Коммуникативный тренинг для родителей детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Наумова Инна Петровна

Коммуникативный тренинг для родителей детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_avtosohranennyy.docx14.68 КБ
Файл respub._konkurs_2016.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

«Ярмарка  Эмоций»

для детей 6-7 лет по  формированию эмоциональной децентрации.

Наумова Инна Петровна, педагог-психолог, МБДОУ № 68, г. Нижнекамск.

Музыкальный зал оформлен в стиле русской народной ярмарки. Дети входят в зал под русскую народную мелодию, родители-зрители.

Воспитатель:

Девочки- подружки,

Веселушки - хохотушки,

И мальчишки молодцы,

Что за шум, что за гам?

Дети: Едет ярмарка к нам

Внимание! внимание!

Народное гуляние!

Торопись, честный народ,

Всех сегодня праздник ждёт!

Воспитатель:

Эй! Дорогие родители,

Детских праздников любители!

Вы не стойте у дверей,

Проходите поскорей!

Входит психолог в русском костюме.

Психолог:

Эх, полным полна моя коробочка,

В ней загадок до краёв,

Приглашаю всех ребят отгадывать-

И девиц и пареньков!

Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! У нас сегодня особенная ярмарка - ярмарка эмоций. А у меня в коробках и лежат эти эмоции, только вот беда: коробки - то не подписаны, придётся нам угадывать - в какой коробке, какая эмоция! А поможет нам в этом музыка!

Психолог открывает первую коробку, слышится флейта.

Психолог:

отгадай, честный народ,

Какая же эмоция здесь живёт?

Дети: Грусть!

Психолог вынимает сделанную заранее на занятиях с детьми пиктограмму эмоции грусти.

Психолог:

Как верно, вы ребята,  угадали,

Да и вы. Родители. Нам помогали!

Только слышите, ребята,- грустная мелодия опять звучит! Кто же грустно играет на флейте?

Открывается занавес -  сидит девочка-пастушка с флейтой. Плачет.

Психолог:

Сидит пастушка, скучает,

А всяк её поучает:

Дети:

-Займись делом, порисуй мелом!

-Возьми лопатку, вскопай грядку!

-Позвони Косте, позови в гости!

-Попрыгай пастушка, не сиди как старушка

Пастушка:

Оставьте меня в покое,

У меня настроение такое!

Психолог: ну, ребята, давайте тогда поиграем ведь мы- то знаем, что игра лучшее средство от грусти и печали. А пастушка, может быть, захочет к нам присоединиться и тогда наверняка развеселиться!

Дети играют в «Пойдём с бабушкой на базар». Пастушка постепенно включается в весёлую игру.

Пастушка: Спасибо, ребята, развесили вы меня!

Психолог: Знаешь, пастушка, мы с ребятами давно заметили, что если тебе грустно, надо о своей грусти рассказать другу, или маме, или папе, и они тебе обязательно помогут. А мы помогли тебе нашей игрой! Хорошо мы поиграем, ребята, можно посидеть, отдохнуть, а я пока открою вторую коробочку. Психолог открывает коробочку и оттуда слышится мелодия «Разноцветные стекляшки».

Психолог:

отгадай, честный народ,

Какая же эмоция здесь живёт?

Дети: Удивление!

Психолог вынимает пиктограмму с эмоцией удивления.

Психолог:

Как верно, вы ребята,  угадали,

Да и вы. Родители. Нам помогали!

А у нас ребята знают такие стихотворения,

Которые вызовут у всех великое удивление!

Дети:

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете,

Ехал дяденька верхом,

В ситцевой карете.

Заяц на небо взглянул-

Там землетрясение,

И из тучи на него

Капнуло варение!

Спит в речушке Рыболов!

Тыквы стали песни петь!

Психолог:

Ну что, папы и мамы, мы удивили вас?

А теперь - пора нам в пляс!

Танец под песню «Разноцветные стекляшки»

Психолог:

Отгадай, честной народ,

Какая же эмоция здесь живёт?

Дети:  Гнев!

Психолог вынимает пиктограмму эмоции гнева.

Психолог:

Как верно, вы ребята. Угадали,

Да и вы, родители, нам помогали!

Упражнение с воздушным шариком на совладание с гневом.

Психолог: Ох, с гневом-то осторожно надо обращаться! Пусть ко мне подойдут паша и, маша, мы покажем вам с помощью воздушных шариков, как это можно сделать.

Представьте, что воздушный шарик-это вы сами, а воздух в этом шарике - гнев, который в эту минуту вас так переполняет. Что будет,  если весь свой гнев, не раздумывая, сразу выпустить?

Психолог открывает коробочку, слышится радостная музыка.

Психолог:

Отгадай честной народ ,

Какая же эмоция тут живёт?

Дети: Радость! Ура!!!

Дорогие гости, выходите с нами в круг, поиграйте  в игру «Море Эмоций»

Игра «Море Эмоций»

Психолог: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, удивлённая (виноватая, грустная)  фигура на месте замри!

Спасибо всем! До свидания! Желаем вам много радости!

Звучит мелодия песни «Эх, полным – полна моя коробочка».

 



Предварительный просмотр:

Коммуникативный тренинг общения групп взаимопомощи

 для родителей детей с ОВЗ

                                                                                                              Наумова И.П.

                                                                                                              г. Нижнекамск

                                                                                                              МБДОУ №68

                                                                                                              Педагог-психолог

Понять человека гораздо легче, взаимодействуя с ним на равных, принимая его взгляды, обсуждая его трудности и неудачи. Выйти на такой уровень общения можно с помощью психологических тренингов общения.

Психологический тренинг общения – это вид групповой психологической работы, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения.

Коммуникативный тренинг способствует решению следующих задач:

  • Знакомство участников друг с другом;
  • Создание условий для раскрепощения членов группы;
  • Их сближение и объединение;
  • Осознание собственной индивидуальности, повышение самооценки;
  • Развитие коммуникативных навыков и умений;
  • Снижение эмоционального напряжения, оптимизация функционального состояния.

Организуя занятия по психотренингу общения, необходимо руководствоваться следующими принципами:

- активность участников группы;

- исследовательская позиция;

- партнерское общение;

- участие может быть только добровольным;

- участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения тренинга.

На первом занятии необходимо выработать ПРАВИЛА работы в группе. Они составляются и принимаются всеми участниками психотренинга.  

  1. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.
  2. По возможности быть искренним, сообщать достоверные сведения.
  3. Слушать говорящего, стараться не перебивать.
  4. Использовать обращения на «ТЫ» во время работы группы.
  5. Высказываться только от своего имени и только о том, что воспринято, прочувствовано, переживается.
  6. Иметь право получить поддержку, помощь со стороны группы.
  7. Не говорить о присутствующих в третьем лице.

Примерный вариант встречи группы взаимопомощи

Цели: *Активизация личностных позиций участников группы, развитие способности к самоанализу.

*Укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных  взаимоотношений.

*Формирование позитивных  психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, супружеских и детско-родительских отношений.

Ход встречи

  1. Приветствие.

Рефлексия прошлого занятия. Тематический разогрев.

Диалог между сторонами своего Я.

Диалог на тему «Любимая и нелюбимая мать и жена». Для выполнения упражнения в центр круга ставятся 2 стула. Каждый из стульев символизирует определенные и одновременно противоположные друг другу личностные характеристики. В зависимости от этого участники исполняют ту или иную роль.

Психолог: Каждому из вас важно знать, что он любим, что есть на свете человек, которому он бесконечно дорог. Каждой женщине необходимо чувствовать, что она любима и мужем, и ребёнком. Проигрывая роли обоих участников диалога, вам надо укрепиться в уверенности, что вы, именно вы, как мать и жена, любимы и желанны.

Игра «Похвали себя» (с использованием опросника  «Какая я?).

Психолог: Из опросника выберите те черты, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя.

Упражнение «Именно сегодня».

Формирование позитивного отношения к себе и членам своей семьи:

Я, как мать, должна уметь сказать себе «СТОП» в случае   у меня по объективным причинам тревожного или депрессивного состояния.

2. Основная часть

Драматизация

Разыгрывание ролевой ситуации «Любовь к ребёнку – объединяющая сила».

Родителям предлагают поиграть в парах  свои роли и роли своих партнёров. Важно выяснить, пронизывает ли чувство любви отношения в семье, какими средствами пользуются участники, что бы сплотить семью? Какие советы они дают друг другу в процессе драматизации? Имеет ли место переосмысление проблем, существующих в семье, возникает ли надежда на их разрешение? и т.д.

Беседа родителей.

Свободная беседа на волнующие темы.

Психолог выступает в роли слушателя. Родителям необходимо дать возможность выговориться, рассказать о радостях, выслушать советы других родителей.

3.Итог встречи.

Подводя итог встречи, психолог интересуется, что полезного они узнали, что для них стало важным. Выражает благодарность всем участникам встречи.

 

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как понять своего ребенка?» Тренинг для родителей детей раннего возраста

«Как понять своего ребенка?»Тренинг для  родителей  детей раннего возраста   Оптимальное количество участников — 10–15 человек.  Все члены группы имеют право на свободное уча...

Развиваем речь детей: игровой тренинг для родителей детей 6 - ти лет

"Игровой тренинг для родителей детей 6 - ти лет" представляет собой подборку игр и упражнений по развитию и формированию речевых умений и навыков, которые родители могут проводить дома со своими детьм...

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»

    Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»

Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности  детей раннего возраста»...

Практическое занятие с элементами тренинга для родителей детей подготовительной группы «Влияние звука на психологическое здоровье детей»

«Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, о...

Тренинг для родителей детей подготовительной группы по теме: "Роль родителей в развитии речи детей"

Цель тренинга:- Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...