конспект занятия "Удивительный край Якутия"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Макарова Наталья Юрьевна

материал может быть полезен для изучения республики Якутия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_2.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого музыкально- тематического занятия с детьми «Удивительный край Якутия» по проекту «Азбука в России»

Музыкальный руководитель

ГБДОУ№1 Калининского района

Макарова Н.Ю.


Цель: 

  • формирование у детей патриотических чувств;
  • расширение представлений о многонациональности России, систематизировать знания о Республике Саха (Якутия).

Задачи:

Образовательные:

  • формировать целостность картины мира, расширение кругозора:
  • расширять и уточнять знания детей об историческом и этнографическом своеобразии Республики Саха (Якутия): государственная символика, народное творчество, одежда, традиции и обычаи, музыкальное и песенной творчество.
  • обогащать и активизировать словарь детей по теме «Якутия – Республика Саха»;
  • формировать у детей умение слушать и понимать музыку;

Развивающие:

  • развивать у детей познавательный интерес, любознательность, активность, память;

Воспитательные: 

  • воспитывать желание жить в дружбе и согласии с людьми разных национальностей;

Оборудование и материалы: презентация, государственная символика Якутии (герб, флаг), компьютер, музыкальный центр, музыкальные инструменты Якутии, фотографии национальных костюмов, якутские сувениры.

Ход занятия:

Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель спрашивает, почему дети в национальных костюмах севера. Как назывался проект, в котором они участвовали?

(«Азбука в России»)

Музыкальный руководитель предлагает отправиться в сказочное путешествие и вспомнить самое интересное из этого проекта.

Хоровод «Сказку в гости позовем» ( с использованием движений якутского хоровода  ОСУОХАЙ) после садятся на стульчики.

Под музыку выходит Буратино, в руках у него азбука.

Буратино:

Я веселый Буратино,

Я в Италии родился

Из соснового полена

На свет божий появился.

Мой добрый папа Карло

Мне азбуку купил.

И чтобы стал я человеком,

Меня в школу проводил.

Только в садик не ходил я…

Буквы и звуки не учил я.

Музыкальный руководитель: Ребята уже знают буквы и могут тебе помочь. Давай для начала выучим одну букву?

Буратино открывает азбуку на «Я», спрашивает какая буква изображена.

Дети: это буква «Я» и изображен Якут

Буратино: А кто такой якут?

Дети: это люди, которые живут в Якутии - республике Саха в России.

Музыкальный руководитель: Видишь, Буратино, в Италии видимо тепло, а в Якутии очень холодно

Какая температура зимой в Якутии? -60

Из чего якуты изготавливают себе одежду? (из  меха оленей и животных)

Чем богат этот край? (ответы детей)

Буратино, хочешь попутешествовать по Якутии и увидеть много интересного?

Вот Цветок, который растет на территории Якутии, он называется сардаана,  (символизирует благие пожелания родным и близким людям)

Отрывай лепесток и смотри, что на нем изображено.

  1. Флаг Якутии. Слушание 1 куплета гимна

Что такое гимн? Кто исполняет гимн? Какой темп у музыки? Какой характер?

 Стихотворение «Люблю Якутию родную»

Текст на якутском языке

Текст на русском языке

Первый куплет

Сахам сирэ дьоллоох тускуга
Саһарҕалыы ыҥыра ыллыыр.
Илинтэн арҕаа ол кустуга
Алмаас таас курдук сандаара сырдыыр.

Якутия, ты светом зари
К добру и счастью всех нас зовёшь,
Алмазной радугой ты горишь
И нас к победам грядущим ведёшь.

Припев

Барҕа быйаҥнаах Сахам дойдута
Модун Россия киэн туттуута,
Өркөн өрөгөй тойугун туойдун,
Үүнэр үйэҕэ үрдүү туруохтун!

Цвети и крепни, родная земля,
Расти и славься, Якутия.
Краса и гордость России ты всей,
Тебя раздольней нет и щедрей.

Второй куплет

Үллэр үөстээх Өлүөнэ Эбэ
Өлбөт мэҥэ угуттуур уулаах.
Элбэх омукка эрчим эбэр,
Или-эйэни олохтуур уохтаах.

Привольно Лена наша течёт,
Водой живой до края полна.
Она согласье и силу несёт
Дарует мир всем народам она.

Припев

Барҕа быйаҥнаах Сахам дойдута
Модун Россия киэн туттуута,
Өркөн өрөгөй тойугун туойдун,
Үүнэр үйэҕэ үрдүү туруохтун!

Цвети и крепни, родная земля,
Расти и славься, Якутия.
Краса и гордость России ты всей,
Тебя раздольней нет и щедрей.

Третий куплет

Ааспыт кэммит айхаллаах суола
Арчылыыр аар алгыһын биэрдэ.
Сахабыт сирэ дьоһун, дуолан
Сайдыы аартыгар түөрэҕэ түстэ.

Земля Саха, святыни твои
С вершин веков напутствуют нас.
Мы путь продолжили предков своих,
И с честью мы их исполним наказ.

Припев

Барҕа быйаҥнаах Сахам дойдута
Модун Россия киэн туттуута,
Өркөн өрөгөй тойугун туойдун,
Үүнэр үйэҕэ үрдүү туруохтун!

Цвети и крепни, родная земля,
Расти и славься, Якутия.
Краса и гордость России ты всей,
Тебя раздольней нет и щедрей.

Буратино отрывает второй лепесток

  1. Знакомство с музыкальными инструментами:

Кырыымпа (струнный)

Кюспюр (барабан из лиственницы) и былайах (палочка для кюпсюря из осины)

Способы отстукивать ритм своего имени в барабан

Айаан

Варган (хомус)

Стихотворение про хомус

На какие знакомые детям инструменты похожи якутские народные инструменты?

(скрипка, флейта, дудочка, горн, барабан)

Буратино отрывает третий лепесток

  1. Танец «Северных красавиц»

Дети садятся на стульчики

  1. Буратино отрывает четвертый лепесток

Задачи: Познакомить с изображением севера по средствам классической музыки.

Цель: Закрепить природные явления (снег, холод, северное сияние)

Слушание С.М.Слонимский «Северная песня»

Разговор о впечатлениях детей, о средствах музыкальной выразительности. Как северный край изобразил композитор. Рассматривание иллюстраций

  1. Буратино отрывает пятый лепесток

Дедушка Байонай хочет с вами поиграть

«Важенка и оленята» муз. Макаровой Н.Ю.

Три –четыре обруча.

В каждом из них находятся важенка и двое оленят.

Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).

Поют:

Бродит в тундре важенка,

С нею — оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины .

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Дедушка Байонай начинает ловить только по сигналу и только вне домика

Путешествие по азбуке закончилось, обобщить знания детей об инструментах Якутии.

Вручение подарков (картинка сардааны- цветка) и пожелания детей для Буратино.

Прощание с героем и с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения КРАЙ БЕРЕЗОВЫЙ, КРАЙ ЕСЕНИНА! В старшей группе «Звёздочки»

Вечер развлечения по ознакомлению детей с творчеством С.А. Есенина...

Конспект развлечения КРАЙ БЕРЕЗОВЫЙ, КРАЙ ЕСЕНИНА!

Конспект развлечения "Край березовый Край Есенина" Для детей старшей группы...

Мой родной край - Якутия

Конспект занятия для подготовительной группы детского сада....

«Мой родной край – Якутия».

В данном материале содержится статья по кружковой работе«Мой родной край – Якутия»....

STEM технологии. Конспект занятия Звуки Якутии

Познакомить детей с культурой Якутии. «Рассмотреть» понятие «звук», учить понимать значение его происхождения. Сформировать представления о характеристиках звуков - громкости, ...

«Родной край - Якутия. Дидактические игры».

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- родной край: город, село, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из таких маленьких родных уголков и состоит наша больш...