Сценарий тематического развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Синичкин день"
методическая разработка

Мельник Анастасия Константиновна

Материал будет актуален для воспитателей ДОУ и музыкальных руководителей, а также для педагогов дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_sinichkin_den.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический день для детей всех групп «Синичкин день»

Актуальность:

Для формирования обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных способностей детей я разработала тематический день, посвященный празднику «Синичкин день».

Цель: уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

- активизировать знания детей о перелётных птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;

- развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

- упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложениях;

- закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

- развивать умение строить причинно-следственные связи;

- учить понимать образный смысл загадок;

- воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникации, художественное творчество.

  Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.

  И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.

  Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы.

  С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

  Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Весёлая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пятьлюбит песни распевать!

Игра- беседа «Перышки».

Муз.рук: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Перья с загадками:

Кто приклеил майским днем.

Рукавичку над окном,

Поселил в неё птенцов.

Непоседливых жильцов?

(Ласточка)

Он живёт на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(аист)

Что за весенняя чёрная птица

Трактору чуть ли не на нос садится?

Летом за пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит.

(Грач)

Гнездо свое он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворения!

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт.

(Жаворонок)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли,

Им с ходулей не сойти.

Но с нами зимуют прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!».

(Воробей.)

Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее…

(Ворона.)

Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?

(Дятел.)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(Сова)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым-

лее! лее! лее! - поет со свистом!

(Клест)

Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут её

(синичка)

Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош осенний день!».

(Синица)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это

(снегири)

Грудка ярче, чем заря, у кого?

(У снегиря)

Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

а зовут её

(сорока)

Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. (голубь)

Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)

Пальчиковое упражнение «Птички».

Муз.рук: Пришло время поиграть с пальчиками.

Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены.Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)

Крыльями махали

Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок)

И дальше полетели. (Повторяют первое движение).

.Игра «Птицы в гнездышках»

Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда»(стульев на один меньше)

По сигналу синички «Птички, полетели! » все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями(музыка). После команды «Птицы, в гнездо! » детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул. Повторить несколько раз.

Молодцы все участники, а самые громкие аплодисменты вот этой шустрой птичке, моей сестричке (победитель конкурса)

Наблюдение за повадками птиц.

 Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями). Где любят находиться птицы (вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (воробьи живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлетает к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).

Поговорки и пословицы.

Всякая птица своим пером гордится.

Всякая птица своим клювом сыта.

В старину по приметам определяли погоду:

Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.

Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.

Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.

Ворона кричит зимой – к метели.

Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.

Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.

Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.

Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.

Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.

Индивидуальная работа по экологии – дидактическая игра «Голоса птиц»

Муз.рук: Угадайте, какая птица произносит такие звуки?

  • Кар – кар! (Ворона).
  • Чик – чирик,! (Воробей).
  • Ча-ча–ча! (Сорока).
  • Курлы – курлы! (Журавль).
  • Свири - свир!Тюр–тюр–тюр! (Свиристель).
  • Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).
  • Ку- ку! (Кукушка).
  • Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).
  • Синь-синь-синь! (Синица).

Игра “Птичий концерт” (На внимание)

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

Воробьи – чик – чирик! Чив – чив!

Синицы – тинь – тинь! Синь-синь-синь!

Ворона – кар – кар

Дятел – тррр – тррр

Снегирь – рюм-рюм-рюм!

Клёст – цок – цок – цок

Свиристель – тюр–тюр – тюр

Ребята исполняют песню на мотив  «Петушок». Каждая птица по строчке.

Славный у нас получился концерт!

Муз.рук:Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам. Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)Посмотрите ребята, что у меня есть? (Кормушка) Для чего нужна кормушка? Ответы детей.

Но,сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми»

На столе на блюдцах лежат: семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины.

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Физкультминутка.

Снегом засыпаны лес и поля, (МАШУТ РУКАМИ)

Спит под сугробами крепко земля. (ЛАДОШКИ ПО ЩЕЧКУ)

Ищут, ищут птицы, чем бы поживиться. (ХОДЯТ РУКИ ЗА СПИНУ)

На зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовили птичкам еду. (ВЫТЯГИВАЕМ ЛАДОШКИ)

Прилетайте, птицы, Вы сюда кормиться! (ЗОВЁМ ПТИЦ)

Игра «Накорми птиц»

От каждой группы приглашается по 5 ребят. Каждый получает мячик, его задача - попасть им в кормушку (ведерко) МУЗЫКА

Игра на внимание «Синицы».(если хватит время)

Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи - словесная игра «Назови ласково».

Птица – птичка, воробей – воробушек, сова – совушка, синица – синичка, соловей – соловушек, скворец – скворушка, кукушка – кукушечка, снегирь – снегирек и т.д.

Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».

   Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки). «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

Работа с родителями:

Родителям предложили сделать кормушки для птиц из любого материала.

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1980.

4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева (и др.). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М.: Просвещение, 1985.

6. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке.- Волгоград: Издательство «Учитель»,2012.

7. ЛучичМ.В.Детям о природе.- М.: Просвещение, 1989.

8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.

9. Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск: Асар, 1998.

10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1990.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у Бабушки-Загадушки". Сценарий рождественского развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Сценария рождественского развлечения довольно прост и позволит без особых усилий, на основе Новогоднего материала подготовить детский праздник....

Сценарий летнего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста "В царстве насекомых"

Цель: заложить основы экологического воспитания.Задачи: уточнить понятие  "насекомые".Развивать умение распознавать виды насекомых и изображать их при помощи мимики и жестов. Вызвать уд...

Сценарий летнего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста "В царстве насекомых"

Цель: заложить основы экологического воспитания.Задачи: уточнить понятие  "насекомые".Развивать умение распознавать виды насекомых и изображать их при помощи мимики и жестов. Вызвать уд...

Сценарий осеннего развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста на открытой площадке ДОУ "Осенние забавы"

Предлагаю вашему вниманию сценарий осеннего развлечения на улице для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Действующие лица - взрослые: ведущий, Осень, Солнышко, Тучка, Лесовичок....

Сценарий спортивного развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Веселые игры»

Сценарий спортивного развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Веселые игры»Цель: воспитывать внимание, целеустремленность, умение действовать в коллективе, чувство т...

Сценарий спортивного развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Поиграй-ка»

Сценарий спортивного развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Поиграй-ка»Цель: формирование положительной мотивации от подвижных игр и создание условий, способствующ...