Сценарий праздника "Люблю тебя, моя Казань!"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Николаева Татьяна Михайловна

Сценарий праздника посвященный 100-летию ТАССР. в сценарии использованы стихи, песни, сказка татарских писателей, композиторов и поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл К 100-летию ТАССР43.42 КБ
Файл konspekt.docx43.42 КБ

Предварительный просмотр:

“Люблю тебя ,

моя Казань!”

100-летию ТАССР посвящается

Сценарий праздника для детей старшего

дошкольного возраста

                                                                               Подготовила:

                                                                               музыкальный руководитель

                                                                               МБДОУ “Детский сад

                                                                              “Рябинушка” города Тетюши

                                                                              Николаева Т.М.  

г. Тетюши                                                

Программное содержание.

1. Познакомить детей со столицей нашей республики городом Казань, её культурными объектами.

2. Продолжить приобщать детей к истокам народной культуры, воспитывать любовь и уважение к родным местам, воспитывать чувство гордости за нашу столицу.

3. Продолжить знакомство с музыкой, песенным, поэтическим творчеством  и фольклором родного края.

4. Пробуждать и развивать у детей художественный вкус, чувство прекрасного.

5. Познакомить с народным татарским и башкирским инструментом курай и татарской народной мелодией “Галиебану” исполненной на курае.

6. Развивать слуховое восприятие, память, внимание в процессе слушания музыки.

7. Обогащать словарный запас детей, продолжать работу над музыкальной определительной лексикой.

8. Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, совершенствовать оценочные суждения.

9. Петь песни коллективно и индивидуально, выразительно, эмоционально, на татарском и русском языках, понимая о чём поётся в песне.

10. Выполнять выразительно танцевальные движения, передавая характер и темп музыки.

11. Добиваться выразительного чтения стихов на русском и татарском языках.

12. Закреплять знание татарского языка русскоязычными детьми и педагогами.

                                          Содержание занятия.

1. Песня Е.Гомоновой« Край родной».

2.  Песня «Күнеллебезнеңшеһер».Л.Батыр-Булгари, Г. Зәйнашева

    Компьютерная презентация.

3. Театрализация сказки Г. Тукая «Коза и Баран».

4. Песня «Ребенок и мотылек»

«Бала беләнкүбәлек».Г. Тукай., З.Хәбибуллин

5. Танец бабочек и девочки.

6. Игра «Вслепую бить мяч».

7. Песня «Буре».

8. Слушание музыки. Видео. Курай. Татарская народная мелодия. Галиябану.

9. Татарский танец. /Исполняют педагоги детского сада/.

10. Песня “Мин яратам, сине Татарстан!”Р.Рәкыйпов,С. Андреев

11. Хоровод «Во поле березка стояла».

12. Песня «Кояшлы ил».Л.Батыр-Булгари,Ә.Рәшит.

13. Татарский парный танец с полотенцами./ Исполняют дети./

14. Песня “Әйлән – бәйлән”.Ф.Әүбәкеров., Р.Миңнулин

Материал. Слайды видов города Казань, видео о Казани, минусовые фонограммы для песен “Мин яратам, сине Татарстан!”Р.Рәкыйпов,С. Андреев, “Әйлән – бәйлән”.Ф.Әүбәкеров., Р.Миңнулин, аудиозапись для татарских танцев,аудиозапись для слушания. Курай. Галиябану,  полотенца, ёлки, котелок, дрова, тренога для котелка, маски, костюмы для сказки.

Зал украшен шарами цветами. На центральной стене вид Казанского Кремля.

Ведущий: Нынче в зале нашем светлом

Музыка, песни и смех.

Праздник чудесный, края родного

Мы приглашаем отпраздновать всех.

Здравствуйте, добрый день!

Сегодня, в этот светлый, теплый апрельский день, мы собрались с вами в этом зале, чтобы отправиться в путешествие по нашей Родине - Татарстану. Мы отправляемся вверх по Волге, к великому и красивому городу Казани. Казань старинный, древнейший, красивейший город нашей республики, её столица.

Ну, что ж, пора отправляться в путь! А путешествовать я вам предлагаю на трехпалубном теплоходе. /Слайд 1/.

Дети выстраивают клин и исполняют  песню Е. Гомоновой

«Край родной»

/Дети садятся/.

Ведущий:

...Вечерний город башенок и шпилей,

Решетчатых балконов, львиных морд

Застыл вкруг сада в совмещенье стилей,

Губернской исключительностью горд;

Провинциальной ностальгией болен

Готов он возвестить во все концы:

Союзны с позолотой колоколен

Мечетей азиатских изразцы!

Он вправду обстоятелен и четок,

 Певуч, как в небе - угол журавлей,

Вечерний город флюгеров-трещеток,

Чугунных кружев, кованых решеток,

Трилистников, узорных вензелей./Слайды 2,3,4,5/.

А вот и Казань. /Слайд 6./ Казань - мираж, заколдованный, святой и прекрасный город. Город - энциклопедия татарской и русской истории и культуры.

Дети. Занялась, зарделась неба грань,

Брызнули лучи по небосклону.

Здравствуй, город – славная Казань!

Кланяюсь тебе земным поклоном.

/Дети выстраивают полукруг к ним выходят две девушки в национальных костюмах, татарском и русском в руках они держат каравай и чак-чак/.

Татарочка: Исәнмесез!

Русская: Здравствуйте!

Татарочка: Хәерле көн сезгә!

Русская: Мы рады приветствовать вас.

Гостеприимная татарская земля приветствует своих гостей, желая им мира и благополучия, с тех самых пор, когда в 12 веке на реке Казанке недалеко от её впадения в Волгу закладывалась наша родная Казань. /Слайд 7/.

Татарочка: Долгий путь пройден с того времени народом, в городе сменилось много поколений и множество властей. Сегодня город входит в новую эпоху своего древнего существования, но она же - эпоха возрождения старинных и самых великих ценностей народа.

Дети:

Казань - столица Татарстана

Торжественна и величава!

Раскинулась на берегу реки,

Как город древней красоты. /Слайд 8/.

Твоей истории страницы

Хранишь ты бережно в себе:

В Кремле, домах, музеях, лицах

И в стенах башни Сююмбике. /Слайд 9, 10, 11/.

Ты хорошеешь год от года

Растешь и расцветаешь ты,

Как город дружбы и свободы,

Как город мира и любви. /Слайд 12/.

Так славься же во все века,

Сияй, как яркая звезда!

Торжественна и величава

Казань - столица Татарстана! /Слайд 13/.

                        Л. Кулибина.

Исполняетсяпесня на татарском языках

«Күнелле безнең шеһер».Л.Батыр-Булгари, Г. Зәйнашева/Слайд 14/.

Стихотворение «Казан!» Хәсән  Туфан/Слайд 15/.

И нурлары Казан –

Туган ил төсе,

Синең ташларда

Бабайлар эзе.

И якты Казан,

Синең нурларың

Кыйбласы безнең

Озын юлларның...

Еракта да син

Йөрәккә якын;

Торган җир – көмеш,

Туган җир – алтын.

Туган җир якын!

Туган тел якын!

Ведущий: А сейчас мы отправляемся на экскурсию по городу, по его культурным местам. И первая остановка - это театр. В Казани несколько театров: театр Г. Камала /Слайд16,17/, Театр Юного Зрителя /Слайд 18, 19/. Культурная жизнь города постоянно бурлит и развивается. Театры, как русские, так и татарские своей историей уходят в века.А я вас приглашаю в кукольный театр “Экият”/Слайд 20/ на спектакль по сказке Г.Тукая «Коза и баран»

Какие сказки татарских писателей вы знаете?

Ответы детей.

Ведущий:Рассаживайтесь поудобнее мы начинаем.

Театрализация сказки Г. Тукая

«Коза и Баран».

Ведущий: Жил - был Мужик с Женой в былые времена.

Бедна их жизнь была, убога и скудна.

К тому ж Баран с Козой кормились у людей,

Но были все равнонекормленых худей.

Сказал однажды Муж: «Гляди, Жена сама:

На сено денег нет, а вскорости зима...

Барана и козу нам прокормить невмочь.

 Впустую ведь едят пускай уходят прочь.»

Не спорила Жена: «Пускай, давно пора.

 Согласна я взашей согнать их со двора.

Чему на свете быть - того не миновать!

Уж сколько кормим их, а не видать добра!»

А что ж Баран с Козой, бедняги из бедняг?

Хозяин порешил — и значит, будет так.

Несчастные, пошив один большой мешок,

Пустились в путь - куда укажет посошок.

/Заходят грустные Коза и Баран/.

Коза: Раз хозяин решил - значит будет так.

Баран:Несчастные мы./Идут молчком/

Заходит девочка собирает ягоды и поет.

Җиләк җыям, как коям,

Дәү әнигә бүләккә.

Монда җиләк күп икән,

Аю-бүре юк икән.

«Залетает бабочка» летает по залу девочка ею любуется.

Девочка: какая красивая бабочка!

ИсполняетсяПесня «Ребенок и мотылек»

«Бала белән күбәлек». Г. Тукай., З.Хәбибуллин

Девочка поет:

Мотылек, как ңе так!

Не пойму я никак –

целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как живёшь?

Что ты ешь, что ты пьёшь,

Где твой мир, где твой дом...

Расскажи обо всём.

Бабочка поет:

Я живу на лугах,

И в садах, и в лесах,

Я летаю весь день

В голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня.

Танец бабочек и девочки.

 /Движения по выбору музыкального руководителя.Уходят./

Молча выходят Коза и Баран.

Вдруг около тропы видят волчью голову.

Стоят около головы дрожмя дрожат.

Баран: Что это такое?

Коза: Кажись, волчья голова.

Ходят вокруг головы, топчутся, дрожат.

Коза: Хватай!

Баран: Нет, лучше ты!

Коза: Ты, дядюшка Баран, сильней.

Баран: Зато ты, борода, смелей.

Подходят к голове и обратно убегают.

Коза: Нет, боюсь!

Баран: И я боюсь!

Подходят вдвоем, открывают мешок, поднимают голову за оба уха и опускают в мешок. Идут дальше.

Забегают волки.

1 Волк: Ой, есть хочу!

Старший волк: Давайте кашу варить!

Несут дрова, котелок, вешают котелок над «костром» мешают кашу ложкой, пробуют по очереди.

2 Волк: Пока каша варится, давайте как-нибудь поиграем?

3 Волк: Я знаю очень интересную игру. Она называется «Вслепую бить мяч».

Игра «Вслепую бить мяч».

От мяча на расстоянии трех шагов чертят линию. Играющий подходит к мячу и встает задом. Считая сколько шагов прошел,  доходит до черты. Потом ему завязывают глаза, поворачивают лицом к мячу и велят ударить мяч ногой.

Считалка: Бер, ике, өч – бездә бөтен көч!

Дүрт, биш –безне җиңеп булмый һич!

Алты, ңиде – куркаклар башын иде

Сигез, тугыз, ун – дүрт бүре – бер туп!

Күзең бәйләп тип!

Волк: Ая песенку спою.

 Исполняется Песня «Буре».

Волк: Ах, как вкусно пахнет!

Старший волк: Садитесь, каша готова, покушаем.

Заходят Коза и Баран.

Коза: А там огонь горит.

Баран: Давай, Коза, пойдем и заночуем там.

Волкам-то ведь к огню никак не подойти

Зубастым у костра никак нас не найти.

Коза: Что ж милый друг, идем.

Приближаются к огню и видят волков.

Испугались дрожат.

Коза:Ме-е-е!

Баран:Бе-е-е!

Коза: Приветствуем, друзья! Небось не ждали нас?

Волки/вместе/ У-у-у-у!        /Воют от радости/.

1 Волк: Обоих сгложем враз!

2 Волк: Какая красота!

3 Волк: И мясо на зубах, и каша не пуста!

Коза: Друзья, зачем тужить

Мы мясом можем всем на славу удружить!

Чего глядишь, Баран? Достань - ка из мешка

Припас, ты что забыл? Там волчья есть башка.

Баран вынимает из мешка голову. Увидев голову, волки испугались.

Коза:Ме-е! Ведь дюжина голов была у нас в суме!

Не можешь разве счесть гостей, глупец Баран!

Башку-то покрупней достань скорей, болван!

Баран сначала сует голову в мешок, потом снова достает её.

Баран: Держи, эта, кажись самая крупная.

Старший волк подходит к ним и просит разрешения уйти.

Старший волк: Я принесу в котел еще воды

Сгорит ведь ужин наш и пропадут труды. /Уходит/.

1 Волк: Куда же делся водонос? Пойду его искать. /Уходит/.

2 Волк: Я сейчас пойду, всех найду и сюда приведу. /Уходит/.

3 Волк: Ой-ой-ой! Помогите! /Убегает/.

Коза: Как хорошо! И волки убежали, и каша цела!

Баран: Как есть хочу! Давай покушаем?! /Едят кашу/.

Ведущий:

У жаркого огня уселись, развалясь,

И каши из котла наелись, не таясь.

Насытясь, от костра не вздумали вставать,

Вблизи огня, в тепле, остались ночевать.

Там выспались они, и с утренней зарей,

Мешок свой захватив с волчиной головой,

по лесу путь вдвоем продолжили друзья,

Пускай! Завершена история моя.

Понравилась вам сказка, ребята? Кто оказался хитрее?

Далее наш путь лежит к концертному залу Сайдашева. /Слайд 21/. А как вы думаете, что происходит в концертном зале?

Ответы детей.

Ведущий: Да, там поют песни, танцуют известные артисты, звучит музыка, стихи. Сейчас я предлагаю вам окунуться в волшебный мир музыки.Выуслышите татарскую народную мелодию исполненную на курае. /Слайд 22/. Курай – это татарский и башкирский духовой народный инструмент.

А почему он называется духовым?

Ответы детей. /Слайд 23, 24/

Молодцы. Сели правильно, слушаем музыку и знакомимся с прекрасным городом Казань. /Слайд 25. Видео/

Курай. Татарская народная мелодия. Галиябану. Татар Халык җыры.

Ведущий: Понравилась вам музыка, ребята? А какие чувства она у вас вызывает? Какое впечатление вы получили от прослушанной музыки и увиденного на экране?

Ещё в концертном зале можно увидитеть и танцевальные коллективы.  Вашему вниманию мы представляем татарский танец в исполнении взрослых.

Тыпыр-тыпыр-тыпырдый

Аяк бер дә тик тормый

Бию көе уйналсын

Апалар биеп алсын.

Татарский танец. /Исполняют педагоги детского сада/.

Дети читают стихи.

1. Идел ярларына нурлар сибеп

Матур булып ата бездә таң

Таң шикелле якты туган илем

Бәхет  биргән җирем – Татарстан. /Слайд 26/.

2. Казан, казан, сабый чагыбыздан

Күңелләргә якын башкала!

Туган илгә чиксез мәхәббәтем

Синең белән башлана. /Слайд 27/.

3. Сәйдәш моңы, Тукай, Җәлил җыры

Шаулап тора әллә кайларга.

Туган илем халкын шатландырып

Үсә Казан – данлы, зур кала./Слайд 28/.

 Г. Зәйнашева

Исполняется Песня “Мин яратам, сине Татарстан!”Р.Рәкыйпов

Дети:

1. Живет Казань, работает, растет,

Россию удивляя чудесами,

И молодеет сердцем здесь народ

Тысячелетье города встречая.../Слайд 29/.

2. Казань! Тебя ли позабуду!

Закрою я на миг глаза -

И вижу вновь тебя, как будто

Вчера лишь был с тобой, Казань!/Слайд 30/.

Ведущий: К сожалению, малоизвестно,

Но достоин тот факт пьедестала.

Что татарином создана песня «Во поле березка стояла».

И за это мой названный брат

Честь тебе, Ибрагимов Нигмат!

Хоровод «Во поле березка стояла»

/Исполняют дети. Движения на усмотрение музыкального руководителя./

Дети выстраивают полукруг.

Стихи: Син – дәрт тулы моңлы җырым

Син – бетмәс көчем минем.

Син – иркәли белгән аннам

        Җылыңда яшим илем./Слайд 31/.

 Казан үсә, матурлана! Күрәсезме?

Тиздән аңа мең яш тула. Беләсезме?

Мең ел гомер, гүя мизгел аның өчен

Кичә генә төзелгән күк безнең өчен. /Слайд 32/.

Исполняется Песня «Кояшлы ил».Л.Батыр-Булгари,Ә.Рәшит.

Татарский парный танец с полотенцами. / Исполняют дети. Движения по выбору музыкального руководителя/

Дети: Спросите нас: - Откуда вы?

 Мы с Волги, из Казани.

 Поит нас волжская вода

Мы хлеб растим, пасем стада

Качаем нефть, грузим суда

 В свободном Татарстане. /Слайд 33/.

Спросите нас: - Откуда вы?

Мы родом из Казани

Где белокаменный свой кряж

Над Волгой поднял город наш

Где пел Сайдаш, писал Такташ

О милом Татарстане. /Слайд 34/.

Я люблю свою сторонку

Свою Родину люблю.

Ветерку пою вдогонку

Песню добрую свою. /Слайд 35/.

Татарстан наш - край богатый

Край лесов, полей и рек.

От души тебе желаем

 Расцветать из века в век./Слайд 36/.

Для такой земли прекрасной

Нужен только мир всегда

Чтоб сияло солнце красно

И звучала песньмоя! /Слайды 37, 38/.

Җырладык та, уйнадык

Күңел ачтык, биедек.

Тормышлар матур булсын

Кояш елмаеп торсын.

Песня “Әйлән – бәйлән”.  Ф.Әүбәкеров., Р.Миңнулин./Слайды 39, 40, 41/.

Исполняют все участники мероприятия.

Литература.

  1. Файзуллина Р.А. Татарская поэзия и фольклор в детском саду. Казань, Татарское книжное издательство, 1982.
  2. Кулибина Л. Песни и стихи для детей и юношества. Казань, 1997.
  3. Закирова. К.В. Мин бәйрәмнәр яратам. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 2009.
  4. Гомонова Е.А. Весёлые песенки для малышей круглый год. Ярославль, Академия развития, 2001.
  5. Закирова К.В. Иң  матур сүз. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 2000.
  6. Юсупов Ф., Юсупова Г., Хамидова Ф. Балалар бакчасы. Казань, Идель – Пресс, 2003.
  7. Фәизова Ф. Сайра, сандугачым. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 2002.
  8. Исхакова И.Г. Балалар бакчасында музыка дәресләре уздыру өчен хрестоматия. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 1999.
  9. Хәйруллина З. Күңелле маҗаралар. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1990.



Предварительный просмотр:

“Люблю тебя ,

моя Казань!”

100-летию ТАССР посвящается

Сценарий праздника для детей старшего

дошкольного возраста

                                                                               Подготовила:

                                                                               музыкальный руководитель

                                                                               МБДОУ “Детский сад

                                                                              “Рябинушка” города Тетюши

                                                                              Николаева Т.М.  

г. Тетюши                                                

Программное содержание.

1. Познакомить детей со столицей нашей республики городом Казань, её культурными объектами.

2. Продолжить приобщать детей к истокам народной культуры, воспитывать любовь и уважение к родным местам, воспитывать чувство гордости за нашу столицу.

3. Продолжить знакомство с музыкой, песенным, поэтическим творчеством  и фольклором родного края.

4. Пробуждать и развивать у детей художественный вкус, чувство прекрасного.

5. Познакомить с народным татарским и башкирским инструментом курай и татарской народной мелодией “Галиебану” исполненной на курае.

6. Развивать слуховое восприятие, память, внимание в процессе слушания музыки.

7. Обогащать словарный запас детей, продолжать работу над музыкальной определительной лексикой.

8. Продолжать воспитывать устойчивый интерес к музыке различного характера, совершенствовать оценочные суждения.

9. Петь песни коллективно и индивидуально, выразительно, эмоционально, на татарском и русском языках, понимая о чём поётся в песне.

10. Выполнять выразительно танцевальные движения, передавая характер и темп музыки.

11. Добиваться выразительного чтения стихов на русском и татарском языках.

12. Закреплять знание татарского языка русскоязычными детьми и педагогами.

                                          Содержание занятия.

1. Песня Е.Гомоновой« Край родной».

2.  Песня «Күнеллебезнеңшеһер».Л.Батыр-Булгари, Г. Зәйнашева

    Компьютерная презентация.

3. Театрализация сказки Г. Тукая «Коза и Баран».

4. Песня «Ребенок и мотылек»

«Бала беләнкүбәлек».Г. Тукай., З.Хәбибуллин

5. Танец бабочек и девочки.

6. Игра «Вслепую бить мяч».

7. Песня «Буре».

8. Слушание музыки. Видео. Курай. Татарская народная мелодия. Галиябану.

9. Татарский танец. /Исполняют педагоги детского сада/.

10. Песня “Мин яратам, сине Татарстан!”Р.Рәкыйпов,С. Андреев

11. Хоровод «Во поле березка стояла».

12. Песня «Кояшлы ил».Л.Батыр-Булгари,Ә.Рәшит.

13. Татарский парный танец с полотенцами./ Исполняют дети./

14. Песня “Әйлән – бәйлән”.Ф.Әүбәкеров., Р.Миңнулин

Материал. Слайды видов города Казань, видео о Казани, минусовые фонограммы для песен “Мин яратам, сине Татарстан!”Р.Рәкыйпов,С. Андреев, “Әйлән – бәйлән”.Ф.Әүбәкеров., Р.Миңнулин, аудиозапись для татарских танцев,аудиозапись для слушания. Курай. Галиябану,  полотенца, ёлки, котелок, дрова, тренога для котелка, маски, костюмы для сказки.

Зал украшен шарами цветами. На центральной стене вид Казанского Кремля.

Ведущий: Нынче в зале нашем светлом

Музыка, песни и смех.

Праздник чудесный, края родного

Мы приглашаем отпраздновать всех.

Здравствуйте, добрый день!

Сегодня, в этот светлый, теплый апрельский день, мы собрались с вами в этом зале, чтобы отправиться в путешествие по нашей Родине - Татарстану. Мы отправляемся вверх по Волге, к великому и красивому городу Казани. Казань старинный, древнейший, красивейший город нашей республики, её столица.

Ну, что ж, пора отправляться в путь! А путешествовать я вам предлагаю на трехпалубном теплоходе. /Слайд 1/.

Дети выстраивают клин и исполняют  песню Е. Гомоновой

«Край родной»

/Дети садятся/.

Ведущий:

...Вечерний город башенок и шпилей,

Решетчатых балконов, львиных морд

Застыл вкруг сада в совмещенье стилей,

Губернской исключительностью горд;

Провинциальной ностальгией болен

Готов он возвестить во все концы:

Союзны с позолотой колоколен

Мечетей азиатских изразцы!

Он вправду обстоятелен и четок,

 Певуч, как в небе - угол журавлей,

Вечерний город флюгеров-трещеток,

Чугунных кружев, кованых решеток,

Трилистников, узорных вензелей./Слайды 2,3,4,5/.

А вот и Казань. /Слайд 6./ Казань - мираж, заколдованный, святой и прекрасный город. Город - энциклопедия татарской и русской истории и культуры.

Дети. Занялась, зарделась неба грань,

Брызнули лучи по небосклону.

Здравствуй, город – славная Казань!

Кланяюсь тебе земным поклоном.

/Дети выстраивают полукруг к ним выходят две девушки в национальных костюмах, татарском и русском в руках они держат каравай и чак-чак/.

Татарочка: Исәнмесез!

Русская: Здравствуйте!

Татарочка: Хәерле көн сезгә!

Русская: Мы рады приветствовать вас.

Гостеприимная татарская земля приветствует своих гостей, желая им мира и благополучия, с тех самых пор, когда в 12 веке на реке Казанке недалеко от её впадения в Волгу закладывалась наша родная Казань. /Слайд 7/.

Татарочка: Долгий путь пройден с того времени народом, в городе сменилось много поколений и множество властей. Сегодня город входит в новую эпоху своего древнего существования, но она же - эпоха возрождения старинных и самых великих ценностей народа.

Дети:

Казань - столица Татарстана

Торжественна и величава!

Раскинулась на берегу реки,

Как город древней красоты. /Слайд 8/.

Твоей истории страницы

Хранишь ты бережно в себе:

В Кремле, домах, музеях, лицах

И в стенах башни Сююмбике. /Слайд 9, 10, 11/.

Ты хорошеешь год от года

Растешь и расцветаешь ты,

Как город дружбы и свободы,

Как город мира и любви. /Слайд 12/.

Так славься же во все века,

Сияй, как яркая звезда!

Торжественна и величава

Казань - столица Татарстана! /Слайд 13/.

                        Л. Кулибина.

Исполняетсяпесня на татарском языках

«Күнелле безнең шеһер».Л.Батыр-Булгари, Г. Зәйнашева/Слайд 14/.

Стихотворение «Казан!» Хәсән  Туфан/Слайд 15/.

И нурлары Казан –

Туган ил төсе,

Синең ташларда

Бабайлар эзе.

И якты Казан,

Синең нурларың

Кыйбласы безнең

Озын юлларның...

Еракта да син

Йөрәккә якын;

Торган җир – көмеш,

Туган җир – алтын.

Туган җир якын!

Туган тел якын!

Ведущий: А сейчас мы отправляемся на экскурсию по городу, по его культурным местам. И первая остановка - это театр. В Казани несколько театров: театр Г. Камала /Слайд16,17/, Театр Юного Зрителя /Слайд 18, 19/. Культурная жизнь города постоянно бурлит и развивается. Театры, как русские, так и татарские своей историей уходят в века.А я вас приглашаю в кукольный театр “Экият”/Слайд 20/ на спектакль по сказке Г.Тукая «Коза и баран»

Какие сказки татарских писателей вы знаете?

Ответы детей.

Ведущий:Рассаживайтесь поудобнее мы начинаем.

Театрализация сказки Г. Тукая

«Коза и Баран».

Ведущий: Жил - был Мужик с Женой в былые времена.

Бедна их жизнь была, убога и скудна.

К тому ж Баран с Козой кормились у людей,

Но были все равнонекормленых худей.

Сказал однажды Муж: «Гляди, Жена сама:

На сено денег нет, а вскорости зима...

Барана и козу нам прокормить невмочь.

 Впустую ведь едят пускай уходят прочь.»

Не спорила Жена: «Пускай, давно пора.

 Согласна я взашей согнать их со двора.

Чему на свете быть - того не миновать!

Уж сколько кормим их, а не видать добра!»

А что ж Баран с Козой, бедняги из бедняг?

Хозяин порешил — и значит, будет так.

Несчастные, пошив один большой мешок,

Пустились в путь - куда укажет посошок.

/Заходят грустные Коза и Баран/.

Коза: Раз хозяин решил - значит будет так.

Баран:Несчастные мы./Идут молчком/

Заходит девочка собирает ягоды и поет.

Җиләк җыям, как коям,

Дәү әнигә бүләккә.

Монда җиләк күп икән,

Аю-бүре юк икән.

«Залетает бабочка» летает по залу девочка ею любуется.

Девочка: какая красивая бабочка!

ИсполняетсяПесня «Ребенок и мотылек»

«Бала белән күбәлек». Г. Тукай., З.Хәбибуллин

Девочка поет:

Мотылек, как ңе так!

Не пойму я никак –

целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как живёшь?

Что ты ешь, что ты пьёшь,

Где твой мир, где твой дом...

Расскажи обо всём.

Бабочка поет:

Я живу на лугах,

И в садах, и в лесах,

Я летаю весь день

В голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питьё – ароматы цветов.

Но живу я недолго – не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня.

Танец бабочек и девочки.

 /Движения по выбору музыкального руководителя.Уходят./

Молча выходят Коза и Баран.

Вдруг около тропы видят волчью голову.

Стоят около головы дрожмя дрожат.

Баран: Что это такое?

Коза: Кажись, волчья голова.

Ходят вокруг головы, топчутся, дрожат.

Коза: Хватай!

Баран: Нет, лучше ты!

Коза: Ты, дядюшка Баран, сильней.

Баран: Зато ты, борода, смелей.

Подходят к голове и обратно убегают.

Коза: Нет, боюсь!

Баран: И я боюсь!

Подходят вдвоем, открывают мешок, поднимают голову за оба уха и опускают в мешок. Идут дальше.

Забегают волки.

1 Волк: Ой, есть хочу!

Старший волк: Давайте кашу варить!

Несут дрова, котелок, вешают котелок над «костром» мешают кашу ложкой, пробуют по очереди.

2 Волк: Пока каша варится, давайте как-нибудь поиграем?

3 Волк: Я знаю очень интересную игру. Она называется «Вслепую бить мяч».

Игра «Вслепую бить мяч».

От мяча на расстоянии трех шагов чертят линию. Играющий подходит к мячу и встает задом. Считая сколько шагов прошел,  доходит до черты. Потом ему завязывают глаза, поворачивают лицом к мячу и велят ударить мяч ногой.

Считалка: Бер, ике, өч – бездә бөтен көч!

Дүрт, биш –безне җиңеп булмый һич!

Алты, ңиде – куркаклар башын иде

Сигез, тугыз, ун – дүрт бүре – бер туп!

Күзең бәйләп тип!

Волк: Ая песенку спою.

 Исполняется Песня «Буре».

Волк: Ах, как вкусно пахнет!

Старший волк: Садитесь, каша готова, покушаем.

Заходят Коза и Баран.

Коза: А там огонь горит.

Баран: Давай, Коза, пойдем и заночуем там.

Волкам-то ведь к огню никак не подойти

Зубастым у костра никак нас не найти.

Коза: Что ж милый друг, идем.

Приближаются к огню и видят волков.

Испугались дрожат.

Коза:Ме-е-е!

Баран:Бе-е-е!

Коза: Приветствуем, друзья! Небось не ждали нас?

Волки/вместе/ У-у-у-у!        /Воют от радости/.

1 Волк: Обоих сгложем враз!

2 Волк: Какая красота!

3 Волк: И мясо на зубах, и каша не пуста!

Коза: Друзья, зачем тужить

Мы мясом можем всем на славу удружить!

Чего глядишь, Баран? Достань - ка из мешка

Припас, ты что забыл? Там волчья есть башка.

Баран вынимает из мешка голову. Увидев голову, волки испугались.

Коза:Ме-е! Ведь дюжина голов была у нас в суме!

Не можешь разве счесть гостей, глупец Баран!

Башку-то покрупней достань скорей, болван!

Баран сначала сует голову в мешок, потом снова достает её.

Баран: Держи, эта, кажись самая крупная.

Старший волк подходит к ним и просит разрешения уйти.

Старший волк: Я принесу в котел еще воды

Сгорит ведь ужин наш и пропадут труды. /Уходит/.

1 Волк: Куда же делся водонос? Пойду его искать. /Уходит/.

2 Волк: Я сейчас пойду, всех найду и сюда приведу. /Уходит/.

3 Волк: Ой-ой-ой! Помогите! /Убегает/.

Коза: Как хорошо! И волки убежали, и каша цела!

Баран: Как есть хочу! Давай покушаем?! /Едят кашу/.

Ведущий:

У жаркого огня уселись, развалясь,

И каши из котла наелись, не таясь.

Насытясь, от костра не вздумали вставать,

Вблизи огня, в тепле, остались ночевать.

Там выспались они, и с утренней зарей,

Мешок свой захватив с волчиной головой,

по лесу путь вдвоем продолжили друзья,

Пускай! Завершена история моя.

Понравилась вам сказка, ребята? Кто оказался хитрее?

Далее наш путь лежит к концертному залу Сайдашева. /Слайд 21/. А как вы думаете, что происходит в концертном зале?

Ответы детей.

Ведущий: Да, там поют песни, танцуют известные артисты, звучит музыка, стихи. Сейчас я предлагаю вам окунуться в волшебный мир музыки.Выуслышите татарскую народную мелодию исполненную на курае. /Слайд 22/. Курай – это татарский и башкирский духовой народный инструмент.

А почему он называется духовым?

Ответы детей. /Слайд 23, 24/

Молодцы. Сели правильно, слушаем музыку и знакомимся с прекрасным городом Казань. /Слайд 25. Видео/

Курай. Татарская народная мелодия. Галиябану. Татар Халык җыры.

Ведущий: Понравилась вам музыка, ребята? А какие чувства она у вас вызывает? Какое впечатление вы получили от прослушанной музыки и увиденного на экране?

Ещё в концертном зале можно увидитеть и танцевальные коллективы.  Вашему вниманию мы представляем татарский танец в исполнении взрослых.

Тыпыр-тыпыр-тыпырдый

Аяк бер дә тик тормый

Бию көе уйналсын

Апалар биеп алсын.

Татарский танец. /Исполняют педагоги детского сада/.

Дети читают стихи.

1. Идел ярларына нурлар сибеп

Матур булып ата бездә таң

Таң шикелле якты туган илем

Бәхет  биргән җирем – Татарстан. /Слайд 26/.

2. Казан, казан, сабый чагыбыздан

Күңелләргә якын башкала!

Туган илгә чиксез мәхәббәтем

Синең белән башлана. /Слайд 27/.

3. Сәйдәш моңы, Тукай, Җәлил җыры

Шаулап тора әллә кайларга.

Туган илем халкын шатландырып

Үсә Казан – данлы, зур кала./Слайд 28/.

 Г. Зәйнашева

Исполняется Песня “Мин яратам, сине Татарстан!”Р.Рәкыйпов

Дети:

1. Живет Казань, работает, растет,

Россию удивляя чудесами,

И молодеет сердцем здесь народ

Тысячелетье города встречая.../Слайд 29/.

2. Казань! Тебя ли позабуду!

Закрою я на миг глаза -

И вижу вновь тебя, как будто

Вчера лишь был с тобой, Казань!/Слайд 30/.

Ведущий: К сожалению, малоизвестно,

Но достоин тот факт пьедестала.

Что татарином создана песня «Во поле березка стояла».

И за это мой названный брат

Честь тебе, Ибрагимов Нигмат!

Хоровод «Во поле березка стояла»

/Исполняют дети. Движения на усмотрение музыкального руководителя./

Дети выстраивают полукруг.

Стихи: Син – дәрт тулы моңлы җырым

Син – бетмәс көчем минем.

Син – иркәли белгән аннам

        Җылыңда яшим илем./Слайд 31/.

 Казан үсә, матурлана! Күрәсезме?

Тиздән аңа мең яш тула. Беләсезме?

Мең ел гомер, гүя мизгел аның өчен

Кичә генә төзелгән күк безнең өчен. /Слайд 32/.

Исполняется Песня «Кояшлы ил».Л.Батыр-Булгари,Ә.Рәшит.

Татарский парный танец с полотенцами. / Исполняют дети. Движения по выбору музыкального руководителя/

Дети: Спросите нас: - Откуда вы?

 Мы с Волги, из Казани.

 Поит нас волжская вода

Мы хлеб растим, пасем стада

Качаем нефть, грузим суда

 В свободном Татарстане. /Слайд 33/.

Спросите нас: - Откуда вы?

Мы родом из Казани

Где белокаменный свой кряж

Над Волгой поднял город наш

Где пел Сайдаш, писал Такташ

О милом Татарстане. /Слайд 34/.

Я люблю свою сторонку

Свою Родину люблю.

Ветерку пою вдогонку

Песню добрую свою. /Слайд 35/.

Татарстан наш - край богатый

Край лесов, полей и рек.

От души тебе желаем

 Расцветать из века в век./Слайд 36/.

Для такой земли прекрасной

Нужен только мир всегда

Чтоб сияло солнце красно

И звучала песньмоя! /Слайды 37, 38/.

Җырладык та, уйнадык

Күңел ачтык, биедек.

Тормышлар матур булсын

Кояш елмаеп торсын.

Песня “Әйлән – бәйлән”.  Ф.Әүбәкеров., Р.Миңнулин./Слайды 39, 40, 41/.

Исполняют все участники мероприятия.

Литература.

  1. Файзуллина Р.А. Татарская поэзия и фольклор в детском саду. Казань, Татарское книжное издательство, 1982.
  2. Кулибина Л. Песни и стихи для детей и юношества. Казань, 1997.
  3. Закирова. К.В. Мин бәйрәмнәр яратам. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 2009.
  4. Гомонова Е.А. Весёлые песенки для малышей круглый год. Ярославль, Академия развития, 2001.
  5. Закирова К.В. Иң  матур сүз. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 2000.
  6. Юсупов Ф., Юсупова Г., Хамидова Ф. Балалар бакчасы. Казань, Идель – Пресс, 2003.
  7. Фәизова Ф. Сайра, сандугачым. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 2002.
  8. Исхакова И.Г. Балалар бакчасында музыка дәресләре уздыру өчен хрестоматия. Казан, “Мәгариф” нәшрияты, 1999.
  9. Хәйруллина З. Күңелле маҗаралар. Казан, Татарстан китап нәшрияты, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий «Люблю тебя и прославляю!..» (город Новосибирск и Октябрьский район)

СЦЕНАРИЙпраздничной краеведческой мультимедиаигры«Люблю тебя и прославляю!..»(город Новосибирск и Октябрьский район)Программное содержание:- формировать патриотические чувства;- расширять ...

Конспект сценария: "Люблю тебе - мой край родной!"

Сценарий праздника посвященного 80-летию Алтайского края. В этом сценарии использован региональный компанент....

Сценарий праздника "Тебе все лучшие слова"

Алексей   Горький писал: “Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя.Вся радость мира - от матерей!.&rdquo...

Сценарий праздника " Тебе моя Россия"

Сценарий праздника " Тебе моя Россия"...

Сценарий "Спасибо тебе, Осень, за эту красоту"

Осенний утренник для старших групп...

Сценарий «Люблю тебя, мой край родной» Старше-подготовительная группа

Цель: продолжать расширять знания детей о национальных праздниках, традициях, обрядах и играх чукотского народа...

сценарий "Ждем тебя мы Дед Мороз"

Сценарий новагоднего утреника, младшая группа с участием клоунов Бим и Бом....