Сценарий тематического развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Синичкин день"
методическая разработка
Материал будет актуален для воспитателей ДОУ и музыкальных руководителей, а также для педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_sinichkin_den.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический день для детей всех групп «Синичкин день»
Актуальность:
Для формирования обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных способностей детей я разработала тематический день, посвященный празднику «Синичкин день».
Цель: уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.
Задачи:
- активизировать знания детей о перелётных птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;
- развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;
- упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложениях;
- закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
- развивать умение строить причинно-следственные связи;
- учить понимать образный смысл загадок;
- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникации, художественное творчество.
Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.
И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.
Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Весёлая синица морозов не боится.
Даже в минус двадцать пятьлюбит песни распевать!
Игра- беседа «Перышки».
Муз.рук: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.
Пёрышки мы подберём и задания прочтём.
Перья с загадками:
Кто приклеил майским днем.
Рукавичку над окном,
Поселил в неё птенцов.
Непоседливых жильцов?
(Ласточка)
Он живёт на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(аист)
Что за весенняя чёрная птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Летом за пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит.
(Грач)
Гнездо свое он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения!
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.
(Жаворонок)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.
Но с нами зимуют прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:
Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!».
(Воробей.)
Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах, а зовут ее…
(Ворона.)
Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?
(Дятел.)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым-
лее! лее! лее! - поет со свистом!
(Клест)
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её
(синичка)
Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош осенний день!».
(Синица)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это
(снегири)
Грудка ярче, чем заря, у кого?
(У снегиря)
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
а зовут её
(сорока)
Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. (голубь)
Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)
Пальчиковое упражнение «Птички».
Муз.рук: Пришло время поиграть с пальчиками.
Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены.Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)
Крыльями махали
Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок)
И дальше полетели. (Повторяют первое движение).
.Игра «Птицы в гнездышках»
Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда»(стульев на один меньше)
По сигналу синички «Птички, полетели! » все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями(музыка). После команды «Птицы, в гнездо! » детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул. Повторить несколько раз.
Молодцы все участники, а самые громкие аплодисменты вот этой шустрой птичке, моей сестричке (победитель конкурса)
Наблюдение за повадками птиц.
Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями). Где любят находиться птицы (вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (воробьи живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлетает к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).
Поговорки и пословицы.
Всякая птица своим пером гордится.
Всякая птица своим клювом сыта.
В старину по приметам определяли погоду:
Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
Ворона кричит зимой – к метели.
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.
Индивидуальная работа по экологии – дидактическая игра «Голоса птиц»
Муз.рук: Угадайте, какая птица произносит такие звуки?
- Кар – кар! (Ворона).
- Чик – чирик,! (Воробей).
- Ча-ча–ча! (Сорока).
- Курлы – курлы! (Журавль).
- Свири - свир!Тюр–тюр–тюр! (Свиристель).
- Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).
- Ку- ку! (Кукушка).
- Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).
- Синь-синь-синь! (Синица).
Игра “Птичий концерт” (На внимание)
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
Воробьи – чик – чирик! Чив – чив!
Синицы – тинь – тинь! Синь-синь-синь!
Ворона – кар – кар
Дятел – тррр – тррр
Снегирь – рюм-рюм-рюм!
Клёст – цок – цок – цок
Свиристель – тюр–тюр – тюр
Ребята исполняют песню на мотив «Петушок». Каждая птица по строчке.
Славный у нас получился концерт!
Муз.рук:Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам. Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)Посмотрите ребята, что у меня есть? (Кормушка) Для чего нужна кормушка? Ответы детей.
Но,сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.
Дидактическое упражнение «Накорми»
На столе на блюдцах лежат: семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины.
Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).
Физкультминутка.
Снегом засыпаны лес и поля, (МАШУТ РУКАМИ)
Спит под сугробами крепко земля. (ЛАДОШКИ ПО ЩЕЧКУ)
Ищут, ищут птицы, чем бы поживиться. (ХОДЯТ РУКИ ЗА СПИНУ)
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду. (ВЫТЯГИВАЕМ ЛАДОШКИ)
Прилетайте, птицы, Вы сюда кормиться! (ЗОВЁМ ПТИЦ)
Игра «Накорми птиц»
От каждой группы приглашается по 5 ребят. Каждый получает мячик, его задача - попасть им в кормушку (ведерко) МУЗЫКА
Игра на внимание «Синицы».(если хватит время)
Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.
Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи - словесная игра «Назови ласково».
Птица – птичка, воробей – воробушек, сова – совушка, синица – синичка, соловей – соловушек, скворец – скворушка, кукушка – кукушечка, снегирь – снегирек и т.д.
Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».
Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки). «Птицы» бегают врассыпную со словами:
Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички.
После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
Работа с родителями:
Родителям предложили сделать кормушки для птиц из любого материала.
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1980.
4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева (и др.). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.
5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М.: Просвещение, 1985.
6. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке.- Волгоград: Издательство «Учитель»,2012.
7. ЛучичМ.В.Детям о природе.- М.: Просвещение, 1989.
8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.
9. Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск: Асар, 1998.
10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у Бабушки-Загадушки". Сценарий рождественского развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Сценария рождественского развлечения довольно прост и позволит без особых усилий, на основе Новогоднего материала подготовить детский праздник....
Сценарий летнего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста "В царстве насекомых"
Цель: заложить основы экологического воспитания.Задачи: уточнить понятие "насекомые".Развивать умение распознавать виды насекомых и изображать их при помощи мимики и жестов. Вызвать уд...
Сценарий летнего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста "В царстве насекомых"
Цель: заложить основы экологического воспитания.Задачи: уточнить понятие "насекомые".Развивать умение распознавать виды насекомых и изображать их при помощи мимики и жестов. Вызвать уд...
Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Осенние забавы»
Сценарий осеннего развлечения для проведения на площадке....
Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста на открытой площадке ДОУ "Осенние забавы"
Предлагаю вашему вниманию сценарий осеннего развлечения на улице для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Действующие лица - взрослые: ведущий, Осень, Солнышко, Тучка, Лесовичок....
Сценарий спортивного развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Веселые игры»
Сценарий спортивного развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Веселые игры»Цель: воспитывать внимание, целеустремленность, умение действовать в коллективе, чувство т...
Сценарий спортивного развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Поиграй-ка»
Сценарий спортивного развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Поиграй-ка»Цель: формирование положительной мотивации от подвижных игр и создание условий, способствующ...