами, родителями и детьми;
  • анкетирование и опрос;
  • анализ документации;
  • наблюдение;

Структура мониторинга в ДОУ

1-й блок Обеспечение условий осуществления образовательной деятельности.

2-й блок Качество деятельности учреждения.

3-й блок Результативность деятельности ДОУ.

Структура мониторинга дает объективную информацию о деятельности дошкольного учреждения.

Служба мониторинга в ДОУ:

Заведующий, заместитель заведующего – осуществляет сбор информации, отслеживает соответствие состояния и результатов образовательного процесса государственным стандартам, выполнение реализуемой программы воспитания и обучения детей, взаимоотношения взрослых и детей, а также другие показатели качества образовательного процесса в ДОУ, осуществляет контрольную функцию, которая является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Воспитатели – отслеживают динамику усвоения дошкольниками программного материала, соответственно требованиям Программы ДОУ, с целью выявления особенностей, изменений в развитии ребенка для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса.

Педагогический мониторинг позволяет решать вопросы прогнозирования работы в ДОУ, аттестации ДОУ и педагогического коллектива.

Освоение специалистами ДОУ методики педагогического мониторинга является важнейшим условием профессиональной компетенции.

Педагогический мониторинг проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень развития воспитанников. Его главное предназначение – анализ и устранение причин, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства.

Медсестра – осуществляет отслеживание состояния здоровья воспитанников: физическое развитие, заболеваемость, посещаемость. Выявляет факторы, отрицательно влияющие на самочувствие и здоровье детей.

Завхоз – выполняет мониторинг материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Создание системы мониторинга в ДОУ

  • отбор диагностических методик, подготовка анкет, тестов, опросников, разработка критериев обучения работе с ними педагогов и медсестру;
  • проведение мониторинга;
  • первичное накопление информации;
  • качественная обработка данных или их распознавание, в ходе которых выявляются сущностные характеристики исследуемого объекта.

Представленная система мониторинга деятельности дошкольного образования позволяет на основе получения объективной информации принимать управленческие решения, способствующие своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций.

С целью создания оптимальных условий для работы, воспитания и обучения всех участников образовательного процесса в детском саду должно быть разработано положение о мониторинге, на основании которого проводятся различные виды мониторинга. Созданная в ДОУ система ежемесячного контроля определяет сроки мониторинга в той или иной области деятельности.

По каждой области исследования имеются могут быть составлены соответствующие критерии, которые разрабатываются на основе изучения методической литературы. Сбор информации осуществляется с помощью анкет и опросников для педагогов, родителей; тестовых карт; диагностических карт.

 Затем происходит систематизация и обработка всей полученной информации. Результаты мониторинга фиксируются в диагностических таблицах, диаграммах, схемах, циклограммах, используются при создании программы развития ДОУ, рабочих программ, а так же могут оказаться полезными при проведении аттестации педагогов и ДОУ.

1. Мониторинг динамики роста профессионального мастерства педагогов

Здесь можно выявить:

- уровень образования педагогов

- квалификационный уровень

2. Мониторинг реализации программ в детском саду

 - используемые парциальный программы (их количество, результативность использования)

3. Мониторинг повышения квалификации педагогов ДОУ.

В основе мониторинга по этому разделу лежит сбор информации о повышении квалификации педагогических работников, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, что помогает определить цели работы и выбрать адекватные формы ее проведения.

4. Мониторинг эффективности самообразования педагогов.

Педагогическое самообразование воспитателя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. В детском саду педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально – методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки. Получение новой информации помогает пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе ситуаций, моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс (участие в научно– практических конференциях семинарах вебинарах)

5. Мониторинг применения современных педагогических технологий.

Данный вид мониторинга отслеживает количество и качество применения тех или иных педагогических технологий. Мониторинг можно проводить как сравнительный за 2-3 года.

6. Мониторинг передового педагогического опыта педагогов.

В детском саду созданы оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.

Успешная педагогическая деятельность позволяет педагогам делиться опытом работы с коллегами

- на уровне ДОУ, муниципальном, региональном это могут быть выступления.

- на уровне федеральном -  публикации в сетевых сообществах на сайтах

7. Мониторинг по использованию педагогами ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогают педагогам не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и показать связь между отдельными областями.

8. Мониторинг посещаемости, заболеваемости и физической подготовленности детей.

Данный вид мониторинга проводиться с участием медсестры. Результаты заносятся в карту развития ребенка, и используется педагогами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья с указанием выводов и предложений.

9. Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.

Цель: выявить запросы на образовательную деятельность и удовлетворенность работой ДОУ для учета при планировании развития ДОУ и работы с родителями.

Изучение семьи и социума включает:

  • Составление социального паспорта семьи.
  • Изучение воспитательной системы в семье.
  • Определение степени удовлетворенности семьи деятельностью ДОУ.

10. Мониторинг творческих достижений педагогов.

Фиксируется и делается сравнительный анализ участия педагогов детского сада активно участвующих во всевозможных конкурсах: ДОУ, муниципальных, региональных, всероссийских.

11. Мониторинг творческих достижений воспитанников

Фиксируется и делается сравнительный анализ участия воспитанников детского сада в различных конкурсах, фестивалях.

12. Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды

- соответствие возрастным особенностям

- безопасность

- доступность и тд.

13. Мониторинг исследования психологического климата в коллективе

- по необходимости

- на основе анкетирования, наблюдений

14. Мониторинг динамики усвоения дошкольниками программы ДОУ.

Данный мониторинг проводится для сбора информации данных о динамике усвоения дошкольниками программного материала соответственно требованиям программы. В начале года мониторинг проводим с целью выявления уровня развития детей, в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результата. Результаты мониторинга обсуждаются на педсоветах, и на их основе разрабатывается медико-педагогическое сопровождение каждого ребенка и планируется дальнейшая работа с детьми.

15. Проблемный мониторинг

- по мере возникновения проблемы

Общие выводы:

  • Использование мониторинга в образовательном учреждении позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.
  • Деятельность руководителя по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, дает возможность оценить качество образования в ДОУ, наметить “точки роста”. Чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Для этого создана система контроля. Сбор, анализ и систематизация информации необходима для осуществления коррекции и позволяет проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом. Руководитель должен не только владеть актуальной, точной информацией, но и анализировать и эффективно использовать ее в управленческих решениях.
  • Процесс повышения квалификации является непременным условием повышения качества образования в системе ДОУ.
  • Оценка проводится в течение нескольких лет, что дает возможность увидеть динамику улучшения/ухудшения показателей ДОУ по сравнению с предыдущими годами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.

Доклад на семинаре    Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...

Мониторинг в детском саду

Мониторинг в детском саду. В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяют...

Педагогический мониторинг в детском саду

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей дошкольного образования станов...

Педагогический мониторинг в детском саду

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей дошкольного образования станов...

Мониторинг в детском саду

Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в:Определении успешности и результативности протекания образовательного процесса.Обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей дея...

Диагностические диаграммы по результатам мониторинга в детском саду по образовательной области «Физическая культура в соответствии с ФГОС»

Диагностические диаграммы по результатам мониторинга в детском саду по образовательной области "Физическая культура в соответствии с ФГОС"...