Главные вкладки

    Совместно с детьми и родителями фольклорный праздник посвященный народным играм и традициям Южного Урала)
    методическая разработка (старшая группа)

    Макарова - Щербатюк Ирина Ивановна

    Этот сценарий помогает пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Совместно с детьми и родителями фольклорный праздник посвященный народным играм и традициям Южного Урала)

    Подготовила воспитатель первой категории Щербатюк И. И.

    МДОУ «д/с №125 к. в.» 2017г

    Программные задачи:

    Обогащение личного опыта детей знаниями о фольклорных традициях и играх жителей Южного Урала. Знакомство детей с фольклорным жанром музыкального искусства. Подведение детей к пониманию того, что народные традиции связаны с современностью.

    Цель:

    Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом. Закрепить знания детей о народных играх Южного Урала. Способствовать развитию физических качеств: быстроты, ловкости, силы. Вызвать интерес к культуре и традициям родного края через народные игры. Создать бодрое и веселое настроение.

    Оборудование:

    Национальные костюмы для детей (русский, татарский, башкирский), костюмы для ведущих, солнышко на шестке, национальная музыка,  мешочек, горшочек.

    Работа с родителями:

    Привлечение родителей к совместному педагогическому процессу, воспитание любви к народным традициям. Готовят угощения.

    Предварительная работа:

    Ознакомление детей с русским народным пением, хороводом, его элементами, закличками, поговорками, костюмами.

    Оформление зала:

    Зал разделен на две части: справа макет избы, посередине печь, на ней матрац, подушка и тулуп, под тулупом «спят» дети, слева – плетень. В печи спрятан поднос с жаворонками. Около печи стол с чугунком, в чугунке тесто для раскатки, на столе скалка.  Звучит русская народная мелодия «Светит месяц»(Дети В русских костюмах входят в зал и садятся.)

    Ход праздника

    1Вед (родитель): На завалинках, в светелке,

    Иль на бревнышках каких

    Собирали посиделки

    Пожилых и молодых.

    При лучине ли сидели

    Иль под светлый небосвод-

    Говорили, песни пели

    И водили хоровод.

    А играли как! В горелки!

    Ах, горелки хороши!

    Словом эти посиделки

    Были праздником души.

    2 Вед (родитель): Здравствуйте, гости дорогие!

    Позади трудовой день и когда солнышко склонится к закату, приходят за околицу красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать, да на других посмотреть, да добрым словом перемолвиться. И у нас сегодня посиделки.

    Девочка: Эй, девчоночки-подружки, веселушки-хохотушки.

    Мальчик: Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,

    Вместе: Выходите поиграть, посиделки начинать!

    хоровод «Во поле береза стояла» уральская. н. п.

    1 Вед: Ребята, мы живем в стране Россия.

    Россия…Какое красивое слово!

    И роса, и сила, и синее что-то…

    А как называется то место в России, край где мы живем?

    ДетиЮжный Урал.

    1 Вед: А в каком городе на Урале мы живем?

    Дети: В Магнитогорске.

    1 Вед: Да живем мы на Южном Урале. А знаете вы, что у нас есть высокие Уральские горы. И самая высокая гора Ямантау - 1640, а еще есть гора Магнитная.

    А еще у нас на Урале много рек Кама, Чусовая, Белая, Урал, Печора, Уса, Тобол, Тура, Лозьва. А какая река протекает через наш город?

    Дети: Урал

    1 Вед: У нас на Урале огромные леса. Взгляните какие они красивые и могучие.

    (Показ репродукций на интерактивном экране)

    Ребята. а знаете ли вы какие народы проживают на Южном Урале? Мы с вами кто?

    Дети: Русские.

    1 Вед: А еще на Южном Урале живут башкиры, ханты, манси, удмурты, коми, татары.

    2 Вед: Мы с вами говорили, что на Урале живут башкиры«Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

    1 Вед: А сейчас будем продолжать наши посиделки. Наш талантливый народ не только хорошо трудился, но и сочинял песни, сказки, потешки, хороводы, пляски и игры. И конечно у каждого народа есть свои  традиции. И все это называется народный фольклор. И вот сегодня мы собрались, чтоб в очередной раз вспомнить традиции народов Южного Урала и их народный фольклор.

    Ребенок: Фольклор достался нам в наследство

    От тех, что знать мы не могли.

    Частушки, игры, пляски, песни –

    Душа народа и земли.

    2 Вед: На наш праздник, прибыли представители народов, населяющих Южный Урал.  А сейчас к нам выходят весёлые татары.

    Звучит татарская народная музыка.

    (Выходят мальчик с девочкой, одетые в татарский национальный костюм).

    Девочка(достаёт волшебный мешочек):

    Вот, ребята, вам мешочек, там сидит один дружочек,

    В мешочек руку опускай, что лежит там – доставай!

    (девочка держит мешок мальчик достает горшок)

    Мальчик: Здесь горшок из Татарстана,

    Чудесный, гладкий, без изъяна!

    К нам на праздник наш попал,

     и друзей вокруг собрал!

    Все горшки мы соберём – продавать пойдём!

    Татарская народная игра «Продаём горшки»

    Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

    — ЭЙ, ДРУЖОК, ПРОДАЙ ГОРШОК!

    — ПОКУПАЙ.

    — СКОЛЬКО ДАТЬ ТЕБЕ РУБЛЕЙ?

    — ТРИ ОТДАЙ.

    Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

    Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если on начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

    (Игра повторяется 2-3раза)

    1 Вед: Дорогие гости, наши ребята знают много пословиц татарского народа, и вам их сейчас расскажут. (рассказывают пословицы).

    Прощаются, уходят татары.

    2 Вед: А мы с вами встречаем гостеприимных башкир.

    Звучит башкирская народная музыка

    (Выходят мальчик с девочкой, одетые в национальный башкирский костюм).

    -Уважаемые гости, ребята готовились к вашему приходу и выучили много башкирских пословиц и поговорок, и сейчас вам их расскажу.

    Девочка: У жителей Башкирии из войлока есть дом -

    Переносная юрта, тепло, уютно в нём!

    Играют они в «Юрту», весёлую игру,

    И с ней мы познакомим сегодня детвору!

    Башкирская игра «Юрта»

    Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:

    Мы все ребята,

    Соберемся все в кружок.

    Поиграем, и попляшем,

    И помчимся на лужок.

    Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

    (Игра повторяется 2-3раза)

    (Прощаются и уходят)

    1 Вед: Встречаем гостеприимных Русских. (Звучит русская народная музыка)

    Мальчик с девочкой, одетые в русский национальный костюм, выходят на середину .

    Девочка:

    Нет края на свете красивей,

    Нет Родины в мире светлей!

    Россия, Россия, Россия, –

    Что может быть сердцу милей?

    Мальчик: - У русского народа есть веселая игра «Золотые ворота» и сейчас мы предлагаем вам поиграть в нее. (проводится игра) .

    Русская народная игра «Золотые ворота».

    8 детей создают 4 пары и распределяются по залу, становятся лицом друг к другу, берутся за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота.

    Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки. Первым стоит скоморох Тимошка, который водит эту нитку за собой через воротца. На ходу дети приговаривают:

    – Золотые ворота пропускают не всегда,

    Первый раз прощается, второй раз воспрещается,

    А на третий раз не пропустим мы вас.

    На первые две фразы «ворота» держат руки поднятыми вверх, а на конец третьей опускают вниз и ловят проходящих детей. Дети, попавшие в ворота, расходятся в разные стороны. Игра повторяется. В конце игры образуется две команды.

    Вед. 2: Ребята кроме традиционных игр у каждого народа есть еще пословицы и поговорки.

    А кто знает русские пословицы и поговорки? (дети называют пословицы)

    (Дети говорят спасибо, Русские, прощаются и уходят)

     1 Вед: В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. День встречи весны – «Сороки» мы отмечаем 22 марта.

    В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки. Люди ждут своих пернатых друзей, устраивают им теплый прием, по традиции накануне пекут печенье, которое называют по-птичьи – «жаворонки», «кулики», «чувилики».

    Вместе с прилетом птиц встречали весну песнями-веснянками, шутками-прибаутками, хороводами, играми.

    Инсценировка

    На печи лежат хозяйкины дети

    Ведущий: Рано-ранешенько вставала хозяйка дома в праздник и, затопив печь, принималась раскатывать тесто, напевая:

    Хозяйка (родитель) (берет тесто из чугунка, начинает его раскатывать):

    Ты запой, запой, жавороночек,

    Ты запой свою песнь, песню звонкую,

    Ты пропой-ка, пропой, пташка малая.

    Пташка малая ль, голосистая.

    Про житье-бытье, про нездешнее.

    Ведущий: Приговаривала хозяйка заговорные слова.

    Хозяйка:

    По белому, по чистому,

    по зазнобчивому,

    Зорями крученому

    Катись, бел-крутой, бел-золотой.

    Сын (родитель) (просыпаясь): Мам! А ты чего так рано встала?

    Хозяйка: Раным-рано нас куры будили, про весну-красну возвестили!

    Сын (потягиваясь): А какое сегодня число?

    Хозяйка: 22-е марта, соня-засоня. Сороки наступили.

    Уж солнце красное над полем встало,

    На горе всех в игры собрало:

    Жаворонков люди ждут,

    Что весну на Русь ведут.

    Сын: А правду рассказывают, будто на Сороки не только птицы на Русь прилетают, но и кикимору прочь гонят? Верно ли, что, если кикимора облюбует чей двор – беда грозит.

    Хозяйка: Верно, да про то вестИ речи не след: накличешь беду на свою сторону.

    Дочь хозяйки, проснувшись, щиплет брата под одеялом.

    Сын: Ой! (Угрожая сестре) Напугала до смерти (Между братом и сестрой завязывается борьба).

    Хозяйка (останавливая их и по очереди снимая с печи): Ну, хватит баловаться. Бегите на улицу, пойте веснянки.

    Вот вам по жаворонку,

    Чтобы пили водицу как птицы,

    Чтобы хворобы не знали,

    Чтобы росли как трава по весне.

    А теперь - бегом весну встречать!

    А то вас никто ждать не будет.

    Выбегают дети с "жаворонками" и, что есть силы, кричат, закликая жаворонков и весну.

    Сын: Жаворонки, прилетите,

    Студену зиму унесите,

    Теплу весну принесите.

    Зима нам надоела,

    Весь хлеб у нас поела!

    Дочь: Ой, вы, жавороночки, жавороночки!

    Ой, летите в поле, несите здоровья:

    Первое - коровье,

    Второе - овечье,

    Третье - человечье.

    Вместе: Весна, весна, красная,

    Приди, весна, с милостью,

    С великой благодатью.

    Из-за темных лесов,

    Из-за синих морей.

    Приходи, приходи,

    Солнцем светом озари.

    (кланятся все вместе и уходят)

    1 Вед: Ребята, мы с вами говорили, что на Южном Урале живут разные народы. У них свой язык, свои песни, свои игры, традиции. И посмотрели инсценировку как раньше встречали весну.

    1Вед(вместе) Наступает час прощанья,

    Будет краткой наша речь.

    Говорим вам: 1,2 Вед: До свиданья!

    До приятных новых встреч

    2Вед: И прощаясь вам желаем

    В мире жить и всем дружить

    Родным краем дорожить

    А на праздниках веселых

    1,2 Вед(вместе) Петь, плясать и не тужить!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий фольклорного праздника, посвященного дню родного языка "Край мой, Мордовия!"

    Материал празника позволяет формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев, вызывает интерес детей к прошлому, истории сво...

    Совместно с детьми и родителями фольклорный праздник посвященный народным играм и традициям Южного Урала)

    Сценарий праздника, направленный на ознакомления детей дошкольного возраста с одной из традиций встречи весны....

    Сценарий фольклорного праздника «Россыпь народных праздников» (Весна) «Весну встречаем, Зиму провожаем!»

    Праздники на Руси любили. Потому что народ умел трудиться. Умел и веселиться. В народе говорили: Примечай будни, а праздники сами придут. Кто хорошо поработает, тот хорошо и попразднует.. Русские праз...

    Сценарий совместного с родителями фольклорного праздника "Посиделки у околицы"

    Сценарий данного мероприятия "Посиделки у околицы" предназначен для воспитателей ДОУ и музыкальных руководителей и рекомендован для проведения в старших, подготовительных группах. Посвященны...

    Консультация для родителей «Фольклорные праздники - средство приобщения детей к народной культуре и традициям"

    Консультация для родителей «Фольклорные праздники - средство приобщения детей к народной культуре  и традициям"...

    Комплексно-тематический план приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной семейной традиционной культуре Южного Урала

    Комплексно-тематический план приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной семейной традиционной культуре Южного Урала...

    СЦЕНАРИЙ совместных посиделок детей с родителями на тему: "Русские народные традиции" в подготовительной группе

    Сценарий совместных посиделок детей с родителями на тему:"Русские народные традиции"...