Сценарий праздника - развлечения «Масленица» Средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Попова Екатерина Геннадьевна

Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.

 

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях проводов зимы -  масленицы, о русских старинных выражениях.
  2. Способствовать развития интереса к народной культуре, народным  традициям, народному творчеству.
  3. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, гордость за принадлежность к русскому народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_sr.gr_._maslenitsa.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида №13 «Улыбка»

Сценарий праздника - развлечения «Масленица»

Средняя группа

Воспитатель:

Попова Екатерина Геннадьевна

Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях проводов зимы -  масленицы, о русских старинных выражениях.
  2. Способствовать развития интереса к народной культуре, народным  традициям, народному творчеству.
  3. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, гордость за принадлежность к русскому народу.

       

Предварительная работа (в рамках проекта):

  1. Беседа о традициях масленичной недели, рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.
  2. Просмотр видеосюжетов, мультфильмов по теме.
  3. Беседа о старинных русских словах и выражениях  (сострячаем, каравайцы, блинцы, заигрыши, пиршество, вечёрки).
  4. Изготовление поделки «Солнышко» - символа Масленицы.
  5. Дидактическая игра «Из чего пекут блины?»

Ход

Под русскую народную песню дети входят в музыкальный зал,  на заднем плане декорация, изображающая деревенский дом. Дети идут змейкой за ведущей, одетой в русский народный костюм.  Останавливаются и встают полукругом.

Ведущая: Масленица-кривошейка! Встретим тебя хорошенько:

С блинцами, с каравайцами, с вареничками.

С сыром, маслом, калачом и печёным яйцом!

В первый день её встречают – весёлой песней зазывают.

Дети запевают после ведущей:

        Ой, Масленица, кривошейка! Кривошейка, (3 раза)!

        Сострячаем тебя хорошенько! Хорошенько (3 раза)!

Ведущая: Какое недавно закончилось время года?

Дети: Зима!

Ведущая:  А зимние загадки отгадаете, ребятки?

  1. Бел, да не сахар,

Нет ног, а идёт (снег)

  1. Без рук, без ног,

А рисовать умеет (мороз)

  1. Тётушка крутая, белая да седая,

В мешке стужу трясёт, сугробы наметает,

Ковром землю устилает (зима)

  1. Заря-заряница, Красная девица

Травку выпускает, росу расстилает.

Идёт стороной – с сохой, бороной

С ключевой водой (весна)

Ведущая:  Вот и масленица пришла к нам в середине марта, весной. Её празднуют в течение недели. Народ  шумно, разгульно и весело провожает зиму и встречает…

Дети: …весну!

Ведущая: Правильно. Присаживайтесь, мы с вами сейчас всю масленичную неделю вспомним!

Под музыку дети проходят и садятся на стульчики.

Ведущая: В народе каждый день масленицы имел своё название. Начинается она в понедельник, который называется «встреча» (выносят Масленицу)

1 ребёнок: Ой, да Масленица во двор въезжает,

          Широкая на двор въезжает!

          Ой, да Масленица, погости недельку,

          Широкая, погости другую!

Ведущая: В этот день встречают масленицу. Начинают печь блины.

Следом вторник – «заигрыши».

2 ребёнок: Приходите в гости к нам

           Ко горячим, ко блинам.

           Масленка, масленка,

           Широкая масленка!

Ведущая:  С утра начинали кататься с гор, строили снежные крепости, скоморохи пели свои частушки. Далее шла среда – «лакомка». В среду зятья – ваши  папы – приходили на блины к тёщам – маминым мамам.

3 Ребёнок: Ой, ты лакомка-среда!

  Масляна сковорода!

  По законам старины –

  Едем к тёще на блины!

Русская народная песня «Ой, блины». Дети свободно располагаются по залу и поют.

Ведущая:  Вот четверг уж наступил – «разгул», самый весёлый день масленицы. Народ вовсю веселится и забавляется: люди катаются с ледяных гор, устраивают шуточные кулачные бои, шумные пиршества.        

4 ребёнок: Широкая масленица,

          Мы тобою хвалимся,

          На горах катаемся,

          Блинками объедаемся!

Ведущая:  Скажите, а на что похож блин? (На солнце)

Чем блин похож на солнышко? (круглый, жёлтый, горячий)

Из какой муки пекут  блины? (гречневой, пшеничной, кукурузной)

С чем едят блины? (со сметаной, маслом, творогом, вареньем, икрой)

Молодцы, много вы знаете про блины!

Ведущая: А у нас уж пятница настала – «тёщины вечёрки», теперь уже зять тёщу к себе приглашал, блинами угощал.

5 ребёнок: Пятый день уж наступает,

                 А народ не убывает!

         Тёщу на блины зовём,

         И друзей своих ведём!

Мальчики играют на ложках под фонограмму русской народной песни «Как у наших у ворот».

Ведущая: В субботу окончательно прощаются с зимой. В этот день невестка дарит золовкам подарки. А кто такие золовки, знаете? Это папины сестрёнки. Суббота – «золовкины посиделки».

6 ребёнок: А в субботу не безделки –

                 Золовкины посиделки!

                 Красны девицы, вставайте –

         Дорогих гостей встречайте!

Танец девочек «Матрёшки» (авторы Ку-Ко-Ша)

Ведущая: Вот и наступил последний день масленицы – прощёное воскресенье – или проводы масленицы. Заканчивались гулянья, на горах разводили костры – растапливали лёд, чтобы холод прогнать. Делали добрые дела и обязательно просили друг у друга прощения. Ребята, а как вы думаете, зачем просили прощения? (чтобы не обижаться друг на друга, жить в согласии).

Ведущая: Какие вы народные игры любите, предлагайте, поиграем!

Игра «Сидит Ваня на лугу».

Цель: развитие музыкальных способностей, ритмичности, ловкости, быстроты реакции, крупной моторики.

Ход игры: ведущий ребёнок сидит и играет на дудочке. Дети хлопают в ладоши на первый куплет, на второй куплет идут гулять по залу в разных направлениях. На третий куплет танцуют.

Сидит Ваня на лугу

И играет во дуду.

Хорошо дуда играет, выговаривает.

2. Выходите-ка на луг,

На зелёный луг гулять,

На зелёный луг гулять,

Да под дудочку плясать.

3.Ваня больше не играет

Ваня деток догоняет.

На окончание музыкальной фразы: «Ваня деток догоняет…», все убегают на места, а ведущий ребёнок – ловит.

Игра повторяется.

Ведущая: Как хорошо мы встретили весну, поиграли.  Вот и пришла пора с масленицей прощаться.

7 ребёнок: Ты прощай, прощай

                  Наша масленица!

                  Ты пришла с добром,

                   Сыром, маслом, да яйцом!

8 ребёнок: Со блинами, с пирогами,

                 Да с оладьями!

                 Масленица, прощай!

         На тот год опять приезжай! 

Обращаются к гостям: Вы блинов давно не ели?

                               Вы блиночков захотели?

        Да какая же Масленица без блинов, горячих, да румяных!

        Масленицу провожаем, весну  встречаем и блинами всех угощаем!

        Отведайте наших блинов!

Ведущая и 2-3 детей под песню «Пироги» муз. В.Алексеева, сл. И. Лейме выносят на подносе блины и угощают гостей.

Ведущая: Приглашаем всех на улицу – в русские забавы поиграть, да и масленицу всем садом провожать. 

Дети за ведущей змейкой уходят под музыку из зала.

«Русские забавы» на улице:

  • Золотые ворота. Ход игры: двое детей (Солнце и Луна) встают парами, поднимают руки вверх, образуя ворота. Остальные дети проходят по одному в ворота. Все проговаривают такие слова:

Пришла матушка-весна

Отворяй-ка ворота!

Первым март пришёл –

Первый снег сошёл.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

Ну а как пришёл май –

Солнце в терем приглашай!

На последних двух строках ведущая пара ловит того, кто проходит в воротах.

  • Перетягивание каната.
  • Метание снежков в Масленицу.

Список литературы:

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.
  2. http://traditio-ru.org, http://podelki.boxter.org, http://www.gotovim.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника-развлечения «Масленица» для средней группы

Сценарий праздника-развлечения «Масленица» для средней группы. Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культ...

Сценарий праздничного развлечения в средней группе "Праздник Светлой Пасхи"

В нашей группе стало доброй традицией отмечать светлый праздник Христова Воскресения. Пасха - самый большой и светлый праздник. Церковь называет Пасху Праздником праздников. Это праздник победы жизни ...

Сценарий летнего развлечения для средней группы «Праздник Дружбы»

Цель: Формирование у детей познавательной и физической активности....

Сценарий летнего развлечения для средней группы: «Праздник игрушек»

Задачи:Создать положительный эмоциональный настрой.Активизировать имеющиеся знания и умения детей.Формировать игровую деятельность.Развивать тактильную память, логическое мышление, ловкость и вынослив...

Сценарий праздника-развлечения «Масленица»

Цель: Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой. Задачи:Закреплять знания детей о русских народных традици...

Сценарий развлечения «Масленица» средняя группа

Сценарий развлечения «Масленица» средняя группа...

Сценарий развлечения "Масленица" средняя группа

Развлечение для детей средней группы с участием взрослых, исполняющих роль Хозяйки и скомороха Тимошки. Не требует большой подготовки и разучивания материала....